Экономика Грузии

Старые темы
Закрыто
Аватара пользователя

Имеретинец

Джентльмен
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 28 фев 2010, 05:20
Награды: 1
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза
Пол:
Georgia

Re: Экономика Грузии

Сообщение Имеретинец »

politruk писал(а):
Bergmann писал(а): :cry_ing:
  По словам министра финансов Грузии Кахи Баиндурашвили, принятый бюджет можно назвать, как социально ориентированный. Почти 26% бюджетных средств будут потрачены на выплаты именно в социальной сфере.  
ловите инфляцию в сопоставимых двузначных параметрах....
Откуда такой гениальный вывод? :sh_ok:
Аватара пользователя

politruk

Аватар
Сообщения: 3108
Зарегистрирован: 18 окт 2010, 19:07
Награды: 1
1
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 799 раз
Поблагодарили: 198 раз
Пол:
Russia
Контактная информация:
Забанен: Бессрочно

Re: Экономика Грузии

Сообщение politruk »

Имеретинец писал(а):
politruk писал(а):
ловите инфляцию в сопоставимых двузначных параметрах....
Откуда такой гениальный вывод? :sh_ok:
ну, судя по реплике у вас есть гениальные возражения?

а вы вообще следите за процессами, которые происходят на мировых финансовых рынках, какие есть ожидания, как меняются индексы цен в Грузии и т.п.?

ПыСы
в ноябре уже выше 10%...
http://bizzone.info/finance/2010/1293125300.php

ну, и тут еще немножко:
http://bizzone.info/articles/1293253169.php
Аватара пользователя

Имеретинец

Джентльмен
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 28 фев 2010, 05:20
Награды: 1
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 2 раза
Пол:
Georgia

Re: Экономика Грузии

Сообщение Имеретинец »

Десять процентов в ноябре - это год к году. Очень важную роль в инфляции в Грузии играют цены на продукты питания, которые сильно возросли из-за засухи. Плюс эфект низкой базы.

Но вот Вы мне объясните как даже 10 процентная инфляции в ноябре доказывает Ваш тезис о том, что "ловите инфляцию в сопоставимых двузначных параметрах....". Не кажется ли Вам, что надо быть более аккуратным в анализе особенно, когда плохо разбираетесь в вопросе?
Аватара пользователя

politruk

Аватар
Сообщения: 3108
Зарегистрирован: 18 окт 2010, 19:07
Награды: 1
1
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 799 раз
Поблагодарили: 198 раз
Пол:
Russia
Контактная информация:
Забанен: Бессрочно

Re: Экономика Грузии

Сообщение politruk »

Имеретинец писал(а):Десять процентов в ноябре - это год к году. Очень важную роль в инфляции в Грузии играют цены на продукты питания, которые сильно возросли из-за засухи. Плюс эфект низкой базы.

Но вот Вы мне объясните как даже 10 процентная инфляции в ноябре доказывает Ваш тезис о том, что "ловите инфляцию в сопоставимых двузначных параметрах....". Не кажется ли Вам, что надо быть более аккуратным в анализе особенно, когда плохо разбираетесь в вопросе?

а под "плохо разбираетесь в вопросе" вы что имеете в виду?... может для начала продемонстрируете как хорошо разбираетесь вы?...

Посмотрите на растущий объем импорта продовольствия в Грузию за последние годы. Сложившийся баланс продовольствия делает зависимым рынок Грузии от мировых тенденций и спекуляций, а не только от засухи, которая, конечно, нанесла серьезный удар по рынку... но, в долгосрочной перспективе зависимость от импорта будет удерживать высокие цены на продовольствие...

Далее, см. рост тарифов (транспорт, коммуналка и т.п.), рост цен на энергоносители...

А "социальная" ориентированность бюджета не спровоцирует рост темпов инфляции?...

и т.д. и т.п.
Аватара пользователя

rabotni4ek

Фоторепортер Джентльмен
Благодетель Футболист
Активист
Модератор
Сообщения: 29167
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 23:25
Награды: 6
Благодарил (а): 9512 раз
Поблагодарили: 6434 раза
Пол:
Ukraine

Re: Экономика Грузии

Сообщение rabotni4ek »

politruk писал(а):а под "плохо разбираетесь в вопросе" вы что имеете в виду?... может для начала продемонстрируете как хорошо разбираетесь вы?...
politruk, смешно :cry_ing:
Имеретинец, я все ждал когда Вы появитесь
Валар дохаэрис
Рыцарь всегда на распутье дорог.
Аватара пользователя

irbis
Сообщения: 1827
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 13:52
Благодарил (а): 174 раза
Поблагодарили: 68 раз
Пол:
Russia

Re: Экономика Грузии

Сообщение irbis »

rabotni4ek писал(а):
politruk писал(а):а под "плохо разбираетесь в вопросе" вы что имеете в виду?... может для начала продемонстрируете как хорошо разбираетесь вы?...
politruk, смешно :cry_ing:
Имеретинец, я все ждал когда Вы появитесь
rabotni4ek,и это все что есть сказать о экономике?Или все же потрудитесь объяснить что смешного? :ni_zia:
«Ребята, будем жить!»
Аватара пользователя

Luka

Игрок Благодетель
Активист Шедеврал
Аццкий сатана
Сообщения: 10889
Зарегистрирован: 09 мар 2010, 22:58
Награды: 5
1
Откуда: Ленинград
Благодарил (а): 534 раза
Поблагодарили: 770 раз
Пол:
Russia
Забанен: Бессрочно

Re: Экономика Грузии

Сообщение Luka »

Мишико оказался плохим танцором.

Саакашвили: Стабильности экономики Грузии помешали протесты оппозиции
По мнению независимых экономических экспертов, идея "сингапуризации Грузии" с ее жесткой законодательной системой, включая многочисленные и зачастую неоправданные штрафные санкции, на данном этапе не соответствует возможностям грузинского общества. Внедрение элементов "сингапуризации" на пространстве уязвимой экономики и массовой безработицы, по убеждению специалистов, чревато дальнейшей трансформацией Грузии в авторитарное государство с признаками эфемерной демократии.
http://www.apsny.ge/2010/pol/1293588705.php

Рад бы в Сингапур, да вечно что-то мешает.
Нас точит семя орды, нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит Небо Славян
И от Чудских берегов до ледяной Колымы.
Все это наша земля! Все это мы!
Аватара пользователя

XXI

Благодетель Активист
Сообщения: 25008
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 03:10
Награды: 3
Откуда: Пермь/СПб
Благодарил (а): 10778 раз
Поблагодарили: 5161 раз
Пол:
Tokelau

Re: Экономика Грузии

Сообщение XXI »

Эх, творческий вы товарищ, надо сказать.
В статье как раз не звучит никаких сомнений Саакашвили в возможности превращения Грузии в «Сингапур целого региона» (с).
К тому же, знаете ли, рост более 6%, что один из самых высоких показателей в мире, назвать танцем плохого танцора, это прикольно.
პატივისცემით, ოცდა მეერთე
Аватара пользователя

Автор темы
Bergmann

Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Сообщения: 57020
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация
Благодарил (а): 3602 раза
Поблагодарили: 8559 раз
Пол:
Russia

Re: Экономика Грузии

Сообщение Bergmann »

Forbes: "Почему у Тбилиси получились реформы"

Изображение

ТБИЛИСИ, 27 дек - Новости-Грузия. "Почему у Грузии получилось?" - так называется книга экономиста Ларисы Бураковой о реформах, которые вывели Грузию из постсоветского тупика. Forbes публикует журнальный вариант одной из глав книги.

Лариса Буракова, Forbes - Как Бендукидзе форсировал приватизацию в Грузии, поборол коррупцию и пополнил казну.

...Продается все, кроме совести. С такими словами бизнесмен Каха Бендукидзе спустился 
1 июня 2004 года с трапа самолета в тбилисском аэропорту. Незадолго до этого президент Грузии Михаил Саакашвили убедил владельца "Объединенных машиностроительных заводов" вернуться из Москвы на родину - делать экономические реформы.

В понимании Бендукидзе это значило среди прочего - форсировать приватизацию.

У Шеварднадзе не вышло

Переход государственной собственности в частные руки начался в Грузии, как и в других постсоветских странах, в первой половине 1990-х годов. К 1998 году были приватизированы практически все малые и средние предприятия. Как и в других странах бывшего СССР, приватизация 1990-х в Грузии почти не принесла казне доходов. Крупные предприятия, считавшиеся "стратегическими", оставались в собственности государства.

Эдуард Шеварднадзе, правивший Грузией с 1992-го по 2003 год, по его собственным словам, "старался быть очень осторожным при продаже объектов". После свержения в ноябре 2003 года он даже высказался в том духе, что переборщил с приватизацией - с продажей некоторых предприятий следовало повременить.

В последний год правления Шеварднадзе в Грузии приватизация практически остановилась. В 2003 году Китай выкупил за $1 млн здание под свое посольство, да незадолго до "революции роз" 51% акций Зестафонского завода ферросплавов был продан за $7,5 млн - вот и все "крупные" сделки. Обе были осуществлены в режиме прямой продажи. Правительство имело право договориться обо всех деталях с выбранным покупателем, а президенту оставалось только одобрить договор о продаже.

Формально самым распространенным способом приватизации в дореволюционной Грузии был аукцион. Однако до настоящей конкуренции между покупателями дело никогда не доходило. Достаточно сказать, что объявления о продаже того или иного объекта печатались только в газете "Собственник", выходившей тиражом 300 экземпляров. Если кто-то всерьез претендовал на конкретную покупку, он просто выкупал весь тираж, и о предстоящем аукционе никто ничего не знал.

Через год после прихода к власти, в конце 2004 года, Саакашвили заявил: "При Шеварднадзе было продано до 90% государственной собственности, но из этого страна практически ничего не получила".

Убедить министров

Идея приватизации была порядком дискредитирована, но Бендукидзе это не остановило. В обоснование своей позиции он приводил три резона. Во-первых, трансформация собственности из государственной в частную ведет к общему повышению эффективности экономики. Во-вторых, приватизация ведет к снижению коррупции, которая, по словам Бендукидзе, "возникает там, где деньги соприкасаются с государством". И наконец, продажа госсобственности - если проводить ее правильно - это хорошая прибавка к государственному бюджету.

Помимо негативного отношения к самой идее приватизации новому министру предстояло преодолеть еще одно предубеждение, разделяемое многими его коллегами в правительстве. "Есть два способа приватизации. Первый - это "конкурс красоты", когда приходит покупатель и начинает обещать то, се, "мамой клянусь", - рассказывает Бендукидзе. - И второй - это прозрачный аукцион с низкой начальной ценой. Предложил больше остальных, купи и делай что хочешь". Бендукидзе как либералу импонировал, разумеется, второй подход. Проблема была в том, что в Грузии он был абсолютно не популярен.

"Коллеги говорили: а если покупатель закроет предприятие, если ничего не сделает? - вспоминает Бендукидзе. - Я отвечал, что тот, кто заплатит большие деньги, костьми ляжет, чтобы это предприятие работало. Но это никого не заинтересовало".

Так выяснилось, что нужна какая-то большая идея, а не просто красивые абстракции вроде борьбы с коррупцией и структурных реформ. Тогда Бендукидзе предложил премьер-министру Зурабу Жвании собрать ключевых министров на специальное совещание…

Бендукидзе вышел к доске, на которой были перечислены предприятия, остающиеся в госсобственности, и предложил собравшимся подумать, за сколько это можно продать. Премьер, генеральный прокурор, министр обороны, министры финансов и внутренних дел увлеченно включились в игру и стали называть различные суммы, а Бендукидзе записывал на доске среднее значение по каждому объекту. Просуммировал - вышло чуть больше $700 млн.

В 2004 году бюджет Грузии был около $400 млн. Неудивительно, что у всех загорелись глаза. "Как 700 миллионов? Да с такими деньгами столько всего можно сделать!"

Так Бендукидзе переломил отношение к приватизации. Уже 15 июля 2004 года Министерство экономики опубликовало список из 372 объектов, подлежащих продаже в 2004–2006 годах. Всего приватизации подлежало около 1800 мелких, средних и крупных предприятий.

Только аукцион

Теперь требовалось доказать, что новая приватизационная политика - это не просто декларация. Для этого нужно было найти человека, который наладит продажу госактивов, и провести первую успешную сделку.

Бендукидзе спросил у руководителя президентской администрации Ираклия Чубинишвили, нет ли у него на примете хорошего продавца, который не станет заниматься закулисными сделками с потенциальными покупателями. Чубинишвили свел его с Шалвой Кочладзе. "Пришел очень приличный парень, врач по образованию, - вспоминает Бендукидзе. - Понравился, я его оформил своим советником".

Врачом Кочладзе не работал и дня, выручало второе образование в сфере бизнеса, полученное в Австрии. До "революции роз" он занимал должности регионального директора по Закавказью нескольких крупных корпораций. Продажи - это действительно его конек.

Одним из самых подготовленных к продаже объектов была гостиница "Интурист" в Батуми. В свое время это был отель для номенклатуры. Автор проекта - известный советский архитектор Алексей Щусев. Полгектара земли в центре города у Черного моря. Гостиницу выставили на аукцион. Стартовая цена - $3 млн.

Вскоре после этого Кочладзе позвонил старый знакомый - самый богатый человек в Грузии Бадри Патаркацишвили и предложил продать гостиницу ему по цене почти в 40 раз ниже стартовой. Кочладзе вежливо, но твердо отклонил это предложение. Недели через две Патаркацишвили перезвонил и повысил ставку до 500 000 лари ($278 000). "Я снова отказал и продолжил поиски потенциальных участников аукциона", - вспоминает Кочладзе.

Чтобы показать товар лицом, в Батуми устроили презентацию для представителей международных финансовых организаций и коммерческих банков. Кочладзе обвязал гостиницу большой красной лентой с бантом, как на подарке, и надписью "SALE". Перед началом пресс-конференции премьер Жвания предложил Бендукидзе выпить кофе.

"Заходим мы в номер, стол накрыт, кофе, пирожные, а там нас уже ждут председатель правительства Аджарии, министр экономики и финансов Аджарии, Бадри Патаркацишвили и еще несколько бизнесменов, - рассказывает Бендукидзе. - Премьер спрашивает меня: "За сколько примерно будете продавать?" Я ему отвечаю: "В принципе она пять миллионов долларов стоит, но продастся за три".

Председателя правительства Аджарии такой ответ страшно удивил: "Как, мы за деньги ее будем продавать? А как же обязательства инвестировать?" "Если ее за три миллиона кто-то купит (а она за год не то что десяти, даже двух процентов этой суммы принести не может), то владелец, конечно, будет в нее инвестировать или продаст ее", - ответил Бендукидзе.

Тут в разговор вмешался Патаркацишвили. "Зураб, я думаю, это катастрофа, - сказал он премьеру. - То, что мы сейчас услышали, означает, что вы хотите забрать деньги у бизнесменов. Вместо того чтобы способствовать новому строительству, способствовать развитию, вы хотите убить бизнес, забрать у него деньги!" После такого вступления Патаркацишвили, возглавлявший грузинский союз предпринимателей, предложил другой вариант: поручить приватизацию "Интуриста" грузинским бизнесменам, они договорятся, "кому правильно это передать". "Но, конечно, ни о каких трех миллионах речи не может быть - 300 000 лари максимум", - сказал Патаркацишвили.

Жвания поинтересовался мнением Бендукидзе. "Можете делать все что угодно, но только без меня, - ответил тот. - Мы будем продавать на аукционе".

Увидев решительный настрой министра, через неделю Патаркацишвили поднял ставку до $1,5 млн и взял на себя инвестиционные обязательства еще на $2,5 млн. Жвания забеспокоился и предложил Бендукидзе согласиться, не то велик риск опозориться. Тот снова отказался. "Бадри сделал все, чтобы наша затея провалилась, - говорит Бендукидзе. - Он всем грузинским бизнесменам сказал: не надо устраивать ажиотаж, пусть все это рухнет, а потом мы договоримся с правительством и все поделим по-братски".

Выручил Кочладзе. Он нашел в Сибири грузинского бизнесмена, выросшего, как оказалось, в доме рядом с гостиницей, которая в 1960–1970-е годы была в расцвете. Для такого купить батумский "Интурист" - это все равно что для москвича купить Кремль или собор Василия Блаженного. "Дело не в размере или полезности, а в самом факте (обладания)", - рассказывает Бендукидзе.

Для участия в аукционе необходимо было внести залог. Заключать сделку от своего имени покупатель отправил в Тбилиси брата, живущего в Батуми. В последний момент Бендукидзе сообщили, что возникла проблема: утром инвесторы выехали из Батуми с деньгами для залога, но, отъехав на значительное расстояние, развернулись и вернулись домой.

Бендукидзе прервал совещание и позвонил в Сибирь выяснить, что стряслось. "Знаете, я так не хочу играть! - услышал он в ответ. - Я понял, что это подставной аукцион. До меня и раньше доходили слухи, что все уже купил Бадри и аукцион для отвода глаз устраивается. А сегодня мне просто позвонили и сказали, что уже все на него оформлено, так что я брату позвонил, чтобы он вернулся назад".

Пришлось Бендукидзе снова все объяснять с самого начала: мол, эти слухи распускает Бадри, чтобы отсечь покупателей и чтобы аукцион провалился. "Хорошо, - говорит покупатель. - Вы меня убедили. Но поскольку я решил, что аукцион липовый, то деньгами не занимался. Сейчас у него только миллион с чем-то, а остальных денег нет". В ответ Бендукидзе предложил свести бизнесмена с московскими банкирами, которые смогут помочь, сумма ведь не такая большая.

Все получилось. Гостиницу продали за $3,02 млн. "Когда в Батуми узнали, что покупатель "Интуриста" - их земляк, что там началось! - смеется Бендукидзе. - Когда этот бизнесмен прилетел, к нему на улице подходили незнакомцы, обнимали, говорили, как все в городе рады, что вот наш человек, так держать! Президент его принимал, говорил, что вот такие люди нам нужны, пусть все возвращаются в Грузию".

Аукцион прошел в сентябре 2004 года. Между возвращением Бендукидзе и переломным моментом прошло меньше трех месяцев.

Никаких льгот для местных

Грузия взяла курс на максимальное открытие экономики. Большинство крупнейших госкомпаний было выставлено на продажу без каких-либо ограничений для покупателей.

Как гласил заголовок газеты "Вечерний Тбилиси" в августе 2004 года, "в приватизации государственного имущества может принять участие каждый, были б деньги…" Никаких льгот для "национального капитала" не было. Единственное преимущество, которым могли пользоваться местные бизнесмены, - отсутствие языкового барьера и возможность первыми узнать о приватизации того или иного объекта из газетных публикаций.

Бендукидзе сразу объявил: для правительства неважно, кто будет покупать государственные предприятия - грузинские, российские, американские или другие инвесторы. Главное - получить от приватизации как можно больше денег.

Основными покупателями мелких объектов стали местные компании, крупных - иностранные.

Например, американская Basel Group в конце 2004 года приобрела за $15 млн Крцанисскую правительственную резиденцию - основную рабочую резиденцию Шеварднадзе близ Тбилиси. За год до этого, 23 ноября 2003 года, именно здесь он принимал лидеров "революции роз" - Саакашвили, Жванию и Бурджанадзе, которые убедили его уйти в отставку.

"Реально резиденция тогда стоила $9 млн, - рассказывает Кочладзе. - Но продажи есть продажи. Сначала я запросил $20 млн, в итоге сошлись на $15".

Некоторое время спустя дошло и до распродажи более серьезных объектов. В мае 2006 года крупнейший в стране оператор фиксированной связи, АО "Объединенная телекоммуникационная компания", был продан за $90 млн дочерней компании казахстанского банка TuranAlem. Тогда же казахстанский "Казтрансгаз" приобрел за $12,5 млн активы тбилисской газораспределительной компании "Тбилгази" (сама компания находилась в состоянии банкротства).

"Агрессивная" приватизация и значительный приток иностранного капитала многих смущали. Владимир Папава, возглавлявший Министерство экономики в 1994–2000 годы, говорит, что приватизация, стартовавшая осенью 2004 года, проходила с нарушением законодательства. Именно таким путем в Грузию вошли российский, казахский и арабский капиталы. В некоторых случаях, как при продаже "Тбилгаза", владельцем грузинской госсобственности просто становилось другое государство ("Казтрансгаз" контролируется государством). Какая же это приватизация, задается вопросом экс-министр.

"Да кто бы купил предприятие за большие деньги, если бы было нарушение законодательства!" - возражает критикам Бендукидзе.

Самой болезненной темой оказалась приватизация систем водоснабжения. "Противники говорили: "Представляете, они даже воду продали! - вспоминает Екатерина Шарашидзе, в ноябре 2006 года возглавившая администрацию президента Грузии. - Мне абсолютно непонятно, почему телекоммуникационную компанию можно приватизировать, а воду - нет. Это же муниципальные услуги!" В октябре 2007 года швейцарская Multiplex Solutions стала победителем конкурса по приватизации тбилисского водоканала и еще нескольких объектов. Новый владелец заплатил $85,7 млн, взяв на себя обязательство инвестировать в их реабилитацию и дальнейшее развитие еще $350 млн.

"Если называть какие-то предприятия стратегическими объектами, то сразу возникает желание установить над ними контроль, - объясняет Вато Лежава, в августе 2004 года ставший заместителем Бендукидзе в Министерстве экономического развития. - Но если не выстраивать в стране модель тотальной войны, то смысла это не имеет".

Ситуация с приватизацией крупных предприятий изменилась в Грузии, по шкале Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), с 3,3 балла в 2003 году до 4,0 в 2007-м. Может показаться, что прогресс невелик, но только семь стран с переходной экономикой из 29 имеют такое значение индекса (для сравнения: показатель России за тот же период снизился с 3,3 до 3,0). Значение индекса, равное 4, означает, что более 50% государственных предприятий и сельскохозяйственных активов перешли в частную собственность и достигнут значительный прогресс в корпоративном управлении этими предприятиями.

Страхи вокруг железной дороги

История приватизации в Грузии еще не закончена. Полным ходом идет подготовка к продаже Почты Грузии. Даже в ее столичных отделениях за последние 30 лет мало что изменилось, разве что все пришло в еще большую негодность.

До сих пор не решен вопрос о приватизации Грузинских железных дорог. Сначала британская компания Parkfield Investment предложила правительству передать их в управление на 99 лет, пообещав инвестировать не менее $1 млрд в течение 10 лет. Но переговоры были прерваны. В ноябре 2007 года Министерство экономического развития объявило конкурс заявок: претенденты должны были назвать сумму, которую они готовы заплатить, а также предоставить план развития компании с указанием объема инвестиций и сроков их осуществления. Желание приобрести 100-процентную долю железной дороги изъявили пять компаний из Казахстана, Швейцарии, США и России, но министерство воспользовалось своим правом и приостановило процедуру приватизации.

Вокруг приватизации именно этого объекта до сих пор роятся опасения и страхи. Шарашидзе, возглавлявшая Министерство экономики в феврале - декабре 2008 года, эти опасения разделяет: "Нам очень трудно приватизировать железную дорогу, потому что там сосредоточены стратегические интересы наших соседей. Мы с удовольствием проведем IPO, приватизируем небольшую часть, 15–25%, даже до 45%. Но проблема в том, что как только мы что-то приватизируем - Россия купит, а если Россия купит, что она с ней будет делать, Бог знает. То же, например, если Азербайджан купит. Может, заблокирует перевозку из Казахстана? Если Казахстан купит, наоборот, может заблокировать из Азербайджана. Поэтому мы пока на этом застреваем".

Однако жизнь показывает, что в не менее стратегически важной, на мой взгляд, сфере энергетики приватизация привела к качественному улучшению ситуации. Причем российский собственник электрораспределительной компании в грузинской столице (государственная компания "Интер РАО ЕЭС") не пренебрег своими обязательствами даже во время российско-грузинской войны в августе 2008 года.

"Чем прозрачнее приватизация, тем больше шансов, что объекты купят не российские компании", - парирует доводы критиков Бендукидзе.

Что получилось

Удалось ли Грузии решить три главные задачи, о которых, выступая в поддержку нового раунда масштабной приватизации, говорил Бендукидзе? Речь шла о формировании эффективного собственника, снижении коррупционного потенциала, пополнении казны.

Что касается взяток… При советской власти коррупция в Грузии считалась абсолютно естественной, неотъемлемой формой существования государства. Она пронизывала все слои власти, сопровождала любое соприкосновение гражданина с чиновником. За последние шесть лет ни одна страна в мире не очищалась от коррупции столь быстрыми темпами, как Грузия. Занимая в 2003 году 10-е место с конца в рейтинге восприятия коррупции Transparency International, к 2009 году она поднялась на 66-е место из 180. За тот же период Россия проделала обратный путь: в 2003 году она была на 38 позиций выше Грузии, а к 2009-му отстает от нее на 80 позиций, занимая 146-е место в мире.

Бюджетные доходы тоже серьезно возросли. Если в 2001–2003 годах приватизация приносила не более 1% доходов консолидированного бюджета, то в 2005–2007 годах ее вклад в казну вырос до 10,7–12,9%. Когда в конце 2004 года Саакашвили заявил о том, что государство планирует в 2005 году получить от приватизации $200 млн, многим этот план показался фантастикой (сопоставимую сумму, $192 млн, бюджет получил за девять лет - с 1996-го по 2004 годы). В 2005 году доходы от приватизации достигли $231,4 млн и продолжали расти.

А что с эффективным собственником? Среднегодовые темпы экономического роста в 2004–2007 годах составляли 9,3% - такие величины принято называть экономическим чудом. Дело тут, конечно, не только в приватизации - Грузия среди прочего решительно упростила правила ведения бизнеса и либерализовала внешнюю торговлю, но роль успешного разгосударствления собственности сложно преувеличить.


http://newsgeorgia.ru/actual/20101227/213662080.html
:C:
Аватара пользователя

Автор темы
Bergmann

Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Сообщения: 57020
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация
Благодарил (а): 3602 раза
Поблагодарили: 8559 раз
Пол:
Russia

Re: Экономика Грузии

Сообщение Bergmann »

Итоги года в Грузии: здание грузинской экономики

Изображение

ТБИЛИСИ, 27 дек - Новости-Грузия. Подводить политические итоги года за несколько дней до его окончания было бы слишком рискованно, Бог его знает, что еще может случиться, а вот экономические – в самый раз. Все, что можно было принять, уже принято, все, что можно было построить, построено или строится.

Гела ВАСАДЗЕ:

Предыдущий, 2009 год, был одним из тяжелейших годов в экономической истории новейшего времени. И Грузия не была исключением: тень кризиса, уныло стоящие скелеты недостроенных домов, остановленные проекты, просроченные кредиты и горящий далеко за полночь свет в окнах офисов, где менеджмент почти истерически пытался найти выход из положения.

В 2010 год Грузия вступила с надеждой и опасениями. С надеждой но то, что хуже быть не должно, и опасениями, что вполне может. Ведь финансовая пропасть - самая глубокая пропасть в мире, в нее можно падать бесконечно. И падали бы, наверняка, падали бы, если бы не одно обстоятельство. Случись подобный кризис лет десять назад, в Грузии наверняка его бы и не заметили. Мы и так находились в состоянии кризиса с 1992 года. Совсем другое дело сегодня, когда, после только начавшегося экономического бума, полет был столь резко прерван.

В сущности, он был прерван не всемирным кризисом и даже не войной. Кризис в экономике Грузии начался с ноября 2007 года, когда попытка дестабилизировать ситуацию в стране заморозила бизнес-активность. Потом были выборы, еще одни выборы, отказ банков выдавать кредиты и, наконец, война, как квинтэссенция маразма. Весенние волнения 2009 года отсрочили выход страны из состояния нокаута. Но именно то, как власти сумели справиться с этим вызовом, и обеспечило фундамент для возрождения экономической активности.

События весны 2009 года показали, что власти способны адекватно отвечать как на внутренние, так и на внешние вызовы, не вызывая при этом негативной реакции наиболее впечатлительной части цивилизованного мира. И, второе, что, пожалуй, важнее, эти события показали, что никакого серьезного перераспределения собственности в Грузии в ближайшее время не предвидится. Кроме всего прочего, угроза новой российской агрессии, весьма вероятная в 2009 году, постепенно сошла на нет.

Можно ли было ожидать в таких условиях серьезного роста инвестиционной активности в Грузии в 2010 году? Конечно, нет, и тому есть объективные причины. Главная причина в том, что, несмотря на то, что мир выходил из рецессии, дефицит инвестиционных ресурсов все еще ощущался.

В этих условиях власти могли сделать только одно: попытаться улучшить инвестиционный климат в стране и создать необходимую физическую инфраструктуру. Благо, ресурсы для этого были - послевоенная помощь, плюс готовность международных финансовых организаций предоставлять Грузии кредиты, что дало правительству достаточно широкие возможности. Про готовность предоставлять кредиты следует сказать отдельно. Речь не идет о том, что международным финансовым организациям нравятся власти или природные красоты Грузии. Главная причина – Грузия зарекомендовала себя хорошим плательщиком, сокращая размер внешнего долга в период экономического подъема, с 2004 по 2007 годы. На этом фоне страна выгодно отличалась от многих других, и именно это обстоятельство определило готовность к сотрудничеству со стороны международных финансовых организаций.

Начнем с попыток улучшить инвестиционный климат. С этой целью был принят новый Налоговый кодекс. Еще совсем недавно принятие нового Налогового кодекса едва бы заинтересовало и десятую часть населения. Сегодня можно без преувеличения сказать, что новый Налоговый кодекс интересует всех. Этому есть весьма простое объяснение – население Грузии начало платить налоги. Достигнуто это было путем жесточайшего и даже репрессивного администрирования, но, видимо, эта та плата, которую пришлось заплатить населению за пропуск в цивилизованный мир. Несмотря на формальное сокращение налогового бремени, реально бизнесу в Грузии сегодня приходится платить больше, нежели во времена Эдуарда Шеварднадзе. Ведь в то время налогов никто не платил, а банальная взятка чиновнику заменяла собой все бюрократические формальности.

Сегодня бюрократических формальностей почти нет, но бизнесу приходится платить все, что установлено законом, до последнего тетри. Не доплатить - себе дороже. Необходимо также иметь в порядке всю финансовую и иную документацию, на случай проверки компетентными органами. Конечно, Налоговый кодекс мог быть и гораздо лучше, однако, важно другое. Сегодня мы имеем четко установленные правила игры, остальное - дело наживное. В конечном итоге, в Грузии сложились все предпосылки для выхода на политическую арену силы, добивающейся снижения налогового бремени и увеличения свободы предпринимательства. Уверен, что появление такой силы - вопрос ближайшего времени.

Теперь подробнее об инфраструктурных проектах. Их было много, останавливаться подробно на каждом невозможно, и все-таки не сказать об экономическом эффекте наиболее главных нельзя. Помнится, Роберт Рождественский мечтал о “пятилетке дорог”, не абстрактных, вполне конкретных, прямо говоря, что в державе бездорожье безнравственно. Прошедший год в Грузии стал Годом дорог.

Наконец-то был построен двухсоткилометровый отрезок автомагистрали Тбилиси – Ахалкалаки, связавший сельскохозяйственный регион Джавахети со столицей Грузии. Вопрос не только экономический, без этой дороги ни о какой интеграции региона в социально-экономическую жизнь страны не могло быть и речи.

Не менее важна автодорога, связавшая административный центр Самегрело с горной Сванетией, где совсем недавно открылся современный горнолыжный курорт. Кстати, эксперты британской компании НОК, работавшие над планом создания подобного курорта в высокогорной Аджарии, были в восторге от трасс в Сванетии, прямо сказав, что аналогов им в мире очень немного.

Новая дорога связала Тбилиси с Телави. Винные туры становятся традиционными для Грузии, что абсолютно естественно.

И, конечно, продолжается строительство главного инфраструктурного проекта Грузии – автобана Тбилиси – Батуми, он уже подошел к границе Восточной Грузии, так что через пару лет доехать из Тбилиси в Батуми за пару часов будет вполне реально. По крайней мере, строительство дороги с западной стороны также начато.

Отдельная тема: спасение девелоперского сектора в Грузии. Именно этот сектор был локомотивом экономического подъема в докризисные годы, и именно на него оказал наибольшее негативное воздействие кризис. В 2009 году тысячи и тысячи людей, купивших квартиры в Грузии, отчаялись, понимая, что свои деньги они, скорее всего, потеряли и вряд ли в ближайшее время дождутся ввода в строй купленных площадей. Ситуация реально грозила социальным взрывом, и в этих условиях местные власти в Тбилиси и Батуми пошли на меры поддержки строительного сектора страны.

Про программу “Новое лицо старого Тбилиси” написано много, и нет смысла на ней останавливаться подробно. Что касается батумской схемы, то она была еще проще тбилисской. Между девелопером, банком и муниципалитетом заключался трехсторонний договор гарантии по кредиту, выданному банком. Сумма гарантии сокращалась пропорционально погашению кредита девелопером, то есть пропорционально сумме проданных квартир. В случае, если кредит не покрывался, муниципалитет получал в собственность нереализованные квартиры по их себестоимости. К слову сказать, из звершенных проектов, таких случаев не было.

Долгое время таможня была самым болезненным вопросом. Устаревшая инфраструктура не позволяла эффективно обслуживать клиентов. Предпринимателям приходилось носиться по всему городу, как в Тбилиси, так в Поти и Батуми, от декларантов к таможенникам и обратно. Открытие новых современных таможенных терминалов позволяет решить эту проблему.

Конечно, в рамках одного материала невозможно описать все проекты, осуществленные в Грузии в первый посткризисный год. И строительство отелей крупнейших мировых сетей, и реабилитация исторических частей Батуми, Кварели, Мцхета и многое другое - это лишь отдельные кирпичики в общем здании грузинской экономики, которое получается весьма привлекательным.

Конечно, проблем больше, чем достижений, это и естественно. Сравнительно низкая оплата труда, высокий уровень безработицы и многое другое - все это идет в пассив. Но, как известно, дорогу осилит идущий, а шаги по этой дороге мы делаем, и это главное.

http://newsgeorgia.ru/actual/20101227/213661772.html
:C:
Закрыто