Что общего между войнами в Чечне и Южной Осетии?
Добавлено: 15 апр 2011, 23:47
ПРЕДИСЛОВИЕ (Ответ Юссуфу)
Так что оставим в покое 1722 год. Давно это было…
Перенесемся лет на 250-260 поближе к сегодняшнему дню.
Самым известным чеченцем в СССР был тогда Махмуд Эсамбаев – великий танцор, замечательный человек, никогда с русскими не воевавший и не собиравшийся воевать.
А в Советской Армии (наверное, по мнению Юсуфа – «оккупационной») служили по доброй воле, к примеру, такие чеченцы, как Аслан Масхадов (до полковника дослужился) и Джохар Дудаев (в Вооруженных силах СССР дослужился до звания генерал-майора авиации…)
Может быть, служили они с фигой в кармане, но у меня нет таких сведений, а посему смею предположить, что Дудаев с Масхадовам были когда-то честными советскими офицерами и не считали, что «их родная Чечня оккупирована русскими империалистами»…
А самым знаменитым чеченцем среди идейных противников советского режима был Абдурахман Авторханов, интеллигентный русофил, убежденный сторонник дружбы чеченского и русского народов.
Нужно еще одного чеченца вспомнить. Асухо Магомадов. Абрек, еще до Великой Отечественной войны ушел в горы и вплоть до 1975-го года убивал работников НКВД-МВД и КГБ. Асухо застрелили, когда ему было 77 лет… Личность очень яркая, но убивал он и русских и чеченцев без оглядки на «пятую графу», поэтому не нужно говорить, что он больше 30-и лет вел русско-чеченскую войну…
В целом отношения между русским и чеченским народами складывались тогда гораздо более лояльно, чем утверждают ура-патриоты…
Среди чеченцев русофобов было, наверное, меньше, чем среди эстонцев или латышей…
Почему?
Руслан Хасбулатов в интервью «Комсомольской правде» от 17 июня 1988 года рассказывал: «Мое детство прошло на самом севере Казахстана, в небольшом селе Полудино, куда мы, чеченцы, были перемещены в феврале 1944 года со статусом "спецпереселенцы". Село поневоле оказалось интернациональным. Кроме нашей семьи — матери, двух моих старших братьев и сестры, там поселились еще несколько семей наших родственников и бывших односельчан, десятка три семей из бывшей немцев Поволжья АССР, корейцы, татары. При абсолютном преобладании русского населения.
Жили мы там лет десять. И я не помню ни одного скандала на национальной почве, ни одного оскорбления. А ведь мы были "спецпереселенцы"… Почему в данном случае произошло несовпадение официальной государственной позиции, выразившейся в факте насилия над нами, и общественного мнения в этом небольшом, Богом забытом селе? Ответ я нахожу именно в факторе нашего фактического равенства со всеми жителями этого села.
Посудите сами. С 5-6 лет я, точно так же, как и другие мальчишки, по мере своих сил помогал матери, семье. Мать работала колхозной дояркой. Я (как, повторяю, и другие) делал, что мог: доставал из глубокого колодца воду, поил коров, чистил коровники зимой, ухаживал за телятами в 40-градусный мороз. Возил сено, копал картошку, ездил в лес за дровами и т. д. Все в селе были в одинаковом положении — одинаково бедны. Всем всего не хватало, особенно хлеба — трудодни-то были в основном пустые…
Рядом с моей матерью работали матери моих сверстников — и тоже до кровавого пота: русские, казашки, немки, кореянки… Моя первая учительница Вера Владимировна чуть ли не ежедневно приходила к нам домой, отшагивая добрых пять километров. Зачем это надо было ей — возиться с мальчишкой из семьи преступников? Она могла бы спокойно "подвести" меня под исключение… Я думаю о ней и понимаю, что с ее стороны это был урок подлинного интернационализма и доброты человеческой.
Начальство ассоциируется у меня с 2-3 бригадирами да председателем колхоза. Это были люди строгие, но справедливые. Сами работали рядом с колхозниками, когда требовала обстановка. Мать не обижали, наоборот, поощряли, называя лучшей дояркой. Конечно, это было "равенство нищих". Но оно было для всех и по самой своей сути исключало причины для межнациональных конфликтов»…
Когда было напечатано это интервью, я в институте учился и обсуждал этот отрывок со знакомыми и приятелями у которых, как и у меня, родители в сибирских колхозах выросли. Наши родители жили тогда, в принципе, так же, как чеченские «спецпоселенцы», о которых Руслан Имранович рассказывал…
Может быть, память о «равенстве нищих» и препятствовала росту ксенофобии…
ПРЕДИСЛОВИЕ II (О Южной Осетии)
К сожалению, я не могу почти ничего сказать об отношениях между грузинами и осетинами в Южной Осетии в 70-80-е годы прошлого века. Насколько я знаю, смешанные грузино-осетинские семьи были нормальным явлением. Если так, то можно сделать вывод, что межнациональной вражды не было…
Но вот одно личное наблюдение. В 1987 году я побывал в Грузии и в Армении. Еду на поезде в плацкартном вагоне, кругом люди разных национальностей, в том числе в Южную Осетию возвращаются муж с женой. Возраст – лет 25-28. Хорошие люди. Муж – спокойный, сдержанный. Жена – женщина эмоциональная. (Муж жену постоянно вежливо одергивал...)
Одно из высказываний женщины: «Терпеть не могу грузин!» Он ей (шепотом): «Они же слышат. Неудобно». Она: «А что я такого сказала?! Это и так все знают?!...»
Вот такой диалог…
ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ…
Это время хорошо помню. И экономический коллапс, и духовную деградацию.
Одичал народ. Русские одичали даже у нас, в Сибири… Злоба всеобщая, каждый третий так и норовит гадость сделать… Ну и ксенофобия поперла…
Я сам русский, а мне часто тяжело с соплеменниками… Так что я понимаю желание отделиться от русских…
И грузины тоже одичали. (Той Грузии, в которой я в 1987 году побывал, наверное, уже нет…) О деградации грузин читал в интервью с такими очень уважаемыми мной людьми, как Георгий Данелия и Вахтанг Кикабидзе… Да что мнение авторитетных людей приводить?! Уж если до гражданской войны скатились, если грузины друг друга убивали из-за того, что по-разному к Звиаду Гамсахурдия относятся, то что можно о духовности сказать?
И русские, и грузины озверели, а что другие? Намного лучше? С чеченцами, абхазами, осетинами то же самое не происходило?!..
Люди должны в мире друг с другом жить, а если горло соседу перегрызть готовы только за то, что он другой национальности, так уж лучше отделиться…
И понесся «парад суверенитетов»…
Но ведь если на одной земле живут люди разных национальностей, нужно как-то и интересы тех людей учитывать, кто не хочет отделяться…
ОККУПАЦИЯ
Из словаря: «Оккупация (от лат. occupatio — захват) в военном деле, в международном праве временное занятие вооруженными силами территории противника».
На этом форуме и много где ещё говорят об «оккупации Россией Чечни».
В России говорят о том, что в августе 2008 года «Грузия пыталась оккупировать Южную Осетию».
Я думаю, что не следует так говорить.
Чечня для России – это часть территории Российской Федерации в законных границах, признанных международным сообществом.
Южная Осетия для Грузии – это часть территории Грузинской Республики в законных границах, признанных международным сообществом.
…В 1994 году Россия не оккупировала Чечню. В 2008 году Грузия не пыталась оккупировать Южную Осетию…
МОРАЛЬНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
И в том, и в другом случае было совершено другое преступление.
«Москва» в Чечне и «Тбилиси» в Южной Осетии преступно и безмозгло использовали армию для насильственного решения «внутренних проблем».
Армия нужна для того, чтобы защищать страну от внешней угрозы.
А внутренние конфликты такого масштаба нужно стараться решать мирными способами.
Центральная государственная власть должна заботиться о целостности государственных границ. Так пусть заботится!
А что у нас?
Эти (…) избранные нашими народами, не только не заботились, а фактически спровоцировали конфликты.
Наш «всенародно избранный» (…) громогласно заявлял: «берите столько суверенитета, сколько сможете переварить»
Покойный Авторханов верно говорил тогда, что «нынешнюю Чечню сделал самостоятельным государством сам Ельцин», своими разрушительными реформами…
Любому нормальному человеку в 1994 году было понятно, что ввод войск в Чечню приведет к затяжному кровопролитному конфликту!
Но нашим кремлевским (…) это было непонятно!
А одна (…) из Госдумы с улыбочкой «объясняла», что «это не военная операция, это полицейская операция». (Сам по радио слышал. И таких (…) у нас демократически выбирают.)
Про бездарность в планировании военных операций в Чечне здесь и без меня здесь есть кому рассказать.
А теперь перейдем к Южной Осетии…
Я когда сравниваю Борю Ельцина с Мишей Саакашвили, все время вспоминаю название американского фильма: «Тупой и еще тупее».
Нет, Миша, как «государственный муж» не тупее, чем Боря. (Это невозможно, как невозможно снижение температуры до абсолютного нуля.) Но они наравне! Как у нас говорят: «Два сапога – пара»…
Если Ельцин виновен с самого начала, то Миша не несет ответственности за то, что было до него. И он обязан был заботиться о восстановлении территориальной целостности Грузии…
Но тут еще одна поговорка вспоминается: «Заставь дурака Богу молиться – он себе лоб разобьет».
Только этот (…) не себе лоб разбил! Он то жив, здоров и продолжает президенствовать…
Что он сделал для решения проблемы мирным путем, пока Россия еще не признала независимость Абхазии и Южной Осетии?
Ничего!
Он что не знал, что большинство осетин в Южной Осетии получили в начале 90-х российское гражданство?
Так нужно было как-то разбираться с Россией по поводу того, что делают российские граждане на (тогда еще) грузинской земле.
Нужно было думать о том, как вернуть грузинских беженцев на их родину. И здесь можно было попытаться Церковь задействовать в полной мере…
А что сделал Миша?
А Миша по примеру Бори начал «полицейскую операцию»!
Так вот результат этой «полицейской операции» вычислить было нетрудно. Сначала по Рокскому тоннелю пошли в Россию осетинские беженцы – российские граждане. Потом, исходя из международных прецедентов, в дело защиты российских граждан вмешалась русская армия. И это было бы при любом правительстве России в тех условиях…
Я человек сугубо штатский, но бездарность этой «операции» даже я понимаю.
Если стать на минуту циником, то можно сказать: «Прежде всего, было необходимо обеспечить контроль Грузии над Рокским тоннелем. Без это любой «операции» - грош цена… Если этого сделать не удалось, используя фактор внезапности, то… У нас есть поговорка: "Дураков и в церкви бьют"».
КТО ВИНОВАТ?
Иван Солоневич когда-то хорошо сказал: «В мире есть люди умные и есть люди глупые. Дурак, попадая в дурацкое положение, будет винить всех, кроме себя: все виноваты, все подвели, обманули, ограбили, изнасиловали. Это будет дурацкой реакцией на дурацкое положение: ибо всех изменить нельзя. […] Я никак не собираюсь утверждать, что русский народ всегда действовал разумно - если бы это было так, то большевистской революции у нас не было бы. Не было бы также и крепостного права. Несколько раньше - не было бы и татарского ига: все это расплата за наши собственные глупости и слабости, - самой опасной слабостью всегда является глупость».
Он это о русских говорил, но и о грузинах то же самое можно сказать.
Вообще, ребята, нравится это вам или нет, но грузины и русские сильно похожи друг на друга…
Джон Бадделли мог писать все, что ему заблагорассудится, но в 1722 году российские регулярные войска по чеченской территории не проходили. Сухопутные российские части двигались от Астрахани вдоль побережья Каспийского моря, т.е. по территории Дагестана. В походе на стороне Петра I принимала участие кабардинская конница. Для соединения с регулярными российскими войсками кабардинцы шли по чеченской территории. Возможно, при этом произошло столкновение чеченцев с кабардинцами. Если для Бадделли не было разницы между кабардинцами и русскими, то он вполне мог перепутать и победителей с побежденными… А может и чеченцев он с кем-то перепутал…Yussuf писал(а): война в Чечне началась не в 1994 а лишь возобновилась в очередной раз, точнее Россия как многократно совершала агрессии против нас так и продолжает вновь и вновь. (…) Уже первое крупное столкновение русских войск с чеченцами у села Эндери в ходе петровского похода в 1722 году обернулось для русских поражением: «Впервые российские регулярные войска столкнулись с этим народом в его родных лесах, и результат был зловещим» - написал в этой связи Д. Бадделей в книге «Русские завоевания».
Так что оставим в покое 1722 год. Давно это было…
Перенесемся лет на 250-260 поближе к сегодняшнему дню.
Самым известным чеченцем в СССР был тогда Махмуд Эсамбаев – великий танцор, замечательный человек, никогда с русскими не воевавший и не собиравшийся воевать.
А в Советской Армии (наверное, по мнению Юсуфа – «оккупационной») служили по доброй воле, к примеру, такие чеченцы, как Аслан Масхадов (до полковника дослужился) и Джохар Дудаев (в Вооруженных силах СССР дослужился до звания генерал-майора авиации…)
Может быть, служили они с фигой в кармане, но у меня нет таких сведений, а посему смею предположить, что Дудаев с Масхадовам были когда-то честными советскими офицерами и не считали, что «их родная Чечня оккупирована русскими империалистами»…
А самым знаменитым чеченцем среди идейных противников советского режима был Абдурахман Авторханов, интеллигентный русофил, убежденный сторонник дружбы чеченского и русского народов.
Нужно еще одного чеченца вспомнить. Асухо Магомадов. Абрек, еще до Великой Отечественной войны ушел в горы и вплоть до 1975-го года убивал работников НКВД-МВД и КГБ. Асухо застрелили, когда ему было 77 лет… Личность очень яркая, но убивал он и русских и чеченцев без оглядки на «пятую графу», поэтому не нужно говорить, что он больше 30-и лет вел русско-чеченскую войну…
В целом отношения между русским и чеченским народами складывались тогда гораздо более лояльно, чем утверждают ура-патриоты…
Среди чеченцев русофобов было, наверное, меньше, чем среди эстонцев или латышей…
Почему?
Руслан Хасбулатов в интервью «Комсомольской правде» от 17 июня 1988 года рассказывал: «Мое детство прошло на самом севере Казахстана, в небольшом селе Полудино, куда мы, чеченцы, были перемещены в феврале 1944 года со статусом "спецпереселенцы". Село поневоле оказалось интернациональным. Кроме нашей семьи — матери, двух моих старших братьев и сестры, там поселились еще несколько семей наших родственников и бывших односельчан, десятка три семей из бывшей немцев Поволжья АССР, корейцы, татары. При абсолютном преобладании русского населения.
Жили мы там лет десять. И я не помню ни одного скандала на национальной почве, ни одного оскорбления. А ведь мы были "спецпереселенцы"… Почему в данном случае произошло несовпадение официальной государственной позиции, выразившейся в факте насилия над нами, и общественного мнения в этом небольшом, Богом забытом селе? Ответ я нахожу именно в факторе нашего фактического равенства со всеми жителями этого села.
Посудите сами. С 5-6 лет я, точно так же, как и другие мальчишки, по мере своих сил помогал матери, семье. Мать работала колхозной дояркой. Я (как, повторяю, и другие) делал, что мог: доставал из глубокого колодца воду, поил коров, чистил коровники зимой, ухаживал за телятами в 40-градусный мороз. Возил сено, копал картошку, ездил в лес за дровами и т. д. Все в селе были в одинаковом положении — одинаково бедны. Всем всего не хватало, особенно хлеба — трудодни-то были в основном пустые…
Рядом с моей матерью работали матери моих сверстников — и тоже до кровавого пота: русские, казашки, немки, кореянки… Моя первая учительница Вера Владимировна чуть ли не ежедневно приходила к нам домой, отшагивая добрых пять километров. Зачем это надо было ей — возиться с мальчишкой из семьи преступников? Она могла бы спокойно "подвести" меня под исключение… Я думаю о ней и понимаю, что с ее стороны это был урок подлинного интернационализма и доброты человеческой.
Начальство ассоциируется у меня с 2-3 бригадирами да председателем колхоза. Это были люди строгие, но справедливые. Сами работали рядом с колхозниками, когда требовала обстановка. Мать не обижали, наоборот, поощряли, называя лучшей дояркой. Конечно, это было "равенство нищих". Но оно было для всех и по самой своей сути исключало причины для межнациональных конфликтов»…
Когда было напечатано это интервью, я в институте учился и обсуждал этот отрывок со знакомыми и приятелями у которых, как и у меня, родители в сибирских колхозах выросли. Наши родители жили тогда, в принципе, так же, как чеченские «спецпоселенцы», о которых Руслан Имранович рассказывал…
Может быть, память о «равенстве нищих» и препятствовала росту ксенофобии…
ПРЕДИСЛОВИЕ II (О Южной Осетии)
К сожалению, я не могу почти ничего сказать об отношениях между грузинами и осетинами в Южной Осетии в 70-80-е годы прошлого века. Насколько я знаю, смешанные грузино-осетинские семьи были нормальным явлением. Если так, то можно сделать вывод, что межнациональной вражды не было…
Но вот одно личное наблюдение. В 1987 году я побывал в Грузии и в Армении. Еду на поезде в плацкартном вагоне, кругом люди разных национальностей, в том числе в Южную Осетию возвращаются муж с женой. Возраст – лет 25-28. Хорошие люди. Муж – спокойный, сдержанный. Жена – женщина эмоциональная. (Муж жену постоянно вежливо одергивал...)
Одно из высказываний женщины: «Терпеть не могу грузин!» Он ей (шепотом): «Они же слышат. Неудобно». Она: «А что я такого сказала?! Это и так все знают?!...»
Вот такой диалог…
ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ…
Это время хорошо помню. И экономический коллапс, и духовную деградацию.
Одичал народ. Русские одичали даже у нас, в Сибири… Злоба всеобщая, каждый третий так и норовит гадость сделать… Ну и ксенофобия поперла…
Я сам русский, а мне часто тяжело с соплеменниками… Так что я понимаю желание отделиться от русских…
И грузины тоже одичали. (Той Грузии, в которой я в 1987 году побывал, наверное, уже нет…) О деградации грузин читал в интервью с такими очень уважаемыми мной людьми, как Георгий Данелия и Вахтанг Кикабидзе… Да что мнение авторитетных людей приводить?! Уж если до гражданской войны скатились, если грузины друг друга убивали из-за того, что по-разному к Звиаду Гамсахурдия относятся, то что можно о духовности сказать?
И русские, и грузины озверели, а что другие? Намного лучше? С чеченцами, абхазами, осетинами то же самое не происходило?!..
Люди должны в мире друг с другом жить, а если горло соседу перегрызть готовы только за то, что он другой национальности, так уж лучше отделиться…
И понесся «парад суверенитетов»…
Но ведь если на одной земле живут люди разных национальностей, нужно как-то и интересы тех людей учитывать, кто не хочет отделяться…
ОККУПАЦИЯ
Из словаря: «Оккупация (от лат. occupatio — захват) в военном деле, в международном праве временное занятие вооруженными силами территории противника».
На этом форуме и много где ещё говорят об «оккупации Россией Чечни».
В России говорят о том, что в августе 2008 года «Грузия пыталась оккупировать Южную Осетию».
Я думаю, что не следует так говорить.
Чечня для России – это часть территории Российской Федерации в законных границах, признанных международным сообществом.
Южная Осетия для Грузии – это часть территории Грузинской Республики в законных границах, признанных международным сообществом.
…В 1994 году Россия не оккупировала Чечню. В 2008 году Грузия не пыталась оккупировать Южную Осетию…
МОРАЛЬНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
И в том, и в другом случае было совершено другое преступление.
«Москва» в Чечне и «Тбилиси» в Южной Осетии преступно и безмозгло использовали армию для насильственного решения «внутренних проблем».
Армия нужна для того, чтобы защищать страну от внешней угрозы.
А внутренние конфликты такого масштаба нужно стараться решать мирными способами.
Центральная государственная власть должна заботиться о целостности государственных границ. Так пусть заботится!
А что у нас?
Эти (…) избранные нашими народами, не только не заботились, а фактически спровоцировали конфликты.
Наш «всенародно избранный» (…) громогласно заявлял: «берите столько суверенитета, сколько сможете переварить»
Покойный Авторханов верно говорил тогда, что «нынешнюю Чечню сделал самостоятельным государством сам Ельцин», своими разрушительными реформами…
Любому нормальному человеку в 1994 году было понятно, что ввод войск в Чечню приведет к затяжному кровопролитному конфликту!
Но нашим кремлевским (…) это было непонятно!
А одна (…) из Госдумы с улыбочкой «объясняла», что «это не военная операция, это полицейская операция». (Сам по радио слышал. И таких (…) у нас демократически выбирают.)
Про бездарность в планировании военных операций в Чечне здесь и без меня здесь есть кому рассказать.
А теперь перейдем к Южной Осетии…
Я когда сравниваю Борю Ельцина с Мишей Саакашвили, все время вспоминаю название американского фильма: «Тупой и еще тупее».
Нет, Миша, как «государственный муж» не тупее, чем Боря. (Это невозможно, как невозможно снижение температуры до абсолютного нуля.) Но они наравне! Как у нас говорят: «Два сапога – пара»…
Если Ельцин виновен с самого начала, то Миша не несет ответственности за то, что было до него. И он обязан был заботиться о восстановлении территориальной целостности Грузии…
Но тут еще одна поговорка вспоминается: «Заставь дурака Богу молиться – он себе лоб разобьет».
Только этот (…) не себе лоб разбил! Он то жив, здоров и продолжает президенствовать…
Что он сделал для решения проблемы мирным путем, пока Россия еще не признала независимость Абхазии и Южной Осетии?
Ничего!
Он что не знал, что большинство осетин в Южной Осетии получили в начале 90-х российское гражданство?
Так нужно было как-то разбираться с Россией по поводу того, что делают российские граждане на (тогда еще) грузинской земле.
Нужно было думать о том, как вернуть грузинских беженцев на их родину. И здесь можно было попытаться Церковь задействовать в полной мере…
А что сделал Миша?
А Миша по примеру Бори начал «полицейскую операцию»!
Так вот результат этой «полицейской операции» вычислить было нетрудно. Сначала по Рокскому тоннелю пошли в Россию осетинские беженцы – российские граждане. Потом, исходя из международных прецедентов, в дело защиты российских граждан вмешалась русская армия. И это было бы при любом правительстве России в тех условиях…
Я человек сугубо штатский, но бездарность этой «операции» даже я понимаю.
Если стать на минуту циником, то можно сказать: «Прежде всего, было необходимо обеспечить контроль Грузии над Рокским тоннелем. Без это любой «операции» - грош цена… Если этого сделать не удалось, используя фактор внезапности, то… У нас есть поговорка: "Дураков и в церкви бьют"».
КТО ВИНОВАТ?
Иван Солоневич когда-то хорошо сказал: «В мире есть люди умные и есть люди глупые. Дурак, попадая в дурацкое положение, будет винить всех, кроме себя: все виноваты, все подвели, обманули, ограбили, изнасиловали. Это будет дурацкой реакцией на дурацкое положение: ибо всех изменить нельзя. […] Я никак не собираюсь утверждать, что русский народ всегда действовал разумно - если бы это было так, то большевистской революции у нас не было бы. Не было бы также и крепостного права. Несколько раньше - не было бы и татарского ига: все это расплата за наши собственные глупости и слабости, - самой опасной слабостью всегда является глупость».
Он это о русских говорил, но и о грузинах то же самое можно сказать.
Вообще, ребята, нравится это вам или нет, но грузины и русские сильно похожи друг на друга…