Как понизить градус дебатов в теме Северный кавказ?
Добавлено: 03 сен 2010, 13:39
Начнем с этого: "Завещание Шамиля".
25 августа (7 сентября по новому стилю) 1859 года русскими войсками под командованием ген. Александром Ивановичем Барятинским был взят аул Гуниб и пленён вождь кавказских горцев имам Шамиль.
Причиной Кавказской войны (1817–1864) было стремление России ликвидировать очаг разбоя и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе. После присоединения Грузии (1801) и Азербайджана (1803–1813) связь России с ними осуществлялась через земли Дагестана и Чечни, подвергаясь постоянным грабительским нападениям горцев. Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе генерал А.П. Ермолов начал покорение разбойничьих территорий посредством планомерного строительства крепостей Кавказской линии (Грозная и др.).
Силы горцев и России были, конечно, неравными и исход военных действий рано или поздно должен был закончиться в пользу русских войск. Однако накануне Крымской войны (1853–1856) чеченцы, подталкиваемые к тому Англией и Турцией, активизировали свои действия и ударили русским в спину. Таким образом иностранные антирусские силы воспользовались горцами как инструментом в своей борьбе против России и Православия (незадолго до этого с этой же целью на Восточном Кавказе усиленно внедряли ислам, который не являлся исконной религией кавказцев).
После долгого противоборства в апреле 1959 г. пала резиденция горского вождя Шамиля – аул Ведено, а в августе 1859 г. русские войска осадили аул Гуниб – последний оплот имама. Государю Александру II принесли донесение от князя А.И. Барятинского: "От Каспийского моря до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державе Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших".
25 августа 1859 г. аул был взят штурмом, и легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с могущественной Россией, вместе с 400 мюридами сдался князю Барятинскому в Гунибе и стал пленником Русского Царя. Наградами князю Барятинскому были чин генерал-фельдмаршала, высший орден Империи - св. Андрея Первозванного и полководческий орден св. Георгия II степени. В истории Русской армии он был наречен "Победителем Шамиля".
Шамиль был одарен большим умом; он был провозглашен имамом в 1834 г. и управлял своим народом не только с безпощадной строгостью, которую он считал необходимою, но имел сильное влияние на него, служа ему примером честности и нравственности. Однако представления горцев о ведении войны и о мощной России были, разумеется, нехристианскими. После своего пленения Шамиль не сомневался, что русские его рано или поздно убьют. Мысль о пощаде к нему Русского Царя была так несовместима с верованиями и правилами фанатика-магометанина, ревностного исполнителя шариата, что Шамиль тогда только освоился с мыслью о спасении своей жизни, когда он был осчастливлен великодушным приемом Государя.
Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое великодушие было для него непостижимым, сердце его было побеждено и вскоре чувство безпредельной благодарности к своему Высокому Благодетелю сменило былое чувство ненависти.
Через несколько лет Шамиль написал Царю:
«Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.
Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.
В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу».
А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу Цесаревича Александра Александровича в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется».
Выехав в начале 1870 года со всем семейством на богомолье в Мекку, Шамиль умер в г. Медине 4 февраля 1871 года.
Следуя его завету, чеченцы в дальнейшем верно служили русскому Царю, в том числе на военной службе. Известный историк-эмигрант А. Авторханов, чеченец по национальности, говорил, что в покорении Кавказа «Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя... Поэтому русский империализм, в отличие от западного, не сводился к грабежам и насилию. Государственная тенденция была – сделать инородцев одинаковыми подданными русского царя. Между ними принципиальной разницы по национальности не делалось». Вместе с тем «Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось».
После покорения Дагестана и Чечни Кавказская война продолжалась еще несколько лет в других районах. Ее окончанием принято считать покорение племени убыхов в урочище Красная поляна 21 мая 1864 г. Нужно сказать, что расширение имперской власти на северокавказские кавказские территории было закономерным и необходимым, поскольку Закавказье уже вошло в состав Империи. При этом насилие применялось только там, где встречалось вооруженное сопротивление. Поведение русских покорителей Кавказа можно характеризовать и таким эпизодом во время взятия Гуниба:
"В пещере, около которой происходила схватка Ширванского полка с мюридами, нашли женщину с грудным ребенком. Женщина была убита, а ребенка спас прапорщик Ширванского полка, Вриани. Командир полка, полковник Кононович, взял малютку к себе, окрестил ее, дал ей имя св. Нины и положил ей на зубок значительную сумму денег. Кроме того, офицеры обязались до совершеннолетия девочки выплачивать ежетретно по несколько процентов получаемого жалованья. Таким образом, малютка стала дочерью целого полка и называлась Ниною Ширванскою".
Накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в русской армии было создано несколько национальных конно-иррегулярных полков, среди которых был и Чеченский. Всего в 1876-1878 гг. было привлечено на военную службу из числа горцев – 19 852 человека.
Царское правительство охотно использовало горцев Северного Кавказа, но не зачисляло их на службу в регулярную армию. При их наборе обычно применялся принцип добровольности.
В ходе войны формирования из горцев показали высокие боевые качества. Они чаще всего использовались для действий небольшими летучими отрядами в разведке, сторожевой службе и рейдах в тыл неприятеля. Чеченцы участвовали в боях за Горный, Телиш, Плевну, Правец, Софию. Х.А. Акиев приводит пример, когда чеченский полк отличился в ночной разведке, проведенной с 7 на 8 августа 1877 года, и в боях в составе «летучего отряда» за Аладжадаг. За храбрость и воинскую доблесть, проявленные в войне 1877-1878 гг. Чеченскому полку было присуждено георгиевское знамя с надписью « За отличие ».
М.П. Санакоев в статье «Страницы боевой дружбы», посвященной участию горских народов в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., отмечал, что основной мотив стремления горцев на войну – это «чувство дружбы с русским народом, идеи защиты своей родины, верность воинскому долгу».
Под верховенством Белого царя
Было бы несправедливо не отметить, что некоторые вайнахские общины не противились мысли о том, что можно было бы, сохранив свои внутренние общественные порядки, законы общины и шариат, признать верховенство «Белого царя», как называл себя российский император. В «Постановлении, заключенном с чеченцами, о вступлении их в подданство России», датируемом 1807 годом, говорится, между прочим, следующее: ·
«Мы, нижеподписавшиеся старшины, (…) повергаем себя со всем народом чеченским (…) в вечное верноподданство Всеавгустейшему Всероссийскому Императорскому Престолу, в чем и даем присягу по нашему обычаю на святом Коране по приложенной у сего форме». ·
«Обязуемся (…) быть на вечные времена верным и отнюдь не только оружием, но даже ничего зловредного не предпринимать против российских подданных (…)» ·
«Всех без изъятия российских подданных, (…) обязуемся по чистой совести без малейшего промедления времени представить (…)». ·
«Отбитые нами лошади и захваченный какой-либо скот в российских границах (…) клянемся (…) тотчас собрать и представить». ·
«В заключении сего за малейшее, что замечено будет от нас неисполнение по сему данному нам постановлению, подвергаем себя как неверный и нарушивший присягу народ, строжайшему за оное наказанию и в жилищах наших разорению без сопротивления». Следует 52 отпечатка пальцев с пояснительными записями.
Отметим, что подобных документов было много, а могло бы быть гораздо больше. К сожалению, отсутствие элементарного уважения к «диким племенам» Кавказа у тщеславных победителей Наполеона было явлением естественным. Меньше уважения и желания договориться с кавказцами было в начальный период кавказских войн конца XVIII - начала XIX века у местных владетелей - генералов-администраторов. Стоит вспомнить, что тогдашние рапорты военного командования все как один предвосхищали скорейшее подчинение непокорных горских народов.
Встречаться с разбойниками и бандитами, более того, делиться с ними властью казалось непрестижным и ненужным. К величайшему сожалению, необходимо отметить, что нежелание высших российских властей понять и «поделиться властью» вовремя, отступив от общепринятых имперских клише, зачастую губило самые чистые порывы «на местах» - как русских, истинных патриотов, некоторое время поживших на Кавказе и усвоивших его особенности, так и тех же чеченцев. Ведь люди, которые жили бок по боку, как правило, зачастую имели гораздо больше желания и мотивации договориться, чем кабинетные вожди, для которых Чечня была всего лишь мелкой точкой на карте России.
На самом деле, торговые контакты между русскими и чеченцами не останавливались даже во времена сильнейших боестолкновений и геноцида. Рынки Кизляра, Моздока, Владикавказа и прочих городов пользовались значительным интересом со стороны чеченцев и прочих представителей горских народов вне зависимости от этнической принадлежности, вероисповедания или времени года.
Родственные отношения некоторых чеченских тейпов с русскими казаками известны как в Чечне, так и за ее пределами. Известно немало случаев, когда русские солдаты, попав в плен к чеченцам, как правило, приняв ислам, либо ассимилировались в новой среде, либо создавали новые роды, до сих пор именуемые чеченцами «русские"
Войны XX века
Примечателен факт участия тысяч чеченцев в Первой мировой войне - на стороне русских. Хотя мусульманское население Российской империи по традиции было избавлено от службы в армии, военно-феодальные элиты некоторых мусульманских народов (дагестанцев, адыгов, азербайджанцев, крымских татар и др.) считали делом чести служить в армии. Среди чеченцев желание служить в действующей армии было почти массовым.
Позволю себе процитировать из благодарного письма императора Николая II генерал-губернатору Терской области (25 августа 1915 года):
«Как горная лавина обрушился ингушский полк на германскую Железную дивизию. Он был немедленно поддержан чеченским полком. (…) Менее чем через полтора часа перестала существовать железная дивизия, с которой боялись соприкасаться лучшие воинские части наших союзников. Передайте от моего имени (…) братский сердечный привет отцам, матерям, сестрам, женам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивших своим бесстрашным подвигом начало конца германским ордам. Никогда не забудет этого подвига Россия, честь им и хвала».
Чеченцы отличились неимоверной храбростью и личной отвагой во время Великой отечественной войны, афганской войны, в других войнах, которые велись Россией с конца XIX века. К сожалению, в виду «особого» к ним отношения со стороны властей, награждение их орденами и медалями во время Второй мировой войны - особенно после их массовой высылки в Среднюю Азию в феврале 1944 года - не отличалось особой объективностью.
В Чечне советского периода нередки были межнациональные браки. Межнациональная Чечня советского периода, в которой кроме чеченцев мирно сосуществовали ингуши, русские, армяне, грузины, украинцы, евреи, беларусы, была образцом подлинной толерантности и взаимного уважения представителей народов самого разного происхождения и конфессиональной принадлежности. Сцены из войны конца прошлого века, в которой жители Грозного - чеченцы спасали русских старушек - жительниц Грозного - от пуль и снарядов русских же орудий, ясное тому свидетельство.
Просьба или точнее пожелание в этой теме выкладывать позитивные,взвешенные факты,документы,мнения. Мест для словарного,виртуального мордобоя здесь предостаточно(все без исключения).
25 августа (7 сентября по новому стилю) 1859 года русскими войсками под командованием ген. Александром Ивановичем Барятинским был взят аул Гуниб и пленён вождь кавказских горцев имам Шамиль.
Причиной Кавказской войны (1817–1864) было стремление России ликвидировать очаг разбоя и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе. После присоединения Грузии (1801) и Азербайджана (1803–1813) связь России с ними осуществлялась через земли Дагестана и Чечни, подвергаясь постоянным грабительским нападениям горцев. Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе генерал А.П. Ермолов начал покорение разбойничьих территорий посредством планомерного строительства крепостей Кавказской линии (Грозная и др.).
Силы горцев и России были, конечно, неравными и исход военных действий рано или поздно должен был закончиться в пользу русских войск. Однако накануне Крымской войны (1853–1856) чеченцы, подталкиваемые к тому Англией и Турцией, активизировали свои действия и ударили русским в спину. Таким образом иностранные антирусские силы воспользовались горцами как инструментом в своей борьбе против России и Православия (незадолго до этого с этой же целью на Восточном Кавказе усиленно внедряли ислам, который не являлся исконной религией кавказцев).
После долгого противоборства в апреле 1959 г. пала резиденция горского вождя Шамиля – аул Ведено, а в августе 1859 г. русские войска осадили аул Гуниб – последний оплот имама. Государю Александру II принесли донесение от князя А.И. Барятинского: "От Каспийского моря до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державе Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших".
25 августа 1859 г. аул был взят штурмом, и легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с могущественной Россией, вместе с 400 мюридами сдался князю Барятинскому в Гунибе и стал пленником Русского Царя. Наградами князю Барятинскому были чин генерал-фельдмаршала, высший орден Империи - св. Андрея Первозванного и полководческий орден св. Георгия II степени. В истории Русской армии он был наречен "Победителем Шамиля".
Шамиль был одарен большим умом; он был провозглашен имамом в 1834 г. и управлял своим народом не только с безпощадной строгостью, которую он считал необходимою, но имел сильное влияние на него, служа ему примером честности и нравственности. Однако представления горцев о ведении войны и о мощной России были, разумеется, нехристианскими. После своего пленения Шамиль не сомневался, что русские его рано или поздно убьют. Мысль о пощаде к нему Русского Царя была так несовместима с верованиями и правилами фанатика-магометанина, ревностного исполнителя шариата, что Шамиль тогда только освоился с мыслью о спасении своей жизни, когда он был осчастливлен великодушным приемом Государя.
Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое великодушие было для него непостижимым, сердце его было побеждено и вскоре чувство безпредельной благодарности к своему Высокому Благодетелю сменило былое чувство ненависти.
Через несколько лет Шамиль написал Царю:
«Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.
Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.
В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу».
А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу Цесаревича Александра Александровича в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется».
Выехав в начале 1870 года со всем семейством на богомолье в Мекку, Шамиль умер в г. Медине 4 февраля 1871 года.
Следуя его завету, чеченцы в дальнейшем верно служили русскому Царю, в том числе на военной службе. Известный историк-эмигрант А. Авторханов, чеченец по национальности, говорил, что в покорении Кавказа «Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя... Поэтому русский империализм, в отличие от западного, не сводился к грабежам и насилию. Государственная тенденция была – сделать инородцев одинаковыми подданными русского царя. Между ними принципиальной разницы по национальности не делалось». Вместе с тем «Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось».
После покорения Дагестана и Чечни Кавказская война продолжалась еще несколько лет в других районах. Ее окончанием принято считать покорение племени убыхов в урочище Красная поляна 21 мая 1864 г. Нужно сказать, что расширение имперской власти на северокавказские кавказские территории было закономерным и необходимым, поскольку Закавказье уже вошло в состав Империи. При этом насилие применялось только там, где встречалось вооруженное сопротивление. Поведение русских покорителей Кавказа можно характеризовать и таким эпизодом во время взятия Гуниба:
"В пещере, около которой происходила схватка Ширванского полка с мюридами, нашли женщину с грудным ребенком. Женщина была убита, а ребенка спас прапорщик Ширванского полка, Вриани. Командир полка, полковник Кононович, взял малютку к себе, окрестил ее, дал ей имя св. Нины и положил ей на зубок значительную сумму денег. Кроме того, офицеры обязались до совершеннолетия девочки выплачивать ежетретно по несколько процентов получаемого жалованья. Таким образом, малютка стала дочерью целого полка и называлась Ниною Ширванскою".
Накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в русской армии было создано несколько национальных конно-иррегулярных полков, среди которых был и Чеченский. Всего в 1876-1878 гг. было привлечено на военную службу из числа горцев – 19 852 человека.
Царское правительство охотно использовало горцев Северного Кавказа, но не зачисляло их на службу в регулярную армию. При их наборе обычно применялся принцип добровольности.
В ходе войны формирования из горцев показали высокие боевые качества. Они чаще всего использовались для действий небольшими летучими отрядами в разведке, сторожевой службе и рейдах в тыл неприятеля. Чеченцы участвовали в боях за Горный, Телиш, Плевну, Правец, Софию. Х.А. Акиев приводит пример, когда чеченский полк отличился в ночной разведке, проведенной с 7 на 8 августа 1877 года, и в боях в составе «летучего отряда» за Аладжадаг. За храбрость и воинскую доблесть, проявленные в войне 1877-1878 гг. Чеченскому полку было присуждено георгиевское знамя с надписью « За отличие ».
М.П. Санакоев в статье «Страницы боевой дружбы», посвященной участию горских народов в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., отмечал, что основной мотив стремления горцев на войну – это «чувство дружбы с русским народом, идеи защиты своей родины, верность воинскому долгу».
Под верховенством Белого царя
Было бы несправедливо не отметить, что некоторые вайнахские общины не противились мысли о том, что можно было бы, сохранив свои внутренние общественные порядки, законы общины и шариат, признать верховенство «Белого царя», как называл себя российский император. В «Постановлении, заключенном с чеченцами, о вступлении их в подданство России», датируемом 1807 годом, говорится, между прочим, следующее: ·
«Мы, нижеподписавшиеся старшины, (…) повергаем себя со всем народом чеченским (…) в вечное верноподданство Всеавгустейшему Всероссийскому Императорскому Престолу, в чем и даем присягу по нашему обычаю на святом Коране по приложенной у сего форме». ·
«Обязуемся (…) быть на вечные времена верным и отнюдь не только оружием, но даже ничего зловредного не предпринимать против российских подданных (…)» ·
«Всех без изъятия российских подданных, (…) обязуемся по чистой совести без малейшего промедления времени представить (…)». ·
«Отбитые нами лошади и захваченный какой-либо скот в российских границах (…) клянемся (…) тотчас собрать и представить». ·
«В заключении сего за малейшее, что замечено будет от нас неисполнение по сему данному нам постановлению, подвергаем себя как неверный и нарушивший присягу народ, строжайшему за оное наказанию и в жилищах наших разорению без сопротивления». Следует 52 отпечатка пальцев с пояснительными записями.
Отметим, что подобных документов было много, а могло бы быть гораздо больше. К сожалению, отсутствие элементарного уважения к «диким племенам» Кавказа у тщеславных победителей Наполеона было явлением естественным. Меньше уважения и желания договориться с кавказцами было в начальный период кавказских войн конца XVIII - начала XIX века у местных владетелей - генералов-администраторов. Стоит вспомнить, что тогдашние рапорты военного командования все как один предвосхищали скорейшее подчинение непокорных горских народов.
Встречаться с разбойниками и бандитами, более того, делиться с ними властью казалось непрестижным и ненужным. К величайшему сожалению, необходимо отметить, что нежелание высших российских властей понять и «поделиться властью» вовремя, отступив от общепринятых имперских клише, зачастую губило самые чистые порывы «на местах» - как русских, истинных патриотов, некоторое время поживших на Кавказе и усвоивших его особенности, так и тех же чеченцев. Ведь люди, которые жили бок по боку, как правило, зачастую имели гораздо больше желания и мотивации договориться, чем кабинетные вожди, для которых Чечня была всего лишь мелкой точкой на карте России.
На самом деле, торговые контакты между русскими и чеченцами не останавливались даже во времена сильнейших боестолкновений и геноцида. Рынки Кизляра, Моздока, Владикавказа и прочих городов пользовались значительным интересом со стороны чеченцев и прочих представителей горских народов вне зависимости от этнической принадлежности, вероисповедания или времени года.
Родственные отношения некоторых чеченских тейпов с русскими казаками известны как в Чечне, так и за ее пределами. Известно немало случаев, когда русские солдаты, попав в плен к чеченцам, как правило, приняв ислам, либо ассимилировались в новой среде, либо создавали новые роды, до сих пор именуемые чеченцами «русские"
Войны XX века
Примечателен факт участия тысяч чеченцев в Первой мировой войне - на стороне русских. Хотя мусульманское население Российской империи по традиции было избавлено от службы в армии, военно-феодальные элиты некоторых мусульманских народов (дагестанцев, адыгов, азербайджанцев, крымских татар и др.) считали делом чести служить в армии. Среди чеченцев желание служить в действующей армии было почти массовым.
Позволю себе процитировать из благодарного письма императора Николая II генерал-губернатору Терской области (25 августа 1915 года):
«Как горная лавина обрушился ингушский полк на германскую Железную дивизию. Он был немедленно поддержан чеченским полком. (…) Менее чем через полтора часа перестала существовать железная дивизия, с которой боялись соприкасаться лучшие воинские части наших союзников. Передайте от моего имени (…) братский сердечный привет отцам, матерям, сестрам, женам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивших своим бесстрашным подвигом начало конца германским ордам. Никогда не забудет этого подвига Россия, честь им и хвала».
Чеченцы отличились неимоверной храбростью и личной отвагой во время Великой отечественной войны, афганской войны, в других войнах, которые велись Россией с конца XIX века. К сожалению, в виду «особого» к ним отношения со стороны властей, награждение их орденами и медалями во время Второй мировой войны - особенно после их массовой высылки в Среднюю Азию в феврале 1944 года - не отличалось особой объективностью.
В Чечне советского периода нередки были межнациональные браки. Межнациональная Чечня советского периода, в которой кроме чеченцев мирно сосуществовали ингуши, русские, армяне, грузины, украинцы, евреи, беларусы, была образцом подлинной толерантности и взаимного уважения представителей народов самого разного происхождения и конфессиональной принадлежности. Сцены из войны конца прошлого века, в которой жители Грозного - чеченцы спасали русских старушек - жительниц Грозного - от пуль и снарядов русских же орудий, ясное тому свидетельство.
Просьба или точнее пожелание в этой теме выкладывать позитивные,взвешенные факты,документы,мнения. Мест для словарного,виртуального мордобоя здесь предостаточно(все без исключения).