Армяне Грузии

Армяне
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
амирспасалар

Джентльмен
Сообщения: 4319
Зарегистрирован: 20 май 2013, 18:42
Награды: 1
Благодарил (а): 464 раза
Поблагодарили: 594 раза
Russia

Re: Армяне Грузии

Сообщение амирспасалар »

Саят-Нова

Саят-Нова
арм. Սայաթ-Նովա; груз. საიათ-ნოვა; перс. سایات‌نووا; азерб. Sayat-Nova
ПОЭТ, МУЗЫКАНТ, АШУГ, МАСТЕР ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ.
ДАТА РОЖДЕНИЯ:
1712 год
МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
Тифлис
ДАТА СМЕРТИ:
1795 год
МЕСТО СМЕРТИ:
Тифлис
Сая́т-Нова́ (арм. Սայաթ-Նովա; перс. سایات‌نووا; груз. საიათ-ნოვა; азерб. Sayat-Nova), псевдоним Арутюна Саядяна[1] (арм. Հարություն Սայադյան) (1712—1795) — армянский[2][1]поэт и музыкант[3] (ашуг), мастер любовной лирики.

На протяжении более чем 150 лет жизнь и творчество известного поэта является предметом дискуссий в среде литераторов, языковедов, историков и философов. Тем не менее, множество важных обстоятельств и подробностей его жизни до сих пор не до конца выяснены и не изучены. Во многом, это вина самого поэта — великого мастера литературных мистификаций, автора своего неповторимого закодированного языка. Достоверных сведений осталось немного — это случайные факты из песен поэта, страницы рукописных сборников, составленных им и его сыном Оганом, рукописи, переписанные Саят-Новой, письменные грузинские источники, воспоминания современников, которые знали его лично, и пересказы. Поэт писал стихи на нескольких языках[2] — армянском, грузинском, [4]азербайджанском [4] (тюркском[5]).

Саят-Нова родился в Тифлисе[7][1], в бедной ремесленнической семье[5][1], при крещении получил имя Арутюн Саядян (на тифлисском диалекте армянского языка — Арутин). Его отец, Махтеси Карапет Саадян в молодые годы жил в Алеппо, а мать — Сара, родом из Санаина (на севере Армении, известного своим средневековым монастырем), жила в армянском квартале Тифлиса — Авлабаре[6]. Семья поэта жила в Авлабаре, тогдашней армянской окраине города. Отец был глубоко верующим человеком: приставка Махтеси к его имени означала, что он совершил паломничество в Иерусалим[6]. Единого мнения о месте рождения поэта нет, но считается, что Саят-Нова родился и вырос в Тифлисе. Про это он сам пишет в своем стихотворении:

«Где ж родился Саят? Сказал тот — Хамадан,
Этот — Инд. Нет, отец мой из дальних был стран:
Жил в Алеппо; а мать — авлабарка; мне дан
Свет в Тбилиси — свою в нем нашел я судьбу»[7].
(перевод К. Липскерова).
Со временем стали известны свидетельства грузинского царевича, члена Российской академии наук, Теймураза Багратиони (1782—1846): Саят-Нова «был родом из Санаина — села удельного имения царевича Георгия, из армян, проживавших в Грузии». Со слов Теймураза, будущий поэт был крепостным отца Теймураза, Георгия (позднее — грузинского царя Георгия XII). Поэтому существует версия (М. Асратян) про Санаин, как место рождения поэта. В пользу этой версии говорит и то, что мать поэта, крепостная царевича Георгия, была родом из Санаина.

В одном из своих тюркоязычных песен Саят-Нова пишет:

Саят-Нова в вере тверд, он армянин ...[8]
Детство и юность
С детства мальчик проявлял необычайные способности и тягу к музыке и стихосложению. В детстве он начал писать свои первые стихи, учился играть на восточных музыкальных инструментах (особенно на кеманче[3]), сочинял песни на собственные стихи. В авторском примечании к армянской песне «Красавица, певца Шахатаи ты унижать не станешь…» он пишет:

«Я, сын махтеси Арутин, сызмальства до 30-ти лет занят был всякими песнями, а споспешествованием святого Карапета научился играть на каманче, чонгури и амбуре».
Саят-Нова имел также незаурядные способности к науке. Неизвестно, имел ли Саят-Нова начальное образование. Орфографические и грамматические ошибки, которые исследователи находили в рукописных сборниках песен, переписанных Саят-Новой, говорят о том, что, скорее всего, он не получил систематического школьного образования (Г.Асатур, П.Севак). По другой версии (Налбандян В. С.), считается, что начальное образование он получил в школе при армянском монастыре в Санаине. Саят-Нова владел закавказскими языками — армянским, грузинским, азербайджанским, их диалектами, а также фарси, включая ее белуджскую версию, считавшейся литературной вершиной персидского языка.

Однако его одарённость не сулила заработков, семья его жила бедно, и Арутюна ещё в детстве отдали учиться ремеслу ткача. По мнению Георга Ахвердяна, и в этом проявилась гениальность Саят-Нова. Он изобрёл портативный ткацкий станок, благодаря которому получил возможность заниматься ремеслом дома. В то время ткачи работали на улице — громоздкие станки занимали много места. В дальнейшем, на протяжении всей своей жизни в миру, он кормил семью именно ткачеством.

Ашуг
Георг Ахвердян считал, что, как и многие ремесленники-ашуги, Арутин стал интересоваться песнями уже в годы обучения ткацкому ремеслу[6].

Саят-Нова оставил ткацкое ремесло и стал ашугом, несмотря на то, что заработок у представителей этой профессии был очень нестабильным. Всё больше времени он посвящал народному просвещению, как певец-поэт. В стихотворной форме на трёх языках он воспевал начала жизненной мудрости, морали, осуждал распущенность и спесивость «сильных мира сего», осуждал социальную несправедливость[9], однако главная тема его поэзии — любовь[5][2]. Интересно то, что его песни на разных языках ни смыслом, ни формой никогда не повторяли, а лишь дополняли друг друга. Саят-Нове характерен самобытность музыкального языка, синтез армянского мелоса с ритмическими элементами музыкальных традиции других народов Востока[3].

«Я — Саят-Нова!» — так он назвал сам себя. Значение этого имени стало поводом для споров, исследователями было предложено множество вариантов: «Знаменитый охотник», «Новый учитель», «Царь песнопений», «Владыка музыки», «Похититель сердец песней», «Ловец мелодий»[10]. Все они были отвергнуты, и наиболее верным и приемлемым стала считаться этимология «Внук Саяда» или «Саядян». Однако народ и сейчас называет Саят-Нову «Царь песнопений».

Был придворным поэтом и певцом царя Ираклия II[5]. В те времена Саят-Нова был крепостным у царевича Георгия и входил в его свиту. Существует версии знакомства поэта и царя. По одной из них[источник?], Саят-Нову выкрали лезгины во время набега на Тифлис, а Ираклий II смог его выкупить в Турции, на традиционном работорговом рынке, или же по пути туда. Тогда Саят-Нова либо был уже известным ашугом, либо Ираклий II стал первым, кто оценил его талант надлежащим образом и ввёл в свой двор. По другой версии[источник?], Саят-Нова мог участвовать в восточном походе Надир-шаха в свите Ираклия II, так как в стихах поэт говорит про Афганистан и Белуджистан как очевидец (И.Степанян). Существует также предание согласно которому грузинский царь призвал музыкантов в меджлис на состязание. Был приглашен и Саят-Нова[11].

Царь пригласил Саят-Нову к себе придворным поэтом и сазандаром. Именно с него началась традиция грузинского ашугства, так как до этого времени при дворе было принято петь на фарси — наиболее распространенном языке персидской ашугской школы.

Поначалу царь Ираклий был очень доброжелателен и благосклонен с Саят-Новой. Сам ашуг рассказывал, что перед ним не только были открыты все двери, его не только приглашали ради острословия, он также принимал участие в мирских делах. В каких точно — доподлинно не известно, хотя есть сведения, что Ираклий II отправлял его в Турцию с дипломатической миссией (И.Степанян). По свидетельствам известного литературоведа 2-ой половины XIX и 1-ой четверти XX столетия Мтацминдели (литературный псевдоним Захария Чичинадзе), царь оставил без внимания жалобу князей на едкий стих Саят-Новы про крепостничество и их просьбу запретить ему писать.

Но несмотря на ум и талант поэта, на благосклонное отношение царя, его жизнь не была беззаботной. Завистливые и напыщенные придворные, бездарные поэты, часто из знатных родов, высмеивали происхождение простолюдина, старались принизить, оговорить его, лишь бы только избавиться от талантливого, но дерзкого крепостного. Слово было его ремеслом, и спровоцировать его на соответствующую реакцию едкой сатирой было очень легко. В конце концов из-за столкновения со знатью Саят-Нова был изгнан из царского двора[1].

Также, изгнание поэта связывают с любовью к сестре Ираклия II Анни Батонишвили (Г.Асатур, П.Севак, Г.Бахчинян). Будто бы об этом свидетельствует обилие любовной лирики, которая, как считается, воспевает любовь поэта именно к этой женщине (сам поэт указывает на нее в поэзии). Но свидетельств современников нет, потому как никто из них не знал об этом романе. Эта версия кажется некоторым учёным сомнительной[12], похожей на месть простолюдина аристократу. Но Саят-Нова, будучи человеком высоконравственным, едва ли мог отблагодарить своему покровителю недостойным и пренебрежительным для Востока поведением (И.Степанян). По другой версии(А.Асланян), этой женщиной была дочь Ираклия II. Существует версия, что ею была некая армянка-католичка Талита[12]. Но в любом случае, кем бы ни была эта таинственная женщина, большинство исследователей склоняются к тому, что трагическая любовь наложила отпечаток на его судьбу.

Ираклия силой постричь поэта в монахи. Его выслали в армянскую церковь Анзали, в Персидской провинции Гилян, где он принял духовное имя Степанос. Спустя некоторое время ему позволили вернуться в Грузию. Саят-Нова продолжил службу приходским священником в поселке Кахи. Но на этом его несчастья не закончились. В 1768 году умерла жена Мармар[13], подарившая ему двух сыновей, Огана и Меликсета, и дочерей — Сару и Мариам[13]. Ему был пожалован сан вардапета (ученого монаха), после чего в том же году[1] он был выслан в Ахпатский монастырь в Лори, на территории cеверной Армении. Согласно другой версии, поэт сам отказался от светской жизни и постригся в монахи после траурных дней[13].

Несмотря на строгие правила монашеской жизни Саят-Нова продолжил свою творческую деятельность. Не прекратил он и контактов с внешним миром и своими слушателями, продолжая соревноваться в ашугском мастерстве.

В сентябре 1795 года, узнав о наступлении персидского шаха Ага Мохаммед Шаха Каджара на Грузию и его приближение к Тифлису, Саят-Нова спешно отправился из монастыря в столицу, где находились его дети, и отправил их на Северный Кавказ, в Моздок, а сам остался в Тифлисе. Персидские войска ворвались в город, грабя и убивая жителей. Вместе со многими другими христианами Саят-Нова искал приют в церкви святого Геворга под Мец Бердо. Персидские солдаты застали его там во время молитвы, они потребовали выйти из церкви и отречься от своей веры. Но Саят-Нова отказался и погиб[1] под ударами персидских ятаганов. Согласно другой версии поэт был убит не в Тифлисе[1] а в монастыре Ахпата[13].

В память о великом поэте, традиционный праздник Вардатон[15] (с армянского — праздник роз), который ежегодно проводится в мае, в Тбилиси отмечают у могилы Саят-Новы. Начало этой традиции было положено в 1914 году поэтом Ованесом Туманяном и художником Геворком Башинджагяном (1857—1925). Почитатели творчества Саят-Новы приходят к его могиле во дворе армянской церкви Сурб Геворк с ярко-красными розами на груди. Это праздник высокой поэзии и волшебной музыки. Многие годы на нем выступает наистарейший народный ансамбль «Саят-Нова», возглавляемый народным артистом Грузии Мукучем Казаряном.

http://wiki.armenia.ru/wiki/%D0%A1%D0%B ... 0%B2%D0%B0
დაგვენძრა,ძმაო!
Аватара пользователя

DonnaMa

Кавалерственная леди
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 15 май 2012, 14:18
Награды: 1
Откуда: Тбилиси-Москва-Лион
Благодарил (а): 731 раз
Поблагодарили: 527 раз
Пол:
Georgia

Re: Армяне Грузии

Сообщение DonnaMa »

მე ვეტრფი ძლიერ თფილისის ჰავას,
ნიკო ფიროსმანს და საათნოვას! :-):
Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка. Коко Шанель
Аватара пользователя

Гость

Re: Армяне Грузии

Сообщение Гость »

амирспасалар писал(а):Храм Св. Саввы, хотя и построен щедростью грузинского атабега, но, вероятно, работа армянского архитектора и, конечно, может считаться типичным образцом армянского стиля.
Вероятно? Вероятно армянский архитектор. Вероятно и атабаг не грузинский, а армянский. К чему уж скромничать, сама Самцхе армянская. Я вообще так прошелся по выложенным в теме материалам и удивился ее названию "Армяне Грузии". Какой еще Грузии? Нет никакой Грузии. По теме выясняется, что храмы в Грузии армянские, что грузины-католики (франги) на самом деле армяне, что грузины Сараджишвили армяне Сараджевы, что Ахалцихе это Ахалцха, Ахалцых, что угодно, лишь бы не Ахалцихе, как Схвилоси Суфлис, и куча остальных грузинских месхетинских сел перекаверканы на армянский лад, что наконец сама столица Грузии целиком и полностью построена армянскими руками на армянские деньги. Вот и хочется спросить - а где Грузия, она вообще есть? Не, ее нет. Это Армения, бэйби. Перефразируя профессора Дугина: Армения везде, Армения всегда, Армения во всем, Армения навсегда :-)
Изображение
-Zoravar_Andranik.mp3
(1.55 МБ) 412 скачиваний
Пословица говорит, что по изворотливости ума один еврей равняется двум грекам, а один армянин двум евреям.
С этим и Джордж Оруэлл сталкивался, правда у него пословица звучала немного иначе
The doorkeeper played
similar tricks on any employee who was fool enough to be taken in. He
called himself a Greek, but in reality he was an Armenian. After knowing
him I saw the force of the proverb 'Trust a snake before a Jew and a Jew
before a Greek, but don't trust an Armenian.'
http://george-orwell.org/Down_and_Out_i ... on/12.html
Аватара пользователя

Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Армяне Грузии

Сообщение Бэлла »

Dato писал(а):Армения везде, Армения всегда, Армения во всем, Армения навсегда
:-)
الله أكبر
Изображение
Аватара пользователя

DonnaMa

Кавалерственная леди
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 15 май 2012, 14:18
Награды: 1
Откуда: Тбилиси-Москва-Лион
Благодарил (а): 731 раз
Поблагодарили: 527 раз
Пол:
Georgia

Re: Армяне Грузии

Сообщение DonnaMa »

Dato писал(а):что грузины-католики (франги) на самом деле армяне,
Ну и армяне были и грузины. У меня подруга Франгишвили, имеретинка, и фамилия как раз из этой оперы грузины-(католики)
Dato писал(а): что наконец сама столица Грузии целиком и полностью построена армянскими руками на армянские деньги.
Тоже ничего удивительного, массово переселялись в Тбилиси с Армении и работали и жили тут. И строили дома ...Тбилиси им больше нравился чем Ереван :du_ma_et:
Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка. Коко Шанель
Аватара пользователя

irakly

Фоторепортер Джентльмен
Благодетель Футболист
Активист
Админ
Сообщения: 91214
Зарегистрирован: 17 сен 2009, 12:26
Награды: 5
Откуда: Tbilisi
Благодарил (а): 15679 раз
Поблагодарили: 25071 раз
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Армяне Грузии

Сообщение irakly »

DonnaMa писал(а):массово переселялись в Тбилиси с Армении и работали и жили тут. И строили дома ...
То что грузин в Тбилиси в конце 18-19 века было так мало было в основном последствием этого
Нашествие Ага Мохаммед-Хана в истории Грузии и России
დიდება საქართველოს! Слава Україні! Жыве Беларусь! Yaşasın Azərbaycan! қазақ халқына ынтымақ !
Putistan delenda est
Аватара пользователя

DonnaMa

Кавалерственная леди
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 15 май 2012, 14:18
Награды: 1
Откуда: Тбилиси-Москва-Лион
Благодарил (а): 731 раз
Поблагодарили: 527 раз
Пол:
Georgia

Re: Армяне Грузии

Сообщение DonnaMa »

irakly писал(а):
DonnaMa писал(а):массово переселялись в Тбилиси с Армении и работали и жили тут. И строили дома ...
То что грузин в Тбилиси в конце 18-19 века было так мало было в основном последствием этого
Нашествие Ага Мохаммед-Хана в истории Грузии и России
Да, и еще потому, что грузины в своем большинстве были тавад- азнаурами ( князьями ) имевшими большие мамули и крестьянами, а уже прибывшие армяне( кстати не только с Армении но и Персии) были купцами, ремесленниками, которые как раз и составили сословие горожан( мокалакели) позже стали и грузины подтягиваться в город.
Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка. Коко Шанель
Аватара пользователя

Гость

Re: Армяне Грузии

Сообщение Гость »

DonnaMa писал(а):Ну и армяне были и грузины. У меня подруга Франгишвили, имеретинка, и фамилия как раз из этой оперы грузины-(католики)
Вы посмотрите там на первой странице где-то я прочел было так: там приведена была статистика по переписи населения Ахалцихского уезда, где перечислены армяне-григориане, армяно-католики и римо-католики. Далее уже автор статьи продолжает, что армяне-григориане это чистые армяне, армяно-католики это армяне полугригориане-полукатолики (униаты), и наконец римо-католики это чистые католические армяне... и добавляет, что де допустимо что может нииимножка там и грузины-католики тоже мелькали где-то там на задних скамьях. В действительности статистика не врет, а просто автор чуток перевирает. В действительности было так. Да, григориане это армяне сугубо Армянской Церкви. Османы им разрешали их веру исповедовать. Но некоторые армяне приняли проповеди католических миссионеров, коих османы туда запустили туда, при этом желая придерживаться ряда дорогих им армянских традиций. Для чего и было создано это униатство, когда армяне признают ряд католических обрядов, и главное - главенство над собой Ватикана, но в целом остаются с элементами своей прежней григорианской веры. Правда я не в курсе как они решили проблему Халкидона. Таким образом, армяне там представлены как григориане и как униаты. Кто из армян-григориан желал перейти в Католичество, для тех эксклюзивно создали эту униатскую церковь. И наконец вот эти римо-католики, это и есть грузины. Османы Православие запрещали. По крайней мере в Ахалцихском пашалыке именно так и было. Они опасались политико-культурной связи и влияния соседних православных царств, Картл-Кахети и Имерети. Кто из грузин из-за этого ушел из Ахалцихе, кто Ислам принял, а кто тайно под прессингом продолжал держаться Православия, не желая ни уезжать ни переменить веры. Держались правда на примитивном уровне, почти что обходясь без клира (священников), которые там демонстративно никак появляться не могли. Потому-то султан и решил запустить туда католиков, открыто разрешив православным переходить в Католицизм. Мол, это тоже такое же Христианство, вот его я вам разрешу открыто исповедовать, раз вы так упорно не желаете мусульманами становиться. Зато по его задумке это окончательно оторвало бы грузин-христиан Ахалцихского пашалыка от остальной, православной Грузии. Но в этом случае никакого униатства не предлагалось, это было абсолютное вхождение в Католическую церковь. И грузин это устроило. Не в том положении находились, чтобы выбирать. Тут ты или полу-христианин - без священников, а значит без таинств, или христианин со священниками и таинствами, пусть и немного иной веры. Католицизм и Православие все же близки, не взирая на ряд расхождений, в целом почти одна вера. Франги и есть грузины-католики. Там их не просто "допустимо", как пишет тот автор, там они основа-основ всей данной этнической группы.
Аватара пользователя

DonnaMa

Кавалерственная леди
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 15 май 2012, 14:18
Награды: 1
Откуда: Тбилиси-Москва-Лион
Благодарил (а): 731 раз
Поблагодарили: 527 раз
Пол:
Georgia

Re: Армяне Грузии

Сообщение DonnaMa »

Вы посмотрите там на первой странице где-то я прочел было так: там приведена была статистика по переписи населения Ахалцихского уезда, где перечислены армяне-григориане, армяно-католики и римо-католики. Далее уже автор статьи продолжает, что армяне-григориане это чистые армяне, армяно-католики это армяне полугригориане-полукатолики (униаты), и наконец римо-католики это чистые католические армяне... и добавляет, что де допустимо что может нииимножка там и грузины-католики тоже мелькали где-то там на задних скамьях. В действительности статистика не врет, а просто автор чуток п
Вообще да, когда я читала, тоже запуталась с полукатоликами и римокатоликами...
Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка. Коко Шанель
Аватара пользователя

Автор темы
амирспасалар

Джентльмен
Сообщения: 4319
Зарегистрирован: 20 май 2013, 18:42
Награды: 1
Благодарил (а): 464 раза
Поблагодарили: 594 раза
Russia

Re: Армяне Грузии

Сообщение амирспасалар »

Dato писал(а):
амирспасалар писал(а):Храм Св. Саввы, хотя и построен щедростью грузинского атабега, но, вероятно, работа армянского архитектора и, конечно, может считаться типичным образцом армянского стиля.
Вероятно? Вероятно армянский архитектор. Вероятно и атабаг не грузинский, а армянский. К чему уж скромничать, сама Самцхе армянская. Я вообще так прошелся по выложенным в теме материалам и удивился ее названию "Армяне Грузии". Какой еще Грузии? Нет никакой Грузии. По теме выясняется, что храмы в Грузии армянские, что грузины-католики (франги) на самом деле армяне, что грузины Сараджишвили армяне Сараджевы, что Ахалцихе это Ахалцха, Ахалцых, что угодно, лишь бы не Ахалцихе, как Схвилоси Суфлис, и куча остальных грузинских месхетинских сел перекаверканы на армянский лад, что наконец сама столица Грузии целиком и полностью построена армянскими руками на армянские деньги. Вот и хочется спросить - а где Грузия, она вообще есть? Не, ее нет. Это Армения, бэйби. Перефразируя профессора Дугина: Армения везде, Армения всегда, Армения во всем, Армения навсегда :-)
Изображение
-Zoravar_Andranik.mp3
Пословица говорит, что по изворотливости ума один еврей равняется двум грекам, а один армянин двум евреям.
С этим и Джордж Оруэлл сталкивался, правда у него пословица звучала немного иначе
The doorkeeper played
similar tricks on any employee who was fool enough to be taken in. He
called himself a Greek, but in reality he was an Armenian. After knowing
him I saw the force of the proverb 'Trust a snake before a Jew and a Jew
before a Greek, but don't trust an Armenian.'
http://george-orwell.org/Down_and_Out_i ... on/12.html
Не злись,малышь.
Почему ты удивляешься,что мастера могли быть армяне,это во первых предположение и не мое,хотя должно быть тебе известно,что в те далекие времена для постройки грузинских храмов иногда привлекались и армянские мастера,а с учетом того,что атабегство было территориально близко к армянским регионам,вполне возможно,думаю арменоведу,чьи слова я цитировал виднее,хотя это его мнение.Теперь Сараджевы,излишняя самоуверенность не дает вам права отказывать армянам носить эту фамилию.Лично я кроме Давида и Вано Сараджишвили грузин мало знаю с такой фамилией,армян с фамилией Сараджян полным полно.
Что касается Ахалцихе,все формы которые приведены в основе своей тюркизированы и армяне совсем не причем,тот же Схвилиси,только на моем веку в поезде Тбилиси Вале ,несколько раз менял свое название,от Суфлис Суплиси и до Схвилиси и причем здесь армяне.
Писать про армян грузии можно много и не всем это будет нравиться,но сегодняшняя грузия это отчасти и окне их труда ,как положительного так и отрицательного,потому что этот народ так же,как грузины участвовали в строении государства Грузия,нравится это вам или нет.
დაგვენძრა,ძმაო!
Ответить