Булат Окуджава
-
- Сообщения: 4319
- Зарегистрирован: 20 май 2013, 18:42
- Награды: 1
- Благодарил (а): 464 раза
- Поблагодарили: 594 раза
Булат Окуджава
Виноградную косточку
в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и
спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на
любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле
этой вечной живу?
Собирайтесь-ка гости
мои на мое угощенье,
Говорите мне прямо в глаза чем пред вами
слыву,
Царь небесный пошлет
мне прощение за
прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
В темно-красном своем
будет петь для меня
моя дали,
В черно-белом своем
преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я и умру
от любви и печали.
А иначе зачем на земле
этой вечной живу?
И когда заклубится закат по углам
золотея,
Пусть опять и опять
предо мной проплывут
наяву,
Синий буйвол и белый орел и форель
золотая.
А иначе зачем на земле
этой вечной живу?
Сегодня исполнилось 90 лет нашему великому Булату Окуджава!
в теплую землю зарою,
И лозу поцелую и
спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на
любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле
этой вечной живу?
Собирайтесь-ка гости
мои на мое угощенье,
Говорите мне прямо в глаза чем пред вами
слыву,
Царь небесный пошлет
мне прощение за
прегрешенья.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
В темно-красном своем
будет петь для меня
моя дали,
В черно-белом своем
преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я и умру
от любви и печали.
А иначе зачем на земле
этой вечной живу?
И когда заклубится закат по углам
золотея,
Пусть опять и опять
предо мной проплывут
наяву,
Синий буйвол и белый орел и форель
золотая.
А иначе зачем на земле
этой вечной живу?
Сегодня исполнилось 90 лет нашему великому Булату Окуджава!
დაგვენძრა,ძმაო!
-
- Модератор
- Сообщения: 29167
- Зарегистрирован: 25 мар 2010, 23:25
- Награды: 6
- Благодарил (а): 9512 раз
- Поблагодарили: 6434 раза
- Пол:
Re: Булат Окуджава
Это тоже Окуджава
[youtube2][/youtube2]
[youtube2][/youtube2]
Валар дохаэрис
Рыцарь всегда на распутье дорог.
Рыцарь всегда на распутье дорог.
-
- Сообщения: 1308
- Зарегистрирован: 04 фев 2014, 21:16
- Награды: 2
- Откуда: Грузия
- Благодарил (а): 723 раза
- Поблагодарили: 423 раза
- Пол:
Re: Булат Окуджава
Б. Окуджава "Музыка души"
Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки - и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями и слушателями как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несет музыкальное слово. Концерт эстрадного артиста - это всегда показ. Творческий вечер автора - это прежде всего форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии.
Авторская песня - это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Когда-то, обращаясь к Москве, я писал: „Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом". О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности. Неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всем этом надо говорить.
Сегодня авторская песня вступила с эстрадой в соперничество, а соперники всегда подстраиваются, подлаживаются друг под друга. И они стали перенимать чужие черты, вплоть до манеры держаться. Авторская песня из-за включения в систему массовой культуры стала терять если не свое лицо, то какие-то важные черты... Масса издержек, масса вторичного. И в этом бурном потоке часто размываются истинные удачи. Я жду появления новых значительных имен, молодых интересных поэтов. Вот ради этих удач - пусть и с таким опозданием - и надо поддерживать всех этих людей. Поддерживать движение ради единиц, настоящих талантов, отделяя зерна от плевел, ставя все на свои места. В пору серьезных сдвигов в обществе они не могут не появиться. Поэты нашего поколения продолжают шуметь с переменным успехом и нынче. Когда придут новые? Через пять лет, или, может быть, завтра? А может быть, уже в данном сборнике звучит их голос? Поживем - увидим...
Булат ОКУДЖАВА
"Наполним музыкой сердца", М.: "Советский композитор", 1989 г., С. 3-4.
Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире. Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки - и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями и слушателями как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несет музыкальное слово. Концерт эстрадного артиста - это всегда показ. Творческий вечер автора - это прежде всего форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии.
Авторская песня - это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Когда-то, обращаясь к Москве, я писал: „Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом". О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности. Неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всем этом надо говорить.
Сегодня авторская песня вступила с эстрадой в соперничество, а соперники всегда подстраиваются, подлаживаются друг под друга. И они стали перенимать чужие черты, вплоть до манеры держаться. Авторская песня из-за включения в систему массовой культуры стала терять если не свое лицо, то какие-то важные черты... Масса издержек, масса вторичного. И в этом бурном потоке часто размываются истинные удачи. Я жду появления новых значительных имен, молодых интересных поэтов. Вот ради этих удач - пусть и с таким опозданием - и надо поддерживать всех этих людей. Поддерживать движение ради единиц, настоящих талантов, отделяя зерна от плевел, ставя все на свои места. В пору серьезных сдвигов в обществе они не могут не появиться. Поэты нашего поколения продолжают шуметь с переменным успехом и нынче. Когда придут новые? Через пять лет, или, может быть, завтра? А может быть, уже в данном сборнике звучит их голос? Поживем - увидим...
Булат ОКУДЖАВА
"Наполним музыкой сердца", М.: "Советский композитор", 1989 г., С. 3-4.
Всё проходит, счастье сменяется несчастьем и в конце концов, каждый из нас одинок.
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
-
- Сообщения: 1308
- Зарегистрирован: 04 фев 2014, 21:16
- Награды: 2
- Откуда: Грузия
- Благодарил (а): 723 раза
- Поблагодарили: 423 раза
- Пол:
Re: Булат Окуджава
rabotni4ek, пожалуйста, оставьте ссылку, иначе мне ничего не посмотреть.rabotni4ek писал(а):Это тоже Окуджава
Всё проходит, счастье сменяется несчастьем и в конце концов, каждый из нас одинок.
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
-
- Сообщения: 1308
- Зарегистрирован: 04 фев 2014, 21:16
- Награды: 2
- Откуда: Грузия
- Благодарил (а): 723 раза
- Поблагодарили: 423 раза
- Пол:
Re: Булат Окуджава
Стихи и песни Булата Окуджавы
В авторской песне на первое место Булат Окуджава ставит текст. Мелодия приобретает функцию музыкального аккомпанемента, усиливающего лиричность звучания стиха. «Для меня авторская песня — это прежде всего стихи. Поющий поэт», — так сам Булат Окуджава определяет специфику жанра. Булат Окуджава редко пишет песни «от первого лица», но поет их всегда «от себя»: «Мне важно, чтобы те самые чувства, которые владеют мною, автором песни, в момент ее исполнения завладели бы и слушателями...» По мнению Булата Окуджавы, искусство исполнения произведений этого жанра заключается в умении выразить авторский замысел или хотя бы приблизить к нему, а не в мастерстве интерпретации. Свои стихи он назвал не иначе как «городскими песенками», впрочем, это неудивительно, ведь большинство из них действительно становились текстами его песен. Названия стихов – под стать их общему наименованию: «На Тверском бульваре», «Песенка об Арбате», «В Барабанном переулке» и т. п. Но эти стихи – не простые зарисовки городского быта, как ошибочно может показаться. Окуджава романтизирует город, воспаряет над бытом. Подобно лирическому герою стихотворения «Послушайте!» Владимира Маяковского, герои Окуджавы находят красоту в хитросплетении улочек, в грохочущих трамваях, снующих по городу, в повседневной московской суете. Образ весёлого барабанщика – яркий пример тому.
Лирический герой Окуджавы тоже стремится будоражить человеческие умы. Его главное желание – сделать души людей более чуткими и отзывчивыми. Эта тема звучит в стихотворении «Полночный троллейбус» Это настоящее соединение одиноких душ создаёт ту общность, которую Окуджава в другой своей известной песне лирически трогательно назовёт «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Кстати, любовная тема занимает у Булата Окуджавы совершенно особое место. Любовь воплощается в разнообразных ситуациях, имевших место в самых разных эпохах. Например, в песнях Окуджавы мы встречаем любовь гусара и прекрасной Наталии, влюблённость музыканта, дарящего своё вдохновение своей возлюбленной. Влюблённый человек по Окуджаве готов навечно передаться великому таинству любви, забыв о сне. Но, безусловно, главный мотив любовной лирики Окуджавы – это поклонение любимой женщине, её обоготворение.
Хотя Окуджава творил в прошлом столетии, в его стихах зачастую заметна некоторая путаница времён, и это неудивительно – автор не раз сам называл себя поэтом XIX века. Окуджава стремится вернуться в «свою» эпоху, в которую он по случайности не попал, сочиняя исторические стихи. Например, «Батальное полотно» стало квинтэссенцией XIX века, которой сошлись образы императора, генерала и свиты. Над ними же – вечное, неизменное небо, которое не меняется с течением времени. Но никакая поэтика XIX века не скроет тревоги и боли окружавшего Окуджаву мира. Романтика былых сражений перемешивается с трагедией недавних событий: поэт был участником Великой Отечественной войны. На эту тему – проникновенное стихотворение-песня «До свидания, мальчики». Названия и первые строчки песен рисуют войну как величайшую народную трагедию («Вы слышите, грохочут сапоги», «Простите пехоте», «А мы с тобой, брат, из пехоты»).
В послевоенные годы лирика Булата Окуджавы стала жизнеутверждающей и светлой, потому что он органично влился в движение шестидесятников.
В последние годы творчества Окуджава осмысливает прожитое, возвращаясь к истокам и вновь мысленно проходя свой путь. Он клянётся в верности своему двору (при этом, кстати, перенося понятие дворянства, тесно связанное с XIX веком, на современную почву). Одновременно он обнажает несовершенство окружающего общества, упрекает тех, кто стоит у руля общества. Автор с нескрываемой иронией рассказывает о дураках, имеющих привычку собираться голодными стаями и нападать на умных людей-одиночек, «белых ворон». В этом – груз жизненного опыта, желание учиться дальше у жизни и поделиться накопленными знаниями с другими людьми.
Что же можно сказать в целом о творчестве такого, безусловно, талантливого и оригинального человека, как Булат Окуджава? Его девиз – автор должен творить не на потребу публики, а выделять и показывать во всех красках окружающий мир. Поэтому он и призывает художников окунуть кисти «в суету дворов арбатских и зарю», фактически, приравнивая эти два понятия по высоте. Окуджава жаждет показать счастливых людей даже тогда, когда вокруг счастья явно не хватает. Своеобразным идеалом искусства для поэта становится живописец Пиросиани, аскет, которому едва хватало денег на еду и краски на протяжении всей его жизни. Тем не менее этот художник всегда изображал жизнь в моменты ликования и праздника, творя во имя будущего. Финал стихотворения об этом живописце трагичен и призывает читателя к философским размышлениям.
Булат Окуджава, который всегда придерживался принципа Пиросиани, составил целую эпоху. Он стал ярчайшей звездой лирического монотеатра, такой, какую не забудут никогда.
В этом разделе мы предлагаем вам самим убедиться в способности стихов и песен Окуджавы научить вас поверить в силу Любви, в хрупкость и одновременно силу нашего мира. В то, что только от нас, от наших устремлений, честности, доброты зависит тонкое равновесие... И пытаясь понять Окуджаву, вы, возможно, впервые задумаетесь над значением слова мудрость...
http://www.bokudjava.ru
В авторской песне на первое место Булат Окуджава ставит текст. Мелодия приобретает функцию музыкального аккомпанемента, усиливающего лиричность звучания стиха. «Для меня авторская песня — это прежде всего стихи. Поющий поэт», — так сам Булат Окуджава определяет специфику жанра. Булат Окуджава редко пишет песни «от первого лица», но поет их всегда «от себя»: «Мне важно, чтобы те самые чувства, которые владеют мною, автором песни, в момент ее исполнения завладели бы и слушателями...» По мнению Булата Окуджавы, искусство исполнения произведений этого жанра заключается в умении выразить авторский замысел или хотя бы приблизить к нему, а не в мастерстве интерпретации. Свои стихи он назвал не иначе как «городскими песенками», впрочем, это неудивительно, ведь большинство из них действительно становились текстами его песен. Названия стихов – под стать их общему наименованию: «На Тверском бульваре», «Песенка об Арбате», «В Барабанном переулке» и т. п. Но эти стихи – не простые зарисовки городского быта, как ошибочно может показаться. Окуджава романтизирует город, воспаряет над бытом. Подобно лирическому герою стихотворения «Послушайте!» Владимира Маяковского, герои Окуджавы находят красоту в хитросплетении улочек, в грохочущих трамваях, снующих по городу, в повседневной московской суете. Образ весёлого барабанщика – яркий пример тому.
Лирический герой Окуджавы тоже стремится будоражить человеческие умы. Его главное желание – сделать души людей более чуткими и отзывчивыми. Эта тема звучит в стихотворении «Полночный троллейбус» Это настоящее соединение одиноких душ создаёт ту общность, которую Окуджава в другой своей известной песне лирически трогательно назовёт «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Кстати, любовная тема занимает у Булата Окуджавы совершенно особое место. Любовь воплощается в разнообразных ситуациях, имевших место в самых разных эпохах. Например, в песнях Окуджавы мы встречаем любовь гусара и прекрасной Наталии, влюблённость музыканта, дарящего своё вдохновение своей возлюбленной. Влюблённый человек по Окуджаве готов навечно передаться великому таинству любви, забыв о сне. Но, безусловно, главный мотив любовной лирики Окуджавы – это поклонение любимой женщине, её обоготворение.
Хотя Окуджава творил в прошлом столетии, в его стихах зачастую заметна некоторая путаница времён, и это неудивительно – автор не раз сам называл себя поэтом XIX века. Окуджава стремится вернуться в «свою» эпоху, в которую он по случайности не попал, сочиняя исторические стихи. Например, «Батальное полотно» стало квинтэссенцией XIX века, которой сошлись образы императора, генерала и свиты. Над ними же – вечное, неизменное небо, которое не меняется с течением времени. Но никакая поэтика XIX века не скроет тревоги и боли окружавшего Окуджаву мира. Романтика былых сражений перемешивается с трагедией недавних событий: поэт был участником Великой Отечественной войны. На эту тему – проникновенное стихотворение-песня «До свидания, мальчики». Названия и первые строчки песен рисуют войну как величайшую народную трагедию («Вы слышите, грохочут сапоги», «Простите пехоте», «А мы с тобой, брат, из пехоты»).
В послевоенные годы лирика Булата Окуджавы стала жизнеутверждающей и светлой, потому что он органично влился в движение шестидесятников.
В последние годы творчества Окуджава осмысливает прожитое, возвращаясь к истокам и вновь мысленно проходя свой путь. Он клянётся в верности своему двору (при этом, кстати, перенося понятие дворянства, тесно связанное с XIX веком, на современную почву). Одновременно он обнажает несовершенство окружающего общества, упрекает тех, кто стоит у руля общества. Автор с нескрываемой иронией рассказывает о дураках, имеющих привычку собираться голодными стаями и нападать на умных людей-одиночек, «белых ворон». В этом – груз жизненного опыта, желание учиться дальше у жизни и поделиться накопленными знаниями с другими людьми.
Что же можно сказать в целом о творчестве такого, безусловно, талантливого и оригинального человека, как Булат Окуджава? Его девиз – автор должен творить не на потребу публики, а выделять и показывать во всех красках окружающий мир. Поэтому он и призывает художников окунуть кисти «в суету дворов арбатских и зарю», фактически, приравнивая эти два понятия по высоте. Окуджава жаждет показать счастливых людей даже тогда, когда вокруг счастья явно не хватает. Своеобразным идеалом искусства для поэта становится живописец Пиросиани, аскет, которому едва хватало денег на еду и краски на протяжении всей его жизни. Тем не менее этот художник всегда изображал жизнь в моменты ликования и праздника, творя во имя будущего. Финал стихотворения об этом живописце трагичен и призывает читателя к философским размышлениям.
Булат Окуджава, который всегда придерживался принципа Пиросиани, составил целую эпоху. Он стал ярчайшей звездой лирического монотеатра, такой, какую не забудут никогда.
В этом разделе мы предлагаем вам самим убедиться в способности стихов и песен Окуджавы научить вас поверить в силу Любви, в хрупкость и одновременно силу нашего мира. В то, что только от нас, от наших устремлений, честности, доброты зависит тонкое равновесие... И пытаясь понять Окуджаву, вы, возможно, впервые задумаетесь над значением слова мудрость...
http://www.bokudjava.ru
Всё проходит, счастье сменяется несчастьем и в конце концов, каждый из нас одинок.
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
-
- Модератор
- Сообщения: 29167
- Зарегистрирован: 25 мар 2010, 23:25
- Награды: 6
- Благодарил (а): 9512 раз
- Поблагодарили: 6434 раза
- Пол:
Re: Булат Окуджава
Уже подправилиsolveig писал(а):rabotni4ek, пожалуйста, оставьте ссылку, иначе мне ничего не посмотреть.

Валар дохаэрис
Рыцарь всегда на распутье дорог.
Рыцарь всегда на распутье дорог.
-
- Сообщения: 1308
- Зарегистрирован: 04 фев 2014, 21:16
- Награды: 2
- Откуда: Грузия
- Благодарил (а): 723 раза
- Поблагодарили: 423 раза
- Пол:
Re: Булат Окуджава
Да, спасибо.rabotni4ek писал(а):Уже подправилиsolveig писал(а):rabotni4ek, пожалуйста, оставьте ссылку, иначе мне ничего не посмотреть.

Всё проходит, счастье сменяется несчастьем и в конце концов, каждый из нас одинок.
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
-
- Сообщения: 1308
- Зарегистрирован: 04 фев 2014, 21:16
- Награды: 2
- Откуда: Грузия
- Благодарил (а): 723 раза
- Поблагодарили: 423 раза
- Пол:
Re: Булат Окуджава
А знаешь ты,
что времени у нас в обрез
и кошельки легки без серебра,
учитель мой, взъерошенный как бес,
живущий в ожидании добра?
Когда-нибудь
окончится осенний рейс,
и выяснится наконец, кто прав,
и скинет с плеч своих наш поздний лес
табличку медную: "За нарушенье - штраф!"
Когда-нибудь
внезапно стихнет карусель
осенних рощ и неумытых луж,
и только изумленное: "Ужель
возможно это?!" - вырвется из душ.
И в небеса
взовьется белый дым змеей,
и, словно по законам волшебства,
мы пролетим над теплою землей
в обнимку, как кленовая листва...
что времени у нас в обрез
и кошельки легки без серебра,
учитель мой, взъерошенный как бес,
живущий в ожидании добра?
Когда-нибудь
окончится осенний рейс,
и выяснится наконец, кто прав,
и скинет с плеч своих наш поздний лес
табличку медную: "За нарушенье - штраф!"
Когда-нибудь
внезапно стихнет карусель
осенних рощ и неумытых луж,
и только изумленное: "Ужель
возможно это?!" - вырвется из душ.
И в небеса
взовьется белый дым змеей,
и, словно по законам волшебства,
мы пролетим над теплою землей
в обнимку, как кленовая листва...
Всё проходит, счастье сменяется несчастьем и в конце концов, каждый из нас одинок.
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
-
- Сообщения: 1308
- Зарегистрирован: 04 фев 2014, 21:16
- Награды: 2
- Откуда: Грузия
- Благодарил (а): 723 раза
- Поблагодарили: 423 раза
- Пол:
Re: Булат Окуджава
Песенка о дураках
Вот так и ведется на нашем веку:
на каждый прилив -- по отливу,
на каждого умного -- по дураку,
все поровну, все справедливо.
Но принцип такой дуракам не с руки,
с любых расстояний их видно.
Кричат дуракам: "Дураки, дураки!"
А это им очень обидно.
И чтоб не краснеть за себя дураку,
чтоб каждый был выделен, каждый,
на каждого умного -- по ярлыку
повешено было однажды.
Давно в обиходе у нас ярлыки --
по фунту на грошик на медный.
И умным кричат: "Дураки, дураки!"
А вот дураки -- незаметны.
1960-1961
Вот так и ведется на нашем веку:
на каждый прилив -- по отливу,
на каждого умного -- по дураку,
все поровну, все справедливо.
Но принцип такой дуракам не с руки,
с любых расстояний их видно.
Кричат дуракам: "Дураки, дураки!"
А это им очень обидно.
И чтоб не краснеть за себя дураку,
чтоб каждый был выделен, каждый,
на каждого умного -- по ярлыку
повешено было однажды.
Давно в обиходе у нас ярлыки --
по фунту на грошик на медный.
И умным кричат: "Дураки, дураки!"
А вот дураки -- незаметны.
1960-1961
Всё проходит, счастье сменяется несчастьем и в конце концов, каждый из нас одинок.
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
Когда человек одержим исканиями — тогда любовь не излечит его от вечной тоски...
-
- Сообщения: 3076
- Зарегистрирован: 17 сен 2009, 20:10
- Награды: 1
- Откуда: Москва, Стокгольм, Петербург, Осло, Душанбе, Приштина, Нью-Йорк, и все города где я жил и работал
- Благодарил (а): 217 раз
- Поблагодарили: 204 раза
- Пол:
Re: Булат Окуджава
Эх Надя, Наденька, мне б за двугривенный, в любую сторону твоей души...
[youtube][/youtube]
[youtube][/youtube]