Страница 1 из 8

Азербайджанский фольклор

Добавлено: 22 мар 2012, 20:28
агностик
ФОЛЬКЛОР. Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.
Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства – музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.
Русский ученый А.Н.Веселовский считал, что истоки поэзии – в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.
По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.
Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.
В античном и средневековом обществе складывался героический эпос (ирландские саги, киргизский Манас, русские былины и пр.). Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. Если обрядовая лирика (обряды, сопровождающие календарный и сельскохозяйственный циклы, семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью) зародилась в глубокой древности, то лирика необрядовая, с ее интересом к обычному человеку, появилась значительно позже. Однако со временем граница между поэзией обрядовой и необрядовой стирается. Так, на свадьбе поют частушки, в то же время некоторые из свадебных песен переходят в необрядовый репертуар.
Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.)
В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.
Наука о фольклоре – фольклористика – все произведения народного словесного творчества, в том числе и литературные, относит к одному их трех родов: эпосу, лирике, драме.
http://krugosvet.ru/enc/kultura_i_obraz ... LKLOR.html

Re: Азербайджанский фольклор.

Добавлено: 22 мар 2012, 20:41
zen
У меня в семье любят сказки дедушки Коркута. Они же на территории Нахитчевани возникли?

Re: Азербайджанский фольклор.

Добавлено: 22 мар 2012, 20:49
zen
[youtube][/youtube]
А я люблю эту песню, не знаю, правда фольклор это или нет.

Re: Азербайджанский фольклор

Добавлено: 22 мар 2012, 22:16
агностик
zen писал(а):У меня в семье любят сказки дедушки Коркута. Они же на территории Нахитчевани возникли?
Да, это история народа. Это эпос, в котором отражена история тюркских народов.
Вот фильм снятый по мотивам эпоса "Китаби Деде Коркуд"
[youtube][/youtube]

Re: Азербайджанский фольклор

Добавлено: 22 мар 2012, 23:42
агностик
Рассказ о азербайджанском фольклоре хочу начать с азербайджанского общенационального праздника "Новруз-байрам". Первую весточку о приходе весны подает цветок "Новруз-гюлю" - подснежник. Праздник Новруз - это праздник пробуждения природы. Приходит пора любви и пора крестьянского труда.
Основным символом, атрибутом Новруза является сямяни (проращенная пшеница), без которой не принято встречать Новруз. Сямяни по-существу то же, что и елка у русского, и у других народов в Новом году, и даже больше того. Сямяни - не только украшение стола и жилища в праздник Новруз, оно нечто большее, Сямяни - символ плодородия. По нему определяют каким будет урожай. Если сямяни хорошо проросло и высоко вытянулось, значит быть урожаю в этом году. Сямяни - символ нежности. Это первая нежная зелень в доме, она мягка и беспомощна, требует к себе уважительного обращения. Сямяни - символ доброты. Новруз начинается с очищения. Очищается дом, вновь производится побелка, устраняются недоделки; очищая дом, одежду и утварь, человек обязан очиститься и сам, и не только телесно, но и духовно. Нельзя входить в праздник неочищенным. Человек и сам обязан очиститься не только телесно, но и духовно. Входить в Новруз можно только с добрыми намерениями и честными помыслами.
Азербайджанский фольклор - baku00189.jpg
Азербайджанский фольклор - baku00189.jpg (160.82 КБ) 6668 просмотров
Азербайджанский фольклор - baku00189.jpg
Азербайджанский фольклор - baku00189.jpg (160.82 КБ) 6668 просмотров
Сямяни.
Новруз учит доброте. Доброта является самым главным атрибутом Новруза.
В течение месяца до Новруз-байрама каждая из предстоящих четырех недель – а вернее четырех вторников – был посвящен одной из стихий и поэтому называлась по-разному: су чершенбе (вода), одлу чершенбе (огонь), торпаг чершенбе (земля) и эль чершенбе (ветер). По поверьям, в первую среду обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение, во вторую – очищался огонь, в третью – земля, а в четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам наступала весна.
Обряд проращивания сямяни имеет под собой высоконравственную и глубокую философскую концепцию: участие в зарождении новой жизни, воздействие на зарождение и развитие этой жизни Добротой.

Re: Азербайджанский фольклор

Добавлено: 23 мар 2012, 00:20
агностик
Празднование Новруз-байрама.
Су чершенбе.
[youtube][/youtube]
Од чершенбе.
[youtube][/youtube]

Re: Азербайджанский фольклор

Добавлено: 23 мар 2012, 00:31
Симон
10 минуте последнего видео есть танцы под зурну, которую я обожаю) в разумных дозировках))

Re: Азербайджанский фольклор

Добавлено: 24 мар 2012, 14:44
агностик
торпаг чершенбе:
[youtube][/youtube]
Празднование Новруза грузинскими азербайджанцами.
Народные игры и обычаи:
разбивание яиц, гадание на жениха при помощи теста, сделанного из соли и муки.
[youtube][/youtube]
Еще обычаи:
Скачки и борьба (гюляш)
[youtube][/youtube]

Re: Азербайджанский фольклор

Добавлено: 02 май 2012, 17:59
агностик
Фольклор и традиции - это отражение образа жизни народа. Проживающие в Иране азербайджанские племена Шахсеванов до наших дней сохранили кочевой быт и традиции своих предков:
[youtube][/youtube]

Re: Азербайджанский фольклор

Добавлено: 27 июн 2012, 10:05
агностик
Группа «Altiplano» и азербайджанские музыканты выступили в концерте «Мугам-Латинос»
среда, 16 марта 2011, 13:25 Баку, 09:25 GMT
Во Дворце Гейдара Алиева состоялся совместный концерт музыкантов из Южной Америки и Азербайджана.
Как сообщает AZE.az, во Дворце Гейдара Алиева в рамках II Международного фестиваля мугама прошел концерт под названием «Мугам-Латинос».
На концерте выступила музыкальная группа из Эквадора «Altiplano» и азербайджанские музыканты.
Эквадорцы – Оскар Веласкез, Фернандо Вильябланка, Маурисио Висенсио и азербайджанские ханенде – Илькин Ахмедов, Тейяр Байрамов и другие исполнили произведения, являющиеся синтезом мугама и джаза.
Напомним, что первые совместные выступления азербайджанских и латиноамериканских музыкантов прошли в 2002 году на концерте в Баку под руководством ректора Азербайджанской национальной консерватории, народного артиста Сиявуша Керими.
После этого концерта выступление группы «Altiplano» было записано на студии звукозаписи имени Рафика Бабаева.
Этот музыкальный номер был также включен в альбом «Transatlantic non stop», изданный в 2007 году.
Рамиз Мамедов
AZE.az
адрес новости: http://www.aze.az/news_gruppa_altiplano_i_53978.html
[youtube][/youtube]
"Альтиплано" и Назпери Досталиева (эстрадная певица и исполнительница народных песен):
[youtube][/youtube]
[youtube][/youtube]
Азербайджанская народная песня "Ay bəri bax" (c 8-ой минуты):
[youtube][/youtube]
"Альтиплано" и современный исполнитель азербайджанского мугама Алим Гасымов:
[youtube][/youtube]

Концерт "Альтиплано" и азербайджанских исполнителей, состоявшийся через 8 лет после первого совместного выступления:
[youtube][/youtube]