Как представляли историю Грузии в России 1838-го года
Добавлено: 11 дек 2013, 04:17
Мне всегда было интересно, как в первой половине 19-го века к процессу колонизации грузинских земель, к уничтожению древней грузинской государственности относилась культурная часть российского общества.
Как могли рафинированные российские дворяне, боготворившие понятия чести и родовитости, устраивавшие дуэли из-за оборонённого неудачного слова, участвовать в попрании Российской империей древних грузинских святынь, в насильственном отречении от трона одной из древнейших в мире царских династий – династии Багратионов.
Как это могло мирно уживаться в российских головах?
Как мне кажется, в какой-то степени ответить на эти вопросы помогает знакомство со взглядами российских историков того времени на историю Грузии.
В вышедшем в 1838-м году 15-м томе российского «Энциклопедического лексикона» даётся шокирующее современного читателя толкование грузинской истории.
Грузины, по версии российских историков, нация, лишь в 12-м веке вышедшая из Абхазии и захватившая остальную Грузию и Тифлис – столицу древних иберов, к которым грузины никакого отношения не имели, но имя и славу которых себе присвоили. А хвастливые басни про древность грузин и их царского рода выдуманы в 18-м веке грузинским царём Вахтангом VI и его сыном Вахушти.
Сложно сказать, был ли в таком толковании истории "политический заказ", но можно с уверенностью сказать, что выставление грузин выскочками без истории, самовольно присвоившими себе славу прежних хозяев грузинских земель, конечно же служило доказательством морального превосходства Российской империи и подтверждало её законное право принести цивилизацию и свой порядок на эти дикие территории.
А вот непосредственно текст из Энциклопедии:
Грузины, по-персидски и по-турецки «гюрдж», по-арабски «джюрзис», что означает Юрьевцы, Георгиане, сподвижники Юрия или Георгия.<...>племя это многочисленно и подразделяется на многие народы или поколения к числу которых кроме Грузинов принадлежат имеретинцы, мингрельцы, абхазы, пшавы, хевсуры, лазы, отчасти туши и прочая<...>Многие писатели смешивают без всякого основания это племя и особенно «грузинов» с Иберами древних географов и Грузию с Иберией, между тем как две эти страны едва ли имеют что-нибудь общее между собой, а грузины или юрьевцы даже и не могли существовать в те отдалённые времена, хотя племя и существовало.<...>Грузины подхватили классическое название иберов и, присвоив его себе без всякой критики, даже без вероятности, ещё более затмили свою и без того тёмную и довольно произвольную историю. В литературе их, которая состоит из 300 или 350 сочинений богословских, аскетических, и между которыми находятся несколько романов, сказок и две сказочные летописи, сочинённые только в прошедшем столетии царём Вахтангом VI и сыном его Вахушти, в этой литературе попадаются иногда, около шестнадцатого или семнадцатого столетия намёки на существование каких-то старинных летописцев. Утверждают, будто Вахтанг и Вахушти пользовались их трудами, и что эти прежние бытописания к сожалению исчезли вместе с кончиною Вахушти. Едва ли можно допустить, чтобы это было справедливо: во всяком случае, если эти два писателя пользовались какими-нибудь прежними летописями, то сами их истории, исполненные смешных басен, ребяческого хвастовства и беспрерывно опровергаемые синхронизмами, достаточно показывают ничтожество или подложность этих предполагаемых письменных преданий, предшествовавших их веку. Политическое существование народа гюрджи, юрьевцев, по всем историческим аналогиям Азии и логическим вероятностям должно начинаться с какого-нибудь Юрия или Георгия, который в тех странах дал народу своё имя. Летописи грузинские называют первого своего Георгия показывают только в XI веке, между 1014 и1127 по Р.Х., царствующим в Абхазии. Числа здесь, конечно, выставлены наугад, как это очень часто встречается у Вахтанга и Вахушти; но мы видим из более достоверного свидетельства византийцев, что в XI веке действительно царствовал в Абхазии один Георгий, который долго воевал с римлянами и следственно был довольно сильный владетель. Этот Георгий жил около 1147 года. Он-то без сомнения и есть тот Георгий I грузинских историков и от него вероятно получила часть абхазцев название своё «юрьевцы», «гюрджи». Сами грузины сознаются, что потомки этого Георгия до Давида III царствовали в Абхазии, и лучшие арабские авторитеты согласно показывают, что народ или поколение «гюрдж», которое покорило в XII веке Тифлис и нынешнюю Грузию, жило до того времени в Абхазии и оттуда вышло.<...>Непредубеждённая и осторожная критика в праве принимать в уважение историю грузинов только от Давида, покорителя Имеретии, Тифлиса и Грузии, то есть с того времени, как показания подозрительных летописей, сочинённых для Грузинов в прошлом столетии неизвестно по каким источникам, могут быть подтверждаемы или опровергаемы свидетельствами мусульманской литературы.
«Энциклопедический Лексикон, посвящённый Его Величеству Государю Императору Николаю Павловичу» Том пятнадцатый, стр. 419-420. Санкт-Петербург 1838.
Как могли рафинированные российские дворяне, боготворившие понятия чести и родовитости, устраивавшие дуэли из-за оборонённого неудачного слова, участвовать в попрании Российской империей древних грузинских святынь, в насильственном отречении от трона одной из древнейших в мире царских династий – династии Багратионов.
Как это могло мирно уживаться в российских головах?
Как мне кажется, в какой-то степени ответить на эти вопросы помогает знакомство со взглядами российских историков того времени на историю Грузии.
В вышедшем в 1838-м году 15-м томе российского «Энциклопедического лексикона» даётся шокирующее современного читателя толкование грузинской истории.
Грузины, по версии российских историков, нация, лишь в 12-м веке вышедшая из Абхазии и захватившая остальную Грузию и Тифлис – столицу древних иберов, к которым грузины никакого отношения не имели, но имя и славу которых себе присвоили. А хвастливые басни про древность грузин и их царского рода выдуманы в 18-м веке грузинским царём Вахтангом VI и его сыном Вахушти.
Сложно сказать, был ли в таком толковании истории "политический заказ", но можно с уверенностью сказать, что выставление грузин выскочками без истории, самовольно присвоившими себе славу прежних хозяев грузинских земель, конечно же служило доказательством морального превосходства Российской империи и подтверждало её законное право принести цивилизацию и свой порядок на эти дикие территории.
А вот непосредственно текст из Энциклопедии:
Грузины, по-персидски и по-турецки «гюрдж», по-арабски «джюрзис», что означает Юрьевцы, Георгиане, сподвижники Юрия или Георгия.<...>племя это многочисленно и подразделяется на многие народы или поколения к числу которых кроме Грузинов принадлежат имеретинцы, мингрельцы, абхазы, пшавы, хевсуры, лазы, отчасти туши и прочая<...>Многие писатели смешивают без всякого основания это племя и особенно «грузинов» с Иберами древних географов и Грузию с Иберией, между тем как две эти страны едва ли имеют что-нибудь общее между собой, а грузины или юрьевцы даже и не могли существовать в те отдалённые времена, хотя племя и существовало.<...>Грузины подхватили классическое название иберов и, присвоив его себе без всякой критики, даже без вероятности, ещё более затмили свою и без того тёмную и довольно произвольную историю. В литературе их, которая состоит из 300 или 350 сочинений богословских, аскетических, и между которыми находятся несколько романов, сказок и две сказочные летописи, сочинённые только в прошедшем столетии царём Вахтангом VI и сыном его Вахушти, в этой литературе попадаются иногда, около шестнадцатого или семнадцатого столетия намёки на существование каких-то старинных летописцев. Утверждают, будто Вахтанг и Вахушти пользовались их трудами, и что эти прежние бытописания к сожалению исчезли вместе с кончиною Вахушти. Едва ли можно допустить, чтобы это было справедливо: во всяком случае, если эти два писателя пользовались какими-нибудь прежними летописями, то сами их истории, исполненные смешных басен, ребяческого хвастовства и беспрерывно опровергаемые синхронизмами, достаточно показывают ничтожество или подложность этих предполагаемых письменных преданий, предшествовавших их веку. Политическое существование народа гюрджи, юрьевцев, по всем историческим аналогиям Азии и логическим вероятностям должно начинаться с какого-нибудь Юрия или Георгия, который в тех странах дал народу своё имя. Летописи грузинские называют первого своего Георгия показывают только в XI веке, между 1014 и1127 по Р.Х., царствующим в Абхазии. Числа здесь, конечно, выставлены наугад, как это очень часто встречается у Вахтанга и Вахушти; но мы видим из более достоверного свидетельства византийцев, что в XI веке действительно царствовал в Абхазии один Георгий, который долго воевал с римлянами и следственно был довольно сильный владетель. Этот Георгий жил около 1147 года. Он-то без сомнения и есть тот Георгий I грузинских историков и от него вероятно получила часть абхазцев название своё «юрьевцы», «гюрджи». Сами грузины сознаются, что потомки этого Георгия до Давида III царствовали в Абхазии, и лучшие арабские авторитеты согласно показывают, что народ или поколение «гюрдж», которое покорило в XII веке Тифлис и нынешнюю Грузию, жило до того времени в Абхазии и оттуда вышло.<...>Непредубеждённая и осторожная критика в праве принимать в уважение историю грузинов только от Давида, покорителя Имеретии, Тифлиса и Грузии, то есть с того времени, как показания подозрительных летописей, сочинённых для Грузинов в прошлом столетии неизвестно по каким источникам, могут быть подтверждаемы или опровергаемы свидетельствами мусульманской литературы.
«Энциклопедический Лексикон, посвящённый Его Величеству Государю Императору Николаю Павловичу» Том пятнадцатый, стр. 419-420. Санкт-Петербург 1838.