Тысяча и один геноцид осетинского народа
-
- Сообщения: 3764
- Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
- Награды: 1
- Откуда: Грузия, Очамчири
- Благодарил (а): 532 раза
- Поблагодарили: 377 раз
- Пол:
Тысяча и один геноцид осетинского народа
Согласно новейшим исследованиям, против свободолюбивого осетинского народа было проведено аж 14 перманентных геноцидов. Однако, учитывая существование в российской реальности тезиса о преемственности скифо-сармат-алан-осетин, думается, что геноцидов было существенно больше. И дабы помочь в столь благородном деле братскому осетинскому народу, считаем своим долгом дополнить список ужасающих преступлений грузинского шовинизма перед свободолюбивым осетинским народом, обозрев наиболее любопытные моменты осетино-грузинских взаимоотношений.
Из общего массива сарматских племен, к II в. до н.э. захвативших обширные земли севернее Кавказских гор, для изучения интересующего нас вопроса наиболее интересны племена, известные как сираки, аорсы и аланы, считающиеся непосредственными предками осетин.
По данным Страбона эти племена были довольно многочисленны и могущественны, однако уже к 3 веку нашей эры упоминания о аорсах и сираках исчезают, и их место занимают аланы.
К 372 году аланы терпят катастрофическое поражение от гуннов. Часть из них оказалась вовлечена в Великое переселение народов, и совместно с гуннами, а позднее с вандалами, достигают Северной Африки.
Другая часть алан оказалась отброшена в предгорья центрального Кавказа, где постепенно сложился довольно сильный племенной союз, однако лишь к IX веку, с крушением Хазарского Каганата, аланы добиваются независимости.
Тем не менее, в результате монгольского нашествия в конце 1230-ых годов, и в особенности после опустошительного вторжения войск Тамерлана в 1395 году, аланский племенной союз рассыпается, и уцелевшие аланы с северокавказских равнин вытесняются в горные ущелья Центрального Кавказа, где в течение нескольких последующих столетий ассимиляционных процессов народ-кочевник превращается в горцев.
И хотя история самих осетин начинается именно с этого периода, для лучшего понимания корней нынешнего противостояния необходимо подробно остановиться на сармато-грузинских отношениях.
Сарматы. Геноцид первый.
Во II веке н. э., во времена двоецарствия, при правлении монархов Амазаспа и Дерока, о чем сообщает грузинский историк Леонти Мровели, "...перешли овсы большим войском дорогой двалетской. И не знал Амазасп царь о переходе овсов, пока они не преодолели гору. Пришли овсы и стали лагерем у истоков Лиахви, восемь дней отдыхали, и нигде не стали чинить погромы, ибо пришли они для сокрушения города Мцхета. Тогда Амазасп призвал всех эриставов Картли ...Пришли овсы с северной стороны города, которая есть Мухнари. И тогда Амазасп царь заполнил крепости и врата Мцхета войсками... И вышел из города и напал на овсов на рассвете... одолел и обратил в бегство овсский лагерь, и убил царя овсов, и уничтожил множество их войск. И на другой год... собрал войско большое и перешел в Овсети. И никто не смог оказать ему сопротивления и опустошил он Овсети и вернулся домой победителем".
Геноцид второй
В IV веке, во время царствования первого христианского монарха Картли Мириана III (318 -360 годы) Картли подверглось очередному нашествию:
"..перешли овсы, возглавляемые Перошем и Кавтиа, и разорили Картли. А Мириан окольными путями перебрался в Овсетию, опустошил ее и дошел до Хазарети, а затем дорогою двалетской вернулся домой".
Геноцид третий
В 451 году ( по другим данным в 441г.), «в пору, когда Вахтангу (Вахтанг I Горгасали, грузинский монарх ) исполнилось десять лет, явились бесчисленные войска овсов и полонили Картли от начала Куры до Хунани, разорили просторы, но укрепленные города миновали, за исключением Каспи. Город же Каспи захватили и сокрушили, увели сестру Вахтанга Мирандухт — девочку трех лет. Не овладев долинами картлийскими, (а также) Кахети, Кларджети и Эгриси, вторглись в Ран и Мовакан, полонили их, прошли Ворота Дербенда, ибо сами дербендцы указали им этот путь, и затем победно вернулись в Овсети."

«В пору, когда Вахтангу исполнилось пятнадцать лет, созвал он знатных картлийцев и собрал их всех в городе. ..Вновь выступил Вахтанг пред вельможами Картли и сказал: «… Невмоготу мне более насмешки овсов, но в надежде и в уповании на бога и единосущую троицу беспредельную, данным знаменем и оружием уповающим на него, отомстим овсам».
«Постановили поход в Овсети и разошлись по своим домам для сборов. А царь Вахтанг отправил гонца к своему дяде Вараз-Бакуру — эриставу Рани — с тем, чтобы сообщить ему о походе в Овсети и просить помощи. Тот же радостно откликнулся, ибо страна его также разорялась овсами.
Царь Вахтанг выступил из города Мцхета, пополнил рать и двинулся. Ликовал он при виде множества и воинственности доброконного своего войска, бодрости духа бойцов, с радостью готовых к отмщению овсам.
Тут цари овсетские собрали своих воинов, призвали силы из Хазарии и встретили (грузин).
Готовые к бою двинулись войска: тяжеловооруженные всадники, одетые в панцири и железные шлемы — впереди, а за ними — пешие, а за пешими снова множество конников. И так грянули они на овсов. Овсы же заняли вершины скалистых гор и оттуда обрушили стрелы, словно потоки дождя.
Вахтанг с отборными всадниками находился позади своего войска, укреплял и воодушевлял воинов. Тяжеловооруженные конники, одолев скалистую дорогу, вступили на равнину. Вслед за ними двинулись и пешие и множество всадников. И произошла жестокая сеча.
Одолели тогда овсов и обратили в бегство лагерь их. Сокрушили и полонили. Большую часть бежавших овсов схватили заживо для обмена их на прежде полоненных овсами грузин. Как только вернулись из погони, собрались в собственном лагере. Передохнув три дня и вознеся богу благодарение, вторглись в Овсети, сокрушили там города, захватили огромную добычу и увели большой полон.
Цари овсетские бежали и скрылись в крепостях Кавказа. Вышли оттуда послы и заключили мир. Тех же пленников-грузин, что были захвачены овсами за шесть лет, (Вахтанг) обменял на равное количество. Пленных, выкупленных в Картли, было числом в триста пятьдесят тысяч, а помимо уже обмененных, пленных овсов оставалось еще числом шестьсот тысяч, не считая пачаников и джинов. Все это совершено было за четыре месяца».
Геноцид четвёртый
Проведенного урока хватило на пять с половиной веков: между 1027 и 1032 годами сарматы во главе с вождем Урдуре устраивают опустошительное нашествие на Восточную Грузию, разорив северные провинции Кахети и ее древнюю столицу в Тианети, но терпят сокрушительное поражение в бою с Квирике III, правителем Кахети, истребившем вторгнувшихся кочевников. По преданию, сарматского вождя убивает сам Квирике, за что в 1037 году погибает от руки сарматского раба, отомстившего за своего вождя.
Тем не менее, враждебность сарматского мира не всегда была направлена против Грузии. Порой сарматы, а вернее наиболее известное сарматское племя, аланы, непосредственные предки нынешних осетин, были союзниками грузинских монархов, и в эпоху расцвета средневековой грузинской монархии их часто можно видеть в качестве союзных или же наемных войск в грузинской армии. Да и династические браки того времени, обусловленные в первую очередь конфессиональной близостью, были не редкостью.
Геноцид пятый
Однако ситуация меняется после оккупации Грузии монголами, и в 1292 году, в раздираемой феодальными распрями стране осетинские вожди, действия которых поддерживала монгольская администрация в целях ослабления Грузии, начали грабить и разорять внутренние провинции Картли, и почти на три десятилетия захватили Гори с окрестностями, превратив горийскую крепость в мощную базу для грабительских рейдов в другие регионы:
"..стали овсы опустошать, убивать, разорять и пленять Картли, и город Гори разорили и захватили овсы. Тогда собрались картвелы перед Амадои, сыном Беги, эриставом картлийским и подошли к Гори, и были многократные схватки внутри города, и убито было великое множество народу, и овсов, и картвелов, и был весь Гори сожжен. А когда стало трудно овсам, спустили они по веревке человека и послали его к стоящим в Мухрани татарам, прося их о помощи. И тогда стали татары между картвелами и овсами, разняли их и заключили мир. И пошла отсюда вражда между картвелами и овсами... и были они так натравлены друг на друга, что тот, кто оказывался сильней, убивал... А князь Бакатар возвысился и разорял Картли, Триалети и изгонял азнауров с их вотчин, и в великом бедствии находились жители Картли... Жестоко разорял Бакатар Картли... Разорял страну и убивал людей".
Тогда наверно тоже казалось, что это навсегда.
Однако к 20 годам XIV века Гиорги V Блистательный, при помощи горцев предварительно укрепив горные перевалы, чем отрезал противнику пути подхода подкреплений, разгромил и истребил вторгшиеся сарматские племена, и после трехлетней осады вернул горийскую крепость. Тридцатилетняя оккупация целого региона прекратилась, но следы этого нашествия были столь велики, что понадобилось еще несколько десятилетий для восстановления хозяйственной жизни.
Осетины Геноцид шестой.
К 14 веку сарматские племена, окончательно разоренные войнами с монгольскими и тюркскими племенами, оказались зажаты в горных теснинах центрального Кавказа, где в ходе ассимиляционных процессов с аборигенным населением в последующих веках сложился новый этнос – осетины. И несмотря на то, что помимо них аланы приняли участие в этногенезе многих народов Северного Кавказа, сегодня осетины последний осколок некогда огромного сарматского мира.
Территории северной части Центрального Кавказа, на которой сформировался осетинский этнос, не отличались изобилием, да и экспансия более многочисленных мусульманских народов, и прежде всего кабардинцев, вынуждала безземельных осетин к поиску лучшей доли южнее Кавказского хребта.
В XVI-XVII веках, результате нескончаемых войн и опустошительных нашествий население Грузии заметно сократилось, особенно в равнинных частях Картли и Кахети, что послужило некоторым точком к внутренней миграции – грузинские горцы из Двалети и Хеви, а так же других горных регионов стали спускаться на равнины, в результате чего во многих горных местностях население изрядно сократилось. Вот что об этом пишет историк Вахушти Багратиони:
«В этих горных местах, где селились осетины, поначалу жили грузинские крестьяне. Затем ими стали владеть осетины, а грузины спустились в долины, ибо из-за врагов население долин сократилось».

А это уже в 1871 год пишет академик Н. Ф. Дубровин : «Малоземельность была причиной, что часть осетин переселилась на южный склон Главного Хребта и добровольно отдала себя в кабалу грузинских помещиков. Заняв ущелья Большой и Малой Лиахви, Рехулы, Ксани и её притоков, осетины стали крепостными князей Эриставовых и Мачабеловых. Эти переселенцы и составляют население так называемых южных осетин и, в свою очередь, делятся также на многие общества, называемые по именам ущелий, ими обитаемых. Так, они делятся на ксанских, лиахвских, гудушаурских, маграндвалетских, джамурских и других. Много осетин поселились в Мтиулетском и Хевском ущелье».
Помимо экономических, была еще одна причина миграции грузинских горцев - разорительные набеги осетинских отрядов, что в условиях естественной убыли населения и отсутствия централизованного сопротивления приводило к обезлюдиванию целых областей.
А вот и купчая, дотированная первой половиной XVII века: «Заключительным этим письмом сообщаем, что мы Ч…тиа Иванэ и Закариа с нашими сыновьями Шермазаном, Индо, Гарсеваном и Арджабаном продаем наше имение Мачабели Куабулу и Заалу и братьям их и потомкам их. Вымерла Верхняя Джава и обезлюжена осетинами. Бог свидетель, вымерла так, что не осталось и следа человеческого. Продали вам дзиганидзевское имение в Верхней Джаве со своим кладбищем, пахотной землей, родником, мельницей, горами и домами, виноградником, со всем, что находится на этой земле. Дзиганидзе, наследник его, пропал, и мы взяли его долю. Итак, продали мы наше имение, которое не оспорит никакой господин, ни кто-либо другой… Продали в такое время, когда, бывало, мать съедала своего ребенка, муж продавал жену, чтобы самому выжить. И с нами такое же приключилось, из семьи в десять человек в живых осталось пятеро. Мы успели продать наше родовое поместье и сохранили себя, да благословит вас Господь, что вы купили наше имение и спасли нас, а не то мы вымерли бы. Отныне да будет оно вашим и будьте счастливы. Кто оспорит ваше приобретение, да падет на него гнев Божий. Свидетелями тому священник Свимон Эпениашвили, Гурджишвили Ломи»
В 1601 году, дабы обуздать грабительские отряды осетин, разорявших горные регионы, и порой спускающихся на равнины Западной Грузии, монарх Имерети Ростом был вынужден совершить поход в Двалети, однако это оказалось временным успехом – для эффективного постоянного противостояния осетинским разбойничьим отрядам требовалось существование сильного централизованного государства, что для раздробленной и истекающей кровью в войнах с Турцией и Ираном Грузии тех времен было несбыточной мечтой.
Несколько позднее, при Гиорги Саакадзе, аналогичные мероприятия проводят и власти Восточной Грузии, для которых осетинская угроза была еще более серьезной, нежели для Имерети.
Это подтверждают и сведения из труда католикоса Восточной Грузии Бесариона Бараташвили-Орбелашвили (1724-1737 годы) «Мученичество Царя Луарсаба», в котором описывается период начала XVII века, и с горечью отмечается тяжелое положение разоряемого населения:
"сначала от османов..., потом от персов и затем от ближних к нам горцев-овсов, которые обосновались поблизости от нас, поелику и они весьма притесняли, ибо с наступлением лета вплоть до зимнего времени убивали и пленяли явно и тайно. И в таком бедствии пребывали картвелы".
Геноцид седьмой
После аннексии Восточной Грузии Российской империей в 1801 году положение гражданского населения Шида Картли, подвергаемого постоянным набегам со стороны осетин только ухудшилось, и если прежде набеги были средством обогощения, то с этих пор осетины начали заселять опустошенные набегами селения или же вовсе изгонять оставшееся малочисленное грузинское население.
Это отмечается и в рапорте русского генерала Кронинга от 1802 года: "...Осетинские народы, обитающие в ущельях гор Кавказских, по рекам Паца и Большой Лиахве... производили набеги на грузинские селения и похищали имущество обитателей и, вовлекая их самих в неволю, продавали иноязычным народам, горы кавказские населяющим".
А в другом документе, датируемом 1808 годом указано:
"Грабительство в Горийском уезде осетин, живущих по Большой и Малой Лиахве и Арагве, скота и убийства людей не только не уменьшается, но еще возвеличивается".
В рапорте генерала Симоновича, датированного 1812 годом, отмечается, что "имеретинские осетинцы, живущие в ущелье Цедиси, лежащем в рачинской провинции и примыкающем одной стороною к хребту кавказских гор... делали беспрестанные хищничества в соседственных им рачинских деревнях людьми и скотом, которых они продавали по большей части дигорцам, живущим за Кавказом".
А вот документ от 1815 года:
"осетины, живущие на Большой и Малой Лиахве, также на Ксани и Меджуде, нападают на жителей, отбивают у них скот и делают смертоубийства" .
В рапорте барона Ховена от 1824 года генералу Ермолову говорится:
"новокрещенцы сии (осетины - В. И.) под видом единоверия, имея в Карталинию свободный вход, в надежде на покровительство тамошнего духовенства и на снисхождение правительства позволяют себе весьма часто непозволительные шалости, а карталинцы, боясь ответственности за убийство единоверца, не смеют не только преследовать их, но и защищаться".
Проблема грабительских набегов приобрела такой размах, что русской имперской администрации пришлось принять меры, дабы прекратить бесконечные опустошительные рейды, организовав военные экспедиции в горные ущелья, занятые осетинами в1804, 1805, 1810, 1812, 1830 годах. Но несмотря на это фактически весь период первой половины 19 столетия продолжалось силовое занятие осетинами сначала предгорий, а уже во второй половине 19 века и равнинных областей провинции Шида Картли. А один из исторических регионов Картли – Двалети, с начала 16 века испытавший осетинский натиск, в 1858 году одним росчерком русского пера оказался оторван от Грузии.
"Еще свежо у многих воспоминание о том времени, когда одно простое слово "оси" - осетин наводило на мирных жителей Карталинии страх, заставлявший их укрываться в домах, ограждать свою собственность от тайных набегов и принимать меры к обороне. Тогда осетин играл... в Карталинии ту же роль, какую хищные лезгины всегда играли в Кахетии. Осетины... нападали, бывало, на бедных поселян Карталинии... грабили, даже убивали в случае сопротивления и, возвращаясь в горы с отнятым скотом и имуществом... делили добычу между собой...» - это уже выдержка из статьи в газете "Кавказ" (1885, № 17) И. В. Беридзе.
Восьмой геноцид
8 марта 1918 года, в условиях чрезвычайно тяжелых и кровопролитных боев с наступавшей турецкой армией, в тылу осетинские вооруженные формирования подняли восстание против грузинского правительства.
В Цхинвали, во время переговоров с вооруженными осетинами по команде комиссара Цхинвали Кулумбекова по собравшимся на переговорах Двгрисской площади переговорщикам с правительственной стороны и собравшемуся населению открывается ружейная стрельба с двух сторон, после чего, с наступлением темноты с четырех сторон поджигаются виноградники и дома в окрестностях селения.
С рассветом беспорядочная стрельба переходит в бой, но к четырем часам дня боеприпасы малочисленного правительственного отряда, защищающего селение, кончаются, и в Цхинвали с четырех сторон врываются толпы вооруженных осетин. Неравный бой местами переходит в рукопашную, и несмотря на отчаянное сопротивление, к вечеру правительственный отряд уничтожен, и в ночном Цхинвали царствуют насилие и убийства. Раненых мужчин истязают и убивают, насилуют женщин и грабят имущество, кто на чем вывозя награбленное в горные ущелья.
Однако вскоре весть о нападении на Цхинвали доходит до Гори, и к полудню 22 марта правительственные отряды подходят к ограбленному и сожженному Цхинвали, который боевики без боя оставляют. Многих из них, в том числе Кулумбекова все же удается арестовать. Кровавое восстание марта 1918 года подавлено.
Несмотря на это, представитель правящей социал-демократической партии Александре Ломтатидзе в газете «Сакартвелос республика» от 30 августа 1918 года отмечает:
«..Наша политика к осетинам должна быть такой же, как и к грузинам. Такой политикой возможно упорядочение ситуации. Нет, мы не можем избрать иной путь. В государстве каждый гражданин должен быть законным сыном, а не пасынком».
Несмотря на то, что с крушением Российской империи в 1917 году Грузия возвратила себе независимость, вместо дряхлого, прогнившего государственного образования севернее кавказских гор появилась новая империя и новые старые вызовы. За всеми вооруженными выступлениями осетин так или иначе стояли русские большевики, готовящие всеобщую вооруженное восстание против Грузинского правительства.
Геноцид девятый
Так 15 августа 1919 года КавКрайКом РКПб, а 9 сентября того же года всеобщий кавказский партийный совет рассмотрели вопрос всеобщего восстания, в связи с чем к концу сентября КавКрайКом РКПб принял специальное постановление. Однако для Тбилиси это стало известно, и за два дня до намеченной даты лидеры готовящегося восстания были арестованы.
Несмотря на это, некоторые партийные организации были не осведомлены об арестах, и 23 октября 1919 года все же восстали. В частности восстание было осуществлено в Роки. Правительственные войска сравнительно легко подавили эти вооруженные мятежи.
Геноцид десятый
К началу мая 1920 года для руководства советской России стало очевидно, что польский поход если не потерпел неудачу, то во всяком случае принимает затяжные формы. В связи с этим готовящееся вторжение в Грузию, ровно как и всеобщее восстание против грузинского правительства было отложено, и 7 мая 1920 года между РСФСР и Грузинской демократической республикой заключается мирный договор, согласно которому Советская Россия признавала независимость Грузии и обязывалась не вмешиваться в ее внутренние дела.
К этому времени этническая карта региона была весьма пестрой – обширные территории северной части провинции Шида Картли занимали осетины, а прочие селения преимущественно были грузинскими. Сам же Цхинвали больше был еврейским, нежели грузинским селением:
«По данным на 1917 г. в Цхинвале было уже 80 осетинских домов, при 346 еврейских, 310 грузинских и 160 армянских (Цотниашвили М. Ш. История Цхинвали, с. 205). Не противоречит этим данным и сведения о численности жителей Цхинвала того же времени: из 5033 душ населения Цхинвала: 553 чел. были осетины (9%), 2130 — евреи (40%), 1660 — грузины (30%), 674 — армяне (10,3%), С приведенными данными существенно не расходится далеко не полный поименный список глав осетинских семейств {с указанием профессии и улицы, на которой проживали), проживавших в Цхинвале перед революцией и составленный старожилом Г. Н. Джиоевым»

Несмотря на фактическое блокирование со стороны Москвы, не имевшей в тот момент возможность непосредственно учавствовать в агрессии против Грузии, восстание все же началось.
В воспоминаниях члена большевистской партии Раждена Козаева, побывавшего после этих событий в Москве, отмечено:
«..Тов. Ленин принял меня тотчас же.. Я передал ему меморандум и кратко, как мог, рассказал о восстании в Юго-Осетии против гнета меньшевистской Грузии, зверских методах подавления ею восстания, а также о решении юго-осетинских трудящихся масс - присоединиться к Советской России. Выслушав меня внимательно и прочитав меморандум. Тов. Ленин сказал любезно: «дорогой товарищ горец» Не волнуйтесь.. Езжайте обратно. Южно-осетинской боевой организации передайте мой боевой привет…»
6 июня 1920 года вооруженные осетинские банды, получив подкрепления из Владикавказа, уничтожили малочисленный правительственный отряд, и уже 8 июня напали на Цхинвали, вновь разграбив еще не оправившийся от предыдущего набега селение. Повстанцы провозгласили Южную Осетию «от Они до Душета», и о желании «присоединении к Советской России».
Кроме захваченного Цхинвали разграблению подверглись и прочие незащищенные населенные пункты региона. Местное население было вынуждено покинуть свои дома, ища спасение в Горийском уезде.
Однако уже 17 июня правительственные войска и народная гвардия атаковали и разгромили осетинские бандформирования, в третий раз за три года взявших в руки оружие и грабящих селения Шида Картли. Политика вовлечения, высказанная Ломтатидзе двумя годами ранее, явно потерпела неудачу, и было решено жестко наказать боевиков, вооруженных иностранным государством, с которым шла перманентная война на выживание.
http://aznauri.livejournal.com/155762.html
Из общего массива сарматских племен, к II в. до н.э. захвативших обширные земли севернее Кавказских гор, для изучения интересующего нас вопроса наиболее интересны племена, известные как сираки, аорсы и аланы, считающиеся непосредственными предками осетин.
По данным Страбона эти племена были довольно многочисленны и могущественны, однако уже к 3 веку нашей эры упоминания о аорсах и сираках исчезают, и их место занимают аланы.
К 372 году аланы терпят катастрофическое поражение от гуннов. Часть из них оказалась вовлечена в Великое переселение народов, и совместно с гуннами, а позднее с вандалами, достигают Северной Африки.
Другая часть алан оказалась отброшена в предгорья центрального Кавказа, где постепенно сложился довольно сильный племенной союз, однако лишь к IX веку, с крушением Хазарского Каганата, аланы добиваются независимости.
Тем не менее, в результате монгольского нашествия в конце 1230-ых годов, и в особенности после опустошительного вторжения войск Тамерлана в 1395 году, аланский племенной союз рассыпается, и уцелевшие аланы с северокавказских равнин вытесняются в горные ущелья Центрального Кавказа, где в течение нескольких последующих столетий ассимиляционных процессов народ-кочевник превращается в горцев.
И хотя история самих осетин начинается именно с этого периода, для лучшего понимания корней нынешнего противостояния необходимо подробно остановиться на сармато-грузинских отношениях.
Сарматы. Геноцид первый.
Во II веке н. э., во времена двоецарствия, при правлении монархов Амазаспа и Дерока, о чем сообщает грузинский историк Леонти Мровели, "...перешли овсы большим войском дорогой двалетской. И не знал Амазасп царь о переходе овсов, пока они не преодолели гору. Пришли овсы и стали лагерем у истоков Лиахви, восемь дней отдыхали, и нигде не стали чинить погромы, ибо пришли они для сокрушения города Мцхета. Тогда Амазасп призвал всех эриставов Картли ...Пришли овсы с северной стороны города, которая есть Мухнари. И тогда Амазасп царь заполнил крепости и врата Мцхета войсками... И вышел из города и напал на овсов на рассвете... одолел и обратил в бегство овсский лагерь, и убил царя овсов, и уничтожил множество их войск. И на другой год... собрал войско большое и перешел в Овсети. И никто не смог оказать ему сопротивления и опустошил он Овсети и вернулся домой победителем".
Геноцид второй
В IV веке, во время царствования первого христианского монарха Картли Мириана III (318 -360 годы) Картли подверглось очередному нашествию:
"..перешли овсы, возглавляемые Перошем и Кавтиа, и разорили Картли. А Мириан окольными путями перебрался в Овсетию, опустошил ее и дошел до Хазарети, а затем дорогою двалетской вернулся домой".
Геноцид третий
В 451 году ( по другим данным в 441г.), «в пору, когда Вахтангу (Вахтанг I Горгасали, грузинский монарх ) исполнилось десять лет, явились бесчисленные войска овсов и полонили Картли от начала Куры до Хунани, разорили просторы, но укрепленные города миновали, за исключением Каспи. Город же Каспи захватили и сокрушили, увели сестру Вахтанга Мирандухт — девочку трех лет. Не овладев долинами картлийскими, (а также) Кахети, Кларджети и Эгриси, вторглись в Ран и Мовакан, полонили их, прошли Ворота Дербенда, ибо сами дербендцы указали им этот путь, и затем победно вернулись в Овсети."

«В пору, когда Вахтангу исполнилось пятнадцать лет, созвал он знатных картлийцев и собрал их всех в городе. ..Вновь выступил Вахтанг пред вельможами Картли и сказал: «… Невмоготу мне более насмешки овсов, но в надежде и в уповании на бога и единосущую троицу беспредельную, данным знаменем и оружием уповающим на него, отомстим овсам».
«Постановили поход в Овсети и разошлись по своим домам для сборов. А царь Вахтанг отправил гонца к своему дяде Вараз-Бакуру — эриставу Рани — с тем, чтобы сообщить ему о походе в Овсети и просить помощи. Тот же радостно откликнулся, ибо страна его также разорялась овсами.
Царь Вахтанг выступил из города Мцхета, пополнил рать и двинулся. Ликовал он при виде множества и воинственности доброконного своего войска, бодрости духа бойцов, с радостью готовых к отмщению овсам.
Тут цари овсетские собрали своих воинов, призвали силы из Хазарии и встретили (грузин).
Готовые к бою двинулись войска: тяжеловооруженные всадники, одетые в панцири и железные шлемы — впереди, а за ними — пешие, а за пешими снова множество конников. И так грянули они на овсов. Овсы же заняли вершины скалистых гор и оттуда обрушили стрелы, словно потоки дождя.
Вахтанг с отборными всадниками находился позади своего войска, укреплял и воодушевлял воинов. Тяжеловооруженные конники, одолев скалистую дорогу, вступили на равнину. Вслед за ними двинулись и пешие и множество всадников. И произошла жестокая сеча.
Одолели тогда овсов и обратили в бегство лагерь их. Сокрушили и полонили. Большую часть бежавших овсов схватили заживо для обмена их на прежде полоненных овсами грузин. Как только вернулись из погони, собрались в собственном лагере. Передохнув три дня и вознеся богу благодарение, вторглись в Овсети, сокрушили там города, захватили огромную добычу и увели большой полон.
Цари овсетские бежали и скрылись в крепостях Кавказа. Вышли оттуда послы и заключили мир. Тех же пленников-грузин, что были захвачены овсами за шесть лет, (Вахтанг) обменял на равное количество. Пленных, выкупленных в Картли, было числом в триста пятьдесят тысяч, а помимо уже обмененных, пленных овсов оставалось еще числом шестьсот тысяч, не считая пачаников и джинов. Все это совершено было за четыре месяца».
Геноцид четвёртый
Проведенного урока хватило на пять с половиной веков: между 1027 и 1032 годами сарматы во главе с вождем Урдуре устраивают опустошительное нашествие на Восточную Грузию, разорив северные провинции Кахети и ее древнюю столицу в Тианети, но терпят сокрушительное поражение в бою с Квирике III, правителем Кахети, истребившем вторгнувшихся кочевников. По преданию, сарматского вождя убивает сам Квирике, за что в 1037 году погибает от руки сарматского раба, отомстившего за своего вождя.
Тем не менее, враждебность сарматского мира не всегда была направлена против Грузии. Порой сарматы, а вернее наиболее известное сарматское племя, аланы, непосредственные предки нынешних осетин, были союзниками грузинских монархов, и в эпоху расцвета средневековой грузинской монархии их часто можно видеть в качестве союзных или же наемных войск в грузинской армии. Да и династические браки того времени, обусловленные в первую очередь конфессиональной близостью, были не редкостью.
Геноцид пятый
Однако ситуация меняется после оккупации Грузии монголами, и в 1292 году, в раздираемой феодальными распрями стране осетинские вожди, действия которых поддерживала монгольская администрация в целях ослабления Грузии, начали грабить и разорять внутренние провинции Картли, и почти на три десятилетия захватили Гори с окрестностями, превратив горийскую крепость в мощную базу для грабительских рейдов в другие регионы:
"..стали овсы опустошать, убивать, разорять и пленять Картли, и город Гори разорили и захватили овсы. Тогда собрались картвелы перед Амадои, сыном Беги, эриставом картлийским и подошли к Гори, и были многократные схватки внутри города, и убито было великое множество народу, и овсов, и картвелов, и был весь Гори сожжен. А когда стало трудно овсам, спустили они по веревке человека и послали его к стоящим в Мухрани татарам, прося их о помощи. И тогда стали татары между картвелами и овсами, разняли их и заключили мир. И пошла отсюда вражда между картвелами и овсами... и были они так натравлены друг на друга, что тот, кто оказывался сильней, убивал... А князь Бакатар возвысился и разорял Картли, Триалети и изгонял азнауров с их вотчин, и в великом бедствии находились жители Картли... Жестоко разорял Бакатар Картли... Разорял страну и убивал людей".
Тогда наверно тоже казалось, что это навсегда.
Однако к 20 годам XIV века Гиорги V Блистательный, при помощи горцев предварительно укрепив горные перевалы, чем отрезал противнику пути подхода подкреплений, разгромил и истребил вторгшиеся сарматские племена, и после трехлетней осады вернул горийскую крепость. Тридцатилетняя оккупация целого региона прекратилась, но следы этого нашествия были столь велики, что понадобилось еще несколько десятилетий для восстановления хозяйственной жизни.
Осетины Геноцид шестой.
К 14 веку сарматские племена, окончательно разоренные войнами с монгольскими и тюркскими племенами, оказались зажаты в горных теснинах центрального Кавказа, где в ходе ассимиляционных процессов с аборигенным населением в последующих веках сложился новый этнос – осетины. И несмотря на то, что помимо них аланы приняли участие в этногенезе многих народов Северного Кавказа, сегодня осетины последний осколок некогда огромного сарматского мира.
Территории северной части Центрального Кавказа, на которой сформировался осетинский этнос, не отличались изобилием, да и экспансия более многочисленных мусульманских народов, и прежде всего кабардинцев, вынуждала безземельных осетин к поиску лучшей доли южнее Кавказского хребта.
В XVI-XVII веках, результате нескончаемых войн и опустошительных нашествий население Грузии заметно сократилось, особенно в равнинных частях Картли и Кахети, что послужило некоторым точком к внутренней миграции – грузинские горцы из Двалети и Хеви, а так же других горных регионов стали спускаться на равнины, в результате чего во многих горных местностях население изрядно сократилось. Вот что об этом пишет историк Вахушти Багратиони:
«В этих горных местах, где селились осетины, поначалу жили грузинские крестьяне. Затем ими стали владеть осетины, а грузины спустились в долины, ибо из-за врагов население долин сократилось».

А это уже в 1871 год пишет академик Н. Ф. Дубровин : «Малоземельность была причиной, что часть осетин переселилась на южный склон Главного Хребта и добровольно отдала себя в кабалу грузинских помещиков. Заняв ущелья Большой и Малой Лиахви, Рехулы, Ксани и её притоков, осетины стали крепостными князей Эриставовых и Мачабеловых. Эти переселенцы и составляют население так называемых южных осетин и, в свою очередь, делятся также на многие общества, называемые по именам ущелий, ими обитаемых. Так, они делятся на ксанских, лиахвских, гудушаурских, маграндвалетских, джамурских и других. Много осетин поселились в Мтиулетском и Хевском ущелье».
Помимо экономических, была еще одна причина миграции грузинских горцев - разорительные набеги осетинских отрядов, что в условиях естественной убыли населения и отсутствия централизованного сопротивления приводило к обезлюдиванию целых областей.
А вот и купчая, дотированная первой половиной XVII века: «Заключительным этим письмом сообщаем, что мы Ч…тиа Иванэ и Закариа с нашими сыновьями Шермазаном, Индо, Гарсеваном и Арджабаном продаем наше имение Мачабели Куабулу и Заалу и братьям их и потомкам их. Вымерла Верхняя Джава и обезлюжена осетинами. Бог свидетель, вымерла так, что не осталось и следа человеческого. Продали вам дзиганидзевское имение в Верхней Джаве со своим кладбищем, пахотной землей, родником, мельницей, горами и домами, виноградником, со всем, что находится на этой земле. Дзиганидзе, наследник его, пропал, и мы взяли его долю. Итак, продали мы наше имение, которое не оспорит никакой господин, ни кто-либо другой… Продали в такое время, когда, бывало, мать съедала своего ребенка, муж продавал жену, чтобы самому выжить. И с нами такое же приключилось, из семьи в десять человек в живых осталось пятеро. Мы успели продать наше родовое поместье и сохранили себя, да благословит вас Господь, что вы купили наше имение и спасли нас, а не то мы вымерли бы. Отныне да будет оно вашим и будьте счастливы. Кто оспорит ваше приобретение, да падет на него гнев Божий. Свидетелями тому священник Свимон Эпениашвили, Гурджишвили Ломи»
В 1601 году, дабы обуздать грабительские отряды осетин, разорявших горные регионы, и порой спускающихся на равнины Западной Грузии, монарх Имерети Ростом был вынужден совершить поход в Двалети, однако это оказалось временным успехом – для эффективного постоянного противостояния осетинским разбойничьим отрядам требовалось существование сильного централизованного государства, что для раздробленной и истекающей кровью в войнах с Турцией и Ираном Грузии тех времен было несбыточной мечтой.
Несколько позднее, при Гиорги Саакадзе, аналогичные мероприятия проводят и власти Восточной Грузии, для которых осетинская угроза была еще более серьезной, нежели для Имерети.
Это подтверждают и сведения из труда католикоса Восточной Грузии Бесариона Бараташвили-Орбелашвили (1724-1737 годы) «Мученичество Царя Луарсаба», в котором описывается период начала XVII века, и с горечью отмечается тяжелое положение разоряемого населения:
"сначала от османов..., потом от персов и затем от ближних к нам горцев-овсов, которые обосновались поблизости от нас, поелику и они весьма притесняли, ибо с наступлением лета вплоть до зимнего времени убивали и пленяли явно и тайно. И в таком бедствии пребывали картвелы".
Геноцид седьмой
После аннексии Восточной Грузии Российской империей в 1801 году положение гражданского населения Шида Картли, подвергаемого постоянным набегам со стороны осетин только ухудшилось, и если прежде набеги были средством обогощения, то с этих пор осетины начали заселять опустошенные набегами селения или же вовсе изгонять оставшееся малочисленное грузинское население.
Это отмечается и в рапорте русского генерала Кронинга от 1802 года: "...Осетинские народы, обитающие в ущельях гор Кавказских, по рекам Паца и Большой Лиахве... производили набеги на грузинские селения и похищали имущество обитателей и, вовлекая их самих в неволю, продавали иноязычным народам, горы кавказские населяющим".
А в другом документе, датируемом 1808 годом указано:
"Грабительство в Горийском уезде осетин, живущих по Большой и Малой Лиахве и Арагве, скота и убийства людей не только не уменьшается, но еще возвеличивается".
В рапорте генерала Симоновича, датированного 1812 годом, отмечается, что "имеретинские осетинцы, живущие в ущелье Цедиси, лежащем в рачинской провинции и примыкающем одной стороною к хребту кавказских гор... делали беспрестанные хищничества в соседственных им рачинских деревнях людьми и скотом, которых они продавали по большей части дигорцам, живущим за Кавказом".
А вот документ от 1815 года:
"осетины, живущие на Большой и Малой Лиахве, также на Ксани и Меджуде, нападают на жителей, отбивают у них скот и делают смертоубийства" .
В рапорте барона Ховена от 1824 года генералу Ермолову говорится:
"новокрещенцы сии (осетины - В. И.) под видом единоверия, имея в Карталинию свободный вход, в надежде на покровительство тамошнего духовенства и на снисхождение правительства позволяют себе весьма часто непозволительные шалости, а карталинцы, боясь ответственности за убийство единоверца, не смеют не только преследовать их, но и защищаться".
Проблема грабительских набегов приобрела такой размах, что русской имперской администрации пришлось принять меры, дабы прекратить бесконечные опустошительные рейды, организовав военные экспедиции в горные ущелья, занятые осетинами в1804, 1805, 1810, 1812, 1830 годах. Но несмотря на это фактически весь период первой половины 19 столетия продолжалось силовое занятие осетинами сначала предгорий, а уже во второй половине 19 века и равнинных областей провинции Шида Картли. А один из исторических регионов Картли – Двалети, с начала 16 века испытавший осетинский натиск, в 1858 году одним росчерком русского пера оказался оторван от Грузии.
"Еще свежо у многих воспоминание о том времени, когда одно простое слово "оси" - осетин наводило на мирных жителей Карталинии страх, заставлявший их укрываться в домах, ограждать свою собственность от тайных набегов и принимать меры к обороне. Тогда осетин играл... в Карталинии ту же роль, какую хищные лезгины всегда играли в Кахетии. Осетины... нападали, бывало, на бедных поселян Карталинии... грабили, даже убивали в случае сопротивления и, возвращаясь в горы с отнятым скотом и имуществом... делили добычу между собой...» - это уже выдержка из статьи в газете "Кавказ" (1885, № 17) И. В. Беридзе.
Восьмой геноцид
8 марта 1918 года, в условиях чрезвычайно тяжелых и кровопролитных боев с наступавшей турецкой армией, в тылу осетинские вооруженные формирования подняли восстание против грузинского правительства.
В Цхинвали, во время переговоров с вооруженными осетинами по команде комиссара Цхинвали Кулумбекова по собравшимся на переговорах Двгрисской площади переговорщикам с правительственной стороны и собравшемуся населению открывается ружейная стрельба с двух сторон, после чего, с наступлением темноты с четырех сторон поджигаются виноградники и дома в окрестностях селения.
С рассветом беспорядочная стрельба переходит в бой, но к четырем часам дня боеприпасы малочисленного правительственного отряда, защищающего селение, кончаются, и в Цхинвали с четырех сторон врываются толпы вооруженных осетин. Неравный бой местами переходит в рукопашную, и несмотря на отчаянное сопротивление, к вечеру правительственный отряд уничтожен, и в ночном Цхинвали царствуют насилие и убийства. Раненых мужчин истязают и убивают, насилуют женщин и грабят имущество, кто на чем вывозя награбленное в горные ущелья.
Однако вскоре весть о нападении на Цхинвали доходит до Гори, и к полудню 22 марта правительственные отряды подходят к ограбленному и сожженному Цхинвали, который боевики без боя оставляют. Многих из них, в том числе Кулумбекова все же удается арестовать. Кровавое восстание марта 1918 года подавлено.
Несмотря на это, представитель правящей социал-демократической партии Александре Ломтатидзе в газете «Сакартвелос республика» от 30 августа 1918 года отмечает:
«..Наша политика к осетинам должна быть такой же, как и к грузинам. Такой политикой возможно упорядочение ситуации. Нет, мы не можем избрать иной путь. В государстве каждый гражданин должен быть законным сыном, а не пасынком».
Несмотря на то, что с крушением Российской империи в 1917 году Грузия возвратила себе независимость, вместо дряхлого, прогнившего государственного образования севернее кавказских гор появилась новая империя и новые старые вызовы. За всеми вооруженными выступлениями осетин так или иначе стояли русские большевики, готовящие всеобщую вооруженное восстание против Грузинского правительства.
Геноцид девятый
Так 15 августа 1919 года КавКрайКом РКПб, а 9 сентября того же года всеобщий кавказский партийный совет рассмотрели вопрос всеобщего восстания, в связи с чем к концу сентября КавКрайКом РКПб принял специальное постановление. Однако для Тбилиси это стало известно, и за два дня до намеченной даты лидеры готовящегося восстания были арестованы.
Несмотря на это, некоторые партийные организации были не осведомлены об арестах, и 23 октября 1919 года все же восстали. В частности восстание было осуществлено в Роки. Правительственные войска сравнительно легко подавили эти вооруженные мятежи.
Геноцид десятый
К началу мая 1920 года для руководства советской России стало очевидно, что польский поход если не потерпел неудачу, то во всяком случае принимает затяжные формы. В связи с этим готовящееся вторжение в Грузию, ровно как и всеобщее восстание против грузинского правительства было отложено, и 7 мая 1920 года между РСФСР и Грузинской демократической республикой заключается мирный договор, согласно которому Советская Россия признавала независимость Грузии и обязывалась не вмешиваться в ее внутренние дела.
К этому времени этническая карта региона была весьма пестрой – обширные территории северной части провинции Шида Картли занимали осетины, а прочие селения преимущественно были грузинскими. Сам же Цхинвали больше был еврейским, нежели грузинским селением:
«По данным на 1917 г. в Цхинвале было уже 80 осетинских домов, при 346 еврейских, 310 грузинских и 160 армянских (Цотниашвили М. Ш. История Цхинвали, с. 205). Не противоречит этим данным и сведения о численности жителей Цхинвала того же времени: из 5033 душ населения Цхинвала: 553 чел. были осетины (9%), 2130 — евреи (40%), 1660 — грузины (30%), 674 — армяне (10,3%), С приведенными данными существенно не расходится далеко не полный поименный список глав осетинских семейств {с указанием профессии и улицы, на которой проживали), проживавших в Цхинвале перед революцией и составленный старожилом Г. Н. Джиоевым»

Несмотря на фактическое блокирование со стороны Москвы, не имевшей в тот момент возможность непосредственно учавствовать в агрессии против Грузии, восстание все же началось.
В воспоминаниях члена большевистской партии Раждена Козаева, побывавшего после этих событий в Москве, отмечено:
«..Тов. Ленин принял меня тотчас же.. Я передал ему меморандум и кратко, как мог, рассказал о восстании в Юго-Осетии против гнета меньшевистской Грузии, зверских методах подавления ею восстания, а также о решении юго-осетинских трудящихся масс - присоединиться к Советской России. Выслушав меня внимательно и прочитав меморандум. Тов. Ленин сказал любезно: «дорогой товарищ горец» Не волнуйтесь.. Езжайте обратно. Южно-осетинской боевой организации передайте мой боевой привет…»
6 июня 1920 года вооруженные осетинские банды, получив подкрепления из Владикавказа, уничтожили малочисленный правительственный отряд, и уже 8 июня напали на Цхинвали, вновь разграбив еще не оправившийся от предыдущего набега селение. Повстанцы провозгласили Южную Осетию «от Они до Душета», и о желании «присоединении к Советской России».
Кроме захваченного Цхинвали разграблению подверглись и прочие незащищенные населенные пункты региона. Местное население было вынуждено покинуть свои дома, ища спасение в Горийском уезде.
Однако уже 17 июня правительственные войска и народная гвардия атаковали и разгромили осетинские бандформирования, в третий раз за три года взявших в руки оружие и грабящих селения Шида Картли. Политика вовлечения, высказанная Ломтатидзе двумя годами ранее, явно потерпела неудачу, и было решено жестко наказать боевиков, вооруженных иностранным государством, с которым шла перманентная война на выживание.
http://aznauri.livejournal.com/155762.html