Роберт писал(а):Цицианашвили-Цицианов
Цицишвили были его предки, а он выродился и стал Цициановым. Много таких пошло на службу империи за княжеские титулы и другие привилегии, забыв, что они родом из той страны, которая имеет славную историю и огромный опыт борьбы за независимость и свободу.
Грузинам давно пора понять, что воевать и умирать нужно ТОЛЬКО за Грузию. Что толку для Грузии, что Багартион пал при Бородине? А в это самое время, в 1812 году было кахетинское восстание и там русские войска убивали восставших грузинских крестьян.
Лучше было бы Петру Багратиону умереть за свою Родину в Кахетии, а не за империю в далекой России. Такой талант нужен был Грузии как воздух! Но он пропал далеко от Родины.
Во второй мировой погибло 300 тыс. грузин. За годы сталинских репрессий примерно 200 тыс.
Может грузинам стоило положить эти полмиллиона в 1921 году, но отстоять раз и навсегда свою неазависимость как это сделала Финляндия?
И жили бы сейчас не хуже финнов.
— Сделай милость, скажи, — спросил я у горца, когда он снова поравнялся со мною, — что там за храм над Степанцминдою?
— За Тереком?
— Да, за Тереком.
— Храм святой Троицы, во благо живущим, в память усопшим... В старину там хранили и укрывали сокровища... и совет народа сидел...
— Сокровища, говоришь? .. Совет? ..
— Здесь сокровища грузинских царей укрывали от врагов. Много их привозили из Мцхеты...
— Ну... а совет?
— Келейка там есть... Там совещались мудрейшие. Всякое, бывало, трудное дело обсудят...
— Каков же был этот совет? Про какие дела толковали?.. Не скажешь?
— Отчего не сказать? Скажу, что знаю. Как поднимется, бывло, народ на большие дела, на брань или сход, выберут мудрых стар-цев, да и посадят на совет в келейку. И что решат да объявят благодатью спасителя да именем Троицы, того уж не преступить.
— А ты сам бывал на таком совете?
— Сам! Я ведь про старинные времена говорю.
— Отчего же теперь не так?
— Теперь?!
Мой горец задумался и не отвечал. Поразмышлявши несколько времени, спросил меня сам:
— Вы из каких будете?
— Грузин. Разве не видно?
— Откуда же видно? Одеты не по-грузински... По-русски одеты.
Да разве только по одежде узнаешь грузина?
— Она глазу виднее.
— Ну, а язык наш?..
— Так ведь многие говорят по-грузински армяне, осетины, татаре... А одежда грузинская... не у многих разве?
— На грузине она совсем особенно выглядит. А в русской разве грузина признаешь?
— Да ведь ему душою надобно быть грузином, а не одеждою...
— — Ваша правда. Только в душу разве заглянешь? Не видно ее... А одежда вся на виду.
— Я вот, хоть и в русской одежде, а душою грузин.
— Что же, может быть...
Поверил мне горец или не поверил, не знаю, только потом мы завели с ним такую беседу:
— Ты мне давеча не сказал, начал я, — отчего большс не собирается в келье совет?
— Отчего! А народ теперь где? Мы теперь при русском царе. Теперь все по-другому. Прежнего ничего не осталось. Под горою, у Троицы, лежит деревня Гергети. Цари наши велели ее жителям стеречь святой храм и сокровища. Всей деревне дали жалованную грамоту на вечные времена. Так что и теперь что ни ночь два-три гергетских мужа поднимаются на караул. Только русские начальники и ухом не ведут на царскую грамоту, и гергетцам теперь совсем по-другому при ходится добывать пропитание. Разрушилось прежнее устройство, и дарованный Троице божьею благодатью совет упразднился.
— Так прежнее устройство и время были лучше?
— Что же... разве не лучше?
— Чем же лучше?
— Прежде плохо ли, хорошо, а себе принадлежали. Вот чем лучше! Народ был .народом, душа душою... муж был мужем, жена женой... Один о другого опирались, один другого поддерживали. Прежде! Прежде всем миром вдов и сирот призревали, из дому черта, извне врага изгоняли, божьего да господского старосту не обделяли, один другого от врага заслоняли, падшего поднимали, плачущего утешали, скорбящему сострадали, во всем были едины. Теперь прежнее единство распалось, жадность да корысть нас одолели, вражда и зависть проникли в душу. Кто теперь вдову да сиротку призреет? Кто подбодрит споткнувшегося? В себя ушел человек, об одном себе только заботится. Духом пал народ! Пало имя грузина. Забылся наш закон и
обычай. Прежде жили мы сами, а теперь что осталось от нас? Все теперь продается: еда и питье, дороги и лес, даже суд и молитва... Что осталось от прежнего горца?
— Но ведь теперь у нас мир?
— Что нам мир на пустой желудок? Да и что вообще этот мир?
В ножнах кинжал ржа заедает, в стоячей воде лягушки заводятся, черви разные, пресмыкающиеся. А в бурном Тереке резвится форель!
Так что же этот мир для живых людей? Да и что такое враг, когда есть народ? Покоя и мира нам хватит в земле...
— А когда прежде враг налетал... разорял, угонял...
— Теперь купцы-армяне разоряют нас еще пуще. Прежде мы, встречая врага, поигрывали щитом и мечом... Случалось, и одолевали.
А торгаша чем одолеешь? Прежде в равном бою добывали славу, а у аршинника чем раздобудешься? Были прежде у нас враги... но за верную службу и жаловали нас щедро: землю дарили, грамотой оделяли... Вон над Тереком нерукотворная крепость виднеется. Арши мы ее называем.
— Нерукотворная, говоришь?
— От бога крепость... Ни взять ее, ни разорить...
— Так что же крепость?
— В давние времена поднялось к ней кахетинское войско. Захватило крепость... Все ущелье бросилось за поддержкой к владетелю.
Но ему нечем было помочь беде. Народ взволновался. Кахетинцы много горцев поубивали, все их знамена повергли наземь. Среди горцев был мудрый муж, отец красавицы-дочери. Горец этот придумал опоить войско кахетинцев. Велел принести в крепость вина, а дочери наказал быть виночерпием. Кахетинцы, оглушенные вином и красотою девицы, забылись и перепились. Красавица растворила ворота, дала горцам знак, что враги захмелели. Горцы с боевым своим кличем вошли беспрепятственно в крепость, перебили хмельных кахетинцев и вернули себе твердыню. Дали весть Арагвскому Эристави. Он грамотой пожаловал крепость отцу красавицы.
— Так что ж это за молодечество?
— Отчего же не молодечество? Умные люди всегда так: где сила не одолеет, там выручит выдумка.
— Что же, ты хотел сказать... из того, что кахетинцев поубивали?
— Теперь все мы, грузины, братья. Не из вражды рассказал я про кахетинцев, а для того, что прежде готовы мы были сложить на службе свои головы, за то и жаловали нас тогда щедро. Пропасть никому не давали. Славой, мужеством добывали мы себе пропитание. А теперь чем? Ложью, изменой, продажностью... клятвопреступлением...
index.php?option=com_content&view=artic ... 4&Itemid=4