Интересно узнать, как обстоят дела с реэкспортом подержанных автомобилей в Казахстан, после 1 и.ля - даты подписания таможенного союза между Казахстаном и Россией ?
Грузия: широкая дорога экспорту подержанных джипов
7 сентября 2011 | (источник: inosmi) (США) |
Забудьте о ферросплавах и металлоломе. Ныне подержанные автомобили стали главным предметом экспорта Грузии, приносящим государственной казне десятки миллионов долларов. Впрочем, одновременно с этим встают щекотливые вопросы о способности страны самой производить товары.
Грузинские агенты по продаже подержанных машин приписывают возникший ныне бум в значительной мере энергичным усилиям автомобильных дилеров из Казахстана, которые спешат пополнить свои запасы в преддверии 1 июля, когда в этой центрально-азиатской стране, заключившей с Россией и Белоруссией торговый союз, вступит в силу указ о повышении таможенной пошлины на импортные автомобили.
По данным грузинского правительства, за первые пять месяцев 2011 года Грузия экспортировала подержанных автомобилей на сумму 197 миллионов долларов; особенно резкий скачок произошел в мае: объем продаж только за этот месяц составил 56,7 миллионов долларов.
Представитель посольства Казахстана в Тбилиси заявил представителю EurasiaNet.org, что в Казахстан экспортируется слишком много автомобилей из разных стран, чтобы правительство могло отслеживать, сколько их поступает из той или иной страны в тот или иной год.
Но если учесть, что до установления в Казахстане таможенных тарифов на импорт автомобилей, общих с Россией и Белоруссией, остался один день, при том, что это означает примерно десятикратное, в зависимости от объема двигателя, увеличение этих тарифов, грузинский бизнес по продаже подержанных автомашин может очень скоро пойти на убыль.
...
Джиа Бухрикидзе, немолодой торговец подержанными автомобилями, защищается от плохой погоды водонепроницаемой кепкой и не убывающим уже три месяца оптимизмом. С января по апрель Бухрикидзе, по его словам, делал в среднем по пять продаж в месяц. Это принесло ему хорошую отдачу от его затрат на транспортировку автомобилей в Грузию из Соединенных Штатов Америки. Он работает в этом бизнесе уже больше десяти лет, но «никогда еще продажа не шла так хорошо», говорит он.
Впрочем, от продаж выигрывает вся Грузия, в общенациональном масштабе. Нынешний бум рынка реэкспорта машин немало способствует уменьшению колоссальной пропасти между грузинскими аппетитами к импорту и анемичным промышленным сектором страны.
Торговый дефицит, составивший за первые пять месяцев 2011 года 1,6 миллиарда долларов, по сравнению с 1,2 миллиардов долларов за соответствующий период 2010 года, в ситуации снижения иностранных инвестиций и крайне незначительными иными формами получения прибыли ставит страну в трудное положение. Если реэкспорт автомобилей и не может покрыть этот дефицит, он все же способствует созданию впечатления роста грузинского экспорта.
За первые пять месяцев 2011 года грузинский экспорт увеличился на 41% по сравнению с тем же периодом 2010 года и составил, по официальным данным, за этот период 857 миллионов долларов.
Однако экономист Давит Нармания (Davit Narmania), исполнительный директор Кавказского Института экономических и социальных исследований, по-прежнему считает, что реэкспорт автомобилей приносит стране лишь весьма ограниченную экономическую выгоду, поскольку автомобили производятся не в Грузии.
«С чисто экономической точки зрения это не экспорт, поскольку Грузия не является страной изготовления всех этих автомобилей», - говорит Нармания. Прибыль, которая поступает в Грузию, когда зарубежные покупатели приобретают подержанные автомобили, «возвращается обратно в Европу», когда грузинские дилеры импортируют следующую партию подержанных автомобилей, продолжает он.
«Здесь оседает очень незначительная часть прибыли [дилеров] или компаний, которую они получают от продажи таких машин», - говорит Нармания.
Но Вахтанг Лежава, главный консультант премьер-министра страны Ники Гилаури называет этот бизнес «сливками» грузинского экспорта.
«Это дополнительная прибыль, когда вы отправляетесь в магазин и что-то покупаете, а что-то получаете бесплатно, - говорит Лежава. – Конечно, может, тут не нужно много работать и при этом не возникают новые рабочие места, но это деньги… это сливки».
Однако вызывает сомнение, как долго может продержаться в Грузии нынешний бум на подержанные машины. Автодилер Бухрикидже подчеркнул, что почти все нынешние покупатели – жители Казахстана; такой узкий спрос поднимает вопросы о перспективах после того, как 1 июля в Казахстане вступят в силу таможенные нормы торгового союза с Россией и Белоруссией на ввоз подержанных автомобилей.
«Я завишу от казахов …и это продлится до конца мая, - заявил он. – Я не помню, чтобы за последнее время продал хоть одну машину грузину, армянину или азербайджанцу».
Особенно понравилось это :«Это дополнительная прибыль, когда вы отправляетесь в магазин и что-то покупаете, а что-то получаете бесплатно, - говорит Лежава. – Конечно, может, тут не нужно много работать и при этом не возникают новые рабочие места, но это деньги… это сливки».
Т.е. торговлю чужим автохламом главный экономист считает "сливками экспорта".
А впрочем чему удивляться? Эта команда давно наловчилась любой казус превращать в победную реляцию.