Страница 1 из 2

Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 04:17
Vadim
Мне всегда было интересно, как в первой половине 19-го века к процессу колонизации грузинских земель, к уничтожению древней грузинской государственности относилась культурная часть российского общества.
Как могли рафинированные российские дворяне, боготворившие понятия чести и родовитости, устраивавшие дуэли из-за оборонённого неудачного слова, участвовать в попрании Российской империей древних грузинских святынь, в насильственном отречении от трона одной из древнейших в мире царских династий – династии Багратионов.
Как это могло мирно уживаться в российских головах?
Как мне кажется, в какой-то степени ответить на эти вопросы помогает знакомство со взглядами российских историков того времени на историю Грузии.
В вышедшем в 1838-м году 15-м томе российского «Энциклопедического лексикона» даётся шокирующее современного читателя толкование грузинской истории.
Грузины, по версии российских историков, нация, лишь в 12-м веке вышедшая из Абхазии и захватившая остальную Грузию и Тифлис – столицу древних иберов, к которым грузины никакого отношения не имели, но имя и славу которых себе присвоили. А хвастливые басни про древность грузин и их царского рода выдуманы в 18-м веке грузинским царём Вахтангом VI и его сыном Вахушти.
Сложно сказать, был ли в таком толковании истории "политический заказ", но можно с уверенностью сказать, что выставление грузин выскочками без истории, самовольно присвоившими себе славу прежних хозяев грузинских земель, конечно же служило доказательством морального превосходства Российской империи и подтверждало её законное право принести цивилизацию и свой порядок на эти дикие территории.

А вот непосредственно текст из Энциклопедии:

Грузины, по-персидски и по-турецки «гюрдж», по-арабски «джюрзис», что означает Юрьевцы, Георгиане, сподвижники Юрия или Георгия.<...>племя это многочисленно и подразделяется на многие народы или поколения к числу которых кроме Грузинов принадлежат имеретинцы, мингрельцы, абхазы, пшавы, хевсуры, лазы, отчасти туши и прочая<...>Многие писатели смешивают без всякого основания это племя и особенно «грузинов» с Иберами древних географов и Грузию с Иберией, между тем как две эти страны едва ли имеют что-нибудь общее между собой, а грузины или юрьевцы даже и не могли существовать в те отдалённые времена, хотя племя и существовало.<...>Грузины подхватили классическое название иберов и, присвоив его себе без всякой критики, даже без вероятности, ещё более затмили свою и без того тёмную и довольно произвольную историю. В литературе их, которая состоит из 300 или 350 сочинений богословских, аскетических, и между которыми находятся несколько романов, сказок и две сказочные летописи, сочинённые только в прошедшем столетии царём Вахтангом VI и сыном его Вахушти, в этой литературе попадаются иногда, около шестнадцатого или семнадцатого столетия намёки на существование каких-то старинных летописцев. Утверждают, будто Вахтанг и Вахушти пользовались их трудами, и что эти прежние бытописания к сожалению исчезли вместе с кончиною Вахушти. Едва ли можно допустить, чтобы это было справедливо: во всяком случае, если эти два писателя пользовались какими-нибудь прежними летописями, то сами их истории, исполненные смешных басен, ребяческого хвастовства и беспрерывно опровергаемые синхронизмами, достаточно показывают ничтожество или подложность этих предполагаемых письменных преданий, предшествовавших их веку. Политическое существование народа гюрджи, юрьевцев, по всем историческим аналогиям Азии и логическим вероятностям должно начинаться с какого-нибудь Юрия или Георгия, который в тех странах дал народу своё имя. Летописи грузинские называют первого своего Георгия показывают только в XI веке, между 1014 и1127 по Р.Х., царствующим в Абхазии. Числа здесь, конечно, выставлены наугад, как это очень часто встречается у Вахтанга и Вахушти; но мы видим из более достоверного свидетельства византийцев, что в XI веке действительно царствовал в Абхазии один Георгий, который долго воевал с римлянами и следственно был довольно сильный владетель. Этот Георгий жил около 1147 года. Он-то без сомнения и есть тот Георгий I грузинских историков и от него вероятно получила часть абхазцев название своё «юрьевцы», «гюрджи». Сами грузины сознаются, что потомки этого Георгия до Давида III царствовали в Абхазии, и лучшие арабские авторитеты согласно показывают, что народ или поколение «гюрдж», которое покорило в XII веке Тифлис и нынешнюю Грузию, жило до того времени в Абхазии и оттуда вышло.<...>Непредубеждённая и осторожная критика в праве принимать в уважение историю грузинов только от Давида, покорителя Имеретии, Тифлиса и Грузии, то есть с того времени, как показания подозрительных летописей, сочинённых для Грузинов в прошлом столетии неизвестно по каким источникам, могут быть подтверждаемы или опровергаемы свидетельствами мусульманской литературы.
«Энциклопедический Лексикон, посвящённый Его Величеству Государю Императору Николаю Павловичу» Том пятнадцатый, стр. 419-420. Санкт-Петербург 1838.

Re: Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 05:05
zen
Vadim писал(а):участвовать в попрании Российской империей древних грузинских святынь, в
Точно также как сейчас некторые россияне отказывают признавать международнопризнаные границы Грузии. Имперцам хочется думать о величии России, а уголовный склад мышления имперца подразумевает величии в насилии. Я уже писал вроде об этом.

Re: Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 07:06
Аудитор
Vadim писал(а):Мне всегда было интересно, как в первой половине 19-го века к процессу колонизации грузинских земель, к уничтожению древней грузинской государственности относилась культурная часть российского общества.
Как могли рафинированные российские дворяне, боготворившие понятия чести и родовитости, устраивавшие дуэли из-за оборонённого неудачного слова, участвовать в попрании Российской империей древних грузинских святынь...
Воистину нет предела человеческому цинизму. Это до какой же степени нужно ненавидеть свою страну, чтобы писать подобные пасквили?! :bleat:

Re: Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 08:25
Бэлла
Аудитор писал(а):
Vadim писал(а):Мне всегда было интересно, как в первой половине 19-го века к процессу колонизации грузинских земель, к уничтожению древней грузинской государственности относилась культурная часть российского общества.
Как могли рафинированные российские дворяне, боготворившие понятия чести и родовитости, устраивавшие дуэли из-за оборонённого неудачного слова, участвовать в попрании Российской империей древних грузинских святынь...
Воистину нет предела человеческому цинизму. Это до какой же степени нужно ненавидеть свою страну, чтобы писать подобные пасквили?! :bleat:
К сожалению, не все что происходило в истории может нам нравиться, есть и такие моменты за которые стыдно.

Re: Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 08:26
blonde
zen писал(а):россиянам хочется думать о величии России, а уголовный склад мышления
Очень надеюсь что вы правы, и благодаря уголовному складу мышления один из россиян свернёт таки вам ненароком шею....
zen писал(а):россияне отказывают признавать международнопризнаные границы Грузии
Россия эти границы нарисовала, России и стирать....

"Сам сломаю, сам и починю" (с) Ирония судьбы

Re: Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 12:03
Vadim
Аудитор писал(а):
Vadim писал(а):Мне всегда было интересно, как в первой половине 19-го века к процессу колонизации грузинских земель, к уничтожению древней грузинской государственности относилась культурная часть российского общества.
Как могли рафинированные российские дворяне, боготворившие понятия чести и родовитости, устраивавшие дуэли из-за оборонённого неудачного слова, участвовать в попрании Российской империей древних грузинских святынь...
Воистину нет предела человеческому цинизму. Это до какой же степени нужно ненавидеть свою страну, чтобы писать подобные пасквили?! :bleat:
Бросая такие обвинения, нужно заботится и об аргументации. Иначе потом придётся краснеть и извиняться.
А то ведь очень неловко выглядит, когда в приличном месте один из гостей вдруг издаёт громкий звук и быстро удаляется, оставив после себя неприятный запах и ощущение неловкости у присутствующих.
Может, Вы всё-таки потрудитесь объяснить, что именно и почему вызвало такую бурную реакцию Вашего организма.

Re: Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 12:38
Аудитор
Vadim писал(а):А то ведь очень неловко выглядит, когда в приличном месте один из гостей вдруг издаёт громкий звук и быстро удаляется
А вы тут только для того и появляетесь, чтобы издать этот звук и удалиться.


-----------------
Вам был задан конкретный вопрос.
Потрудитесь на него ответить.
Vadim

Re: Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 12:50
irakly
Аудитор писал(а):А вы тут только для того и появляетесь, чтобы издать этот звук и удалиться.
Был приведен текст из имперской энциклопедии.
Этот текст циничен? Тогда при чем тут автор темы?

Re: Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 12:53
Аудитор
irakly писал(а):
Аудитор писал(а):А вы тут только для того и появляетесь, чтобы издать этот звук и удалиться.
Был приведен текст из имперской энциклопедии.
Этот текст циничен? Тогда при чем тут автор темы?
При том, что автор темы предварил текст собственной аннотацией.

Re: Как представляли историю Грузии в России 1838-го года

Добавлено: 11 дек 2013, 13:02
Vadim
Аудитор писал(а):При том, что автор темы предварил текст собственной аннотацией.
Ну наконец-то, хоть какая-то мысль.
Я продолжаю ждать Вашего ответа на мой вопрос: на каком основании Вы обвинили меня в "ненависти к своей стране". Факты, доказательства.