Грузинская национальная архитектура

Кино, театр, живопись, афиша, известные люди, творчество и т.д.
  • Реклама

Аватара пользователя

Автор темы
Симон
Сообщения: 4493
Зарегистрирован: 01 сен 2010, 23:55
Награды: 1
Откуда: Одесса
:
Джентльмен
Благодарил (а): 220
Поблагодарили: 468
Пол:
Ukraine

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение Симон » 17 май 2012, 13:04

Somex, как правило, там где она не разрушена, во всех храмах есть или должна быть алтарная преграда. А на начальном этапе видимо была занавесь.

Вот тут чуть подробнее из того что есть в инете

http://www.hist.msu.ru/Byzantine/BB%2028%20(1968)/BB%2028%20(1968)%20269.pdf
"Никогда не воюйте с Грузией, ибо у нас будет бой с Божьей Матерью... это погубит Россию"
Серафим Саровский


Скорбим о жертвах фашистско-российских изуверов в Одессе и на Востоке Украины!

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Реклама
Аватара пользователя

IrakliGe
Модератор
Сообщения: 26063
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 17:04
Награды: 5
Откуда: ს ა ქ ა რ თ ვ ე ლ ო
:
Писатель Фоторепортер
Джентльмен Благодетель
Активист
Благодарил (а): 1907
Поблагодарили: 5621
Пол:
Georgia

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение IrakliGe » 18 май 2012, 00:28

Колокольня на территории храма Светицховели

Изображение
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

IrakliGe
Модератор
Сообщения: 26063
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 17:04
Награды: 5
Откуда: ს ა ქ ა რ თ ვ ე ლ ო
:
Писатель Фоторепортер
Джентльмен Благодетель
Активист
Благодарил (а): 1907
Поблагодарили: 5621
Пол:
Georgia

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение IrakliGe » 18 май 2012, 00:30

Светицховели(верхняя часть храма)

Изображение
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

IrakliGe
Модератор
Сообщения: 26063
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 17:04
Награды: 5
Откуда: ს ა ქ ა რ თ ვ ე ლ ო
:
Писатель Фоторепортер
Джентльмен Благодетель
Активист
Благодарил (а): 1907
Поблагодарили: 5621
Пол:
Georgia

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение IrakliGe » 18 май 2012, 00:47

Самшвилде.
Сильно пострадавшая основная церковь

Грузинская национальная архитектура - samshv1.jpg
Грузинская национальная архитектура - samshv1.jpg (420.18 КБ) 1635 просмотров
Грузинская национальная архитектура - samshv1.jpg
Грузинская национальная архитектура - samshv1.jpg (420.18 КБ) 1635 просмотров
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Симон
Сообщения: 4493
Зарегистрирован: 01 сен 2010, 23:55
Награды: 1
Откуда: Одесса
:
Джентльмен
Благодарил (а): 220
Поблагодарили: 468
Пол:
Ukraine

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение Симон » 18 май 2012, 00:49

Самшвилде не то что сильно пострадал, его пару веков тому назад разрушили специально турки, точнее в 1578 году!

Вот тут подробнее о нем. там есть реконструкция и фотки.


http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40884.htm

Таинственные письмена

Самшвилдский Сиони (759-777 гг.) – самый крупный в Картли (Восточная Грузия) центрально-купольный храм, сооруженный в переходную для грузинской архитектуры эпоху. Он расположен в одном из древнейших городов Грузии Самшвилде, который просуществовал около двух тысяч лет: с VI-IV вв. до Р. Х., вплоть до XVIII века.

Эристав Самшвилде впервые упоминается при царе Парнавазе (III век до Р. Х.). В раннефеодальную эпоху Самшвилде представлял собой процветающий город, крепость, расположенную на одной из караванных дорог южного направления, что вела к главному торгово-транзитному пути вдоль Кавказа от Каспийского до Черного моря. Выгодное географическое расположение (крутые скалистые обрывы глубоких ущелий рек Чивчави и Храми с двух сторон) обеспечивали его неприступность.

Город имел четкую планировку с зональным делением на три части: восточную, среднюю и западную, как это часто бывало в грузинском городе языческого времени (например, Уплисцихе). На границе восточной и средней частей возвышается высокая многослойная крепость. Ее самый древний слой просматривается со стороны рва по западному фасаду, он сложен насухо, что дает основания предполагать, что это остатки той самой древней крепости, что описана в древнегрузинской хронике Картлис Цховреба, как начало всего городского строительства.

Западная часть Самшвилде уже в раннефеодальную эпоху являлась зоной «калакис эри» (городского люда), в том числе крепостных и свободных ремесленников, и «савачро-эри» - торговых людей. Здесь хорошо видно деление на приусадебные участки и подходы к ним. Базар имел администрацию: старшин мер и весов, весовщиков и таможенников.

В первые века раннефеодальной эпохи большая доля восточной части города, не размеченной на приусадебные участки, уже принадлежала Церкви, полностью занявшей места языческого храмового землевладения. По-видимому, именно здесь, как сообщает Картлис Цховреба, мать святого благоверного царя Вахтанга Горгасали, царица Сагдухт, основала первую церковь. Эта древняя церковь не сохранилась, но на ее месте стоят руины Самшвилдского Сиони, возведенного в третьей четверти VIII века.


Перспектива юго-восточного вида


Восточнее Сиони возвышается датируемая временем зрелого средневековья зальная церковь с выступающей апсидой с северо-восточным помещением. В церкви сохранились фрагменты росписи. Стены возведены из базальта, но кое-где использованы чисто тесаные блоки Сиони. Сиони принадлежат и фрагменты карниза на южном фасаде профиля подкос, украшенные орнаментом кругов с ромбами.



Декоративное оформление наличника окна


К западу от Сиони стоит трехнефная базилика — по-видимому, тоже времени зрелого средневековья. Исследователь Н. Чубинашвили полагает, что это была армянская церковь, о чем говорят архитектурно-декоративные детали, устройство купели в глубокой нише северной стены и другие признаки. В этой базилике также использованы фрагменты Сиони, на восточном фасаде применены готовые небольшие наличники для двух маленьких окон, при кладке стен употреблены древние резные стелы.


По-видимому, к X-XIII вв. относятся два больших круглых и глубоких водоема, расположенных на небольшом расстоянии от Сиони. Постоянно обновлявшаяся вода позволяла использовать их как резервы питьевой воды на случай осады города, а также на оросительные нужды. Найденные при вспашке земли фрагменты керамических труб позволяют предположить, что город имел водопроводную сеть питьевой воды (ср. с Дманиси, Рустави, Вардзиа, Шиомгвиме, Схалтба).





В зоне, принадлежащей Церкви, находились дома эристава и клира. В средней части города проживали вельможи, феодально-земельная аристократия, военачальники. Город имел свой орган правосудия, население обслуживали городской писарь и городской казначей.


В этой зоне располагаются два древнейших христианских памятника. Менгир, на котором высечен не обычный хачкар, а крест, снабженный армянской надписью: «Сумбат эриставт-эристави». Другой исследователь, Л. М. Меликсет-Беков считает, что надпись была сделала в середине XI века, а зальная церковь Успения Богоматери, в которой стоит менгир, скорее всего, построена вскоре после этого. Возле церкви стоит надгробье «конь» позднего средневековья.

Второй объект, тетралит, представляет собой огромные три камня, положенные в равновесии друг на друга и опирающиеся на четвертый, который служит основанием всей конструкции. К западу от тетралита стоит ориентированное с востока на запад здание со сводом и дверью с запада, оно, возможно, тоже является зальной церковью.

Период владычества монголов привел к резкому сокращению городского населения и вымиранию городов. Так, к XV-XVI вв. уже не являются городами Рустави, Дманиси, Хорнабуджи, Одзрхе, Тмогви. К этому времени приходит в упадок и Самшвилде. В 1440 году воины Джаван-шаха подвергли город страшному разорению, захватили в плен и вырезали половину его населения. Тома Мецопский рассказывает, что шах приказал выставить над городскими воротами головы 1664 человек и казнить 60 служителей церкви. Захвачено в плен и убито в близлежащих лесах более 9400 человек. В 70-е годы XVI века город захватили турки, разрушившие купольный храм Сиони.

В конце XVII века в Самшвилде проводились частичные ремонтные работы. Е. Такаишвили прочел на зальной церкви св. Георгия ныне не сохранившуюся надпись на письме мхедрули о том, что в 1672 году церковь была перестроена няней жены царя Вахтанга V, Зилихан. В 1747 году Абдула-бек построил в целях укрепления крепости Самшвилде две почти круглые башни и перенес в крепость пушки и арсенал.

Структура Самшвилдского Сиони

Сиони – яркий образец грузинской национальной архитектуры VIII века, воздвигнутый в переходный для грузинского искусства период (VI-нач. VII вв. – X-XI вв.): от законченной классики к новому стилистическому выражению – живописно-декоративному стилю. Его композиция, архитектурные формы и общий облик связан с классической эпохой, но собор, тем не менее, принадлежит переходному периоду развития грузинской архитектуры, и несет на себе отражение веяний эпохи.

Это самое крупное в Картли сооружение, строительство которого в период арабского владычества само по себе представляет значительный духовный и культурно-исторический факт.

Строительство длилось 18 лет, как об этом сообщает надпись на восточном фасаде. Начало храма было положено эриставом Варазбакуром в 759 году. С его смертью, вероятно, произошла небольшая остановка строительства, возобновленного Иоване (предположительно, тоже эриставом). Освящение храма состоялось в 777 году уже при третьем лице, завершившем постройку.

Самшвилдский Сиони представляет собой центрально-купольное сооружение. Справа и слева от центральной апсиды расположены боковые алтари, свободно связанные с главным алтарем и со всем храмом, а не выделенные в отдельные помещение, что является особенностью Сиони.

Здание храма сильно разрушено: сохранились, главным образом, руины восточной части и фрагменты южной, западной и северной стен. В северо-западном углу сохранился значительный фрагмент здания, позволяющий судить о том, что за северо-западным устоем (и аналогично – юго-восточным) были размещены северные и южные хоры.

В 1948-49 гг. Н. Чубинашвили были проведены археологические работы, целью которых стояла возможность реконструкции основного корпуса храма. Центральную часть храма представляет собой подкупольный квадрат, образовываемый четырьмя подкупольными устоями. Средняя апсида сообщается сравнительно широкими арочными пролетами в беме с южным и северным предалтарным помещениями. Западный рукав креста по глубине приравнен к восточной части (апсиде вместе с бемой), северный и южный примерно в половину меньше западного. В эти три рукава ведут входы: двери посажены на оси подкупольного квадрата.

С северо-востока и юго-востока к трем апсидам храма примыкают помещения с невысокими апсидами, перекрытые соответственно крестовым и звездчатым сводами. Первое сообщается дверью только с храмом, в то время как второе имеет два входа – западный вход и боковую дверь в храм. Непосредственно за северо-восточным помещением имеется шестая апсида, перед которой было создано архитектурно оформленное пространство.

К приапсидным заплечикам средней апсиды с запада примыкают невысокие пилястры, увенчанные капителями обычного профиля, т. е. выкружками высоких пропорций, на которые ложились арки с подкупольных устоев. Полностью сохранилась лишь северная пилястра. Подкупольные устои, как это можно предполагать по аналогии с Цроми, имели в плане крестообразную форму, каждая часть креста отвечала вышележащей арке.

В северном и южном приапсидных помещениях вдоль северной и южной стен образованы высокие пристенные ниши, сделанные примерно на половину длины стены. Предапсидные пространства боковых апсид перекрывались продольными, с востока на запад, коробовыми сводами.

Лицевые арки конх боковых апсид опираются обоими концами на капители. Коробовый свод над северным и южным предапсидными помещениями не концентричен конхе и ее лицевой арке: оси сдвинуты одна против другой. В каждой апсиде имеется по окну, перекрытому правильной полуциркульной аркой.

Первоначальная облицовка фасадов и помещений в рядах клади растесана по швам фасками, которые в особенности хорошо видны в угловых помещениях. На внутренних поверхностях стен помещений на многих камнях имеются каменотесные знаки шестнадцати разновидностей. Можно предполагать, что некоторые из них принадлежат определенным мастерам.

Надписи Самшвилдского Сиони и вопрос датировки храма

В 1852 году Бертоломей передал академику М. Броссе краткое описание руин Сиони и рисунок строительной надписи, опубликованной в 1856 году. М. Броссе датировал надпись, а вместе с ней и Сиони, первой четвертью XIV века. Основываясь на одном имени — царя Константина — он отождествил его с Имеретинским царем Константином, сыном Давида-Нарина, начавшим царствовать с 1293 года. Е. Такаишвили, собирая этнографический материал, переиздал в 1905 году надпись Сиони, датируя ее временем Абхазских царей Константина и Леона, т. е. X веком. В конце 30-х годов XX века Г. Н. Чубинашвили отодвинул датировку храма еще на два века, остановившись на VIII веке, что подтверждается прочтением надписи А. Шанидзе и С. Какабадзе, опубликованным в 1924 году, и исследованием текста этой же надписи Самшвилдского Сиони, напечатанным в 1943 году Л. Мусхелишвили, уточнившим датировку: 759-777 гг.

Строительная надпись Сиони сильно повреждена – сохранились лишь фрагменты одной трети всей надписи. Л. Мусхелишвили восстанавливает ее в возможных пределах так: «[Пресвятая Богородица, помилуй строителей сей святой церкви...] родом питиахшей. В 20-й год царствования Константина положено основание рукою [...не успевшего] построить. Варазбакур почил, и после него [брат его эристав] Иован спешил. Скончался [и Иован... и после него епископу довелось] полностью достроить сию святую церковь и портики. И в 3-й год царя Леона, в день энкении, совершил освящение в течение шести дней при большом собрании» (цитируется по: Мусхелишвили Л. Надписи Самшвилдского Сиона и вопрос о времени его построения. // Известия ИЯИМК, XIII. Тбилиси, 1943. С. 103).

Восстанавливая ясность смысла надписи, Мусхелишвили дает следующий текст: «Положил его (Самшвилдского собора) основание Варазбакур, после кончины которого продолжил стройку, очевидно, его близкий родственник Иован. Этот последний тоже не успел довести дело до конца. А довершило постройку уже третье, неизвестное нам лицо, вероятно, тоже из питиахшей, бывшее, очевидно, епископом, ибо ему же пришлось совершать и торжественное освящение нового храма».

Надпись начинается словами «родом питиахшей», на основании чего исследователь сделал вывод, что, так как грузинские источники позже VII века не знают питиахшей, упоминание их потомков можно закрепить за временем до IX века. Определению точной даты постройки дало возможность установление личностей царей Константина и Леона (в 20-й год царствования первого строительство было положено, а в третий год правления второго – завершено). Отождествление царей с абазскими царями дало бы в результате общее время постройки храма – 68 лет, что невероятно, если сравнить это с примерами Цилкани (25 лет) и Болнисского Сиони (24-25 лет). Более того, как отмечает Л. Мусхелишвили, в продолжение всего X века в Самшвилде резидировали армянские цари, поэтому датировка постройки временем правления абхазских царей, еще не владевших в эту эпоху Восточной Грузией, совершенно невозможна. Обращаясь к отысканию личностей царей, Л. Мусхелишвили основывался на византийских источниках, поскольку царей с такими именами не было больше ни в Грузии, ни в Армении. И он нашел такую пару — византийских императоров Константина V Копронима (775-780) и Льва IV Хазара (775-780).

Анализ композиции храма и его архитектурных форм всецело поддерживает дату возведения храма, установленную Л. Мусхелишвили.

В Самшвилде есть еще и вторая надпись, помещения на южном фасаде, между строчек которой вставлена надпись на армянском языке. Содержание фрагмента не ясно. М. Броссе и Е. Такаишвили предполагали, что грузинский текст принадлежит надписи восточного фасада, однако, установить смысловую связь с ней не смогли. Армянский фрагмент, где упоминается армянский католикос Георг, никак не связан по смыслу с грузинским фрагментом. Л. Меликсет-Беков датирует армянскую надпись второй половиной XI века, поскольку в 1067-1072 гг. престол армянского католикоса занимал Георг III Лорийский.

9 февраля 2005 года

Литература: 1. Мусхелишвили Л. Надпись Самшвилдского Сиона и вопрос о времени его построения // Известия ИЯИМК. XIII. Тбилиси, 1942 2. Чубинашвили Г. Н. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948; Чубинашвили Н. Самшвилдский Сион: его место в развитии грузинской архитектуры VIII-IX вв. Тбилиси, 1969.
"Никогда не воюйте с Грузией, ибо у нас будет бой с Божьей Матерью... это погубит Россию"
Серафим Саровский


Скорбим о жертвах фашистско-российских изуверов в Одессе и на Востоке Украины!

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

IrakliGe
Модератор
Сообщения: 26063
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 17:04
Награды: 5
Откуда: ს ა ქ ა რ თ ვ ე ლ ო
:
Писатель Фоторепортер
Джентльмен Благодетель
Активист
Благодарил (а): 1907
Поблагодарили: 5621
Пол:
Georgia

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение IrakliGe » 18 май 2012, 00:51

Симон писал(а):Самшвилде не то что сильно пострадал, его пару веков тому назад взорвали специально турки!
Это один из самых пострадавших храмов,которые приходилось видеть
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

IrakliGe
Модератор
Сообщения: 26063
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 17:04
Награды: 5
Откуда: ს ა ქ ა რ თ ვ ე ლ ო
:
Писатель Фоторепортер
Джентльмен Благодетель
Активист
Благодарил (а): 1907
Поблагодарили: 5621
Пол:
Georgia

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение IrakliGe » 18 май 2012, 00:56

Общие виды территории

Грузинская национальная архитектура - samshv2.jpg
Грузинская национальная архитектура - samshv2.jpg (348.97 КБ) 1635 просмотров
Грузинская национальная архитектура - samshv2.jpg
Грузинская национальная архитектура - samshv2.jpg (348.97 КБ) 1635 просмотров

Грузинская национальная архитектура - samshv3.jpg
Грузинская национальная архитектура - samshv3.jpg (285.47 КБ) 1630 просмотров
Грузинская национальная архитектура - samshv3.jpg
Грузинская национальная архитектура - samshv3.jpg (285.47 КБ) 1630 просмотров
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Симон
Сообщения: 4493
Зарегистрирован: 01 сен 2010, 23:55
Награды: 1
Откуда: Одесса
:
Джентльмен
Благодарил (а): 220
Поблагодарили: 468
Пол:
Ukraine

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение Симон » 18 май 2012, 01:14

Georgian Churches/ქართული ეკლესიები
http://www.youtube.com/watch?v=PuzNqAgGD3U
"Никогда не воюйте с Грузией, ибо у нас будет бой с Божьей Матерью... это погубит Россию"
Серафим Саровский


Скорбим о жертвах фашистско-российских изуверов в Одессе и на Востоке Украины!

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

IrakliGe
Модератор
Сообщения: 26063
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 17:04
Награды: 5
Откуда: ს ა ქ ა რ თ ვ ე ლ ო
:
Писатель Фоторепортер
Джентльмен Благодетель
Активист
Благодарил (а): 1907
Поблагодарили: 5621
Пол:
Georgia

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение IrakliGe » 18 май 2012, 01:23

Рача.
Бараконская церковь(1753 г.)

Июль 2006 года
Грузинская национальная архитектура - rach1.jpg
Грузинская национальная архитектура - rach1.jpg (323.39 КБ) 1623 просмотра
Грузинская национальная архитектура - rach1.jpg
Грузинская национальная архитектура - rach1.jpg (323.39 КБ) 1623 просмотра
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Симон
Сообщения: 4493
Зарегистрирован: 01 сен 2010, 23:55
Награды: 1
Откуда: Одесса
:
Джентльмен
Благодарил (а): 220
Поблагодарили: 468
Пол:
Ukraine

Re: Грузинская национальная архитектура

Сообщение Симон » 18 май 2012, 01:29

Рача, Баракони. 2009 год.

Изображение


Изображение
"Никогда не воюйте с Грузией, ибо у нас будет бой с Божьей Матерью... это погубит Россию"
Серафим Саровский


Скорбим о жертвах фашистско-российских изуверов в Одессе и на Востоке Украины!

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Вернуться в «Искусство и творчество»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость