Была ли Грузия союзником России?
Добавлено: 25 янв 2010, 22:39
Разберу некоторые моменты этой статьи.
http://www.apn.ru/publications/article21261.htm
Началось со вступления, где автор Епифанцев начал рассужадть про существование моделей поведения стран и народов.
Для наглядности он сравнил стереотипы поведения армян и грузин.
После показательного примера каким должен быть союзник России Епифанов переходит к деталям.
Ну, для начала человеку взявшемуся глубоко изучить грузинские стереотипы поведения не надо было ошибаться в цифрах да еще так сильно. Не 6000 монахов, а 600 пали от рук персов. Ну да ладно, будем считать, что это просто опечатка.
Факт, что Епифанцев описывает те страдания, которые пришлось испытать грузинскому народу и это между прочим только незначительный список из того что пришлось пережить Грузии.
Но потом он после такого описания жизни грузин, страдающих от захватчиков и сражающихся с ними вдруг делает ошеломительный вывод:
И действительно, дальше он описывает как грузинская знать воспитывалась в Иране, какие условия для нее были созданы:
Приведен пример Вахтанга Горгасали, что у него мать была иранка. При чем тут это не понятно. Автор начал рассматривать детали и сам указал, что нынешняя модель начала формироваться в 16 веке, а Горгасали жил за 1000 лет до этого, в 6 веке. И тогда Персия не имела такого влияния на Иберию. Будем считать это еще одной случайной неточностью автора.
Может хотели сделать приятное грузинам? Ну так, за красивые глаза. Или все таки иранцы могли доверить грузинам управление армиями и регионами, а другим нет? Ведь это не в бирюльки играть, это управление государством и на кону очень многое. Грузинские военачальники, Георгий Саккадзе, например, воевали в Индии и Афганистане и там побеждали врага. Побеждали тех же индусов, арабов и афганцев. Зачем же нужны были иранцам в военачальниках индусы и арабы, если у них были грузины? У арабов среди мамлюков тоже были грузины. Это сейчас обнаглевшие кокойтовцы прикрываясь за спинами русских солдат самые короткие анекдоты рассказывают: грузин-воин. А в то время грузины считались одними из лучших воинов на Ближнем Востоке. Наученные жизнью и смертью побеждать не числом, а уменьем.
Вот поэтому у них и были привилегии. Воины тогдла ценились. Я так думаю.
Наверное сам понимая на сколько нелепо звучит то что он написал, Епифанцев пишет:
Вот тут Епифанцеву надо вспомнить про то что по его мнению нет у армян. И что есть грузин. А именно большой опыт своей государственности. Грузия всю свою историю имела свое государство, а если не имела, то боролась как могла за то что бы иметь его.
Если бы Епифанцев на самом деле глубоко изучил грузинскую историю и традиции, прочитал бы хоть десять книг наших классиков, то понял бы, что идеей независимости Грузии пропитана вся наша культура. Наши дети воспитываются на этом и даже та знать, которая имеет привилегии в метрополии периодически бунтует ради этой главной идеи.
Продолжение разбора статьи попозже.
http://www.apn.ru/publications/article21261.htm
Началось со вступления, где автор Епифанцев начал рассужадть про существование моделей поведения стран и народов.
Для наглядности он сравнил стереотипы поведения армян и грузин.
Интересно он описал армянские стереотипы. В конце видимо как недостаток он добавил только одно - "враждебное отношение к Турции". А остальное все хорошо в принципе. Для России это безусловно подходит. Вот он - типичный союзник. Любит семью, любит работать, любит церковь(почему то не Бога, а именно церковь). Своего государства, т.е. особой независимости ему не нужно, и он ненавидит главного конкурента России в регионе. Просто находка для российского империализма!В качестве примера можно привести соседей грузин – армян. Стереотипами армянского поведения являются – любовь к семье, к работе и к церкви – вот такое армянское триединство: три фактора, которые спасли нацию от уничтожения.
... фактор государственного поведения у армян развит слабо, т.к. на протяжении около 600 лет армянская нация не имела государственности и сейчас современный армянин не особо ощущает своей принадлежности к Республике Армения, либо к какому-то государству вообще – при необходимости он довольно спокойно меняет страну и место жительства.
После показательного примера каким должен быть союзник России Епифанов переходит к деталям.
Теперь к деталям.
Начало этой модели поведения было положено в середине 16 века, когда сформировался мировой порядок, который определил жизнь в Грузии в течении последующих 250 лет. Тогда територия, что мы сейчас называем Грузией, была поделена между двумя странами-лидерами того времени – Турцией и Ираном. Грузинские княжества Имеретия, Мегрелия, Абхазия отошли Турции, а Картли и Кахетия – Ирану. Это было тяжелое время, полное испытаний и драм. Описывая его, грузинские историки, обычно перечисляют немалые невзгоды, которые выпали на долю грузинского народа – нашествия персов, турок, лезгин, кызылбашей; грузин убивали, угоняли в рабство и обкладывали данью.
И они правы. Все так, действительно, и было. Были и 6000 монахов монастыря Давида Гареджи, как один отказавшихся принять мусульманство и убитых за это во время праздника Пасхи. Был и грузинский священник Квелтели Тевдоре, за 5 лет до Ивана Сусанина совершивший подобный подвиг – под турецкими пытками согласившийся показать им путь к царю Луарсабу и уведший их в другую сторону, за что и был убит турками. Были и грузинские мученики Бидзина, Шалва и Элисбар, выданные персам на пытки царем Вахтангом IV. Были и походы шаха Аббаса в начале XVII века, в результате которых были убиты 100 тысяч человек и 200 тысяч угнаны в плен.
Ну, для начала человеку взявшемуся глубоко изучить грузинские стереотипы поведения не надо было ошибаться в цифрах да еще так сильно. Не 6000 монахов, а 600 пали от рук персов. Ну да ладно, будем считать, что это просто опечатка.
Факт, что Епифанцев описывает те страдания, которые пришлось испытать грузинскому народу и это между прочим только незначительный список из того что пришлось пережить Грузии.
Но потом он после такого описания жизни грузин, страдающих от захватчиков и сражающихся с ними вдруг делает ошеломительный вывод:
Как же так? Так нас угнетали или мы были в привилегированном положении? Сам же написал, что 100 тыс. убили и 200 тыс угнали. Для тогдашней Грузии это была катастрофа - демографическая и экономическая. Если столько народу угробили и даже если для оставшихся в живых создали счастливую жизнь, разве это можно назвать что грузин лелеяли и они были в каком то привилегированном положении?Дело в том, что несмотря на весь трагизм жизни грузин, их положение в турецком и особенно в персидском государствах, было далеко не всегда и не во всем похоже на положение несчастных, обираемых и угнетаемых колоний.
И действительно, дальше он описывает как грузинская знать воспитывалась в Иране, какие условия для нее были созданы:
Но при чем тут Грузия вообще? Захватчики воспитывают местную знать для себя, для службы на империю, а не для Грузии.Грузинская знать органично и на правах равных входит в высшее сословие Ирана. Были распространены династические браки – немало грузинских княжон стали женами шахов, а в крови знатнейших грузинских родов текло немало персидской крови.
Приведен пример Вахтанга Горгасали, что у него мать была иранка. При чем тут это не понятно. Автор начал рассматривать детали и сам указал, что нынешняя модель начала формироваться в 16 веке, а Горгасали жил за 1000 лет до этого, в 6 веке. И тогда Персия не имела такого влияния на Иберию. Будем считать это еще одной случайной неточностью автора.
Потом Епифанцев показывает какое привилегированное положение занмиали грузны при иранском дворе.Так, у одного из величайших исторических фигур в истории Грузии, основателя Тбилиси, в честь которого сейчас назван высший орден Грузии – Вахтанга Горгасали - мать была иранка.
Вот действительно интересно, почему арабы, индусы или афганцы не занимали таких должностей, а грузины занимали?Представители грузинской знати мальчиками растут при шахском дворе, они назначаются чиновниками в провинции, причем, не только в грузинские, но и в исконно иранские, выступают в роли крупнейших персидских военачальников и даже предводителей всего иранского войска в походах в Индию и Афганистан. При шахском дворе находятся целые группы высокопоставленных чиновников-грузин. Например, при дворе уже упомянутого нами шаха Аббаса I, который, кстати, сам неплохо говорил по-грузински, служило немало грузин, а военную реформу в стране осуществлял Алаверди-хан – омусульманившийся грузин по фамилии Ундиладзе. В истории Персии было целое столетие, в течении которого начальниками столицы государства – в то время Исфагана – мэрами по нашему, были исключительно грузины. Примеров того, чтобы какая-то другая, не-иранская народность, допустим индусы, афганцы или арабы, занимали столь высокое, столь массовое и столь долгое положение в Персии нет. Даже близко.
Может хотели сделать приятное грузинам? Ну так, за красивые глаза. Или все таки иранцы могли доверить грузинам управление армиями и регионами, а другим нет? Ведь это не в бирюльки играть, это управление государством и на кону очень многое. Грузинские военачальники, Георгий Саккадзе, например, воевали в Индии и Афганистане и там побеждали врага. Побеждали тех же индусов, арабов и афганцев. Зачем же нужны были иранцам в военачальниках индусы и арабы, если у них были грузины? У арабов среди мамлюков тоже были грузины. Это сейчас обнаглевшие кокойтовцы прикрываясь за спинами русских солдат самые короткие анекдоты рассказывают: грузин-воин. А в то время грузины считались одними из лучших воинов на Ближнем Востоке. Наученные жизнью и смертью побеждать не числом, а уменьем.
Вот поэтому у них и были привилегии. Воины тогдла ценились. Я так думаю.
Наверное сам понимая на сколько нелепо звучит то что он написал, Епифанцев пишет:
И дальше пошла теория о средневековых нравах. Но в итоге все равно читателя подводят к мысли, что грузинам не так уж и плохо жилось.А как же все эти походы, истребления и казни, упомянутые выше – спросите вы – неужели их не было? Были – скажу я вам. Были. Дело в том, что в то время нравы общества были совсем непохожи на наши.
Только не понятно все таки "жизнь Грузии" имеется в виду или жизнь и карьера грузинской знати? Кому было не плохо жить в империи?То есть, жизнь Грузии в составе Персии и Османской Империи была не так уж плоха и если представить, что каким-то фантастическим образом грузины очутились бы в границах какой-либо другой сверхдержавы того времени, их ждали бы такие же, а может быть даже и худшие отношения.
Тут видимо автор пытается уже начать разбираться в причинах поведения грузин исходя и из современного опыта. Вот была "грузинская знать" интегрирована в Российскую империю и позже в СССР. Эта знать имела привилегии. Занимала всегда посты, была обласкана. И тут все таки решила поменять геополитическую ориентацию. Ну что же вам еще надо, грузины? Кушаете и пьете хорошо, посты и привилегии имеете. Церковь свою имеете. Фильмы свои снимаете, песни поете, танцы танцуете, тосты говорите. Что еще надо?И вот в этих условиях – в жизни как части работающей системы и с обществом, почти полностью инкорпорированным в персидское общество, обласканные турецкими и персидскими властителями, грузинские князья решают изменить то, что мы сейчас называем геополитической ориентацией страны и сломать действующий механизм, хранивший их несколько столетий. Это очень серьезный шаг. Что же произошло? Что было причиной?
Вот тут Епифанцеву надо вспомнить про то что по его мнению нет у армян. И что есть грузин. А именно большой опыт своей государственности. Грузия всю свою историю имела свое государство, а если не имела, то боролась как могла за то что бы иметь его.
Если бы Епифанцев на самом деле глубоко изучил грузинскую историю и традиции, прочитал бы хоть десять книг наших классиков, то понял бы, что идеей независимости Грузии пропитана вся наша культура. Наши дети воспитываются на этом и даже та знать, которая имеет привилегии в метрополии периодически бунтует ради этой главной идеи.
Продолжение разбора статьи попозже.