Саудовская Аравия
Добавлено: 02 мар 2010, 11:54
Знакомство с Саудовской Аравией
Их легко опознать в кадрах кинохроники, на фотоснимках дипломатических переговоров. Похоже, это единственный народ, отказавшийся надеть пиджаки и брюки, до сих пор гордо облачающийся в свои старинные бурнусы, халаты, гутры и игалы (головные накидки с кольцом из шнура). Слово “старинный” кажется применимым ко всему, что встречает наш глаз на Аравийском полуострове. И мы легко забываем, что главное государство — Саудовская Аравия — ненамного старше Израиля: оно образовалось и было признано другими странами только в 1932 году. Другие государства еще “моложе”: Кувейт объявлен независимым в 1961-м, Йемен — в 1967-м, Бахрейн, Катар и Объединенные Арабские Эмираты — в 1971-м.

король Саудовской Аравии Абдалла
В большинстве этих государств еще не произошло — не завершилось — превращение племени в социум, описанное Гоббсом. Судебная власть по-прежнему принадлежит главе семьи. Если он решит наказать смертью дочь, жену, сына, отступивших от строгих правил исламской религии, навлекших каким-то поступком позор на все семейство, никакая государственная инстанция не сможет остановить его: провинившийся будет забит камнями, утоплен или передан палачу для публичного обезглавливания. В случае обычных преступлений меру наказания преступнику часто определяет семья пострадавшего.
В государственной тюрьме долго сидел человек, убивший вдовца — отца двух сыновей, старшему из которых было восемь лет. По древнему мусульманскому закону (шария) именно семья убитого должна решить, позволено ли будет преступнику откупиться деньгами. Убийца просидел в тюрьме десять лет, ожидая, когда мальчик достигнет совершеннолетия. В день, когда сыну убитого исполнилось 18 лет, он заявил, что не принимает выкупных денег. Преступник был обезглавлен на площади. Видимо, меч был тоже старинный, потому что голова отделилась от туловища лишь с третьего удара и то не до конца: волочилась некоторое время за уносимым телом. Новизна и технический прогресс выразились в том, что казненный был увезен в машине “скорой помощи” со знаком красного полумесяца.
Миллиарды долларов, хлынувших в Аравию в связи с нефтяным бумом, преобразили полуостров. Путешественник, приземляющийся в аэропорту Джидды или Эр-Рияда, увидит в окно самолета сверкающие небоскребы, отели, телевизионные вышки, асфальтированные шоссе, ярко освещенные улицы. Но, пересев в автомобиль и проезжая по стране, он скоро разглядит в песчанных барханах и шатры кочующих бедуинов, и глинобитные хижины, и женщин, сгибающихся под тяжестью бурдюков. Нефтяные вышки, танкеры у причалов, газгольдеры, заводы, опресняющие воду, — являются ли они свидетельствами того, что страна вступила в индустриальную эру? Или все это создано — спроектировано — импортировано — народами-машиностроителями и может исчезнуть, как мираж, если исламские фундаменталисты добьются своего и изгонят всех “неверных” со священной земли Аравийского полуострова, на которой четырнадцать веков назад Бог открылся пророку Мухаммеду?
Машины неверных

Государственный флаг Саудовской Аравии
За 75 лет существования Саудовского Королевства правящая династия неуклонно выступала на стороне технического прогресса. Уже первый монарх, знаменитый Абдул Ал Азиз ибн Сауд, проявлял невероятную энергию и изобретательность, внедряя новшества индустриальной эпохи в жизнь своих соотечественников. Когда великий шейх Хиджаза выступил с яростной проповедью против сатанинского изобретения — радио- и телефонной связи, — король попросил его подойти к аппарату и дал ему послушать суры Корана, которые другой шейх читал на радиостанции Эр-Рияда, покрывая разделяющее расстояние в 800 миль.
– Думаешь ли ты, что Аллах допустил бы, чтобы священные слова пророка долетали до твоего уха через сатанинское устройство? — спросил король.
И мусульманское духовенство смирилось и разрешило телефоны и радиосвязь в стране. Однако внедрение телевидения в 1965 году, попиравшего религиозный запрет на создание изображений живого, вызвало новые бурные протесты и кровавые столкновения.
Нефтяные доходы, казалось бы, должны были облегчить саудовцам вступление в индустриальную эру. В страну хлынула денежная река, которая представлялась неиссякаемой. И нельзя сказать, что все нефтедоллары тратились исключительно на роскошь, на частные самолеты и кадиллаки, на приобретение вилл и особняков за границей. Правительство вкладывало немалую часть этих средств в создание промышленной базы. В 1980-е годы были приложены серьезные усилия для улучшения и стандартизации электроснабжения. Количество заводов за десять лет (1981—1991) выросло с 1200 до 2000. Пытаясь ослабить зависимость страны от импорта продовольствия, власти ассигновали крупные суммы на укрепление и расширение отечественного сельского хозяйства.
Однако главным знаком — символом — вступления в индустриальную эру остается умение строить машины. И этот рубеж саудовская промышленность до сих пор не могла преодолеть. Страна должна закупать за границей все турбины, электромоторы, генераторы, самолеты, автомобили, эскаваторы, судовые двигатели. Есть два-три автосборочных конвейера, но они являются филиалами иностранных фирм. Все остальное — это заводы по производству строительных материалов, удобрений, различных нефтепродуктов, мебели, консервов. Производство электроники отсутствует полностью, почти все виды вооружений закупаются за рубежом.

Герб Саудовской Аравии
Серьезную проблему представляет нехватка воды. В стране нет ни одной реки, ни одного озера — только подпочвенные воды, добываемые через колодцы. Дания даже получила от саудовцев заказ на разработку проекта по транспортировке гренландских айсбергов в Красное море, но он оказался слишком дорогостоящим. Есть заводы, занятые опреснением воды, но это обходится в 5 долларов за кубический метр. Турция предлагала построить два трубопровода, которые доставляли бы воду из Малой Азии по цене 1 доллар за кубометр, однако правительство отказалось от этого сотрудничества по религиозно-политическим причинам.
Необходимость соблюдать требования мусульманской религии (в Саудовской Аравии господствует самая строгая ветвь ее, ваххабизм), конечно, накладывает свои ограничения. Запрещение одалживать деньги под проценты тормозит или сводит на нет деятельность финансовых учреждений. Банки могут зарабатывать только путем взимания платы за обслуживание со своих клиентов, они лишены возможности активно вкладывать имеющиеся у них капиталы в развивающиеся предприятия. Торговля ценными бумагами на бирже не существует.
Пытаясь стимулировать сельское хозяйство, правительство закупало у фермеров их урожаи по завышенным ценам. Например, за пшеницу платило цену, в три раза превосходящую цену, установившуюся на мировом рынке. Конечно, это привело к массовому жульничеству: ловкие дельцы закупали зерно за рубежом, а потом выдавали его за выращенное в стране и продавали государству втридорога.
Традиционное презрение бедуинов к размеренному ежедневному труду упорно сопротивляется внедрению любых индустриальных новшеств. Женщинам же труд вне дома вообще запрещен религиозными правилами. Нехватка рабочей силы сделалась постоянной болезнью национальной экономики. На заводах, фабриках, электростанциях, нефтяных приисках трудятся иностранцы всех национальностей, причем не обязательно мусульмане. По разным оценкам, число их доходит до 5—6 миллионов, то есть до 79% всех работающих (при численности населения в 18 миллионов). Проникают иностранцы и в сферу обслуживания. “Эр-Рияд — когда-то маленькое изолированное местечко — превратился в Вавилонскую башню индийских парикмахеров, таиландских нянек, филиппинских шоферов, швейцарских банкиров, корейских каменщиков”.
Местное население предпочитает устроиться на государственную службу и наслаждаться главными прерогативами чиновничьего сословия — властью и бездельем. Так как родственные связи остаются крепчайшей цементирующей силой саудовского этноса, учреждения разрастаются, превращаются в неповоротливые кланы, часто неспособные справиться с простейшими задачами управления. Во главе государственной пирамиды находится самый большой родственный клан — королевская семья, насчитывающая на сегодняшний день около тридцати тысяч членов. Около пятидесяти жен и наложниц произвели на свет основателю династии Ал Азиз ибн Сауду бесчисленное потомство. Принцы и принцессы женились, выходили замуж, плодились так же неудержимо, как их отец. Все сотни и тысячи живущих ныне членов королевского семейства должны быть обеспечены почетным местом и изрядным доходом. Немудрено, что саудовское казначейство не раз уже оказывалось полностью опустошенным.
Не имея возможности вкладывать притекающие капиталы в доходные предприятия (ведь это было бы получение процентов — запрещено Кораном!), принцы состязаются друг с другом в самых экстравагантных тратах. Покупка и строительство дворцов как в стране, так и за рубежом стали любимым занятием. Один из принцев должен был много разъезжать по делам службы, но он так не любил перемены в домашней обстановке, что приказал построить себе четыре абсолютно одинаковых дворца в Эр-Рияде, Джидде, Таифе и в Испании. Все домашние вещи, мебель, посуда, даже детские игрушки закупались в четырех комплектах. Когда старший сын пожаловался, что при переездах скучает без своего автомобиля, ему были куплены четыре одинаковых порше. Но щепетильность в деловых расчетах до сих пор не вошла в моду у принцев. Чиновник из Министерства почт, телефона и телеграфа однажды тихо сознался иностранному гостю, что финансовый кризис, охвативший его учреждение, мог бы быть легко преодолен, если бы королевская семья оплатила наконец свои телефонные счета.
Кроме нефтяного богатства важным источником дохода для правительства является паломничество мусульман всего мира к святым местам в Мекке и Медине. Каждый год Саудовская Аравия принимает около двух миллионов паломников, которые готовы истратить последние деньги, чтобы совершить хадж — одно из пяти требований, предъявляемых верующему мусульманской религией. (Остальные четыре: вера в Единого Бога и его пророка Мухаммеда, пятикратная молитва каждый день, соблюдение постов в течение праздника Рамадан, помощь бедным.) Еще в первой половине ХХ века некоторые бедные паломники приезжали с детьми и продавали их в рабство, чтобы оплатить возвращение домой. Но в 1962 году рабство было отменено и работорговля перестала играть заметную роль в экономике страны.
Традиционные формы образования сводились к заучиванию Корана и священных текстов — хадисов. Так как заучивать можно было на слух, повторяя слова вслед за учителем, уровень неграмотности населения был очень высок. Внедрение технических новшеств потребовало расширения сети школ и университетов. В богатых семьях стало модно отправлять детей на учебу за границу. Но религиозные власти всячески препятствовали этой практике, так что число студентов за границей в 1992 году сократилось вдвое по сравнению с 1984 годом (5000 вместо 10 000). Две трети докторских диссертаций, выдаваемых саудовскими университетами, относятся к сфере исламской теологии. Свежеиспеченным докторам предстоит вступить в борьбу за получение места в рядах мусульманского духовенства, численность которого в стране уже достигла 50 000. Международная оценка университетов, проведенная в 2006 году, поместила саудовские среди худших.
Образованию женщин уделяется меньше внимания: считается, что лишние знания будут только отвлекать их от выполнения главных задач — от ухода за детьми и от создания домашнего очага. В школах и колледжах для женщин мужчинам появляться запрещено, поэтому “занятия в классах состоят в том, что студентки слушают лекции, читаемые профессором-мужчиной с экрана телевизора”. В сегрегированных учебных заведениях девушкам разрешалось ходить с открытыми лицами и без обязательной абаи (черного плаща, закрывающего все тело). Но однажды это обернулось трагедией. В школе в Мекке случился пожар. Приехавшие пожарники принялись спасать девушек. Но примчалась полиция нравов — мутавы — и запретила выносить на улицу женщин, не имевших “правильного” облачения. Никакие уговоры спасателей не помогли. В результате погибло 15 студенток. Попытки родственников привлечь мутавов к суду не дали результатов.
“В 1974 году нефть и нефтепродукты составили 91% саудовского экспорта. В 2000 году цифра осталась той же самой. За четверть века в стране, залитой нефтяными деньгами, ничего не изменилось. Индустриализация не реализовалась... Саудовский араб убежден в превосходстве своей культуры над западной. Он верит, что сможет бесконечно получать на Западе все достижения технического прогресса и в то же время отвергать философские основы и ценности культуры, которая произвела их... А всю необходимую работу при этом будут исполнять шесть миллионов иммигрантов-сезонников”.
Саудовская Аравия имеет в своем арсенале самую передовую военную технику. Танки, бронемашины, ракеты “земля-земля” закупаются во Франции и США, вертолеты — в Италии и Японии, транспортные самолеты — в Испании, зенитки — в Швеции и Швейцарии, торпедные катера и амфибии — в Германии, истребители — в Англии и США. Но при этом нельзя сказать, что страна имеет боеспособную армию. Видимо, королевское правительство учло печальный опыт других мусульманских стран: в Египте, Ливии, Ираке, Йемене монархии были свергнуты восставшими военными, в Алжире, Пакистане, Индонезии к власти тоже пришли генералы. Численность саудовской армии и ее влияние всегда ограничивались. Поэтому когда с севера в 1990 году надвинулся грозный враг — Саддам Хуссейн, саудовские генералы признали, что “страна не в силах защитить себя. Десять тысяч пакистанских наемников, помогавших в военной кампании против Йемена в 1980-е, уже были отправлены домой. Бронетанковые силы и авиация находились в весьма плачевном состоянии”. У Саудовской Аравии не оставалось иного выхода, как впустить на свою территорию 500 000 солдат международной антииракской коалиции.
Это событие стало переломным моментом в новейшей истории страны.
http://mishmar.info/znakomstvo-s-saudov ... vieie.html
Их легко опознать в кадрах кинохроники, на фотоснимках дипломатических переговоров. Похоже, это единственный народ, отказавшийся надеть пиджаки и брюки, до сих пор гордо облачающийся в свои старинные бурнусы, халаты, гутры и игалы (головные накидки с кольцом из шнура). Слово “старинный” кажется применимым ко всему, что встречает наш глаз на Аравийском полуострове. И мы легко забываем, что главное государство — Саудовская Аравия — ненамного старше Израиля: оно образовалось и было признано другими странами только в 1932 году. Другие государства еще “моложе”: Кувейт объявлен независимым в 1961-м, Йемен — в 1967-м, Бахрейн, Катар и Объединенные Арабские Эмираты — в 1971-м.

король Саудовской Аравии Абдалла
В большинстве этих государств еще не произошло — не завершилось — превращение племени в социум, описанное Гоббсом. Судебная власть по-прежнему принадлежит главе семьи. Если он решит наказать смертью дочь, жену, сына, отступивших от строгих правил исламской религии, навлекших каким-то поступком позор на все семейство, никакая государственная инстанция не сможет остановить его: провинившийся будет забит камнями, утоплен или передан палачу для публичного обезглавливания. В случае обычных преступлений меру наказания преступнику часто определяет семья пострадавшего.
В государственной тюрьме долго сидел человек, убивший вдовца — отца двух сыновей, старшему из которых было восемь лет. По древнему мусульманскому закону (шария) именно семья убитого должна решить, позволено ли будет преступнику откупиться деньгами. Убийца просидел в тюрьме десять лет, ожидая, когда мальчик достигнет совершеннолетия. В день, когда сыну убитого исполнилось 18 лет, он заявил, что не принимает выкупных денег. Преступник был обезглавлен на площади. Видимо, меч был тоже старинный, потому что голова отделилась от туловища лишь с третьего удара и то не до конца: волочилась некоторое время за уносимым телом. Новизна и технический прогресс выразились в том, что казненный был увезен в машине “скорой помощи” со знаком красного полумесяца.
Миллиарды долларов, хлынувших в Аравию в связи с нефтяным бумом, преобразили полуостров. Путешественник, приземляющийся в аэропорту Джидды или Эр-Рияда, увидит в окно самолета сверкающие небоскребы, отели, телевизионные вышки, асфальтированные шоссе, ярко освещенные улицы. Но, пересев в автомобиль и проезжая по стране, он скоро разглядит в песчанных барханах и шатры кочующих бедуинов, и глинобитные хижины, и женщин, сгибающихся под тяжестью бурдюков. Нефтяные вышки, танкеры у причалов, газгольдеры, заводы, опресняющие воду, — являются ли они свидетельствами того, что страна вступила в индустриальную эру? Или все это создано — спроектировано — импортировано — народами-машиностроителями и может исчезнуть, как мираж, если исламские фундаменталисты добьются своего и изгонят всех “неверных” со священной земли Аравийского полуострова, на которой четырнадцать веков назад Бог открылся пророку Мухаммеду?
Машины неверных

Государственный флаг Саудовской Аравии
За 75 лет существования Саудовского Королевства правящая династия неуклонно выступала на стороне технического прогресса. Уже первый монарх, знаменитый Абдул Ал Азиз ибн Сауд, проявлял невероятную энергию и изобретательность, внедряя новшества индустриальной эпохи в жизнь своих соотечественников. Когда великий шейх Хиджаза выступил с яростной проповедью против сатанинского изобретения — радио- и телефонной связи, — король попросил его подойти к аппарату и дал ему послушать суры Корана, которые другой шейх читал на радиостанции Эр-Рияда, покрывая разделяющее расстояние в 800 миль.
– Думаешь ли ты, что Аллах допустил бы, чтобы священные слова пророка долетали до твоего уха через сатанинское устройство? — спросил король.
И мусульманское духовенство смирилось и разрешило телефоны и радиосвязь в стране. Однако внедрение телевидения в 1965 году, попиравшего религиозный запрет на создание изображений живого, вызвало новые бурные протесты и кровавые столкновения.
Нефтяные доходы, казалось бы, должны были облегчить саудовцам вступление в индустриальную эру. В страну хлынула денежная река, которая представлялась неиссякаемой. И нельзя сказать, что все нефтедоллары тратились исключительно на роскошь, на частные самолеты и кадиллаки, на приобретение вилл и особняков за границей. Правительство вкладывало немалую часть этих средств в создание промышленной базы. В 1980-е годы были приложены серьезные усилия для улучшения и стандартизации электроснабжения. Количество заводов за десять лет (1981—1991) выросло с 1200 до 2000. Пытаясь ослабить зависимость страны от импорта продовольствия, власти ассигновали крупные суммы на укрепление и расширение отечественного сельского хозяйства.
Однако главным знаком — символом — вступления в индустриальную эру остается умение строить машины. И этот рубеж саудовская промышленность до сих пор не могла преодолеть. Страна должна закупать за границей все турбины, электромоторы, генераторы, самолеты, автомобили, эскаваторы, судовые двигатели. Есть два-три автосборочных конвейера, но они являются филиалами иностранных фирм. Все остальное — это заводы по производству строительных материалов, удобрений, различных нефтепродуктов, мебели, консервов. Производство электроники отсутствует полностью, почти все виды вооружений закупаются за рубежом.

Герб Саудовской Аравии
Серьезную проблему представляет нехватка воды. В стране нет ни одной реки, ни одного озера — только подпочвенные воды, добываемые через колодцы. Дания даже получила от саудовцев заказ на разработку проекта по транспортировке гренландских айсбергов в Красное море, но он оказался слишком дорогостоящим. Есть заводы, занятые опреснением воды, но это обходится в 5 долларов за кубический метр. Турция предлагала построить два трубопровода, которые доставляли бы воду из Малой Азии по цене 1 доллар за кубометр, однако правительство отказалось от этого сотрудничества по религиозно-политическим причинам.
Необходимость соблюдать требования мусульманской религии (в Саудовской Аравии господствует самая строгая ветвь ее, ваххабизм), конечно, накладывает свои ограничения. Запрещение одалживать деньги под проценты тормозит или сводит на нет деятельность финансовых учреждений. Банки могут зарабатывать только путем взимания платы за обслуживание со своих клиентов, они лишены возможности активно вкладывать имеющиеся у них капиталы в развивающиеся предприятия. Торговля ценными бумагами на бирже не существует.
Пытаясь стимулировать сельское хозяйство, правительство закупало у фермеров их урожаи по завышенным ценам. Например, за пшеницу платило цену, в три раза превосходящую цену, установившуюся на мировом рынке. Конечно, это привело к массовому жульничеству: ловкие дельцы закупали зерно за рубежом, а потом выдавали его за выращенное в стране и продавали государству втридорога.
Традиционное презрение бедуинов к размеренному ежедневному труду упорно сопротивляется внедрению любых индустриальных новшеств. Женщинам же труд вне дома вообще запрещен религиозными правилами. Нехватка рабочей силы сделалась постоянной болезнью национальной экономики. На заводах, фабриках, электростанциях, нефтяных приисках трудятся иностранцы всех национальностей, причем не обязательно мусульмане. По разным оценкам, число их доходит до 5—6 миллионов, то есть до 79% всех работающих (при численности населения в 18 миллионов). Проникают иностранцы и в сферу обслуживания. “Эр-Рияд — когда-то маленькое изолированное местечко — превратился в Вавилонскую башню индийских парикмахеров, таиландских нянек, филиппинских шоферов, швейцарских банкиров, корейских каменщиков”.
Местное население предпочитает устроиться на государственную службу и наслаждаться главными прерогативами чиновничьего сословия — властью и бездельем. Так как родственные связи остаются крепчайшей цементирующей силой саудовского этноса, учреждения разрастаются, превращаются в неповоротливые кланы, часто неспособные справиться с простейшими задачами управления. Во главе государственной пирамиды находится самый большой родственный клан — королевская семья, насчитывающая на сегодняшний день около тридцати тысяч членов. Около пятидесяти жен и наложниц произвели на свет основателю династии Ал Азиз ибн Сауду бесчисленное потомство. Принцы и принцессы женились, выходили замуж, плодились так же неудержимо, как их отец. Все сотни и тысячи живущих ныне членов королевского семейства должны быть обеспечены почетным местом и изрядным доходом. Немудрено, что саудовское казначейство не раз уже оказывалось полностью опустошенным.
Не имея возможности вкладывать притекающие капиталы в доходные предприятия (ведь это было бы получение процентов — запрещено Кораном!), принцы состязаются друг с другом в самых экстравагантных тратах. Покупка и строительство дворцов как в стране, так и за рубежом стали любимым занятием. Один из принцев должен был много разъезжать по делам службы, но он так не любил перемены в домашней обстановке, что приказал построить себе четыре абсолютно одинаковых дворца в Эр-Рияде, Джидде, Таифе и в Испании. Все домашние вещи, мебель, посуда, даже детские игрушки закупались в четырех комплектах. Когда старший сын пожаловался, что при переездах скучает без своего автомобиля, ему были куплены четыре одинаковых порше. Но щепетильность в деловых расчетах до сих пор не вошла в моду у принцев. Чиновник из Министерства почт, телефона и телеграфа однажды тихо сознался иностранному гостю, что финансовый кризис, охвативший его учреждение, мог бы быть легко преодолен, если бы королевская семья оплатила наконец свои телефонные счета.
Кроме нефтяного богатства важным источником дохода для правительства является паломничество мусульман всего мира к святым местам в Мекке и Медине. Каждый год Саудовская Аравия принимает около двух миллионов паломников, которые готовы истратить последние деньги, чтобы совершить хадж — одно из пяти требований, предъявляемых верующему мусульманской религией. (Остальные четыре: вера в Единого Бога и его пророка Мухаммеда, пятикратная молитва каждый день, соблюдение постов в течение праздника Рамадан, помощь бедным.) Еще в первой половине ХХ века некоторые бедные паломники приезжали с детьми и продавали их в рабство, чтобы оплатить возвращение домой. Но в 1962 году рабство было отменено и работорговля перестала играть заметную роль в экономике страны.
Традиционные формы образования сводились к заучиванию Корана и священных текстов — хадисов. Так как заучивать можно было на слух, повторяя слова вслед за учителем, уровень неграмотности населения был очень высок. Внедрение технических новшеств потребовало расширения сети школ и университетов. В богатых семьях стало модно отправлять детей на учебу за границу. Но религиозные власти всячески препятствовали этой практике, так что число студентов за границей в 1992 году сократилось вдвое по сравнению с 1984 годом (5000 вместо 10 000). Две трети докторских диссертаций, выдаваемых саудовскими университетами, относятся к сфере исламской теологии. Свежеиспеченным докторам предстоит вступить в борьбу за получение места в рядах мусульманского духовенства, численность которого в стране уже достигла 50 000. Международная оценка университетов, проведенная в 2006 году, поместила саудовские среди худших.
Образованию женщин уделяется меньше внимания: считается, что лишние знания будут только отвлекать их от выполнения главных задач — от ухода за детьми и от создания домашнего очага. В школах и колледжах для женщин мужчинам появляться запрещено, поэтому “занятия в классах состоят в том, что студентки слушают лекции, читаемые профессором-мужчиной с экрана телевизора”. В сегрегированных учебных заведениях девушкам разрешалось ходить с открытыми лицами и без обязательной абаи (черного плаща, закрывающего все тело). Но однажды это обернулось трагедией. В школе в Мекке случился пожар. Приехавшие пожарники принялись спасать девушек. Но примчалась полиция нравов — мутавы — и запретила выносить на улицу женщин, не имевших “правильного” облачения. Никакие уговоры спасателей не помогли. В результате погибло 15 студенток. Попытки родственников привлечь мутавов к суду не дали результатов.
“В 1974 году нефть и нефтепродукты составили 91% саудовского экспорта. В 2000 году цифра осталась той же самой. За четверть века в стране, залитой нефтяными деньгами, ничего не изменилось. Индустриализация не реализовалась... Саудовский араб убежден в превосходстве своей культуры над западной. Он верит, что сможет бесконечно получать на Западе все достижения технического прогресса и в то же время отвергать философские основы и ценности культуры, которая произвела их... А всю необходимую работу при этом будут исполнять шесть миллионов иммигрантов-сезонников”.
Саудовская Аравия имеет в своем арсенале самую передовую военную технику. Танки, бронемашины, ракеты “земля-земля” закупаются во Франции и США, вертолеты — в Италии и Японии, транспортные самолеты — в Испании, зенитки — в Швеции и Швейцарии, торпедные катера и амфибии — в Германии, истребители — в Англии и США. Но при этом нельзя сказать, что страна имеет боеспособную армию. Видимо, королевское правительство учло печальный опыт других мусульманских стран: в Египте, Ливии, Ираке, Йемене монархии были свергнуты восставшими военными, в Алжире, Пакистане, Индонезии к власти тоже пришли генералы. Численность саудовской армии и ее влияние всегда ограничивались. Поэтому когда с севера в 1990 году надвинулся грозный враг — Саддам Хуссейн, саудовские генералы признали, что “страна не в силах защитить себя. Десять тысяч пакистанских наемников, помогавших в военной кампании против Йемена в 1980-е, уже были отправлены домой. Бронетанковые силы и авиация находились в весьма плачевном состоянии”. У Саудовской Аравии не оставалось иного выхода, как впустить на свою территорию 500 000 солдат международной антииракской коалиции.
Это событие стало переломным моментом в новейшей истории страны.
http://mishmar.info/znakomstvo-s-saudov ... vieie.html