Версия для печати

Важа Пшавела

Автор: irakly Дата: 29 ноя 2016, 15:49 Просмотры: 1024
Описание: Лука Разикашвили
Категория: Грузинская литература


Настоящее имя - Лука Павлович Разикашвили.

Известный грузинский писатель, классик грузинской литературы.

Родился 14(26) июля 1861 года в селении Чаргали Душетского уезда, в семье священника. Учился в Телавском духовном училище и в Горийской учительской семинарии, где сблизился с грузинскими народниками. По окончании семинарии в 1882 году стал сельским учителем; защищал крестьян от притеснений. В 1883 году поступил вольнослушателем на юридический факультет Петербургского университета, но из-за материальной необеспеченности в 1884 году возвратился на родину. Обрабатывал землю, пас стадо, охотился.В литературу Важа Пшавела вступил в середине 1880-х годов. В своих произведениях изображал быт и психологию современных ему пшавов. Важа Пшавела - автор 36 поэм, около 400 стихотворений, пьес, рассказов, а также этнографических, публицистических и критических статей. Он рисовал почти этнографически точные картины жизни горцев и вместе с тем воссоздал целый мир мифологических представлений. В своих стихах поэт обращался к героическому прошлому своего народа, призывал к борьбе против внешних и внутренних врагов (стихотворение "Раненый барс", 1890 г.; "Письмо пшава-солдата матери", 1915 г., и др.). В своих лучших эпических произведениях Важа Пшавела ставил проблемы взаимоотношения человека и общества, человека и природы, решал проблемы любви и долга перед народом. В поэмах "Алуда Кетелаури" (1888 г., русский перевод 1939 г.), "Гость и хозяин" (1893, русский перевод 1935 г.) изображен конфликт между личностью и "теми" (общиной); его герои выступают против некоторых отживших законов общины. Поэту близки сильные духом люди, их чувство собственного достоинства, жажда свободы. Эти же темы затронуты в пьесе "Отверженный" (1894 г.). Важа Пшавела идеализировал старые обряды пшавов, их чистоту и не испорченность "фальшивой цивилизацией". Мудрец Миндия в поэме "3мееед" (1901 г., русский перевод 1934 г.) гибнет, так как не может примирить свои идеалы с потребностями семьи и общества. Поэма "Бахтриони" (1892 г., русский перевод 1943 г.) повествует об участии племен грузинских горцев=в восстании Кахетии (Восточная Грузия) против иранских поработителей в 1659 году.

Как певец родной природы Важа Пшавела не имеет себе равных в грузинской поэзии. Пейзаж его полон движения и внутренних конфликтов. Язык насыщен всеми богатствами народного языка, и вместе с тем это безукоризненно точный литературный язык. Благодаря превосходным переводам на русский язык (Н. Заболоцкий, В. Державин, Б. Пастернак, С. Спасский и др.) сочинения Важа Пшавелы стали доступны представителям других народов бывшего СССР. Произведения Важа Пшавелы также переведены на многие иностранные языки.

Важа Пшавела умер в Тифлисе 27 июня (10 июля) 1915 года. Похоронен там же, в Пантеоне на горе Мтацминда.

Изображение

Космополитизм и патриотизм

Некоторые считают, что настоящий патриотизм противоречит космополитизму, но это ошибка. Каждый настоящий патриот в той же степени космополит, как и каждый здравый космополит является патриотом. Каким образом? Тот человек, который служит своему народу благоразумно, и пытается возвысить свою страну морально, разумно и материально, готовит тем самым всему человечеству наилучших представителей , лучших друзей, способствует развитию всего человечества и благоденствию.Если для развития всей нации необходимо вырастить отдельного ее представителя, то точно так же нужно вырастить отдельные нации, что бы человечество представляло из себя развитую группу; если для отдельного человека полезно воспитание индивидуальное, национальное, то для каждой нации полезно такое же воспитание, что бы каждый народ с премноженной силой , энергией проявил свою индивидуальность и внес свой вклад в копилку человечества...Каждый сын своего отечества должен служить своей Родине всеми своими силами, должен думать о своих собратьях, и на сколько благоразумным будет его труд, на сколько полезным будет его труд для своей страны, на столько он полезен будет и для всего человечества. Эдисон американец, но плодами его труда пользуется все человечество. Шекспир англичанин, работал в Англии, но от его произведений и сегодня получает удовольствие все человечество. Так же Сервантес, Гете и другие гении, на своей Родине, творили ради своих собратьев, но сегодня все человечество считает их своими детьми.Каждого гения национальная почва взрастила и возвеличила так, что и другие народы приняли их как собственных детей. Таким образом, гении даже вне своей Родины обрели Родину – весь мир, все человечество, но не смотря на это, плоды творчества гениев более полезны и более соответствуют национальной почве. «Гамлета» и Короля лир» ни один представитель другого народа не примет к сердцу, тем более в переводе, как сам англичанин, который читает это произведение по-английски. Зачем далеко ходить? Разве сын другого народа, читая «Витязя в тигровой шкуре», даже в хорошем переводе или даже зная грузинский, сможет почувствовать то же самое что и грузин? Никогда. У гения, как личности, индивидуума, есть собственная Родина, любимая, почитаемая, но только не у его произведений, которые принадлежат всему человечеству, так же как и наука...Наука и гении открывают нам путь к космополитизму, но только благодаря и через патриотизм и национализм. Совершенствуйте каждый свою нацию до той степени, что бы она хорошо освоила свое экономическое, политическое состояние, социальное бытие, уничтожьте экономическую несправедливость и обязательно тогда исчезнет желание подавлять друг друга, уничтожать друг друга, воевать, все что сегодня так распространено на Земле.Патриотизм как жизнь и чувство жизни словно с самого рождения сопутствует человеку и включает такие понятия, от которых ни один имеющий ум человек не сможет отказаться, такие, например, как родной язык, историческое прошлое, государственные деятели и национальная территория, литература и др. С того самого момента как ребенок увидит свет, ему кроме воздуха и места где лежать, необходим воспитатель, молоко для роста , колыбельная для спокойствия. Все это он получает в семье, под руководством матери и как раз здесь находится источник патриотизма. Дитя с самого начала чувствует крепкие связи с теми, с кем общается, кто его окружает – от кого получает первые впечатления. Поэтому он любит тот язык, который он слышал в детстве, и тех людей он считает своими, которые на этом языке говорят или поют. Даже особенный диалект того селения , где он рос для него звучит прекрасно. Даже если встретит он своего односельчанина, пусть негодного, но в чужом, далеком краю, то все равно почувствует радость. До тех пор пока расширится кругозор ребенка и до того как вырастет его патриотизм, он любит только тот уголок, где он родился и провел детство. Не могу представить человека в здравом уме, с разумом, что бы он не любил один какой либо народ больше чем другие. Почему? Потому что один и тот же человек не рождается в тысячах мест, он рождается в одном месте, в одной семье, у него одна мать. Если кто то скажет, что все нации любит одинаково – он или лжет, или не в своем уме, или ограничен программой какой то партии.Даже выросший в сиротском доме ребенок, которого могут окружать многие люди и который может слышать вокруг много языков, в конце концов все равно выбирает какой либо один язык родным и только одну страну считает своей родиной. Патриотизм больше относится к чувству, чем к разуму и мудрости, впрочем благоразумие всегда было и есть его сопровождающим и уважающим. Космополитизм же только плод разума, человеческого благоразумия, у него нет связи с человеческим сердцем. Это способ избежания того несчастья, которое до сих пор кружит над человечеством. Потому космополитизм следует понимать так: люби свою нацию, свою страну, действуй в ее интересах, не имей ненависти к другим народам, не завидуй их благополучию, не мешай их устремлениям и старайся, что бы твою страну никто не притеснял, стремись к тому, что бы твоя нация приближалась и равнялась к передовым нациям. Кто отворачивается от своей национальности и своей страны, оправдывая это тем, что он космополит, тот хозяин уродливых чувств, тот сам, не осознавая, является врагом всего человечества, хотя на словах клянется в братстве с ним. Не дай Бог нам понять космополитизм так, будто каждый должен отказаться от своей национальности. Тогда все человечество должно отказаться от самого себя. Каждый народ ищет свободу. Что бы быть хозяином своей судьбы, самому развиваться своими силами. Самостоятельное национальное развитие народов обязательное условие для развития всего человечества.

Важа Пшавела 1905 год.

Изображение
Важа Пшавела и его семья