Мораль, история и человек
Добавлено: 11 янв 2010, 06:28
Недавно мне напомнили один интересный вопрос - хотя и не новый, часто обсуждаемый, но тем не менее - можно ли и нужно ли судить об истории с точки зрения морали. Или мы заведомо обречены на неудачу в этом, ввиду различия в мировозрении с людьми прошлого.
Можем ли мы вообще сказать про историческое событие 400-сот летней давности - "это было аморально " ?
Или это будет звучать искусственно и неуместно?
Вообще частенько слышал "ну нельзя подходить с нашими мерками" . Однако была ли история наполнена лишь эдакими варварами изощрявшимися в том, что бы оставить о себе самое неприятное впечатление для тех, кто желает поговорить о морали? :)
Вот к примеру, недавно прочел "Государь" -Макиавелли. т.е. 5 столетий назад сочинено . Ну если так подумать, не читая, и прикинуть что же там написано - с позиции " у нас(нынешних и древних) разная мораль " - то наверное стоит ожидать очень ужасного... чего-то непонятного и чуждого нам. наверное стоит ожидать тогда, что нам будут непонятны даже мотивы автора (различия в морали вещь сильная ведь)...
тут можно ознакомиться - http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt
а я приведу несколько отрывков (+ его афоризмы )
Кстати этот труд считался достаточно циничным тогда "во времена "чуждой" морали"
ну а к чему все эти цитаты .... вы видите какое-то глубокое расхождение именно в морали. Т.е. в сознании людей, в их мировосприятии...
Да поменялись условия жизни, тех.прогресс, поменялись местами враги и т.д. - но это второстепенно в данном случае.
нужно тут постараться не зацикливаться на том, что макиавелли естественно не лево-либерал, и живет во времена других идеологий, других форм правления, во времена когда в Европе воевали часто и подолгу ... надо взглянуть на само естество человека - где собственно эта глубокая пропасть между моралью нашей и их ? Почему же нельзя с нашей меркой подходить?
ваши мнения ?
Можем ли мы вообще сказать про историческое событие 400-сот летней давности - "это было аморально " ?
Или это будет звучать искусственно и неуместно?
Вообще частенько слышал "ну нельзя подходить с нашими мерками" . Однако была ли история наполнена лишь эдакими варварами изощрявшимися в том, что бы оставить о себе самое неприятное впечатление для тех, кто желает поговорить о морали? :)
Вот к примеру, недавно прочел "Государь" -Макиавелли. т.е. 5 столетий назад сочинено . Ну если так подумать, не читая, и прикинуть что же там написано - с позиции " у нас(нынешних и древних) разная мораль " - то наверное стоит ожидать очень ужасного... чего-то непонятного и чуждого нам. наверное стоит ожидать тогда, что нам будут непонятны даже мотивы автора (различия в морали вещь сильная ведь)...
тут можно ознакомиться - http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt
а я приведу несколько отрывков (+ его афоризмы )
Кстати этот труд считался достаточно циничным тогда "во времена "чуждой" морали"
цитаты побольше буду прятать в "офф-топ", что бы не было слишком громоздкимИбо у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости
притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не
обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно
пользуется благорасположением граждан
Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами.
Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать.
Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно - требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.
Человек, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен.
Об уме
правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если
это люди преданные н способные, то можно всегда быть уверенным в его
мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность.
остальное попозже.. или лучше возьму для примера кого-то еще..Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные
предприятия и необычайные поступки.
ну а к чему все эти цитаты .... вы видите какое-то глубокое расхождение именно в морали. Т.е. в сознании людей, в их мировосприятии...
Да поменялись условия жизни, тех.прогресс, поменялись местами враги и т.д. - но это второстепенно в данном случае.
нужно тут постараться не зацикливаться на том, что макиавелли естественно не лево-либерал, и живет во времена других идеологий, других форм правления, во времена когда в Европе воевали часто и подолгу ... надо взглянуть на само естество человека - где собственно эта глубокая пропасть между моралью нашей и их ? Почему же нельзя с нашей меркой подходить?

ваши мнения ?