Этно-лингвистическая экспедция к калмакам....

Поездка в Грузию и в другие страны
  • Реклама

Аватара пользователя

Автор темы
zen
Сообщения: 12113
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 08:12
Награды: 3
Откуда: Samsun
:
Джентльмен Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 2174
Поблагодарили: 2618
Пол:
Turkey
Контактная информация:

Этно-лингвистическая экспедция к калмакам....

Сообщение zen » 17 ноя 2013, 13:31

В июле этого года состоялась наша, совместно доктором филологических наук Анкарского Университета Али Ылгыном очередная экспедиция к тюркоговорящим народам Сибири. В этот раз нас интересовали калмаки - очень малочисленный тюркскоязычный народ севера Кемеровской области.

К этому времени Али несколько недель находился в Новосибирске на курсах русского языка. Перед отъездом домой решил приехать в Томск в гости и узнал, что недалеко живут калмаки.

Естественно он не мог упустить такую возможность и уговорил меня принять участие. Собственно меня уговаривать долго не пришлось, к тому времени я засиделся на сидячей работе. Терзали правда смутные сомнения по поводу дороги, в чем собственно и состояло приключение.

Дело в том, что при расстоянии до ближайшей деревни с калмакским населением Юрты-Константиновы всего каких-то 60-70 км. Но дорога в объезд 250-300. Короткий путь же пролегает через лес, проселки, поля, и пару речушек. А у меня простой легковой автомобиль, хотя и с задатками внедорожника (полноприводный универсал).

В общем собрали вещи, запас воды и отправились в путь. Решили, что если не проедем, бросим машину и пойдем пешком. От Томска до Ярского неплохая асфальтовая дорога, а оттуда 9-10 км по полям и лесам можно добраться пешком.

Как оказалось после Ярского (последний населенный пункт Томской области в этом направлении) есть еще асфальт пару километров до каких-то баз отдыха. А вот потом начинается такое, чего я не совсем ожидал. Просто какие-то следы от колес проложенные по полям, причем явно машинами больше моей, т.к. трава между колеями от колес была выше днища моей машины и все время скребла по нему. Но, собственно, это было терпимо. Миновали несколько логов с довольно крутыми подъемами.

Но меня больше всего беспокоили речки, про которые в Томске все знатоки хором говорили, что их не проеду в брод. К моей великой радости, через одну был проложен мост из подручных материалов - обрезок трубы, стволы деревьев, какие-то ветки. Я все надеялся, что это самая большая речка. Какова была моя досада, когда через пару километров мы подъехали к р.Сосновка, которая была шире предыдущей, бурлила как настоящая горная река.

Но делать было нечего, пункт назначения оставался уже в паре км, а тащить на себе снаряжение (камеры, диктофоны и т.д.) после утомительных скачек по кочкам не очень хотелось. Я послал Али пешком в брод показывать дорогу, а сам, со словами bismillah двинул машину в воду. Интуиция мне подсказывала двигаться чуть выше переката, который описывал дугу, там было чуть мельче, чем там где напрямую шел Али.

Я чувствовал как резина проскальзывает по камням и понял, что медленное ехать не получится иначе колеса увязнут и чуть прибавил скорость но тут образовался высокий вал перед машиной. который мог захлестнуть двигатель.... но в общем переехал обогнав Али, который от холода воды едва передвигал ноги.

Первой деревней за рекой была Усть-Осиновка, а еще через 1.5 км - Юрты-Константиновы. Нам повезло, первой встретившейся нам женщиной оказалась калмачка Рима. Она сославшись на занятость отправила нас в ближайшую семью калмаков, там мы познакомились и разговорились с Насимой, вскоре сделав свои дела пришла Рима, а затем и еще двое.

Женщины напоили нас чаем и крайне охотно рассказали историю села и родов, которые его населяли. По их словам, село возникло более 400 лет назад, когда здесь осели (собственно отсюда и калмак-оставаться)и поставили свои юрты кочевники с юга (по некоторым сведениям -телеуты и это еще предстоит нам выяснить из обработки сведений об языке), чуть позже к ним присоединились татары, с которыми разница в языке тогда была совсем незаметной и они приняли ислам. Есть сведения, что род Садыковых ведет свое начало от бухарских узбеков, а Лазаревых - от черкесов. Так или иначе возник особый самобытный народ.

Женщины прекрасно помнят свой язык. Рассказали о разнице между языком сибирских татар и калмакским. Собственно она заключается в лексике (например в названиях животных, деревьев некоторых предметов быта) и в фонетике. Полученые нами материалы еще предстоит обработать, а пока это только предварительные выводы.

http://kalmak.ru/?subaction=showfull&id ... m=&ucat=2&
Индивидуальный и групповой туризм по всему миру http://www.atakum.ru

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Реклама
Аватара пользователя

Автор темы
zen
Сообщения: 12113
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 08:12
Награды: 3
Откуда: Samsun
:
Джентльмен Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 2174
Поблагодарили: 2618
Пол:
Turkey
Контактная информация:

Re: Этно-лингвистическая экспедция к калмакам....

Сообщение zen » 17 ноя 2013, 17:32

Вход в деревенский музей
Изображение

Древний Коран

Изображение

Калмачки

Изображение


Был сильно удивлен увидев в этом медвежьем углу спортсменов-водников
Изображение
Индивидуальный и групповой туризм по всему миру http://www.atakum.ru

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
zen
Сообщения: 12113
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 08:12
Награды: 3
Откуда: Samsun
:
Джентльмен Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 2174
Поблагодарили: 2618
Пол:
Turkey
Контактная информация:

Re: Этно-лингвистическая экспедция к калмакам....

Сообщение zen » 17 ноя 2013, 17:33

Фотоальбомеще пполяется, кому интересно, могут тут посмтретьhttp://kalmak.ru/photo.php
Индивидуальный и групповой туризм по всему миру http://www.atakum.ru

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Вернуться в «Путешествия»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей