К 40-летию "Письма 18-ти"

Интересные события из истории
  • Реклама

Аватара пользователя

Автор темы
irakly
Админ
Сообщения: 83189
Зарегистрирован: 17 сен 2009, 12:26
Награды: 5
Откуда: Tbilisi
:
Фоторепортер Джентльмен
Благодетель Футболист
Активист
Благодарил (а): 12196
Поблагодарили: 19952
Пол:
Georgia
Контактная информация:

К 40-летию "Письма 18-ти"

Сообщение irakly » 18 сен 2009, 00:04

Изображение
Гурам Батиашвили (фото Александра Локшина, АЕН)

ТБИЛИСИ, 6 августа 2009 (АЕН) - Сорок лет тому назад, 6 августа 1969 г. 18 глав семей грузинских евреев обратились с письмом в Организацию Объединенных Наций с просьбой помочь им выехать в Израиль. И для осуществления их мечты просили повлиять на советские власти.

Авторы этого письма писали: "Говорят, во всем мире всего двенадцать миллионов евреев. Но ошибается тот, кто считает, что нас двенадцать миллионов. Ибо с теми, кто молится об Израиле, сотни миллионов тех, кто не дожил, кто замучен, кого уже нет. Вместе с нами идут и они, непокоренные и вечно живые, передавшие нам традиции борьбы и веры".

"Письмо 18–ти" нынешний президент Государства Израиль Шимон Перес назвал важным документом в истории сионизма. Это письмо сыграло большую роль в организации кампании международной общественности в поддержку евреев в Советском Союзе, стремившихся выехать на историческую родину.

Оно явно способствовало тому, что уже в 1971 г. из Советского Союза началась массовая репатриация советских евреев. А само это письмо вошло в учебники в израильских школах.

Некоторое время назад был создан совместный грузинско-израильский документальный фильм "Им Ешкахех Иерушалаим…" ("Если забуду тебя, Иерусалим…").

Фильм рассказывает об истории этого письма, кем и как оно было написано, какие неимоверные трудности пришлось вынести его авторам и прежде всего его организатору и вдохновителю Шабтаю Элашвили.

И все же им удалось достигнуть цели: сделать желание евреев Грузии и многих евреев во всем Советском Союзе достоянием мировой общественности.

Корреспондент Агентства еврейских новостей встретился в Тбилиси с автором идеи фильма, его сценаристом, писателем, драматургом и известным деятелем еврейской общины Грузии Гурамом Батиашвили и задал ему ряд вопросов, на которые он любезно согласился ответить.

- Гурам Абрамович, далеко не всем удалось посмотреть Ваш замечательный фильм. Расскажите, пожалуйста, как возник сам замысел создать такой фильм, как много прошло времени от замысла до его воплощения.

- Надо начать с того, кто мы такие вообще – грузинские евреи. Мы живем на этой земле 26 веков. А вот в прошлом году мой друг, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Константин Лернер издал книгу, в которой утверждает, что евреи в Грузии появились не как гонимые Навуходоносором, а по велению эллинистических правителей, что бы развить торговлю и ремесла.

И чем же мы занимались все это время? Молились, трудились, жили очень дружно с местным населением, а они нам не мешали молиться, трудится, одним словом, жить.

Естественно возникает вопрос как это, люди разных вероисповеданий - веками жили дружно. Начнем с того, что евреи, как это и может сейчас показаться, странным сыграли очень важную роль в распространении христианства в Грузии.

И народ грузинский, цари грузинские, об этом помнили. Они на нас смотрели, мне кажется и сейчас смотрят, если не как на персонажей Ветхого завета, то, как на их потомков.

Но основной причиной этой дружной жизни я все же считаю: толерантность грузин и любовь евреев Грузии к своей исторической Родине. Они так любили Иерусалим, так молились за него, что были уверены: завтра, послезавтра они будут там.

Агитаторы лекционного сектора ЦК компартии после Шестидневной войны 1967 г. и грузины, и евреи бегали по городам Грузии, в синагогах собирали евреев и уговаривали не уезжать в Израиль.

А наши мудрые, лукавые евреи не сопротивлялись – молча выслушивали, аплодировали, а на завтра без шума подавали заявления на выезд.

Огромная ядерная держава, связанная "нерушимой дружбой народов", весь правительственный аппарат внушают "не продаваться сионистам". А тем временем в одном из городов какой-то еврей начинает подпольную работу…

Долгие годи я задавался вопросом: что это за человек, который организовал это письмо, не побоялся прийти и проникнуть на прием к голландскому послу, представлявшего тогда интересы Израиля в СССР, и передать ему письмо для отправки самому генсеку ООН У Тану, кто он такой, этот Шабтай Элашвили – что за личность? Ответ был один единственный: это современный Маккавей!

Маттитьяху Хашмонай начал войну с греческой империей, а Шабтай Элашвили – с советской империей, которая вела сражение с сионизмом.

- До того времени, как снять этот фильм, мы вместе с известным кинорежиссером, лауреатом премии им. Шота Руставели Мерабом Кокочашвили создали так же документальный фильм о тбилисских корнях Ариеля Шарона - "Запоздалый кадиш".

- Мы искали и вместе с Шароном нашли могилу его бабушки на ашкеназском кладбище в Тбилиси.

Для меня, как и для Мераба Кокочашвили "Запоздалый кадиш" был подготовкой к фильму "Им Ешкахех"-"Если забуду…"

Не могу конкретно сказать, сколько заняло времени: от идеи до воплощения. Идею создания фильма, романа, пьесы о современных Xашмонаим я вынашивал долго.

И прошло бы еще много времени, если не всесторонняя поддержка Ефраима Гура – человека очень талантливого, члена Кнессета двух созывов . Фактически он и произнес магическое слово "мотор!", после чего я и принялся за работу.

- Какова главная идея фильма?

- Если в двух словах: за Родину надо бороться. Или другими словами. Поставить и ответить на вопрос: чем сила веры, что двигало Шабтаем Элашвили и его сподвижниками? Да, любовь, тяга к исторической родине. А что породило это стремление, эту любовь? Я думаю, что все тут как раз и начинается.

Великолепно сказал об этом Генрих Гейне: "Гонимые евреи с собой в кармане взяли Родину". Этой Родиной и была Тора. Эта вера и породила любовь. Вот таков путь от "карманной Родины" до родной земли.

Этим евреи и отличаются от остального мира. Поэтому этот фильм не только о 18 грузинских евреях, которые своими подписями под письмом в ООН начали атаковать Кремлевскую стену, а о всех евреях, и не имеет значение жили ли они в украинских или белорусских местечках, в Москве, и в Ленинграде, или в Ферганской долине, или в селе Кулаши…

У них разное было образование, воспитание, профессия, знание Торы. Именно через веру они пришли к любви к Родине. Они не были знакомы с идеями сионизма. Ими не двигали социальные мотивы, они были одухотворены верой и любовью.

Они были первыми из тех, которые начали штурмовать, казалось непреступные бастионы советского режима. Они были просто евреями и никакого отношения не имели к политике и к общественной деятельности.

- В фильме об этом рассказывается, тем не менее, для наших читателей объясните, пожалуйста, Гурам Абрамович, почему это письмо подписали 18 человек, а скажем, не десять, не сто, не пятьсот, а именно 18?

- Еще одно доказательство, того, что они были евреями, а не были политиками. По еврейской гематрии 18 равняется слову "Хай". А хай это жизнь. Они боролись за жизнь на своей Родине.

Да, подписантов могло быть тысячи, но ведь все это делалось нелегально, а тайну легче сохранить среди 18 человек. Даже жёны, сыновья не знали какое решение принял глава семьи.

В режиссуре есть понятие: "От обратного". Что произошло бы, если обо всем этом КГБ узнал раньше до того времени как оно дошло до ООН и стало известно всей мировой общественности.

Министру иностранных дел Громыко не пришлось бы с трибуны ООН утверждать, что ни один еврей не желает покинуть Советскую Родину, а Шабтай Элашвили и его друзья оказались бы в тюрьме. И не только они, по всему Союзу начались бы аресты…

Элашвили выбирал тех, кого он хорошо знал, доверял. В основном это были его родственники, близкие. Подписавшись, каждый уходил с работы, а семью содержал "глава сионистов" Шабтай Элашвили. А это требовало больших финансовых затрат.

Кроме этого, он оплачивал лечение гениального переводчика на иврит поэмы Руставели "Витязь в тигровой шкуре" Бориса (Дова) Гапонова.

- В Вашем фильме снимались самые разные люди: сыновья Шабтая Элиашвили - Моше, Рафи и Эли; глава на тот период КГБ республики Эдуард Шеварнадзе; депутат кнессета Эфраим Гур, активисты борьбы за репатриацию Владимир Слепак и его жена Мария, Лазарь Любарский; некоторые из подписантов - Отар Израишвили, Авраам Семиашвили, участники акции протеста на московском телеграфе Давид Крихели, Яков Ялашвили; посол Государства Израиль в Грузии и посол Грузии в Израиле и другие.

Фильм снимался в трех странах: Израиле, Грузии и России: в Иерусалиме, Кутаиси, Тбилиси, Тель-Авиве, Холоне, Москве… В фильм вошли интересные документальные кадры об открытии в Иерусалиме площади имени Шабтая Элашвили, выступлении в ООН Голды Меир, демонстрации солидарности американских евреев…

Кто помогал Вам в работе над фильмом. Может быть, какие-то материалы из интервью или кинохроники по каким-либо причинам не удалось включить в фильм?

- Бюджет фильма был очень скудным, поэтому мы с самого начала определили кого, где, чего снимать. Мы были лишены роскоши снимать все, чтобы нам хотелось бы.

Но один день наших съемок запомнился особенно. Хотя ни один кадр из этого дня съемок не вошел в фильм. Мы приехали в село Кулаши. Шабтай Элашвили и некоторые подписанты были выходцами из Кулаши, а я сам родился в Кулаши. Здесь, в "маленьком Иерусалиме", жило много тысяч евреев. Еврейскую мозаику тут создавали и торговцы (т. е. как тогда их в газетах называли не иначе как "спекулянты"и "иждивенцы"), и талмидим и талмид-хахамим, женихи, картежники, шарманщики, девчонки, с 15 лет искавшие себе пару, вернувшиеся со Второй мировой войны инвалиды, вдовы тех, которые не вернулись.

Отсюда большие торговцы (т. е. "большие спекулянты", по советским определениям) ездили, а по позже, летали в "столицу мира и социализма" – в Москву и привозили модные туфли, платья, костюмы и т. д.

Сюда, в эту деревню "к евреям" приезжали с разных сторон Грузии те, которые любили хорошо одеваться, или же чтобы найти нужное им лекарство.

Помнится, когда мой двоюродный брат собрался в уезжать в Израиль, начальник ОБХСС сказал ему, "не уезжай, Мишико, не оставляйте нас без куска хлеба".

Здесь, в этой деревне воспитывались первый грузинский еврей - член Кнессета Ефраим Гур, а так же несколько миллионеров, которые сейчас украшают свои общины в Москве, в Санкт-Петербурге, в Израиле, и в Нью-Йорке. Здесь, в этой деревне подали первые заявления о репатриации.

А приехали мы почти что в опустевшую деревню, на улицах пусто, некого нет. Идем по улице. Оставленные евреями дома. Вот здесь жили моя бабушка и дедушка, мой тёти, мои двоюродные братья, а вот, и синагога.

Мы приехали снимать синагогу, где молились Шабтай Элашвили и некоторые подписанты (Шабтай здесь начинал свой жизненный путь, позже он переехал в Кутаиси.) Мы здесь нашли сидуры, по которым они молились, с надписями на иврите, грузинском, сняли, запечатлели.

К вечеру все закончили, и, уходя, я приоткрыл одну из дверей комнаты в которую я не заходил прежде . О, Боже! В полумраке в этом большом зале я увидел кладбище! На полу, на полках лежали свитки Тор, на полу валялись оборванные свитки, Сидуры, Тегелим.

Больше 20 лет в этот зал никто не входил. В ушах звучал Реквием. Я попросил вернуться съемочную группу, чтобы запечатлеть эту картину. Однако в контексте фильма мы не нашли место для Кулаши, оно бы выглядело искусственным.

Наверное, когда- нибудь я сделаю маленький фильм – Реквием о покинутых кладбищах, синагогах.

- Я знаю, что только что Вы написали и издали большой исторический роман. Представьте его, пожалуйста, нашим читателям.

- Буквально на днях появился новый номер грузинского журнала "Чвени Мцерлоба" ("Наша Литература"), где помещена дискуссия о моем романе, который называется "Человек из Вавилона" (в грузинском издании "Время молчать, время говорить".

Роман исторический, а я на историческом фоне писал о современности, о судьбе еврея в диаспоре вообще. Главные персонажи романа: крупный еврейский торговец, приближенный к царской семье Занкан Зорававел, Царица Тамар, ее супруг Юрий Боголюбский, Абуласан.

Все они исторические лица, о них повествует летопись "Картлис цховреба" ("Житие Картлии"), они активно участвовали в политико-общественной жизни Грузии конца ХII века.

Роман был издан в Тбилиси, затем в Москве с предисловием Михаила Швыдкого, готовится издания на других языках.

- В заключение достаточно традиционный вопрос: над чем Вы сейчас работаете? Можно ли ждать каких-либо новых Ваших фильмов, книг по столь богатой и древней истории евреев Грузии, насчитывающей двадцать шесть столетий?

- Что касается кино Если Б-г даст, хотелось бы сделать два фильма: о том, как грузины защищали евреев, иногда ценой собственной жизни, и о раввинах – жертвах большевизма.

Завершил пьесу "Действующие лица и исполнители". Это пьеса о великом грузинском режиссере Константине Марджанишвили (Марджанов). Марджанов - большая фигура в истории русского и грузинского театра. Работал он во МХТе с К. Станиславским и Вл. Немировичем-Данченко, у него, в Московском свободном театре начинали Таиров и Алиса Коонен, затем он создал театр, который сейчас носит его имя.

И вот Академический театр им. К. Марджанишвили приступил к репетициям и к концу года, надеюсь, будет премьера. Заканчиваю новую пьесу "Сегодня, как вчера". Это историческая пьеса, о том, как начинались грузинско-русские взаимоотношения. Читателю, зрителю скучно не будет.

А потом с Б-жьей помощью приступаю к прозе – вновь еврейская тематика.

- Большое спасибо, Гурам Абрамович, за Ваш рассказ. От имени наших читателей и себя лично хочу пожелать Вам новых творческих успехов.

- Хотелось бы высказать и Вам благодарность за внимание.

Александр Локшин

http://www.aen.ru/?page=article&categor ... 3kp8gvfpr4
ძალა ერთობაშია!
Putistan delenda est

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Реклама
Аватара пользователя

Симон
Сообщения: 4858
Зарегистрирован: 01 сен 2010, 23:55
Награды: 1
Откуда: Одесса
:
Джентльмен
Благодарил (а): 261
Поблагодарили: 540
Пол:
Ukraine

Re: К 40-летию "Письма 18-ти"

Сообщение Симон » 05 ноя 2011, 15:48

кстати есть на эту тему очень хороший документальный фильм! Они верили, поэтому победили!
"Никогда не воюйте с Грузией, ибо у нас будет бой с Божьей Матерью... это погубит Россию"
Серафим Саровский


Скорбим о жертвах фашистско-российских изуверов в Одессе и на Востоке Украины!

nukri.org отличный портал, посвященный Грузии.

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

агностик
Сообщения: 25142
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 2
Откуда: Bakı
:
Военспец Активист
Благодарил (а): 2240
Поблагодарили: 2713
Пол:
Azerbaijan

К 40-летию "Письма 18-ти"

Сообщение агностик » 15 янв 2017, 11:31

оффтоп
Вложения
К 40-летию Письма 18-ти  - kbgKpS7.jpg
К 40-летию Письма 18-ти - kbgKpS7.jpg (76 КБ) 192 просмотра
К 40-летию Письма 18-ти  - kbgKpS7.jpg
К 40-летию Письма 18-ти - kbgKpS7.jpg (76 КБ) 192 просмотра
Терроризм для Армении – государственная идеология.Мы стали страной, принимающей у себя с распростертыми объятиями террористов. Нам нужны не западные ценности, а западные психиатры.
М. Даниелян
https://www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Вернуться в «История Грузии и других стран»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость