Версия для печати

Ясон Джавахишвили

Автор: irakly Дата: 12 сен 2016, 19:41 Просмотры: 684
Описание: Слово Ясона Джавахишвили в Верховном Суде 31.07.1925
Категория: История и политика


Изображение

Ясон Джавахишвили: Верховный Суд, обвинитель Окуджава заявил, что в деле нет данных о том, где вылечил ранение Ясон Джавахишвили и поэтому он против, что бы удовлетворить мой иск. Если обвинитель бы пожелал, то смог бы получить соответствующую справку в ЧК, где меня лечили, но.. при чем тут мое ранение? Не думал, что такое значение будет придаваться состоянию моего здоровья в речи обвинения, которое потребовало моего наказания через смертную казнь. Не ожидал я этого особенно от того обвинителя, который целых два часа читал нам лекцию о геройстве и рыцарстве. Я в своем последнем слове не буду касаться криминиальных действий в которых нас обвиняют, так как эти обвинения притянуты за уши на этот процесс, что бы очернить то национальное движение, которое сегодня посажено на скамью подсудимых. Поэтому я буду говорить только о политической стороне обвинений.
Еще раз напомню вам, что я был членом Президиума «Комитета Независимости» с его основания и до последних дней, работал так же в президиуме национально-демократической партии, принимал активное участие в подготовке и в ходе восстания, но не считаю себя виновным. Почему?
Для обьяснения этого хочу коснуться некоторых моментов из прошлого событий, связанных с нашей борьбой. Постараюсь в моем обьяснении подняться до тех принципиальных позиций на которых стоял общественный обвинитель Кавтарадзе, потому что именно эта позиция соответствует сегодняшнему историческому моменту и интересам моего народа. Общественный обвинитель таким образом обьясняет нашу борьбу: со времен Адама и Евы была борьба между вторым и третьим Интернационалом, а августовское восстание в Грузии является одним из эпизодов этой борьбы. Если это так, то какое отношение к этому имеют национал-демократы, которым обвинитель так щедро раздал расстрельные статьи? Очевидно, что невозможно обьяснить взаимоотношениями Интернационалов то, что произошло в Грузии. Есть совсем другие причины, которые обвинение преднамеренно или невольно обошло стороной.
Случившаяся в 20 веке так называемая первая русская революция оказалась чуждой для Грузии. Но в начале этого века сформировались грузинские национальные партии, которые собрались вокруг грузинского знамени. Грузинское самосознание вновь набирало силу, как в древние времена.
В бывшей российской империи произошла вторая революция, последствия которой оказались различными для России и для Грузии. В то время как там, в России стало обьектом обсуждения какой характер должна принять эта революция – политический или социальный, буржуазный или социалистический, здесь в Грузии все было ясно и бесспорно. Революция должна иметь национальный характер.
Две даты характеризуют русскую революцию: 28 февраля 1917 года и 25 октября того же года. Обе эти даты для грузин знаменательны, но у нас есть свои собственные праздники – 19 декабря 1917 года когда собралось первое грузинское Национальное Собрание и 26 мая 1918 года, когда мы обьявили свою Независимость.
Мы все, независимо от принадлежности к партиям, боролись за утверждение независимости Грузии. Было много политических ошибок. Мы пытались исправлять их своими внутренними силами. Когда притихли международные кризисы мы решили распустить Учредительное Собрание и выбрать Парламент, но как только мы приступили к осуществлению этой идеи наступили холодные февральские дни.
Что произошло в феврале? Действительно, в начале некоторые говорили, что в Грузии произошла революция, но сегодня эти сказки уже никто не повторяет.
Мы все были активными участниками февральских событий и хорошо знаем, что это была не революция, а вооруженная агрессия России против Грузии. На сколько оправданы были такие действия России? Необходимо оценить это потому что августовские события берут начало именно оттуда.
Отношения между Грузией и Россией оформились трактатом 1783 года, которым Грузия однозначно ограничила свои права, а Россия взяла на себя обязательства по отношению к нам. Россия нарушила этот трактат, и позже сама же отказалась от него. Грузия имела право расторгнуть трактат, в результате чего должна была получить те права которые имела до трактата, т.е. суверенитет, который признала сама Россия и Антанта. Поэтому вторжение России в 1921 году было попранием независимости Грузии, что бы у нас не было даже исторического права обьявить независимость, и довольствовались только некоторыми демократическими принципами в национальном самоопределении.
Независимость обьявил Народный Совет Грузии, куда входили представители всех партий и члены сейма. Эти же идеи разделяли представители всех революционных партий и организаций и в конце независимость подтвердило и Учредительное Собрание Грузии, которое было избрано народом. Так самоопределился наш народ и разве можно после этого говорить, что у народа не спросили мнения по этому поводу, как утверждает обвинитель Кавтарадзе?
На сколько оправданным было вторжение России с точки зрения самой коммунистической теории? Для ответа на этот вопрос нужно знать как относилась коммунистическая партия к национальному вопросу с самого начала своего образования и до последнего момента.
Еще в 1896 году на проходящем в Лондоне международном социалистическом конгрессе было принято постановление, что угнетенные народы должны получить возможность самоопределения. Это же решение спустя два года было подтверждено на первом сьезде русской социал-демократической партии, а на втором сьезде этой же партии этот вопрос был внесен отдельным пунком в программу партии.
Как заявил Ленин на втором сьезде, самоопределение народов подразумевалось в политическом смысле, а не в культурном и понимается ими как возможность народам создания отдельных государств.
Сам Ленин закладывает в это понятие такой смысл: «Право народа на самоопределение это не право на автономию, не право на федерацию, так как мы против любой федерации – это право на отделение».
Так как самоопределение было очень непонятным термином, большевики заменили его на другой: «право на отделение». И это право большевики давали малым народам не только в эпоху капитализма, во время революции, но и во время социализма.
Вот что пишет Ленин в в октябре 1919 года по поводу самоопределения наций: «Мы утверждаем, что было бы предательством социализма отрицать возможность права на самоопредление наций в условиях социализма» .

Ленин категорически потребовал дать право на отделение угнетенным народам сразу после февральской революции, в сентрябре 1917 года. А после октябрьской революции 2 ноября 1918 года советская власть выпустила «Декларацию прав народов России», подписанную Лениным и Джугашвили. В этой декларации были отмечены следующие пункты:

1) Равенство и суверенноcть народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Вопрос об отделении согласно мнению большевиков должен решать сам угнетенный народ, самостоятельно и без участия угнетателя.

Ленин даже привел пример,что когда Норвегия отделялась от Швеции этот вопрос решила сама Норвегия, которая в два раза меньше Швеции, а не тот или иной класс.
На 8-м сьезде Ленин отвечая Бухарину заявил – Наша программа не должна говорить о самоопределени, так как это не правильно. Каждый народ должен сам принять решение о самоопределении так как это способствует самоопределению трудящихся. Если мы заявим, что не признаем финский народ, а признаем только трудящиеся массы Финляндии, то это будет глупость(пустяковейшая вещь) - не признавать того что есть нельзя. То что есть - само заставит вас признать его.
Таким образом коммунистическая Россия своим вторжением нарушила права Грузии и в то же время попрала свои же коммунистические принципы по национальному вопросу.
Может Россия пришла сюда потому что посчитала что нас нужно защитить от Антанты?
Одно время здесь была Антанта как военная сила и даже оккупировала батумскую область. За это мы с ней воевали, но разве такое происходило только в маленькой Грузии? Разве в огромной России не было то же самое когда Япония оккупировала часть Сахалина? Разве это могло бы служить поводом для вторжения других стран в Россию?
Россия заключила с нами договор, когда здесь была Антанта, но вторглась когда Антанты здесь уже не было, и именно потому что ее здесь уже не было.
Может быть Россия вторглась потому что мы помогали Врангелю и Деникину? Но к тому моменту когда Россия на нас пошла ни Врангеля ни Деникина не было в живых. Так что и это не оправдывает вторжения.
Тогда зачем нас оккупировали?
Нельзя никак сомневаться в откровенности Радека, который на обьединенном сьезде Третьего Интернационала заявил: «Россия потому захватила Грузию, потому что должна обеспечить себе доступ к дороге, ведущей к нефти».
Когда Польша попыталась нарушить права Данцига в вопросе хождения марки, российская коммунистическая пресса подняла большой шум –Польша угнетает Данциг, в то же время сама Россия полностью проглотила Грузию.
Советская Россия пошла на нас с красивыми лозунгами, но за этими лозунгами мы увидели имперские порывы и дела.
Коммунистической России в деле оккупации помогли все русские, как здесь, так и за границей.
Против российских оккупантов как один встал грузинский народ, который дал достойный отпор врагу. В нашу историю золотыми буквами будут вписаны сражения в Табахмела, Коджори, Гоми, Мухадири, Гагре, Сухуми, Афоне, Саджавахо, и враг одолел нас не потому, что народ не хотел бороться, как это заявил здесь общественный обвинитель. Правительство не проявило дальновидности, не подготовилось, не смогло организовать сопротивление.
Правительство оставило Грузию, грузинский народ временно вложил меч в ножны и стал ждать развития событий...
Здесь образовалось советское правительство из грузинских большевиков. Напомнить вам как вели себя грузинские большевики до февральского вторжения?
В 1917 году они присутствовали на национальном собрании. Они не поддержали Акт о Независимости 26 мая и начали организовывать в различных районах Грузии восстания, но везде потерпели поражение. Когда они поняли что грузинский народ их не поддерживает, тогда они покинули Грузию и вернулись вместе с русской армией и способствовали оккупации Грузии внешними силами.
На сколько было оправдано такое поведение грузинских большевиков с точки зрения самой коммунистической идеологии? Сталин говорит: «Народы имеют право устроить свою жизнь и сохранить любые свои национальные учреждения, как полезные, так и вредные, никто не имеет права вмешиваться во внутреннюю жизнь народа».
Так как должна была поступить коммунистическая партия если она не признавала независимость Грузии? Ответ на этот впорос содержится в письме Ленина «О праве на национальное самоопределение» : « Если большинство норвежского народа за монархию, а пролетариат за республику, тогда у норвежского пролетариата есть две возможности: или революция, если созрели соответствующие условия, или подчинение большинству и продолжительная работа путем пропаганды и агитации». Вот как должны были поступить грузинские большевики.
После российско-грузинской войны во главе Грузии встали грузинские большевики. Было ожидаемо, что власть постаралась бы проводить осторожную политику, что бы грузинский народ забыл о многих моментах которые сопровождали приход во власть большевиков. Действительно, сначала большевики обьявили, что в Грузии произошла смена власти: вместо буржуазии во главу государства пришли рабочие и крестьяне, но независимость сохраняется. Причем до этого якобы у Грузии была фиктивная независимость, а теперь у нее будет фактическая независимость.
На сколько соответствовали этой декларации последующие действия властей? Первое что был сделано - обьединили с Россией железную дорогу, что вызвало событие о котором на 12-м сьезде нам рассказал Котэ Цинцадзе: «Вызывают рабочих из Ростова и согласно приданному к депеше №20-221 документу сообщается, что для работы необходимы следующие работники: начальник для общественной части и три его заместителя, 34 техника, 22 дорожных рабочих, 122 старосты товариществ, 6 смотрителей, 396 дорожных охранников, 317 рабочих, 180 охранников составов, 4 охранника для мостов, 3 начальника склада, 6916 ремонтных рабочих, 2209 чернорабочих, 182 ассенизатора, 33 писаря, 14 главных бухгалтеров, 110 машинистов и т.д. Итого выписано около 15000 человек для замены местных элементов. Вот, как борется с дворянством советская власть!»

Судья: Обвиняемый Джавахишвили, делаю вам замечание – вы не имеете права приводить документы которые не прилагаются к делу!

Ясон Джавахишвили: Цитата которую я привел взята из официальной стенограммы 12-ой конференции. Общественный обвинитель привел здесь много документов, которые не прилагались к делу. Ну что ж, буду знать, что я ограничен в своих правах для защиты.

Судья: Продолжайте.

Ясон Джавахишвили: Исходя из этой цитаты получается, что в Грузии не грузинские рабочие сменили грузинских дворян, а грузинских рабочих сменили на русских рабочих.
Далее новая власть начала проводить эксперименты над грузинской церковью. Не смотря на то, что было обьявлена свобода совести, началось преследование нашей религии. Согласно данным газеты «Коммунист» было закрыто около 1500 грузинских церквей. Священников заставляли сбрить бороду. Нетронутыми осталось не более 15 церквей. Но и этого им было мало. Осквернили могилу национальных героев, святых Давида и Константина. Это не только религиозные, но и национальные герои – этим было нанесено оскорбление нашим национальным чувствам. Зачем власть прибегла к репрессиям в отношении грузинской православной церкви? Потому что религия не совместима с культурой? В странах с такой развитой культурой как Англия и Франция никто религию не трогает. Может религии нет места в советской стране? Но ведь в Азербаджане не закрыта ни одна мечеть. В Армении если судить по книге Мясникова «Армянские политические партии за границей» закрыто всего несколько церквей. А в Советской России почти все церкви открыты и даже работают несколько семинарий, которые готовят священников.
Может с помощью этих репрессий хотели подавить религиозные чувства людей? Рразве этим эта цель достигнута?
Грузинский народ в этих репрессиях против грузинской церкви увидел опасность восторговских событий и попытку со стороны русской церкви обьявить грузинскую церковь своей епархией.
Потом наступила очередь наших территорий. Россия уступила Турции наши древнейшие территории - часть батумского округа и Артаани.
Не оставили без подарков и Армению. Россия, в состав которой вошла советизированная Армения признала право Грузии на территорию всей бывшей тифлисской губернии, согласно договору от 7 мая 1920 года. После оккупации Армении передали почти весь борчалинский район вплоть до Храми. Почему? Регион Лори исторически всегда принадлежал нам. Географически и экономически, что особо важно для коммунистов, как для марксистов. Действительно, в этом районе армян больше чем грузин, но это большинство создано Россией искусственно и потом, если чисто грузинские села были включены в состав «Осетии», то почему нельзя оставить армянские села в составе Грузии? С Азербайджаном у нас не было никаких проблем, нужно было только разобраться с закатальским районом, но советские власти фактически впихнули Азербайджану часть сигнахского округа и даже передали им монастырь Давид Гареджи, что совершенно не понятно чем оправдано.
Кроме того Буду Мдивани в Москве официально заявил: «Я так подписал армяно-грузинское соглашение о территориях, что даже и не читал его».
На сколько по-государствнному поступил Мдивани, когда с закрытыми глазами подписывал документ первостепенной важности? Несколько недель назад в России поднялся шум по поводу присоединения Пиленково к Абхазии. Из России несколько раз приезжала комиссия, что бы разобраться в местных условиях и до сих пор этот вопрос не решен.... Вот как относится огромная Россия, которую в свое время Ермаки легко нарастили огромными территориями в Сибири, к передаче маленького куска земли, и в то же время как легко отрываются от маленькой Грузии большие территории, которые обильно политы кровью наших предков.
Сейчас поговорим о федерации. Сначала была провозглашена независимость и Советская Грузия «присоединилась» к Советской России. Потом создали двухэтажную федерацию. Почему Грузия не вошла непосредственно в союзную федерацию? Сталин по этому поводу говорит: «Необходимо сохранить Закавказскую Федерацию как орган национального согласия, так как этот союз отбирает у Грузии привилегированное положение. Эти привилегии следующие: Тбилиси, как железнодорожный узел, и батумский порт, которые так нужны Армении и Азербайджану. А Грузия может использовать эту привилегию в злых целях..»
На сколько справедлива такая аргументация? Бакинская нефть нужна Украине, но разве отсюда следует что Украина и Азербайджан должны создать федерацию?
Железная дорога Грузии и ее основные ее узлы вообще перешли в союзное владение. Так что это за логика отнимать у Грузии те привилегии, которые уже переданы союзному центру?
Или может закавказская федерация должна существовать ради укрепления солидарности народов? Я бы еще понял этот аргумент, если бы большевики требовали федерацию когда в Армении, Азербайджане и Грузии соответственно были у власти дашнаки, мусаватисты и национал-демократы, так как как они утверждали,что мы мешали национальной солидарности народов.
Но когда уже во всех трех странах существует советская власть неужели не достаточно для гарантии солидарности ввести эти страны в общую советскую федерацию по отдельности?
Кстати, как получилось у закавказской федерации обеспечить солидарность народов?
Никогда национальная рознь не достигала такого уровня как сейчас, и это признают сами коммунисты.
Вобщем у Грузии не привилегии отобрали, а абсолютно все элементы независимости.
Может кто то скажет что такой раздачи территорий, такого типа федерации требуют маркисзм и ленинизм? Я достаточно хорошо знаком с этими учениями и категорически заявляю, что ни одно из этих учений не предполагает, что бы по всякому поводу и без повода в жертву приносились интересы Грузии. Утверждать это было бы оскорблением этим двум учениям.
Возможно мы ошибаемся и с точки зрения коммунистов все так и должно быть, но вот что говорит сам Филип Махарадзе: «Государственная власть существует не только для коммунистов, а для всех рабочих и крестьян». После всего этого мы вот что получили: «Товарищи, - говорит Филип Махарадзе, - всем стало понятно, что эта за свобода и независимость. У нас же одна партия, у нас единый Центральный орган, который в конце концов решает все вопросы для всех республик вплоть до назначения ответственных работников, все это идет от одного и того же органа, так что в таких условиях нечего говорить о свободе и независимости!». И в конце Махарадзе делает вывод: «Товарищи, мы установили советскую власть не для того, что бы взорвать государство, которое так или иначе существовало в Грузии, а для того что бы приобщить массы к советской системе. Независимость была обьявлена и мы должны были что то с этим делать».
Очевидно, что смысл всех этих изменений, которые произошли после февральских событий фактически состоит не в смене власти, что имеет второстепеннуое значение, а в уничтожении независимости Грузии.
Это обстоятельство вызвало брожение даже в рядах самих грузинских коммунистов, так называемый «уклонизм», а грузинский народ был вынужден встать на путь подготовки к восстанию.
Сначала народные выступления были стихийными – люди увидели все ужасы и результаты вражеского вторжения, и восстания начались в разных уголках Грузии. В 1921 году восстала Сванетия. Комитет независимости Грузии обвиняют в организации этого восстания, хотя тогда Комитет даже еще не был образован, но не смотря на это этот же Комитет обвиняют и в последствиях ликвидации этого восстания.
Напомню вам причины восстания в Сванетии: на сванов началось давление – вы не грузины, поэтому потребуйте, что бы вас включили непосредственно в Россию. Не понимаю. Если сваны не грузины, то разве это значит что они русские? И мне не понятно как можно было вести такую антигрузинскую пропаганду грузинской власти, пусть даже коммунистической?
Во многих местах партизаны ушли в леса. В том числе и Какуца Чолокашвили. Здесь утверждалось что Чолокашвили действовал по указанию нашей партии, основываясь на письменных показаниях Свимона Кипиани. Но свидетель Михаил Джавахишвили категорически опроверг утверждение, что Чолокашвили был под влиянием нашей партии.
Чолокашвили вынудила сама власть пойти на этот шаг. Наша партия смогла выйти на связь с его отрядом позже. Обвинитель попытался представить Чолокашвили как грабителя и убийцу, вспомнил его прошлое: раньше он был адьютантом и поверенным продовольственной комиссии. Мой моральный долг заявить, что Какуца Чолокашвили в течение трех лет был только бойцом за национальную независимость и лучшим партизаном.
Практически без никакого обеспечения он три года воевал за свободу Грузии. Он честно исполнил свой долг перед Родиной.
И раньше так у нас было – когда приходил враг лучшие сыны народа уходили в леса и оттуда начинали партизанскую войну. Впомните хотя бы как цари Луарсаб и Свимон в течение ста лет вели партизанскую войну и благодаря этому сохранили для Грузии саму идею независимости.
Сама по себе восстала и Хевсуретия. Здесь обвинитель утверждает, что хевсурское восстание было организовано Комитетом Независимости и Национал-демократической партией, что якобы видно из приказа номер один, изданного участником комитета под псевдонимом Сампери. Однако выяснено, что Сампери это Давид Вачнадзе. В обвинительном заключении написано: «По показаниям Вардена Цулукидзе видно, что над подготовкой приказа номер один работал Ясон Джавахишвили». Я просмотрел все тома расследования дела и нигде не нашел что бы Варден Цулукидзе об этом заявлял. И кроме того он и не мог об этом знать. Вот что написано в письме Сампери мне: «Разорви всякие отношения с Варденом, так как он против активности в подготовке к восстанию». Как же я мог в присутствии Вардена составлять приказы?
Михаил Джавахишвили здесь показал, что наша партия не издавала приказа по началу восстания в Хевсурети, что Сампери по собственной инициативе это приписал и о существовании этого письма мы узнали из газет.
И потом, разве письмо Сампери вызвало восстание в Хевсурети? Здесь говорили, что события в Хевсурети имели место в конце августа 1923 года и в начале сентября. Точной даты не было установлено. Заполняю этот пробел: Восстание всей Грузии произошло 28 августа 1924 года, а восстание в Хевсурети 28 августа 1923 года.
В приказе номер один написано: «Сообщаем, что согласно решения главного военного оперативного штаба партизан Грузии, днем начала освобождения от оккупантов считать день между 27 сентября до 15 октября этого года. Оперативный план с точной датой выступления будет получен на местах 20 сентября в пакете. До 15 сентября обязательно представьте ваши соображения...»
Отсюда ясно видно, что приказ Сампери не мог быть причиной выступления в Хевсурети, которое произошло 28 августа. Более того, в приказе было запрещено начинать восстание раньше установленных сроков.
Не смотря на то, что Сампери не давал приказа на начало восстания в Хевсурети, мы потребовали ответа у Давида Вачнадзе, а Комитет Независимости издал приказ о прекращении восстания как это и видно из материалов дела.
Таким образом видно, что в Хевсурети восстали без всякой диктовки. Там просто началась стихийная борьба народа!
Оккупация и та национальная политика которую проводит власть заставили обьединиться политические партии в борьбе против российских захватчиков.
Уничтожена наша независимость, это внешние силы вынудили нас придти к идее вооруженного сопротивления... Борьба закончилась событиями августа-сентября. Фактическое положение дел я озвучил в своем первом выступлении и не буду больше повторяться.
Обвинители пытаются представить дело так, что мы управлялись внешними силами, что кто то из-за границы нас направлял и заставлял сражаться.
Здесь защитник четко показал что никакого внешнего вмешательства и интервенции не было.
Достаточно только прочитать меморандум, который подисали Котэ Андроникашвили и я, который был обращением к советско-британской конференции. Меморандум заканчивается такими словами: «Комитет Независимости просит у представителей государств, которые прибудут на конференцию в Генуе, принять во внимание наше обращение, и потребовать у России вывести свои оккупационные войска с территории Грузии и дать возможность грузинскому народу самостоятельно избрать свое правительство...»
Этим доказывается, что мы не требовали ввода войск из Европы, мы не хотели интервенции из других стран – мы хотели прекращения интервенции со стороны России.
Здесь пролилась наша, грузинская кровь, а не кровь негров, французов, англичан... В ходе нашей продолжительной борьбы мы осознанно шли в тюрьмы и ссылки. В этой борьбе мы были едины: рабочие, крестьяне, буржуазия и другие.
Обвинитель заявил: «Восстание, которым руководил Комитет Независимости не было прогрессивным явлением». Спрашивается почему?
«Восстание началось у монастыря Шиомгвиме, а где это видано что бы революция начиналась от монастыря?» - заявил гражданин Окуджава.
В этом заявлении несколько ошибок. Восстание мы начали не с Шиомгвиме, а с другого места. Мы были не в монастыре, а в лесу рядом с ним.
В России долгое время оплотом национального движения была Троице –Сергиевская Лавра, в даный момент цитаделью мировой революции является Кремль, который даже не один, а несколько монастырей. Я думаю не имеет решающего значения откуда начнется революция. Не надо забывать, что октябрьская революция началась с того почетного места, которое называлось (это слово изьято из текста).
Говорите, что восстание не было массовым... Обвинитель Кавтарадзе заявил: восстание в Гурии, в Сванетии, в Имерети было массовым, но вот в Мегрелии нет. Потому что Сенаки взяло всего 15 человк. Это не правда, на Сенаки пошло 200 человек, взяла же его первая группа в которой было всего 40 человек. Если даже забыть про конспирацию – зачем нужно было посылать тысячи человек туда, где справились и 40 человек, и то без единого выстрела, а просто криками?
Этот факт говорит о том что в Сенаки поддержки у оккупантов не было вообще.
Гражданин Окуджава сказал: «Людям лишь бы какое зрелище посмотреть и они смело выйдут на улицы». Это тоже не правда. 25 февраля 1921 года в Тбилиси зашла Красная Армия, но грузины не вышли радостно и с энтузиазмом ее встречать, а заперлись в своих домах и рыдали.
В Западной Грузии у выступления действительно были массовыми. В Восточной Грузии такого масштаба не было, но то что восстание не завершилось здесь успешно, обьясняется преждевременным выступлением в Чиатуре и предательством. Народ же полностью нас поддерживал.
И как можно сомневаться в массовости восстания когда жертвы исчисляются тысячами? По меньшей мере несколько тысяч грузин ведь приняли участие в восстании? И когда вы с такими претензиями говорите о массовости, то почему забываете, что 25 февраля 1921 года за советскую власть не было и пяти грузин, и что Грузию для грузинских большевиков оккупировала русская армия?
Может потому наше восстание не было прогрессивным, что в нем приняли участие люди, имевшие раньше привилегированное положение?
В основном в восстании приняли участие крестьяне, как это подтверждает сам Сталин, но и рабочие и дворяне не оставались в стороне.
Обвинитель заявил: «У восставших были реакционные лозунги, в одном месте они разбили памятник Шота Руставели, в другом месте вывесили лозунг: да здравствует христианство!»
Этим обвинитель свернул с пути принципиальности, которая так его характеризовала до этого. Как? Во время русской октябрьской революции был разрушены не только многочисленные памятники, а вообще почти во всей России была разруха. Были введены «Грабь неделя» и «Любь неделя» . Разве в этом был основной смысл октябрьской революции?
Так же и в Грузии: Разве наша цель была в разбитии памятника и преследовании нехристиан? Это же были обычные эксцессы. Это были исключения, отдельные действия негодяев, которые никак не характеризуют нашу революцию. Наш лозунг был: Восстановление независимости Грузии, и разве это лозунг регроградство?
Вы сами говорите, что когда угнетенные народы сражаются за обретение независимости с империалистами, то это называется прогрессом, но почему же когда угнетенные народы сражаются с Советской Россией – то это регресс?
А на самом деле борьба с захватчиком и угнетателем это всегда прогрессивное явление, каким бы не был захватчик – красным или черным империалистом.
Вот поэтому я не считаю себя виновным!
Я закончил. Мы сражались за независимость, наше востание потерпело поражение, и мы, те кто возглавлял это восстание, пойдем на голгофу.
Вспоминается одна арабская легенда: солнце больше не всходило и потерялось. С темнотой не смирилась одна птица, которая своей целью выбрала вернуть солнце. С этой целью она начала лететь все выше и выше. Не помню смогла ли эта птица вернуть солнце, но она погибла... сгорела в лучах солнца.
То патриотическое поколение грузинской интеллигенции к которому мы относимся впервые приблизилось к национально-освободительному движению еще тогда, когда здесь властвовала царская Россия, против которой грузинский народ вел освободительную борьбу весь 19 век. Еще в 1802 году восстала Кахетия, потом в 1804 Мтиулети. В 1812 году было второе восстание в Кахетии и восстание в Имерети в 1820 году. В этих восстаниях отличились Александр Батонишвили и имеретинский царь Соломон. Во второй половине 19 века грузинская национальная идея лучше всего проявлялась в словах и делах передовых грузинских мыслителей. Надо вспомнить второго Дмитрия Самопожертвователя – Дмитрия Кипиани, который ради Родины принял мученическую смерть. Потом великий Илиа, который 50 лет возглавлял национальное движение. Слова мохевца из его рассказа стали нашим лозунгом: «Мы должны принадлежать сами себе».