Страница 1 из 16

Агрессия Кремля против Азербайджана

Добавлено: 14 дек 2011, 12:42
агностик
РАССТРЕЛ БЕЗОРУЖНОГО НАСЕЛЕНИЯ В БАКУ В 1990 г.
Почему через 18 лет мы решили снова вернуться к вопросу о Бакинских событиях 1990 г., о которых уже написаны десятки книг и статей отечественными и зарубежными учеными и публицистами? Причин несколько.
Первая причина: 18 января 2008 г. печатный орган Посольства Азербайджана в Москве «Азербайджанский конгресс» № 2 (52) под «общей шапкой» газеты «За что расстреляли Баку в 1990-м?» опубликовал в колонке главного редактора статью «Боль и величие народа» и статью Ш. Манафова «18 лет спустя. Воспоминания участников трагических событий». Внимательно прочитав эти статьи я так и не нашел четкого и ясного ответа на поставленный вопрос за что расстреляли Баку в 1990 г.? И кто в этом виноват? Упомянутый в статье Д.Т. Язов не может быть единственным главным виновником. Да и сама статья страдала серьезными недомолвками, чего не должно быть, поскольку статьи напечатаны под эгидой дипломатического представительства Азербайджана в России, которое обязано поддерживать дружественные отношения между народами России и современного Азербайджана, и не оставлять у читателя никаких сомнений.
Вторая причина: мы (А.А. Евстигнеев и ЕМ. Мелков) были в числе трех независимых экспертов общественной организации «Щит», которые и расследовали в июне 1990 г. эти трагические события в Баку с передачей подробных результатов расследования Верховному Совету Аз. ССР, через председателя специальной Комиссии М. Аббасова.
Третья причина: Прочитав упомянутые статьи от 18 января 2008 г., мы убедились в том, что наше расследование в полном объеме в СССР и в Аз. ССР, а также в современных России и Азербайджане не было опубликовано, за исключением изложения его основных положений в Российской газете от 19 марта 1992 г. в нашей статье «Черный январь в Баку (1990 г.)» в ответ на лживые статьи В. Выжутовича и В. Самедова «Вторжение», помещенные в газете «Известия» (1992, № 36-38), в которых эти авторы проводили сравнение трагедий в Баку (1990 г.) и в Вильнюсе (1991 г.) по результатам наших же расследований и давали свой ответ на вопрос: «Чью политическую волю исполняла армия?»
В. Выжутович и В. Самедов широко использовали такие выражения и термины, как «оккупация» и «вторжение» (эти термины не могли применяться к вводу советских войск в какую-либо часть собственной государственной территории СССР, что лишний раз говорит о полном незнании В. Выжутовичем международного права), разыгрывание «русской карты» («русскую карту» эти авторы упоминали применительно к Вильнюсу), «единение» властей Азербайджанской ССР и азербайджанского народа в ночь с 21 на 22 января 1991 г. (хорошенькое «единение», если Народный Фронт Азербайджана уже осуществлял параллельную с КП Аз. ССР власть), «главная цель оккупации — наказать народ, требующий суверенитета (это прямая ложь, т.к. до Бакинского расстрела народ Аз. ССР не требовал суверенитета).
Четвертая причина: за совершенные преступления против собственного народа в Баку не понесли абсолютно никакого наказания высшие политические и военные руководители СССР и Аз. ССР: Председатель Верховного Совета СССР М.С. Горбачев — прямой организатор и главный виновник расстрела безоружного населения в Баку (через год, в 1991 г., на его совести будет еще и аналогичный расстрел безоружного населения в Вильнюсе — см. § 9); министр обороны СССР Д.Т. Язов — непосредственный руководитель и координатор Бакинского расстрела (наоборот, «за победу» над населением Тбилиси в 1989 г. и расстрел безоружного населения в Баку получил воинское звание Маршал Советского Союза); генерал-лейтенант В.С. Дубиняк комендант особого района г. Баку, наряду с д.Т. Язовым обманывавший народы СССР, не существовавшим на самом деле многодневным огневым сопротивлением автоматчиков и снайперов НФА, который вместо КПСС и КП Аз. ССР уже осуществлял параллельную власть в Баку; А. Муталибов — Первый секретарь ЦК компартии Азербайджана и Э. Кафарова — Председатель Президиума Верховного Совета Аз. ССР, которые уже 18 января от прибывших в Баку Гиренко и Примакова точно знали о том, что 20 января будет введено чрезвычайное положение в Баку и могли бы предупредить об этом бакинцев по радио (еще до взрыва 19 января энергоблока телерадиоцентра, который, к тому же, не лишил Баку радиосвязи), но не сделали этого. В этой связи исключительно цинично звучали (и звучат сейчас) слова Э. Кафаровой, сказанные ею 20 января 1990 г. по радио: «Азербайджанский народ никому и никогда не простит трагической гибели своих дочерей и сыновей» (эти ее слова приводит и названная выше публикация Азербайджанского Конгресса»), поскольку Э. Кафарова также несет прямую ответственность за гибель населения Баку и других городов, как и А.Н. Муталибов, Ведь это именно они в Постановлении Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР от 15 января 1990 г. приняли решение: п. З. «Просить Министерство обороны, правоохранительные и другие исполнительные органы СССР оказать Азербайджанской ССР всю необходимую помощь в соответствии со статьей 81
Конституции СССР». И М.С. Горбачев «оказал такую помощь».
Пятая причина: В средствах массовой информации ССС в 1990-1991 гг. и позднее, а также в выступлениях высших руководителей КПСС многократно писалось и говорилось о том, что выходящие из Сальянских казарм войска, а также войска, входящие в Баку со стороны аэродрома, были встречены автоматно - пулеметным огнем и огнем снайперов – боевиков НФА, что именно в ответ на этот огонь армия открыла ответный шквальный огонь.
Мы, независимые военные эксперты, свидетельствуем о том, что со стороны населения Баку и членов НФА вообще не было сделано ни одного выстрела в сторону Армии. Впервые же минуты выхода войск из Сальянских казарм были убиты по одному солдату на двух КПП из-за спин, стоявших перед КПП пикетчиков Мы уверены в том, что в Погибших двух солдат стреляли те же лица, которые взорвали и энергоблок ТРЦ.
Шестая Причина: исчезли и СССР и Аз. ССР, появились новая Россия и новый Азербайджан. Кроме того, за 18 лет в наших двух странах произошла смена поколений. В жизнь пришла новые молодые люди, которые живут и будут жить в ХХI веке. Они должны знать истинные, а не придуманные трагические уроки прошедших десятилетий и принимать все меры к тому, чтобы к власти не те, кто расстреливал (и способствовал расстрелу) безоружное население в Баку, чтобы в будущем между Россией и Азербайджаном, а также между населением наших двух стран, были только дружеские, добрососедские отношения, полностью исключающие даже саму возможность повторения того, что случилось в Баку 20 января 1990 г. Эти же слова относятся и к авторам статей, опубликованных в выпуске Азербайджанского Конгресса № 2 от 18 января 2008 г.

Проводя расследование Бакинских событий, мы старались в максимально возможной степени быть объективными и не касаться очень серьезного и деликатного вопроса, касающегося НКАО, решить который в ХХI веке должны будут сами народы Азербайджана и Армении и их руководители за столом переговоров исключительно мирными средствами

Общее заключение независимых военных экспертов общественной организации «ЩИТ» на события в Баку
13-25 января 1990 г.


Комиссия независимых военных экспертов в составе капитана 1 ранга запаса Евстигнеева А.А. (кандидат технических наук), капитана 2 ранга запаса Мелкова ЕМ. (Кандидат юридических наук) и подполковника запаса Мурасова Б.В. по приглашению Следственной комиссии Верховного Совета Азербайджанской ССР по расследованию последствий введения чрезвычайного положения и в ее столице г. Баку в период с 12 по 22 июня 1990 г. проделала следующую работу:

а) изучила имеющиеся в Следственной комиссии документы; просмотрела 18 видеокассет (54 часа), в том числе кассету, показанную народным депутатам СССР в г. Москве; изучила материалы баллистических и трассологических экспертиз, медицинские заключения, справки и показания медико-санитарного персонала больниц и морга города;

б) имела подробные беседы с заместителем военного прокурора ЗАКВО Климовым И.А., командиром дислоцированной в Сальянских казармах дивизии Антоновым Ю.Н., Начальником Бакинского общевойскового имени Верховного Совета Аз, ССР училища полковником Кошевым В.Т., директором телерадиоцентра (ТРЦ) Аз. ССР Кулиевым А.Ш., работниками взорванного энергоблока ТРЦ Гусейновым И.А. и Романовым В.М., Командующим Краснознаменной Каспийской военной флотилией вице-адмиралом Лещенко В.Т, офицерами штаба ККВФ капитанами 1 ранга Новицким А.Е, Назаренко А.В. и капитаном 2 ранга Аскеровым Р.Т., командиром медицинского батальона майором Мухамеджановым Н.М., с жителями наиболее пострадавших от обстрела домов №1 и № 333 поселка «Красный Восток», расположенного в 5-ти метрах от забора Сальянских казарм, неофициальные беседы (без записи фамилий) с офицерами, прапорщиками, курсантами, солдатами и матросами Бакинского общевойскового училища, Сальянских казарм ККВФ (более 30 человек) с жителями г. Баку разных возрастов азербайджанской и русской национальности (по 20-25 человек соответственно);
в) изучила высказывания в печати военных и партийных деятелей СССР, Аз. ССР и г. Баку, а также материалы, сведения и оперативной сводки партгосаппарата и УВД г. Баку и другие документы.
На основании исследования и изучении документов и сведений, относящихся к политико-военным вопросам, независимые эксперты установили:
1. Обстановка в г. Баку до введения чрезвычайного положения

1) Погромы. В период с 13 по 15 января в г. Баку произошли массовые погромы армянского населения с наиболее тяжелыми последствиями. Жертвами стали ни в чем не повинные мужчины и женщины, престарелые. Погибли 56 человек, 112 получили телесные повреждения. Армянские семьи находили убежище и защиту в частях Бакинского гарнизона в ККВФ, в районных отделения внутренних дел, в мечетях и в жилищах отдельных граждан и русской национальности. В эти же дни началась массовая Эвакуация армянских семей воздушным и водным транспортом при активной поддержке и защита военнослужащих Бакинского гарнизона и моряков ККВФ, а также демократического крыла Народного Фронта Азербайджана (НФА), которая продолжалась вплоть до начала чрезвычайного положения. В последующие дни погромы армян пошли на убыль, и 18-19 января их практически уже не было. Во время погромов состав МВД и КГБ Аз ССР и Внутренних войск МВД СССР, находившихся в это время в городе практически самоустранился и бездействовал, зачастую гибель армян, насилие, грабе и бесчинства происходи на их глазах.


Могли ли внутренние войска 13-15 января пресечь погром средствами? Безусловно могли! Однако они не выгнили своего долга. Имели место диаметрально противоположные попытки объяснить бездеятельность внутренних войск. Комендант Баку генерал-лейтенант Дубиняк заявил в печати о том, что внутренние войска не имели приказа, что законы Аз. ССР не регламентируют их деятельность, а начальник внутренних войск Шаталин заявил: «Нас никто не просил о Помощи» (Зачем пришли солдаты — Ситуация. Приложение к журналу внутренних войск «На боевом посту». Февраль 1990, С. 2)
Подобные заявления не имеют под собой никакой правовой основы. Внутренние войска МВД СССР подчиняются и действуют в соответствии с законами СССР, а не Аз. ССР. Они должны были сами действовать в соответствии с их прямым назначением без всяких дополнительных просьб или обращений.
Партгосаппарат Аз. ССР и г. Баку оказался совершенно неспособным организовать эффективную борьбу с погромами и защиту армянских семей, показав свою полную беспомощность, растерянность и некомпетентность. События 13-15 января явились началом паралича политической власти в городе и республике.
2) Причины, повлиявшие на обострение обстановки к началу чрезвычайного положения. К числу причин, повлиявших на обострение обстановки и развитие политического кризиса (кроме погромов) относились:
— неустроенность и крайне бедственное положение около 200 000 азербайджанских беженцев, покинувших Армению и НКАО, значительная часть которых находилась в Баку; почти полное безразличие к ним партгосаппарата Аз. ССР и города. Хотя в Справке Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Совета Национальностей Верховного Совета СССР, говорится: «За 1989 г. — январь 1990 г. из Армянской ССР выехало около 200 тыс. беженцев, а из Азербайджанской ССР — свыше 310 тыс. человек...>, т.е. в полтора раза больше. Правительство Аз. ССР в рамках закона могло бы в значительной степени облегчить трудности беженцев, однако оно не сделало этого;
— деятельность экстремистских элементов, допускавших угрозы в адрес военных и отдельных семей азербайджанских и русских граждан;— расширение масштабов нападений армянских боевиков на азербайджанские села и отдельных граждан в НКАО и приграничной (между Азербайджаном и Арменией) полосе, которые продолжаются до настоящего времени; отсутствие у азербайджанского населения возможности эффективно защищать свою жизнь и имущество; полная неспособность партгосапарата республики защитить своих собственных граждан от нападений армянских боевиков; уклонение Центра от выполнения конституционных обязанностей по защите территориальной целостности республики, неприкосновенности ее границ и защите безопасности и имущества населения республики; наличие коррумпированных сил в стране (СССР), в Армении и Азербайджане, заинтересованных в продолжении этого конфликта, в сохранении своей власти любыми способами и средствами;
— выезд части семей военнослужащих из Баку, в том числе по указанию прибывающего в Баку генерала армии Варенникова. Это в значительной мере взвинтило обстановку страха и неуверенности среди азербайджанского и русского населения;
— прибытие в Баку и окрестности подкреплений внутренних войск, регулярных частей Советской Армии, а также резервистов, призваванных в пожарном порядке «спасать» русских, которых, согласно распространенной среди них информации уничтожают в Баку;
— усиление слухов о введении чрезвычайного положения и комендантского часа при одновременных твердых заверениях со стороны партгосаппарата Центра и Аз. ССР (Примаков Михайлов, Гиренко, Дадшамиров Мамедов М.Р. — первый секретарь Бакинского горкома КП Азербайджана, народный депутат СССР) в том, что чрезвычайное положение вводиться не будет;
— усиливающаяся неспособность партгосаппарата Аз. ССР к управлению республикой и народом, полное падение авторитета руководство республики; непрерывное возрастающее по количеству участников митинги с требованием отставки руководства республики и защиты населения от нападений армянских боевиков; полный паралич политической власти республики при одновременном возрастании роли НФА, НФА превратился во влиятельную общественную силу, поддерживаемую большинством населения, которая в ряде мест начала осуществлять параллельную власть. Власть даже не нужно было захватывать, поскольку ее на указанный день фактически не существовало;
— пикетирование территории дислокации частей Бакинского гарнизона и ККВФ, блокирование транспортных магистралей и выходов из казарм и частей большегрузными машинами и бензовозами с целью недопущения выхода войск в Баку;
— разрушение инженерных сооружений на государственной границе СССР в Нахичеванской АССР.
3) для руководства действиями армии в Баку прибыли: Председатель Совета Союза Верховного Совета СССР Примаков, Министр обороны СССР Язов, секретарь ЦК КПСС Гиренко, зам.зав. отделом межнациональных отношений ЦК КПСС Михайлов, Министр внутренних дел СССР Бакатин, генерал-полковник Демидов, представитель ВМФ контр-адмирал Сидоров.
4) События 18 и 19 января свидетельствуют о том, что еще была возможность предотвратить кровопролитие силами и Бакинского гарнизона, частями ВВ и ККВФ. Коллектив офицеров Бакинского общевойскового училища обратился к Председателю Верховного Совета СССР и министру обороны СССР с телеграммой, подписанной председателем Совета офицерского собрания полковником А. Савельевым и начальником политотдела полковником А. Русаковым: «.. .обстановка в Баку контролируется Народным Фронтом Азербайджана, для разрешения накопившихся проблем в г. Баку еще не полностью использованы политические методы работы. Мы уверены: можно не допустить в г. Баку второй Румынию>. Однако Центр не сумел или не захотел переосмыслить обстановку.
5) Взрыв энергоблока телерадиоцентра (ТРЦ). 19 января ТРЦ охраняли работники межведомственной охраны и курсанты (160 человек) Бакинского общевойскового училища. В соответствии со Справкой, подготовленной Госкомитетом Аз. ССР по телевидению радиовещанию 17 мая 1990 г., исх, № 011/б9, 19 января выступление по телевидению представителей НФА не планировалось. В этой же Справке говорится, что призывы НФА к захвату телевидения и радио не имели места.
В 19 ч. 19 января на ТРЦ прибыли 4 человека в полувоенной полуспортивной одежде с оружием, их распоряжении беспрекословно выполняла охрана ТРЦ. У сменного начальника энергоблока Гусейнова И.А. и сменного электрика Романова В.М. прибывшие выясняли, каким образом можно полностью вывести из Строя энергоснабжение ТРЦ, есть ли резервные дизель-электрические генераторы (или их не было). Однако Гусейнов И.А, и Романов В.М., заподозрив неладное, полную схему электроснабжения им не объяснили. После расспросов Гусейнов и Романов были выведены из помещения и взяты под стражу.
В 19 ч. ЗО мин. энергоблок был взорван. Никакой реакции на этот взрыв со стороны охраны ТРЦ не последовало.
Сообщение о взрыве и пожаре на ТРЦ в УВД Бакгорисполкома поступило в 19 ч. ЗО мин. Из Управления пожарной охраны МВД Аз. ССР, о чем было немедленно сообщено КГБ и МВД Аз, ССР Бакгорисполком и в отдел внутренних дел района (ОВД) имени 26 Бакинских комиссаров для проверки и принятия соответствующих мер. Однако сотрудники милиции, прибывшие к ТРЦ не были допущены туда военными, охранявшими ТРЦ.
В 21 ч. 00 мин. Гусейнов и Романов были переодеты (!) в военную форму (якобы в целях обеспечения их безопасности) и к 21 ч. ЗО мин, тайно, окольными путями под конвоем доставлены к зданию Верховного Совета Аз. ССР, где были опознаны проявившими бдительность постовым милиционером Гюльмалиевым. Только благодаря этому они были изъяты из рук военной охраны и переданы оперативной группе ОВД МВД Аз. ССР.
Утром 20 января место происшествия осматривалось и документировалось оперативно - следственной группой КГБ Аз. ССР (зам. нач. следственного отдела Полковник Мансуров Р.Т.).
В Справке, подготовленной в Комиссии по национальной Политике и межнациональным отношениям Совета Национальностей Верховного Совета СССР, утверждается, что ТРЦ был выведен из строя Народным Фронтом. Эта информация многократно была повторена центральной печатью и телевидением.
Мы, независимые военные эксперты, пришли к выводу: энергоблок ТРЦ был взорван спецгруппой Советской Армии или КГБ СССР.
б) Оповещение о введении чрезвычайного положения.
Население Баку не было оповещено о начале чрезвычайного положения. Ввод войск был начат внезапно, что привело к огромным жертвам среди мирного населения. Подобные действия против народа собственной страны — тяжкое преступление. Внезапный, без предварительного объявления, огонь по мирному населению противоречит всем действующим нормам международного права. Предварительное обращение к народу и предупреждение о применении силы обязательное юридическое условие введения чрезвычайного положения.
Такое обращение к народу было тем более необходимо, что партгосаппарат продолжал уверять население в том, что чрезвычайное положение не будет введено. Подходящие к Баку войска 18 января были остановлены народными пикетами, а это, в свою очередь, дало населению еще большую уверенность в том, что войска не будут открывать огонь.
С юридической и международно-правовой точек зрения имеет значение сам факт заблаговременного предупреждения населения о готовящемся применении военной силы. Благоразумные или обманутые люди имели бы время одуматься и разойтись по домам.
Даже воюющая с противником сторона перед принятием какой-либо акции против гражданского населения или действия, затрагивающего его безопасность и влекущего уголовную ответственность за неисполнение, в соответствии со ст. 65 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г., заблаговременно доводит об этом до сведения населения, чтобы предоставить ему разумные сроки для выполнения требований оккупирующей или воюющей державы и снизить тем самым возможные жертвы среди мирного населения. Кроме того, п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политичесх правах 966 г. прямо обязывает официально объявлять о чрезвычайном положении.
К азербайджанском народу мог бы обратит и сам Председатель Верховного Совета СССР, поскольку он знал отрицательное отношение главы республики к введению чрезвычайного положения и взял всю полноту ответственности на себя. Однако он этого не сделал. Он должен был бы официально объявить о введении положения заблаговременно, 19 января, а не 2О-го, когда было уже поздно. Он этого не сделал. Не сделал этого и министр обороны.
Официально о введении чрезвычайного положения в Баку население впервые было оповещено комендантом Дубиняком по радио и листовками с вертолетов лишь в 5 ч. 30 мин, утра, тогда, когда весь город уже был занят войсками и была пролита кровь.
7) Психологическая подготовка в частях СА и ВВ МВД СССР.
Психологическая подготовка личного состава к действиям в городских условиях, во внутренних войсках, десантных частях, Сальянских казармах, в ККВФ, в других вступающих в город частях велась штатными политработниками; среди резервистов работу проводили несколько десятков мобилизованных партийных и комсомольских работник.
В частях Бакинского гарнизона ККВФ, Бакинском общевойсковом училище офицеры, солдаты, сержанты, старшины, курсанты и Матросе не питали враждебных чувств к азербайджанскому населению. На направлениях, на которых использовались эти части, было наименьшее число жертв со стороны гражданского населения.
Иное положение было среди резервистов и частей, входивших в город в первый раз и подвергшихся усиленной психологической обработке Личному составу внушалась следующая информация:
— вас призвали в Баку для того, чтобы защитить русских, которых зверски уничтожает местное население;
— вокруг Сальянских казарм, на крышах домов разместились
снайперы;
— близлежащие дома, крыши, квартиры набиты автоматчиками НФА, которые встретят вас массированным автоматно-пулеметным огнем;
— боевики могут быть переодеты в форму милиции, ВВ и СА.
Личный состав был напуган, боялся за свою жизнь, ждал яростного огневого сопротивления и, по существу, был психологически подготовлен к проявлению жестокости. По материалам, имеющимся в Следственной комиссии, среди резервистов были и лица армянской национальности. Кроме того, здесь оказалось определенное число уголовных элементов. Так, например, согласно запросу старшего следователя г. Асбеста Свердловской области майора юстиции Яковлева, из числа резервистов были направлены в Свердловск 9 человек (Кектаев А.Н., Холматов И.К., Жураев Н.Н., Рахметов СМ., Рузиев О.М., Анбаров, Рузматов, Каримов, Хадишев), дела которых находятся под контролем Президиума Верховного Совета СССР и ЦК КПСС. 2. Ввод войск и осуществление мер чрезвычайного положении
Общая оценка боевых действий. По состоянию на 00 ч. 20 января — момент наступления в г. Баку чрезвычайного положения — входы в город и выходы из частей Бакинского гарнизона были блокированы тяжелыми грузовиками, заправленными бензовозами, бетонными блоками и охранялись пикетчиками.
Документального подтверждения наличия оружия у пикетчиков в Следственной комиссии не имеется. Не представили таких документов Комиссии и военным экспертам ни заместитель военного прокурора ЗАКВО Климов И.А., ни другие опрошенные официальные лица, с которыми эксперты вели беседы.
Ввод войск в Баку практически со всех направлений и деблокада мест дислокации частей Бакинского гарнизона и ККВФ начались в 00 часов 20 января в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О введении Чрезвычайного положения в Городе Баку» от 19 января 99О г. Использовались танки, БТР, БМП (Вся бронетехника была без бортовых номеров) с кораблей ККВФ был высажен десант (Движение войск из района аэропорта началось в 23 часа 19 января).
Войсками велась интенсивная беспорядочная автоматно - пулеметная стрельба по всем направлениям, что привело к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Погиб 121 человек, более 700 ранено, 12 человек пропали без вести. Особой жестокостью отличались действия войск, следующих из района аэропорта, укомплектованных резервистами. К 6 ч. утра войска установили полный контроль над Городом.
Спорадическая стрельба продолжалась в различных частях города 20-24 января, особенно интенсивно в районе Сальянских казарм. Деблокада бухты была осуществлена 25 января силами ККВФ с минимальными потерями (ранено З человека). Гражданское население от действий ККВФ не пострадало.
Наличие у пикетчиков, оружия документально не подтверждается. Вместе с тем, со стороны пикетов в первые минуты деблокирования имели место выстрелы в сторону войск, спровоцировавшие армию на широкое ведение огня. Общие потери армии: погиб 21 человек, ранено 90. Если бы пикетчики были вооружены, то в условиях городского боя потери наступающих были бы в три раза больше потерь обороняющихся: не 21/90, а 360/2000 человек. На самом же деле 20 января армия потеряла 9 человек.
Многочисленные свидетели утверждают, что они видели в различных частях города легковые автомашины без номеров, из которых по войскам велся автоматный огонь. Обстреляв войска, машины немедленно уезжали. Кто был в машинах не установлено.
2) Многодневный бой у Сальянских казарм. Из Сообщения командира дивизии Полковника Антонова следует, что выходящие из Сальянских казарм бронетехника и военные были встречены плотным пулеметно - автоматным огнем и огнем Снайперов - боевиков из окон и крыш близлежащих домов. Войска открыли ответный огонь.
По показаниям военнослужащих, принимавших участие в деблокировании, и граждан (офицеры в отставке и члены их семей), проживающих в домах, расположенных вокруг казарм, завалы у ворот казарм были прорваньи уже к 00 ч. 30 мин. танками и солдатами. Интенсивная стрельба в обоих направлениях продолжалась до 02 часов. В 02 ч. в подъездах дома № 1 и других домах поселка «Красный Восток» уже находились солдаты, которые на виду жителей, собравшихся на 1 этаже, выходили из подъезда, выпускали веером, бесприцельно, вдоль улицы длинные автоматные очереди. В 13 ч. 20 января начался интенсивный обстрел жилых домов поселка «Красный Восток» (особенно домов № 1 и 333) со стороны Сальянских казарм. В 16 ч. в присутствии солдат в подъезде, квартиры четвертого этажа дома № 1 были обстреляны из гранатомета, при этом были совершенно разрушены две квартиры, вспыхнул пожар. Жители предлагали солдатам подняться на крышу, посмотреть, кто стреляет. Они убеждали солдат, что в доме № 1 и близлежащих домах проживают русские офицерские семьи (как правило, офицеров в отставке), что здесь не было и нет никаких террористов. Однако стрельба продолжалась. Интенсивные перестрелки возникали 21, 22, 23 и 24 января.
В результате анализа всех имеющихся документов, бесед с жителями разрушенных домов, офицерами дивизии, в том числе и военнослужащими азербайджанской национальности, осмотра разрушенных домов и их стен, а также стен Сальянских казарм, военные эксперты установили следующее:
1)Впервые же часы интенсивного двустороннего пулеметно-автоматного огня и огня снайперов-боевиков при отсутствии светомаскировки в казармах (электрическое освещение в домах жителей было выключено) и наличия огромного числа живой силы на бронетехнике и на территории казарм было убито... 2 человека. Они были убиты в первую же минуту, один на северном входе, другой на южном.
Здравый смысл и военные знания позволяют нам утверждать, что если бы на самом деле был интенсивный автоматно-пулеметный огонь и огонь снайперов-боевиков, убитых было бы несравненно больше, не говоря е об огромном числе раненных.
2)Стены домов 1 и 333 и стекла уцелевших окон имеют десятки пулевых следов, не считая полностью разрушенных квартир. Например, в квартире полковника в отставке Магеррамова МТ (лом 333, кв. 35) в трех комнатах имеется 53 следа от пуль.
В стенах домов Сальянских казарм военные эксперты не нашли ни одного следа от пуль, за исключением двух разбитых стекол в медсанчасти.
Ни одного следа ни на одном из домов казарм, хотя «взаимные» перестрелки продолжались целых 5 дней!!! (мы указ на этот факт командиру дивизии Антонову, он ответил: вы — офицеры, как и я, все видите сами, добавить мне нечего» — ТМ.).
3)Офицеры и прапорщики азербайджанцы, которым в 23 часа 19 января не выдали оружия, во время «интенсивного» пулеметно автоматного огня и огня снайперов - боевиков безбоязненно ходили по территории казарм, а в 03 часа 20 января вообще ушли домой к семьям.
4) В течение пятидневных боев должно было бы быть захвачено какое- то количество боевиков и снайперов с оружием (установлены фамилии имена, типы захваченного оружия номера). Однако у Следственной комиссии фамилий таких боевиков нет. Военным экспертам должностными лицами не было представлено ни одного доказательства, ни одной фамилии. Ни один из опрошенных официальных лиц не заявил, что они захватили боевика с оружием.
Военные эксперты пришла к выводам:
— Впервые часы 20 января никакого интенсивного плуметно - автоматного огня на поражение и огня снайперов - боевиков со стороны жилых домов поселка не было. Двое военнослужащих были убить у КПП впервые минуты операции
— Огонь со стороны, домов поселка 21-24 января специально имитировался холостыми патронами самими солдатами, занявшими дома. Эта имитация была необходима командованию для создания видимости длительного боевого противодействия экстремистов для оправдания многочисленных жертв среди гражданского населения 20 Января.
3. Военные преступления армии
Осуществляя меры чрезвычайного положения, отдельные военнослужащие допустили действия, не совместимые с человечностью, которые в соответствии с Уставом Международного Военного Трибунала, Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. с дополнительными протоколами 1 и 11 1977 г. к ним и Уголовным кодексом Азербайджанской ССР являются военными преступлениями. Попраны все действующие международные документы по правам человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговый документ Венской встречи СБСЕ 1989 г., декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.), действующие конвенции, регламентирующие ведение войны (декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль 1899 г., 4-я Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).
Имели место:
1) Расстрелы людей на месте в упор с особой жестокостью. Например, на теле Мееровича Я.М. — 21 пулевое отверстие, Ханмамедова Р.М. — более 10, Рустамова Р.М. — 23 и т.д., расстрелян автобус № 39 Икарус вместе с пассажирами, в том числе с детьми (ст. 94, пп. 4 и 6 УК Аз. ССР; ст. 3 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны; ст. 4 дополнительного протокола 11 1977 г; ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 г.; ст. 38 Конвенции о правах ребенка 1989 г.; пп. 1, 5, 6 декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.);
2) Умышленные наезды танков и БТР на легковые машины с убийством находящихся в них людей (те же статьи к Аз. ССР и конвенций);
3) Обстрелы больниц, машин скорой помощи и убийство врачей, препятствование медико-санитарному персоналу оказывать помощь раненным. Например, в пути обстреляны танками машины скорой помощи 67-50 АГП и убит врач Мархевка А.В., 67-51АГП и врач Мамедов Р., обстреляны солдатами машины скорой помощи 39-97 АГС и врач Мариманов В.И., 96-64 АГП и врач Султанов З.А. (те же статьи УК Аз. ССР, а также ст. 3, 19, 24, 35, 45, 46, 49, 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях);
4) Добивание раненых (п. 4, 6 ст. 94 УК Аз. ССР, те же статьи международных конвенций);
5) Убийство штык - ножами. Среди жертв — русский слепой человек Ефимичев Б.В. (п. 2, 6 ст. 94 УК Аз. ССР, статьи конвенций, указанных в п. 1);
б) Использование пуль к автомату Калашникова калибром 5,45 мм со смещенным центром тяжести, которые при попадании в тело изменяют направление движения, могут разделяться на несколько частей, поражая обширные области тела. Такая пуля не просто выводит человека из строя, а многократно увеличивает страдания и делает его смерть неизбежной. Примеров убийства такими пулями очень много (п. 2, 6 ст. 94 УК Аз. ССР, декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль 1899 г; 4-я Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г);
7) Открытие огня по людям без предупреждения и убийство (п. 2, 6 ст. 94 УК Аз. ССР, те же статьи международных конвенций, указанных в п.1);
8) Мародерств, грабежи квартир и граждан, оскорбление унижение человеческого достоинства граждан и задержанных. Примеры многочисленные (ст. 143, 144, 261, 262 УК Аз. ССР; ст. 17 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., 4-я Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны; ст. 33 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.).
Выводы
На основании проведенного исследования независимые Военные Эксперты пришли к следующим выводам:
1. Кровавая трагедия, происшедшая в Баку в январе 1990 г., невозможна в условиях правового государства. Тоталитарный режим, основанный на насилии и терроре, заложенных в его сущности, продолжает действовать.
Одной из причин январских событий явилось то, что суверенные права Азербайджанской ССР, которыми она наделена Конституцией СССР, продолжает оставаться фикцией. Попран п. 14 ст. 119 Конституции СССР, ответственность за это взял на себя Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачев.
2. Вооруженные силы СССР в очередной раз были использованы не для защиты от внешней агрессии, а против собственного народа. Одним из тяжелейших последствий событий в Баку является факт дальнейшего углубления негативного отношения народа к армии, на которую партгосаппарат возложил карательные функции.
3. События в Баку являются одним из тяжелейших преступлений в истории Советского государства, намного превосходящим по жестокости и размаху события в Тбилиси 9 апреля 1989 г. Это преступление носит характер карательной операции и представляет собой заранее организованное побоище невинных людей, совершенное с особой жестокостью с применением запрещенных международным правом средств ведения войны. Эта акция содержит признаки международного преступления
4. Подписывая 19 января Указ о введении с 20 января чрезвычайного положения в г. Баку, Председатель Верховного Совета СССР в соответствии с п. 1 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. был обязан официально объявить его населению Баку до начала действия чрезвычайного положения. Это международное обязательство СССР не было выполнено, что привело к большим человечески жертвам. Не объявил о предстоящем введении чрезвычайного положения и Министр обороны, прибывший в Баку для руководства операцией. Более того, нами, военными экспертами, установлено, что телецентр был выведен из строя спецгруппой Советской Армии или КГБ.
5. Во время проведения операции личным составом армии были совершены тяжкие военные преступления, предусмотренные Уставом Международного военного трибунала 1945 г., действующими конвенциями, участником которых является СССР, а также уголовным кодексом Азербайджанской ССР. Были нарушены многие важнейшие международные конвенции, касающиеся обеспечения прав и свобод человека.
6. Военное командование для сокрытия больших неоправданных жертв со стороны мирного населения в первый день введения чрезвычайного положения, в течение 21-24 января организовало имитацию активного боевого противодействия экстремистов в районе Сальянских казарм, что держало солдат в напряжении, приводило к взаимным перестрелкам между армейскими патрульными группами со смертельными исходами, а также к открытию огня без предупреждения по мирным жителям и домам, увеличивая количество невинных жертв.
7. Против населения применялись пули калибра 5,45 мм со смещенным центром тяжести, которые запрещены международным правом (декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г.), поскольку многократно усиливают страдания людей и делают их смерть неизбежной.
8. Министр обороны СССР, руководивший операцией и допустивший возможность совершения личным составом армии военных преступлений, совершил тем самым военное преступление, подпадающее под действие ст. 6 Устава Международного военного трибунала, а также статей Уголовного Кодекса Азербайджанской ССР, касающихся преступлений против личности (глава третья).
9. В отношении лиц из состава армии, совершивших военные преступления, должны быть возбуждены уголовные дела, и все непосредственные виновники должны быть привлечены к уголовной ответственности, в том числе и Министр обороны СССР.
10, Материальный ущерб, нанесенный гражданам города, городу Баку, его учреждениям и организациям и их имуществу, должен быть возмещен Министерством обороны СССР, в том числе лицами, совершившими военные преступления. Из тех же источников должны быть выплачены компенсация и пособия семьям убитых, оплачены расходы по лечению и реабилитации раненых и инвалидов, как гражданских лиц, так и военнослужащих.
11. Бездействие и самоустранение внутренних войск МВД СССР 13-15 января от выполнения своих прямых обязанностей по защите граждан привело к введению чрезвычайного положения, которого могло не быть, использованию Советской Армии для выполнения несвойственных ей функций и трагическим последствиям.
12. Необходимо также отметить, что войска были введены в г. Ленкорань и Нефтечала, на которые не распространены указы о введении чрезвычайного положения. В результате в этих городах погибли 8, ранено 42 человека, в том числе были убиты после задержания Джафаров А.Б. и Абдуллаев Т.Г.
13. Совершение преступления против азербайджанского народа всячески замалчивается центральной прессой, распространяется откровенная дезинформация, и лишь «Комсомольская правда», Огонек>. и некоторые другие средства массовой информации пытаются сказать правду. Защитники мундира обвиняют передовую интеллигенцию СССР в шельмовании Вооруженных Сил, МВД и КГБ. События в Баку расставили все по своим местам. Оказались обманутыми и армия, и народ. Их жертвы ничем нельзя оправдать!
Шельмуют и позорят армию не «граждане Арбатовы, Коротичи, Собчаки, Гельманы, Егоры Яковлевы и компания», как об этом говорил на Российской партконференции генерал-полковник А. Макашов, а политики, руководящие армией, и исполнители их воли — Язов (получил Маршала за «победу» в Тбилиси в Баку), Варенников Демидов и компания, бросающие армию на подавление и расстрел собственного народа (Новочеркасск— 1962, Тбилиси 1989, Баку 1990), высшая военная верхушка, строящая себе полумиллионной стоимости дачи за счет без квартирных офицеров сверхсрочнослужащих и их семей.
Независимые Военные эксперты считают необходимым довести это заключение до сведения народных депутатов СССР, РСФСР и союзных республик.
Независимые Военные эксперт.
Капитан 1 ранга запаса, кандидат технических наук, Народный депутат Евстигнеев А.А
Капитан 2 ранга запаса, кандидат юридических наук Мелков Г.М. (На первом же собрании партийной организации Московской государственной юридической академии в сентябре 1990 г. автор настоящей монографии, а знак протеста против Горбачевского расстрела безоружного населения в Баку вышел из КПСС.)
Подполковник запаса
Мурасов Б.В.
22 июня 1990 г. Баку
Краткие общие комментарии по Баку
В упомянутой выше статье В. Выжутовича и В. Самедова нет ни одного слова в ответ на следующие вопросы: виновен ли в Бакинской трагедии партгосаппарат республики? Почему партгосаппарат республики не пресек погромы армянских семей? Почему расследование заняло два года? Почему отсутствуют фамилии конкретных высших политических и военных руководителей СССР и Аз. ССР, ответственных за расстрел мирного населения в Баку? Почему чрезвычайное положение в Баку сохранялось полтора года? Если главными причинами обострения политической обстановки в Аз. ССР явились события вокруг НКАО (Карабаха), наличие сотен тысяч азербайджанских беженцев из Армении и НКАО, не способность КП и правительства Аз. ССР защитить свой народ и свою государственную территорию (а это именно так и было), то зачем было вводить танки именно в Баку? Баку — это не НКАО.
Если не было бы введения чрезвычайного положения и войск в Баку, то через 2-З месяца на выборах в Верховный Совет Аз. ССР большинство голосов было бы отдано НФА, а не КПСС в лице ее составной части — КП Аз. ССР. Именно в Азербайджане, первой из союзных республик СССР, впервые серьезно заколебалась власть КПСС. Угроза потери КПСС и КП Аз. ССР политической власти в республике — вот главная причина введения ЧП и войск в Баку. Этот вывод можно было сделать из слов Гиренко: «...недопустимо, чтобы руководство республики меняло не ЦК КПСС, а толпа» (после ввода войск ЦК КПСС назначила своего человек — А. Муталибова); из слов Язова: Действия армии направлены на то, чтобы разрушить организационную структуру рвущихся к власти деятелей Народного Фронта». Разгром НФА нужен был и М.С. Горбачеву, и А. Везирову, и А. Муталибову, и Э. Кафаровой. В январе 1990 г. ни КП Аз. ССР, ни НФА, ни какие-либо другие общественные организации или граждане Азербайджана с подобными требованиями и лозунгами не выступали. Они появились значительно позднее, во всяком случае, после горбачевского расстрела в Баку.
Мог ли партгосаппарат Аз. ССР, в т.ч. А. Везиров и Э. Кафарова, пресечь погромы армян? Безусловно могли! Но они не хотели делать этого, иначе исчез бы даже формальный предлог для ввода ЧП и войск в Баку. Отсюда и полная бездеятельность МВД и КГБ республики полная бездеятельность самого А. Везирова и его слова: «Ничего, не торопитесь», полное молчание А. Вези рода и Э. Кафаровой относительно введения чрезвычайного положения с 00 ч. 20 января, Уж они-то знали, что после 15 январи (после принятии под их нажимом Постановления Верховного Совета Аз. ССР с просьбой к Минобороны, МВД и КГБ СССР «оказать всю необходимую помощь») по приказу М.С. Горбаче карательная машина СССР была запущена и набирала обороты.
Главная цель ввода войск в Баку была достигнута, НФА был разгромлен. Солдаты и офицеры Вооруженных сил, МВД и КГБ СССР в очередной раз были обмануты высшим руководством КПСС и использованы против собственного народа, а страшную цену за исполнение приказа М.С. Горбачева заплатило безоружное население Азербайджана и советские солдаты и офицеры. Их смерть на вашей совести, Михаил Горбачев! Ваше место не в кресле «Горбачев - фонда» в Москве, а на нарах.
30 сентября 1990 г. А. Муталибов и Э. Кафарова были избраны в Верховный Совет Азербайджана. Выборы проводились в условиях чрезвычайного положения, при грубом нарушении избирательного права и фальсификации выборов. Это подтвердила и наблюдатели из других республик бывшего СССР (хотя их вылавливали в аэропорту, на вокзале, задерживали и отправляли обратно), В числе наблюдателей был и автор настоящей монографии, наблюдавший весь этот обман лично в поселке Хырдылан (около Баку). На избирательном участке председатель райисполкома публично сказал, что будут избраны те, кто нужен: «Здесь я хозяин». В Верховный Совет Азербайджана от НФА и других общественных организаций попали только те, кого отобрал лично А. Муталибов. Вот почему А. Муталибову выгоднее представить трагедию в Баку как подавление Центром суверенитета и народа Азербайджана и отвести ответственность за гибель бакинцев от своего собственного партгосаппарата. Мы со всей ответственностью утверждаем: за Бакинскую трагедию и гибель невинных жертв в равной мере должны ответить и высшие политические, и военные руководители КПСС и СССР и высшие политические руководители КП Аз. ССР и ее Верховного Совета. Их преступления срока давности не имеют.
Монография Мелкова Г.М. (Доктор юридических наук, профессор. Заслуженный юрист РФ.) «Уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности».2008 г.
http://files.odlar-yurdu.ru/docs/rasstr ... u_1990.pdf

Re: Агрессия Кремля против Азербайджана.

Добавлено: 14 дек 2011, 13:11
uta
Оспадяяя, ещё одни страдальцы.
Может сначала за армянскую резню ответите? Совершенно дикую, средневековую, а потом будете вопрошать, почему Кремль пытался утихомирить погромщиков.

Re: Агрессия Кремля против Азербайджана.

Добавлено: 14 дек 2011, 13:16
Tromely
Ага.
"В очередь, сукины дети".
/зевает

Re: Агрессия Кремля против Азербайджана.

Добавлено: 14 дек 2011, 13:32
агностик
Читайте Ута, просвещайтесь, пока не поздно.
The Times.
November 30, 2007


Vladimir Kryuchkov
Hardline Soviet Communist who became head of the KGB and led a failed plot to overthrow Mikhail Gorbachev
Remembered mainly for leading the 1991 coup against Mikhail Gorbachev, Vladimir Kryuchkov headed the KGB's foreign espionage directorate for a decade before becoming chairman in 1988. Under him the KGB had significant success in the infiltration of foreign intelligence agencies. It was on Kryuchkov's watch that the KGB recruited two of its most famous and important moles, Ames (CIA) and Hanssen (FBI). Information they passed to the KGB unmasked a series of double agents dispersed throughout the KGB, including even the KGB's London resident.
Vladimir Aleksandrovich Kryuchkov was born in 1924 in Tsaritsyn (famous in wartime as Stalingrad, now Volgograd) into a working-class family. He worked in factories and took an active role in the Soviet Communist youth organisation, the Komsomol. After the war he enrolled in the Saratov State Institute of Law. He qualified in 1949 and worked in the district prosecutor's office.
His career changed dramatically when in 1954 he enrolled in the Higher Diplomatic School attached to the Soviet Ministry of Foreign Affairs, and within a year was posted to the Soviet Embassy in Hungary. He worked there from 1955 to 1959, under the watchful gaze of his mentor, Yuri Andropov, later to become first head of the KGB, and then leader of the Soviet Union. In Hungary Kryuchkov worked on the violent suppression of the 1956 uprising.
In 1959, when Andropov was appointed to the Communist Party Central Committee, Kryuchkov followed. When Andropov was appointed chairman of the KGB in 1967, he became secretariat chief before, in 1971, moving to the first chief directorate, which was responsible for foreign intelligence, initially as first deputy and then as its head. In 1978 he was appointed deputy chairman of the KGB.
In 1988, with the Soviet Union fast unravelling, he was appointed chairman of the KGB. He was hostile to Gorbachev's talk of reform, and tried to discredit the new leader. Discontent with the ailing Soviet regime had expressed itself partly in a resurgence of national separatist movements. Kryuchkov knew that if Gorbachev were faced with the possibility of secession en masse among the Soviet member republics he would have to use force to hold the Union together.
Kryuchkov and others in the KGB looked to those “dangerous elements” to weaken the Kremlin's authority and powerbase. They organised acts of provocation, using genuine local dissatisfaction as a base, in cities across the Soviet Union, including Sumgait and Baku (Azerbaijan), Tbilisi (Georgia), Vilnius (Lithuania) and Riga (Latvia). As predicted, Gorbachev sent in the troops, which significantly tarnished his image.
In December 1990 Kryuchkov appeared on state television to give warning of the Soviet Union's imminent collapse. This warning included a thinly veiled threat. Kryuchkov said that the KGB had its own troops, ready to do away with what he referred to as “the forces of chaos” and restore order in the land. Only much later did the world learn how close he came to deploying those troops.
Then, in 1991, he got wind of Gorbachev's plan for a new Union treaty, his sources also informing him that there would be no role for him, or those like him, in the new Union. August 19, the day before the treaty was due to be signed, was the day of the seizure of power by Kryuchkov and his allies.
It was a chilling moment. Many thought the old days were back for good. A state of emergency was announced, and Gorbachev was declared unable to continue in office. There was a news blackout, with state television instead broadcasting Tchaikovsky's Swan Lake.
But the KGB was not united behind Kryuchkov and his orders were disobeyed at a crucial moment. He was arrested for treason, expelled from the Communist Party and sentenced to prison.
He served three years of his sentence before being granted an amnesty by the Duma. Soon after release, he continued his criticism of Boris Yeltsin's regime, opinions which did not mellow over time. In later life, he expressed regret not for attempting the coup, but for not being even bolder in its execution.
He went on record, as recently as 2004, saying that these events were not a coup, but rather “an attempt to save the Soviet Union, to preserve our unified State, and secure a healthy path for its development. Time has shown that we should have acted differently and more resolutely to secure the Soviet Union's integrity.”
The twin pillars of the Russian State, the political realm and the security services, have long enjoyed a somewhat strained, competitive and mutually suspicious relationship. Gorbachev, and then Yeltsin, wrested Russia from the grasp of the KGB, before setting about the dismemberment of that organisation itself. That, for a man who devoted his life to its codes and values, seemed the ultimate treachery. Kryuchkov was driven by a sense that the system was inherently right, that its order was essentially good, and that without it Russia would be lost.
Until shortly before his death he frequently gave interviews in which he referred to Gorbachev and Yeltsin's governments as administrations of traitors. Sometimes he tempered this vehement criticism with the suggestion that he recognised that significant change was needed in the Soviet Union in the 1980s, but that he advocated well-managed, slo w-paced change. He disliked, too, the crude venality and shadowy new elite that followed the fall of the Soviet Union.
Kryuchkov was the Soviet Union's last but one KGB head. After his arrest he was succeeded by his old enemy from the Interior Ministry, Vadim Bakatin. Gorbachev's orders to Bakatin detailed the entire dismantling of the KGB.
Kryuchkov publicly denied many of the allegations levelled against him in the course of his career, for instance, that he was behind the KGB's attempt on Pope John Paul II's life, with the simple assertion that the KGB had not carried out any assassinations on foreign soil since 1959.
Kryuchkov was thought to have been involved in Vladimir Putin's promotion to President, but he denied any direct links with him. Kryuchkov said he had only two meetings with Putin, once when Putin was head of the Federal Security Service (FSB) of the Russian Federation, and once later when he had become President, and that he was impressed with Putin's composure and discipline.
Although shortly before his death Kryuchkov raised his voice in criticism of the factionalism rife among Russia's security apparatus, he did so as part of a call for unity under Putin.
Kryuchkov is survived by his wife, Ekaterina, and his children.
Vladimir Kryuchkov, head of the KGB, 1988-91, was born on February 29, 1924. He died on November 23, 2007, aged 83

Re: Агрессия Кремля против Азербайджана.

Добавлено: 14 дек 2011, 13:37
Orungal
агностик писал(а):
РАССТРЕЛ БЕЗОРУЖНОГО НАСЕЛЕНИЯ В БАКУ В 1990 г.
Мало. В цивилизованных странах против погромщиков приминили бы все средства.

Мое личное мнение, погромщиков надо убивать как бешеных собак. Какой бы национальности они не были.
18 января 1990 года Европарламент принял резолюцию «О ситуации в Армении», призывающую Европейский совет министров иностранных дел и Совет Европы вступиться за армян перед советским правительством и требовавшую оказания немедленной помощи Армении и Нагорному Карабаху. Среди событий, в связи с которыми была принята резолюция, первыми указаны антиармянские погромы в Баку и нападения на армянские деревни, севернее НКАО[34]:

A. Европейский парламент [принял резолюцию о ситуации в Армении], в связи с возобновлением антиармянских действий со стороны азербайджанцев в Баку (первоначальные данные говорят о многочисленных жертвах, некоторые из которых умерли при особенно ужасных обстоятельствах) и нападениями на армянские села вне Нагорного Карабаха, такие как Шаумян и Геташен.

18 января 1990 группа американских сенаторов отравила письмо Михаилу Горбачеву, в котором выразила озабоченность в связи с погромами армян в Баку и призвала к воссоединению Нагорного Карабаха с Арменией[35]. В 1990 году Treaty Watchdog Committee of France и представители интеллигенции из College International de Philosophie написали «открытое письмо в ответ на антиармянские погромы в Советском союзе»[36]:

Более двух лет назад, армяне в Азербайджане начали подвергаться преследованиям. За погромами в Сумгаите в феврале 1988, последовали погромы в Кировабаде и Баку в ноябре 1988. Совсем недавно, в январе 1990 года, погромы продолжились в Баку и других частях Азербайджана. Тот факт, что погромы повторились, и тот факт, что они проходят по той же схеме, заставляет нас думать, что эти трагические события не являются несчастными случаями или спонтанными вспышками. Скорее, мы вынуждены признать, что преступления против армянского меньшинства стали обычными, если не официальной политикой в Советском Азербайджане. По словам покойного Андрея Сахарова (Нью-Йорк Таймс ", 26 ноября, 1988), эти погромы представляют реальную угрозу истребления коренной армянской общины Азербайджана, и автономного района Нагорного Карабаха, 80 процентами жителей которого являются армяне.

Re: Агрессия Кремля против Азербайджана.

Добавлено: 14 дек 2011, 13:44
Orungal
"Когда мы уезжали, наш сосед сказал нам "Не думайте о нас плохо, мы не все такие". Это было в 1988 году. Мне интересно,он и сейчас также думает, или и он попал под влияние их пропаганды?".

А другой наш сосед, когда начались погромы, пришел к нам , дал папе ключи и сказал, что его весь день не будет дома, чтобы мы у него пересидели. Папа спросил его " А ты куда идешь?".
- Иду армян бить.
- А нас почему спасаешь?
- Вы свои, а они чужие.
Папа вернул ему ключи и сказал " Это для тебя они чужие, а для меня свои, уходи". Мы уехали в 88г."(с) http://kornelij.livejournal.com/501581.html

ЗЫ. Не знаю на счет всех, но судя по нашему форуму, нелюди остались.

Re: Агрессия Кремля против Азербайджана.

Добавлено: 14 дек 2011, 13:45
Orungal
18 лет назад очередной акт столетия геноцида - Бакинские погромы поставили окончательную точку в этнических чистках столицы Азербайджана от армян
Неделю назад министр иностранных дел РА произнес слова, которых ждали от него долгие годы: необходимо донести до международной общественности истину о событиях февраля 1988 года в Сумгаите. Понадобилось, таким образом, долгих два десятка лет, чтобы армянская дипломатия вспомнила о трагедии, ставшей предтечей этнических чисток от армян в Азербайджане, и лишь к 20-летней годовщине практически впервые высокое должностное лицо армянского государства публично подчеркнуло необходимость проведения ряда мероприятий в связи с круглой датой трагических событий.
В эти дни, однако, исполняется 18 лет другой черной странице истории Азербайджана - Бакинским погромам, которые также пока не удостоились должного внимания армянской дипломатии. Надо ли полагать, что лишь по истечении 20 лет со дня каждой из многочисленных трагедий армянства на территории Восточного Закавказья можно ожидать публичного их признания со стороны официальных лиц РА?
Вот уже 18 лет армянская общественность поминает жертв черной бакинской недели 13-19 января 1990-го, когда 6 дней в интернациональной столице многонациональной республики шла настоящая бойня с применением самых жестоких, самых изощренных и бесчеловечных методов расправы над людьми. В Баку убивали, мучили, издевались и изгоняли армян, чьи предки строили, украшали и укрепляли этот город, преумножая его славу своими талантом и достижениями. Убивали и преследовали представителей одной из государствообразующих наций Азербайджана, и это была хорошо продуманная, отлично спланированная и организованная акция, целью которой было окончательное изгнание армян из столицы.
Не менее четко был поставлен и реализован политический аспект вопроса: армянский вопрос в Баку решался путем проверенного столетием турецкого инструмента урегулирования проблем между народами региона - геноцида. И это происходило в советское время в столице советской республики при попустительстве советских властей в лице прежде всего руководства АзССР. И если в Сумгаите советские войска опоздали на 3 дня, в Баку они опоздали на неделю и вошли лишь тогда, когда в городе практически не осталось армян - они были убиты, замучены, ограблены и изгнаны. Этому преступлению - одному из самых масштабных в истории Армянского вопроса - до сих пор не дана ни политическая, ни правовая, ни нравственная оценка.
Уместно вспомнить, что изгнание армян из Баку происходило в несколько этапов. Начавшись в ноябре 1988г. , погромы достигли второго пика в августе 1989, а в январе года следующего был нанесен уже последний и окончательный удар по многотысячному бакинскому армянству. До сих пор остается загадкой - как могли бакинские армяне оставаться в Азербайджане после событий в Сумгаите и Карабахе, когда им столь откровенно намекнули на то, что подобная участь ждет и их. Люди, побывавшие в Баку летом 1989 года, утверждали, что там уже пахло кровью, однако бакинцы-армяне упорно и наотрез отказывались даже допустить возможность подобного в городе, который по праву считали своим, родным, где родились, жили, трудились и умерли их предки. Но январь-90 все-таки грянул, мигом расколов жизнь сотен тысяч людей на "до" и "после", окончательно развеяв иллюзии относительно того, что на самом деле уготовано армянам в современном Азербайджане. И окончательно подтвердив непреложную истину: и "сумгаит", и "баку", и все предыдущие и последующие события связаны друг с другом кровавой нитью столетия задуманного Турцией и осуществляемого вот уже более века геноцида, целью которого является прекращение присутствия армян на территории Восточного Закавказья.
Эта политика не щадит ни людей, ни памятники культуры и истории, ни даже могилы и ведется в форме геноцида и этноцида. Именно в этом ключе и в этой цепи следует рассматривать не только события 1988-1992гг. , но и все последующие, в частности убийство армянского офицера в Будапеште, уничтожение армянского кладбища и хачкаров Старой Джуги, убийство год назад Гранта Динка и, наконец, недавний снос армянского кладбища в Баку. Ничего случайного в этой цепи нет и не может быть, ибо все спланировано сто с лишним лет назад и не меняется, несмотря на стремительный прогресс цивилизации. В Армянском вопросе позиция Турции неизменна с оговоркой, что многое в последние годы делается руками Азербайджана - государства, собственно, именно с этой целью в начале прошлого века и созданного. Стремящийся остаться армянским Арцах - вот та точка, которая упорно сопротивляется турецким планам завершения геноцида, а значит, физического, культурного и духовного присутствия армян на территории их исторического проживания.
Именно поэтому позиция и политика армянского государства на международной арене приобретают ключевое значение для судьбы не просто армянской государственности, но и продолжения существования армянского народа на небольшой части оставшегося нам ареала проживания. Привлечение внимания мировой общественности к многочисленным актам этнических чисток армян и вандализма в отношении памятников армянской культуры и идентичности необходимо по многим причинам, и прежде всего - противостояния планам турецкой экспансии и обеспечения национальной безопасности. То, что произошло в Баку в январе 1990 года, как и другие звенья столетия геноцида, ждут и дождутся своего осуждения и оценки. Срок давности неприменим к бесчисленным преступлениям, совершенным в дни Бакинских погромов - с нескольких точек зрения.
Прежде всего это гуманитарный и нравственный аспекты: уважение памяти невинных жертв, точного числа и поименного списка которых нет до сих пор, и внимание и забота о тех, кто ценой невероятных испытаний сумел пережить трагедию и заново начал жить, оставшись в Армении. Далее - информационный, исторический и правовой аспекты: бакинское "досье" по сей день не составлено и не предъявлено международной общественности, что развязывает руки фальсификаторам и дезинформаторам из соседней республики в распространении чудовищной лжи о событиях в регионе. Не проведено фундаментального исследования Бакинских событий, не опрошены очевидцы и не записаны их свидетельства, не собраны документы, а значит, нет достоверной и целостной картины того, что происходило в те кровавые дни в столице Азербайджана, что предшествовало этому и что последовало затем.
Наконец, политический аспект, неразрывно связанный как с общим контекстом Армянского вопроса, так и с урегулированием карабахского конфликта. Армянские погромы в Баку - один из самых убедительных и неопровержимых аргументов в пользу невозможности нахождения Карабаха в составе Азербайджана. В этом смысле, кстати, утверждения официального Баку о том, что, дескать, в Азербайджане сегодня проживает несколько десятков тысяч армян, не выдерживают никакой критики: если даже какое-то количество армян и осталось в Азербайджане в силу различных причин, то проживают они там под чужими фамилиями, скрывая свою национальность, дабы избежать не просто дискриминации, но и физической расправы.
Бакинские погромы - один из самых убедительных аргументов против претензий Азербайджана на "пример толерантности", ибо всего 18 лет назад здесь состоялось историческое Изгнание народа, составлявшего историю, гордость и славу Баку. Наконец, отсутствие какого-либо намека на покаяние, отсутствие мало-мальского желания пересмотреть собственную новейшую историю, более того, наращиваемая агрессия Азербайджана и неприкрытые угрозы в адрес армянского народа - убедительнейший аргумент в пользу того, что Бакинские погромы и их уроки остаются в повестке дня - до тех пор, пока столетие геноцида не будет остановлено. http://karabah.h18.ru/conflict/sumgait-baku/16.html

Re: Агрессия Кремля против Азербайджана.

Добавлено: 14 дек 2011, 13:49
агностик
Кого уничтожала Советская Армия в Баку:
Агрессия Кремля против Азербайджана - 1.jpg
Агрессия Кремля против Азербайджана - 2.jpg
Агрессия Кремля против Азербайджана - 3.jpg

Не мешает Вам знать, что этнические чистки, сопровождавшиеся убийствами, начались не в Азербайджане, а в Армении.

Re: Агрессия Кремля против Азербайджана.

Добавлено: 14 дек 2011, 13:53
uta
агностик писал(а):Читайте Ута, просвещайтесь, пока не поздно.
А если не прочту, что может случиться? :zvez_ochki:

Re: Агрессия Кремля против Азербайджана.

Добавлено: 14 дек 2011, 13:57
агностик
А вот представители мусульманского, православного и еврейского духовенства на похоронах жертв 20 января:
Агрессия Кремля против Азербайджана - 4.jpg
А вот похороны. В руках мужчины - фото семейной пары погибшей в ночь с 19 на 20 января:
Агрессия Кремля против Азербайджана - 5.jpg