Осетины и Грузия

Антипропаганда
  • Реклама

Аватара пользователя

SVOISKI
Сообщения: 12033
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 16:29
Награды: 3
:
Джентльмен Активист
Благодарил (а): 10107
Поблагодарили: 2253
Пол:
Georgia

Re: Осетины и Грузия

Сообщение SVOISKI » 12 фев 2010, 22:30

Какой он академик этот Дубровин . Купил свои регалии в будущем метро . Не был Какойтовский дед ничьим крепостным . :nel-zya:

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Реклама
Аватара пользователя

irakly
Админ
Сообщения: 77586
Зарегистрирован: 17 сен 2009, 12:26
Награды: 5
Откуда: Tbilisi
:
Фоторепортер Джентльмен
Благодетель Футболист
Активист
Благодарил (а): 9905
Поблагодарили: 16446
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Осетины и Грузия

Сообщение irakly » 15 фев 2010, 23:50

Еще одно разоблачение российской пропаганды.

Дочь Геронтия Кикодзе комментирует российскую фальшивку
15/02/2010

Свободная Грузия
Манана Кикодзе - историк

Во имя правды и в защиту памяти моего отца!

В горячие августовские дни 2008 года, когда руководство Российской Федерации «наказывало» Грузию за ее стремление к подлинной независимости и территориальной целостности, за ее желание стать членом ООН, когда военная авиация России безжалостно бомбила города и села Грузии, разрушала ее инфраструктуру, сравнивала с землей построенные отцами и дедами на земле предков дома, сжигала заботливо ухоженные поля, сады и виноградники, реликтовые лесные массивы, а голодное русское «воинство» жадно грабило все, что попадалось ему в руки, российские средства массовой информации фактически открыли второй фронт войны против Грузии.

Теле-радиовещание России, ее печатные органы планомерно искажали не только беспрецедентные события августа, но и важнейшие аспекты многовековой истории нашей Родины. Об одном из образчиков подобного рода лживой пропаганды я узнала, прочтя напечатанную в газете «Сапатриаркос уцкебани» («Ведомости патриархата») N 131 от 11-17 сентября 2008 года публикацию, автор которой Мариам Гагуа так озаглавила свою статью: «Грузия и Грузинская церковь в огне информационной войны». Дело касается помещенной на одном из российских интернетсайтов (osinform.ru) от 31 августа 2008 года фальшивки, которая, по уверению ее автора, представляет собой якобы фрагмент опубликованной в 1917 году в газете «Сакартвело» статьи, принадлежавшей перу Геронтия Кикодзе. Вот текст этого сообщения:

«Отрывок из статьи одного грузинского ученого, философа, доктора исторических наук, профессора Геронтия Кикодзе: До сих пор не установлено, кто мы и откуда нас несет наша судьба, где мы жили. Нас не любили и не давали жить соседи. Они ненавидели нас. Мы не знали, на что нам надеяться. Во так мы проводили наши дни в одиночестве – словно спустились с неба. Наш язык отличается от языков других народов, отличается не мировоззрения, наш характер, у нас есть свои особенности и традиции. Правда, мы были изгнаны из наших земель нашими соседями, они не оставили нас там, а аланы (предки нынешних осетин) нас пожалели, приютили, дали нам земли и приласкали. Они обучали нас своему военному делу, передали свою культуру, свои обычаи, защитили нас от внешних врагов. Геронтий Кикодзе, газ. «Сакартвело», 1917». (Стиль сохранен)

Со всей ответственностью хочу заявить, что приведенная информация является от начала до конца вымышленной и лживой. Начнем с того, что Геронтий Кикодзе не был ни историком, ни доктором и ни профессором. Кто так или иначе знаком с деятельностью, творчеством, образом мышления, гражданской позицией и стилем письма Геронтия Кикодзе, никогда не поверит, что приведенный фрагмент (который, по-видимому, специально исполнен дурным русским языком) принадлежит его перу. Более того, и это самое главное, ни в его личном архиве, ни на страницах газеты «Сакартвело» или какого-либо другого издания, ни в 1917 году, ни до этого и ни после текст с подобным содержанием, автором которого бы являлся Геронтий Кикодзе, вообще не существует! Парадоксально, но факт, что в газете «Сакартвело» за 1918 г. в ней N 124 действительно была опубликована статья Геронтия Кикодзе, озаглавленная «Осетинский вопрос» и отражающая его позицию. Но, как мы увидим ниже, эта статья абсолютно другого содержания и ничего общего не имеет с помещенным на российском интернетсайте скверно состряпанным текстом.

Вот что писал Геронтий Кикодзе в 1918 году на страницах газеты «Сакартвело»:
«Мы не знаем, где будет решен осетинский вопрос - в Парламенте или на поле боя. Во всяком случае, несомненно, что этот вопрос – внутреннее дело Грузии. Наш государственный суверенитет - на всю нашу историческую территорию. Осетины Джавского ущелья так же живут на этой территории, как абхазы Сухумского округа или татары Борчалинского уезда… У осетин есть собственный язык, но у них нет литературы и национальной культуры. Поэтому невозможно говорить об осетинской или территориальной автономии. Тем более невозможно устройство отдельного осетинского государства, которое по плану джавских фантазеров должно быть федеративно связано с Грузинской республикой. Основание отдельного государства не такое уж легкое дело, как это представляется осетинским гуртовщикам… И достаточно Парламенту и Правительству Грузии действительно «оставить открытым вопрос Южной Осетии», как Джавское ущелье остро почувствует все несчастье оставленной без присмотра первобытной общины…»

Таким образом, невозможно представить, чтобы один и тот же человек в одной и той же газете по одному и тому же вопросу мог высказывать диаметрально противоположные точки зрения. Комментарии здесь, как говорится, излишни!

Конечно, я могла бы оставить без реагирования совершенно безнравственный поступок автора российского интернетсайта (между прочим, многие близкие мне люди советовали поступить именно таким образом). Но когда по заказу определенных российских государственных органов русские горе - журналисты клевещут и посягают на честь и достоинство деятелей грузинской культуры и общественной мысли, когда специально состряпанную, лживую информацию выдают за мысли и высказывания этих людей, я полагаю, что молчание в том случае должно быть приравнено к измене памяти наших выдающихся предшественников!

Что же касается вышеприведенной информации российского интернетсайта относительно области первоначального проживания грузин и расселения якобы с древних времен предков нынешних осетин на территории Южного Кавказа, то она не выдерживает никакой критики. Данными антропологии, археологии, языкознания, исторической географии давно доказана автохтонность грузин на Южном Кавказе, т.е. на нынешней территории Грузии. Так что мы ни откуда не пришли, и нас, естественно, никто и не встречал.

Да будет известно автору интернетсайтовской фальшивки, что еще в IV веке до н.э. в Восточной Грузии, на территории Картли уже существовало Грузинское государство, в то время как наши так называемые «хозяева» в лице алан-ироноссов- оссов-овсов-яссов в I веке до нашей эры, как об этом свидетельствуют не только грузинские, но прежде всего осетинские и русские научные источники, вели кочевую жизнь на пространствах, раскинувшихся от Приазовья и нижнего течения Днепра до Южного Урала, а в IV веке нашей эры одна их часть вместе с гуннами добывала себе пропитание набегами на некоторые земли Южной Европы. Таким образом, с полным основанием можно сказать, что у автора российского интернет-сайта, старательно выполняющего нечистоплотные задания, наблюдается несомненный дефицит как элементарного исторического знания, так и того, что называется совестью.


http://www.apsny.ge/analytics/1266296944.php
ძალა ერთობაშია!
Putistan delenda est

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
Bergmann
Модератор
Сообщения: 50965
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация, западный спиральный рукав Галактики Млечный путь
:
Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 2939
Поблагодарили: 5712
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Осетины и Грузия

Сообщение Bergmann » 31 май 2015, 22:02

— Сегодня ночью ингуши будут грабить город…

Слезкин дернулся в кресле и поправил:

— Не ингуши, а осетины. Не ночью, а завтра с утра.

Нервно отозвались флаконы за стеной.

— Боже мой! Осетины?! Тогда это ужасно!

— Ка-кая разница?

— Как какая?! Впрочем, вы не знаете наших нравов. Ингуши, когда грабят, то… они грабят. А осетины — грабят и убивают…

:C: Михаил Афанасьевич Булгаков. Записки на манжетах.
მომავალ წელს - სოხუმში!
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Осетины и Грузия

Сообщение Samegrelo » 07 июн 2015, 15:21

"Можно было бы согласиться на объединение Северной и Южной Осетии в составе Грузии"

85 лет назад, в 1926 году, областной съезд советов Северной Осетии признал необходимым слияние с Южной Осетией. Делегаты знали, что Сталин годом ранее дал на это согласие. Обозреватель "Власти" Евгений Жирнов выяснял, почему единая республика все-таки не появилась. (Читать далее >>>)

Пара коротких цитат:

"... огромное перепроизводство интеллигенции (в Северной Осетии) и вытекающее отсюда стремление нацинтеллигенции к большей политической самостоятельности Осетии путем освобождения от "опеки" Края ..."

"Южная Осетия, входящая в состав Закавказья, не имеет никаких видов на свое развитие как по особенно острому малоземелью, так и по недостатку культурных сил"

Что получилось на самом деле (еще цитаты):

"...В 1956 году состоялась научно-практическая конференция работников школ СО АССР (26-28 марта). В выступлениях участников нашли отражение двусмысленное положение осетинской школы и главные тенденции ее развития. К середине 50х стала очевидной неудача перевода делопроизводства на осетинский язык. После войны этим никто уже не занимался, и осетинский неуклонно вытеснялся из государственной сферы. Произошел фактический отказ от коренизации средней школы....

На конференции возникла дискуссия по вопросу о языке преподавания в осетинской школе. Директор Камбилеевской школы Т. поставил вопрос ребром: "Одни дети учатся по русской программе, другие - по осетинской. Правильно ли это с научной точки зрения или с точки зрения нашего пролетарского интернационализма? Я считаю, что это искусственные перегородки... Надо сделать так, чтобы как можно больше детей-осетин учились в русских классах и ввести русские нормативные программы в осетинских школах", - заключил Т. под аплодисменты собравшихся. Попутно он назвал тех, кто говорит на родном языке, "малограмотными", и призвал запретить в школе не обучение даже, а общение на осетинском языке.
Его поддержали Г. из Дигорской и Г. из Хумаллагской средних школ. "По-моему,- подытожил Г. из Хумаллага (Ахсарбек Галазов, который потом плакался в "Правде" - см. ниже),- назрела необходимость поставить вопрос о преподавании всех предметов на русском языке, начиная с первых классов. Я сам осетин, очень люблю осетинский язык и литературу, но я всегда думал, что русский язык везде необходим..."" и т.д. >>>
(Источник: Очерки истории осетинской школы Р. С. Бзаров д.и.н. Журнал «Историко-филологический архив», 2005, №3.)

В итоге

1. А. Галазов: («Правда» 11 ноября 1983 г): «Я искренне жалею молодых людей моей национальности… когда они в собственном доме чувствовали себя неловко из-за элементарного незнания осетинской культуры. Например, национальная молодежь лишена родного языка. До прошлого года в Северной Осетии не было ни одной школы с обучением на осетинском языке».

2. Ахсарбек Галазов, 2011 год: "Я очень болезненно переживаю разрушение веками складывающихся традиций бережного отношения к языку, литературе, искусству, к народному творчеству".

3. В2001 году ЮНЕСКО признала осетинский язык вымирающим >>>

Тем временем в Грузии

Первый секретарь Югоосетинского обкома КПГ А. Чехоев, 1989 год.: «На осетинском языке преподают в школах и институтах автономной области, в филиале Грузинского политехнического института, ведутся исследования в области экономики, культуры, истории и языка в Югоосетинском НИИ академии наук Грузии. Широкую известность в стране и за рубежом снискал Югоосетинский государственный ансамбль песни и пляски «Симд…».
В самом деле, есть чем гордиться; сегодня на территории Грузии действуют 97 осетинских школ, из них 90 – в самой Юго-Осетии, остальные – в Лагодехи, Карели, Боржоми, Тбилиси, кадры для них готовит Государственный педагогический институт в Цхинвали, есть и Институт усовершенствования учителей. В результате: по переписи 1979 года из 65077 осетин, живших в Юго-Осетии, только 820 не владели родным языком, едва ли не лучший показатель по Союзу для этнической группы!
Но и этого мало, в принятом республикой Постановлении предусматривалось распространение осетинского языка на дошкольные воспитательные заведения, значительное увеличение часов в школе для изучения его, а также «Истории Осетии». Намечены конкретные меры по изданию специальной литературы, словарей, пособий…
Завершен и передан в печать 4-томный Толковый словарь осетинского языка, тоже предмет зависти для многих народов, населяющих Союз, и событие для мирового осетиноведения.

Ученый-экономист Югоосетинского НИИ АН Грузии Д. Кабисова: “В Юго-Осетинской АО на нужды образования и культуры расходуется 40 процентов местного бюджета. В автономной области имеется вуз, четыре средних специальных заведения. Число учащихся в общеобразовательных школах в 1980 году составило 23,3 тысячи человек. Такое количество учащихся на 98 тысяч населения - высокий показатель. Юго-Осетинская АО уже в 1939 году была областью сплошной грамотности населения. В 1980 году в области насчитывалось 6.9 тысячи человек с высшим образованием, со средним специальным образованием -5,1 тыс.человек” (Источник Д. Кабисова. “Роль сферы услуг в росте благосостояния Юго-Осетинской АО“. 1983 г., стр. 154).

По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. из свыше 65 тысяч осетин, проживающих в Южной Осетии, осетинский язык считают родным 64 тысячи 257 человек, не владеют им 820 человек осетинского происхождения (1,3 %). По утверждению той же Кабисовой, в 1980 году в Южной Осетии на каждые 10 тысяч человек приходилось 34 врача, по этим данным автономная область опережала Белоруссию (33), Азербайджан (32), Молдавию (30) и все среднеазиатские республики.

http://shimerli.livejournal.com/727377.html#comments

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Осетины и Грузия

Сообщение Samegrelo » 15 июн 2015, 19:27

От «Осетии» до «Южной Осетии»: как изменялась этническая география на политическую. Часть I
Укоренение или засилье чужих племен в исторических краях Грузии, длившееся на протяжении веков, обычно находило свое отражение в историко-географической терминологии. На пограничной территории страны появлялись географические наименования этнонимического происхождения: «Сомхити», «Борчало», «Осети» и др., которые хорошо демонстрируют происходившие в жизни Грузии этнические и политические изменения.

Понятно, что укоренение понятия «Осетия» должно было быть связано с переселением осетин в раздробленную и опустошенную от населения горную Грузию в XY-XVIII века. Результаты миграции осетин впервые испытала на себе Двалети. По достаточно четким показаниям (сведениям) Вахушти Багратиони «После того как Овсетия была опустошена и овсы поселились в горах Кавказа ... жители Кавказа стали называться от пришельцев Овсетией. Да и теперь знатных людей называют осами, а незнатных — двалами». Массовое переселение осетин в горную часть Центрального Кавказа ученый Батонишвили определяет XV веком и отмечает, что кавказцы и двали в его время (“ныне”) назывались «осетинами».

Когда же «Двалети» была названа «Осетией»?

Рассказывая о политических перипетиях Картлийского царства, Вахушти, обычно упоминает «двалов» и «Двалети», хотя четко видно, что для него «Двалети» это «Осети» - «Осетия», т.е. населенная осетинами страна.

Согласно одному из сведений Вахушти Батонишвили, «А Вахтанг, правитель Картли … выступил с войском на Осети, вступил и разрушил 80 башен, поджег и, пленив непокорных, прошел Зрамаг и Жгельცкую лощину и перешел Кедела и прибыл в Кударо и из Кударо [возвратился] с победою в Картли лета Христова 1711, грузинского 399. [После] захватил Двалети и наложил [на жителей] дань ...».

Из приведенного фрагмента видно, что якобы Двалети, которая политически Картли, в то же время является этнографически «Осетией». В верности подобной интерпретации убеждают нас «Хроники» Вахушти, где среди других сведений, датированных 1711 годов, сказано: »Вахтанг пошел на Осетию в августе». Как видим, в этот раз речь идет только об осетинской кампании, т.е. «Осетия» охватывает «Двалети».

Расширение понятия «Осетия» подтверждено уже в начале XVIII века. В одной записи, датированной 1711 годом, мы читаем: «Царь Вахтанг, ... этот новый Горгасали… собрал войско грузинское и выступил [на Осети]. Когда прошел Ворота Осетии, победил и сокрушил [врага], разрушил их башни и вернулся с миром». Вне сомнения, что панегирист Вахтанга Габриел Сагинашвили рассказывает о том же походе, который описан в приведенном выше сведении. Особое внимание привлекает то обстоятельство, что и здесь речь идет только об Осетии.

Интересно, что во второй половине XVII века грузинские деятели пока еще отличают друг от друга Двалети и Осетию: «Мы, государь Багратиони, сын великого царя Шахнаваза, царь Гиорги, пожертвовал эту колоколь св. Отцу и покровителю страны Осетии Дигори и Двалети» (надпись 1674 года на колоколе из Рекоми); а брат Георгия XI, Арчил, в своей «автобиографии» предает нам, что «... пришел в Двалети, оставив там царицу, спустился в Имерети (1680 г.) и в течение восьми месяцев оставался в Чхери. Опять вернулся в Двалети (1681 г.), а оттуда перешел в Осети, Паикоми». Во второй половине XVII века цари и князья Западной Грузии называются «государями» Осетии и Двалети, а католикосы Абхазии носят титул «владыки осетин и двалов» даже в XVIII веке.

Звучный титул царей Имеретии имел реальную основу. В 1601 году, согласно малым хроникам, «... царь Имерети Ростом покорил всю Двалети и Осети и взял крепости и села». Зависимость дигорских осетин от Рачинского саэриставо подтверждает и Вахушти Батонишвили: «... дигорцы отчасти подчиняются рачинскому эриставу, так как владеет он Рачой. Все это так до сегодняшнего дня».

Форму политических отношений обуславливала физическая и экономическая география. Описывая быт горцев Центрального и Восточного Кавказа, Вахушти Батонишвили отмечает, что «Они вынуждены повиноваться своим соседям черкесам и платить им дань, чтобы получить от них пищевые продукты, одежду и соль». Что касалось конкретно осетин, то он пишет: «В здешней стране нет соли, нет льна, конопли, хлопка и шелка, чтобы из всего этого приготовить себе одежду; и потому большая часть овсов обходится овечьими шкурами, да и это привозят из Карталинии, Рачи и Черкесии. По этой причине, и особенно пищи, покоряются они пограничным соседям».

На жизненно важном значений соли у осетин указывают и другие авторы. А Гюльденштедт свидетельствует, что «В Они ... армяне и евреи торгуют железным товаром из Цедиси, хлопчатобумажными материями из Картли и солью и пшеном, поэтому сюда приходят осетины из Двалети и Дугор; Балкары, Басиани, а также и Свани».

То, что власть имеретинского царя распространялась также на Двалети и часть Осетии подтверждает и восточный источник. Искандер Мунши сообщает, что во время похода 1614 года шаху, который расположился лагерем «в окрестностях Гори” доложили, что ”На той стороне есть один вилайет, прозванный Усой, жители которого являются последователями Христа… неверными и хотя они считаются подчиненными Баши-Ачуки, из-за непроходимости дорог, недоступности тех мест и (большой) высоты переплетенных с Ялбузом гор... горделивые (и обнадеженные), не подчиняются даже царю. Шах… послал против них один отряд войска, борцов за ислам. Сильным воинам пришлось перенести много несчастья во время перехода через покрытые снегом дороги и ущелья. (Местные), кто вышел сражаться, не избежали меча и копья доблестных войнов… а те, кто искал убежища в лесах и горах, в их жилищах устроили погром (кызылбаши), примерно 500 человек взяли в плен и захватили около двух тысяч коров и овец и победителями вернулись в лагерь шаха».

То, что под «Уса», о которой говорится в приведенной выдержке, подразумевается «Осетия», видно из сочинения Парсадана Горгиджанидзе. Эти же события грузинский историк описывает следующим образом: «Шах прибыл в Никози и оттуда послал отряды разорять Осетию. А царю Георгию он написал грозное письмо...»

Таким образом, выясняется, что к началу XVII века имеретинскому царю номинально подчинялась «Уса» или «Осетия». Как свидетельствуют хроники и приведенные Вахушти Батонишвили сведения, можно предположить, что под «Осетией» подразумевается не только «Двалети, но и ущелья самой Осетии. Это подтверждают, с одной стороны, рассказы дигорцев, валагиров, куртатинцев о походе шаха Абасса и сражениях у Галиати, Нузали, Дзигвиси, Хилаки; взятии крепостей и сожжении церквей и монастырей, а с другой стороны, «Предание о грузинской короне»: «Дигория была под властью грузинского падишаха Эрекина»,- так начинается интересное для нас осетинское предание. Эрекине, как видно, это царь Эрекле II (известно о его тесных отношениях с северокавказцами, в том числе с осетинами), в его лице персонифицированы несколько грузинских царей. Это видно из одного отрывка этого предания, в котором говорится, что Эрекле, в знак милосердия, принял золотую корону, которая передавалась грузинским царям из поколения в поколение до периода объединения с Россией.

Таким образом, в результате миграции осетин и денационализации двалов Двалети постепенно начинает восприниматься как часть «Осетии». По некоторым признакам, этот процесс начался уже в начале XVII века (Искандер Мунш, Фарсадан Горгиджанидзе), но завершился не ранее начала XVIII в.; хотя в середине того же века пока еще они сохраняли свои национальные черты: «Язык у них древний, двальский, и ныне говорят на собственном - осском…», сообщает Вахушти.

В последующий период понятие «Осетия» употреблялся также применительно к территории Шида Картли. Термин «Осетия» для обозначения горных общин Шида Картли впервые подтверждается в сочинении Папуны Орбелиани. «Амбавни Картлисани» (Вести Картли) свидетельствует, что термин применялся не для обозначения всей горной Шида Картли, а отдельных ущелий, населенных осетинами. Для летописца «Осетия» то “Эриставские осетины”, то “ осетины ущелья Трусо», то “Арагвские осетины”, то “ осетины Ксанских Эриставов”, то “ осетины обоих эриставств”.

В одном месте Папуна Орбелиани пишет, что войска, высланные против восставшего Шанше Эристави, «разделили на три части, одну передали Эриставу Арагви и выслали на Ломиса, второе войско вошло в Ксани и третье – в Лиахви… разорили Ксани...”; затем боевые действия переместились на Малую Лиахви: враг «разрушил крепость Ацери, т.е. где ни были крепости = все полностью разрушил; выслали карательный отряд авганцев, и всех пленили и выслали до Осетии...”. Это единственный случай, когда наш автор при упоминании «Осетии» не приводит синонима, хотя описывает настолько детально, что интересующий нас топоним предположительно расположен у истоков Малой Лиахви или близ него.

Те же события Вахушти Батонишвили передает следующим образом: «После того возвратился шах Надир из Индии... Послал войска, и напали на Шанше, вывели они из крепости Ацерисхеви семью Шанше и многих пленных... А Аликули-хан, начальник войск и Тбилисский хан, вступил в Магран-Двалети, разорил его и горы [принадлежащие] Шанше, однако жамурские осетины обратили хана в бегство и побили его войска».

Если противопоставить эти два сведения, то видно, что «Осетия» Папуны Орбелиани соответствует «жамурским осетинам» Вахушти Батонишвили; почти ясно и то, что не подвергшаяся разорению “Осети” не покрывает разоренную Магран-Двалети и Кного (= “ горы [принадлежащие] Шанше”?). Можно также предположить и то, что укоренение термина «Осетия» относится ко второй половине XVIII века.

Из других нарративных, а также документальных источников выясняется, что новые поселения осетин упоминались в рамках тех сеньорий, территориально-административных единиц или ущелий/стран, где они проживали: «Казенные осетины Нара, Шпа и Кударо», “Арагвские осетины Заха, Трусо, Чвриви, Хада и Гуда”, “Ксанские осетины”, “ осетины Мачабели” или “ осетины Самачабло”, “кударские осетины”. Применялись более общие термины «осетины, проживавшие по эту и по другую сторону». Под осетинами, проживавшими по эту сторону, подразумевались осетины, жившие южнее Главного Кавказского хребта, в верховьях рек Арагви, Ксани, Малая и Большая Лиахви. А под осетинами, проживавшими по ту сторону, т.е. за хребтом, подразумевались осетины, проживавшие севернее хребта, в верховьях Терека и Ардон-Мамисони. Порой осетин, проживавший по ту сторону, подразумевал северокавказских осетин.

Таким образом, «Осетия» Шида Картли представляла собой не территориальную или административную единицу, а это был собирательный термин для обозначения сел осетин, поселившихся в различных краях Грузии. Термин «Осетия» предположительно укореняется во второй половине XVIII века. Во всяком случае, примечательно, что Вахушти Багратиони он неизвестен.

http://rus.expertclub.ge/portal/cnid__9 ... fault.aspx

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Осетины и Грузия

Сообщение Samegrelo » 15 июн 2015, 19:29

От «Осетии» до «Южной Осетии»: как изменялась этническая география на политическую. Часть II
Для грузинских деятелей начала XIX века исторический край Грузии Двалети (Нара) – был «Овсети», верхний пояс Лиахви – «Овсни», а ущелье Джеджора – всей Рачей.

Изменения происходят и в оронимии: Сехниа Чхеидзе указывает на «гору Овсети», которая находится между Свери и Мугури. Следует предполагать, что эта гора является южной границей распространения осетин по верхнему поясу Большой Лиахви. Действительно, Вахушти говорит, что «Выше Свери… находится ущелье Лиахви..., где нет виноградников, фруктов; населяют эту землю осетины, двалы; Урожаем горноместным и скотом таким же». Горы «Картли-Осети» упоминает также Яков Райнегс.

Что касается русских авторов второй половины XVIII века – деятелей императорского двора, миссионеров или направленных в Грузию офицеров, то они называют «Осетией» только лишь нынешнюю Северную Осетию. Осетинскими краями («мазрами») на территории Грузии они называют только Заху и Нара. Во всех остальных случаях они знают лишь «осетин, проживающих в горах Кавказа», которые являются подданными того или иного господина. Именно поэтому «осетин», а лучше говоря, «населенные осетинами земли («Осетинцы»), полковник Бурнашев вносит в специальную «перепись», созданную к моменту подписания российско-грузинского трактата, и наносит на карту на обратной стороне хребта, в горах.

Исключение составляют «записи» (1770 год) капитана Языкова, в которых говорится, что большая часть Осетии подчиняется Грузии (Картли), а царь Эрекле вместе с Картл-Кахети и Казах-Борчало владеет и частью Осетии.

Гюльденштенд первым из известных нам авторов объединяет осетин, проживающих по обе стороны Кавказа, под названием «провинция/страна Осетия, хотя там же указывает, что «южная часть» или исток реки Джеджора вместе верхним поясом и истоками рек Большая и Малая Лиахви, истоками рек Ксани, Арагви и Терги (Терек) находились под властью грузин. Описывая Грузию, немецкий путешественник не упоминает «Осетии»; он знает только «осетинские» села или села, «населенные осетинами», и «осетинские края», которые принадлежали царю или князьям.

В одном из писем Гюльденштедт отмечает, что кавказские народы, и в том числе осетин, он сгруппировал по языковому признаку.
Русский резидент Райнегс отдает предпочтение нейтральному термину – «осетины». По его сведениям, «Осетины также населяют весьма большую равнинную часть севернее Кавказа и распространены также до юга. Много родов этого народа полностью независимы; другие, пока они получали жалованье, называли себя подданными императора России; а остальные принадлежат Георгии или Иберии».

Еще один немец, состоявший на службе русского государства, Йоганн Бларамберг, творивший в первой четверти XIX века, также употребляет термин «Осетия» и под этим названием объединяет 14 ущелий: Рачу, Кударо, Кешелта, Лиахви-Меджуду, Магран-Двалети, Жамуру, Куда и Гуда, Трусо, Нару, Зрамага, Дигори, Валагири, Куртати, Тагаури. Если сравнить его сведения со сведениями Гюльденштедта, то увидим, что территория южнее Кавказкого хребта объединена под понятием «Осетия» за счет Рачи.

На карте Кавказа, составленной 1841 году, Дюбуа де Монпере объединяет осетин, проживавших севернее Кавказского хребта и на его южных склонах, под названием OშშEთH, хотя и для него исходной точкой была лингвистическая ситуация, и Осетии, обозначенной зеленой каймой, он дает в легенде такое разъяснение: ”Fამილლე Pერსანნე”.

В трудах Бламбергиса и Дюбуа нашло отражение и мнение русских чиновников.
С начала XIX века, после присоединения Грузии к России, в официальных российских документах термин «Осетия» укореняется не только применительно к Северной Осетии, но и как термин, означающий новые осетинские поселения в Грузии. «Осетия, т.е. поселение свободного горского народа», - так пояснял этот термин генерал Ермолов. «Осетия», в основном, употреблялась применительно к осетинскому населению Малой и Большой Лиахви. В «Заметках о Грузии» (1806 г.) капитан-адъютант Лофицкий упоминает о походе на «Осетию», предпринятом Цициановым, чтобы наказать осетин из-за нападения на полк Рышкина. Сам Цицианов известил императора, что направляется на выручку казачьего полка Рышкина от «грузинских осетинцев», которые проживают в Большой и Малой Лиахви». При противопоставлении этих выдержек выявляется, что к началу XIX века слово «Осетия» для русских чиновников является собирательным термином, который употребляется для названия осетинских поселений, расположенных в горной области Восточной Грузии, в ущельях Большой и Малой Лиахви.

«Осетия» была в подчинении капитан-исправника Гори.
Лиахвская «Осетия» была зародышем будущего «Осетинского округа». С запада с ней граничили горы Рачи. Эти же горы Теймураз Батонишвили знает под названием «Лиахвских гор». На юго-западе граница проходила через Черную гору, т.е. через тот отрезок Лиахвского хребта, который разделяет истоки рек Джеджора и Лиахви. И это несмотря на то, что по переписи 1802 года, оказывается, южнее хребта были расположены осетинские поселения. К 1818 году ущелье Корниси считается «Осетией», хотя оно осталось за пределами созданного в 30-х годах Осетинского округа.
На юге граница с «Осетией» проходила у села Свери. В русских документах оно упоминается то как «грузинское», то как «осетинское» село. По переписи 1802 года в Свери вместе с грузинами жили и осетины. На Малой Лиахви «Осетия» начиналась выше Белоти. А согласно другим документам – с Ванати. На юго-востоке вдоль Лиахви и Меджуды проходил водораздельный гребень. Слова И. Бларамберга о том, что горы Накалакеви частично граничили с осетинской общиной Лиахви-Меджуды, можно понять так, что определенные осетинские села ущелья Меджуда также входили в «Осетию». Русские чиновники подтверждали и то, что «Осетия» не была чисто осетинским краем; что там также жили и грузины. По данным 1802 года, население Ванати, Сацхениси, Белоти, Снекви, Чареби и Ацерисхеви было грузино-осетинским. В книге удельных земель 1803 года в Ацерисхеви указано 11 грузинских и 3 осетинских двора, в Белоти – 27 грузинских.

Когда термин «Осетия» употребляется применительно к осетинскому населению, проживавшему только лишь в ущелье Лиахви, то он противопоставляется с другими ущельями, населенными осетинами. Напр., «Осетия» и «осетины Арагви». А в широком понимании «Осетия» или «осетинские земли» включает в себя «осетин Арагвского ущелья» и исток реки Ксани, который считается одним из мест обитания осетин.

В русских документах часто отдельно друг от друга упоминается «Осети» и «Картли»/»Сакартвело», что создает иллюзию того, что якобы это два равновесных термина и, соответственно, независимые единицы. На самом деле, конечно, это вовсе не так. Из переписки русских чиновников прекрасно явствует, что «Осети» является частью «Картли» или «Сакартвело». Поэтому в официальных документах часто встречаются термины: “Грузинские Осетинцы”, “осетинцы , принадлежащие к Грузии”, “подвластные Грузии осетинцы”, “Осетинцы северной Карталинии, на южной стороне Кавказских гор”. После покорения Имеретинского царства появляется термин “Имеретинские Осетинцы”. Эта терминология основывается на географическом расселении осетин, правовом положении и административно-политической принадлежности. В одном документе под названием “Объявление Осетинцам, имеющим жилища свои у рек Большой и Малой Лиахвы и Паци и в уездах Арагви и Нара”, датированном 1802 годом, сказано, что власти России намерены со всей строгостью восстановить «надлежащий порядок, некоторые из ваших злоумышленников, еще при жизни последних Грузинских царей, которым вы издревле подвластны, покусились нарушать (АКАК, I, с. 582).

К 1830 году, после карательных экспедиций против осетин, осетины, проживавшие в горных краях Грузии, фактически подчинились российским властям. Эта победа была одной из самых значительных в истории кавказских войн. У русских чиновников и военных укрепилась вера в то, что эта, покоренная русским оружием «Осетия» должна была быть казенной собственностью, а не владением грузинских князей. Тем более, что до появления русских солдат, особенно в Магран-Двалети, Тлиши, Гвидиси, Чипрани и Кного, там царил настоящий каменный век, и якобы не было никаких следов грузинского господства. Спустя несколько десятилетий эти претензии превратились в красивый миф: “Этим закончилась экспедиция генерала Ренненкампфа. Войска наши проникли так далеко и прошли через такие места, где не только не была нога русского солдата, но куда не доходили даже грузинские цари, владевшие Осетиею целыя столетия... Так совершилось покорение южной Осетии, навсегда утратившей свою независимость”. Именно таким образом русский официоз и историография постепенно создавали «Осетию», «Южную Осетию» и ее «независимость».

Исходя из стратегических интересов, императорский двор считал необходимым ввести чрезвычайное единое правление во всех населенных осетинами ущельях по обе стороны Кавказского хребта. “Один взгляд на карту удостоверяет, что земля сия во многих отношениях заслуживает особенного внимания правительства. Прочное владычество наше в Осетии решительно разрежет хребет гор Кавказских на две части”, _ докладывал господин Розен военному министру Чернышеву.
Понятию «единая Осетия» открыли дорогу, как мы убедились выше, военные и естественно-научные топографические экспедиции, осуществленные на Кавказе еще в конце XVIII века. Все эти труды создавались по специальному заказу, с тем чтобы научное исследование, при необходимости, превратилось бы в практическое пособие русской реалполитики.

Одним из продуктов этого плана был созданный в 1840 году Осетинский округ, который включал в себя всю горную часть Шида Картли, начиная от истоков реки Большая Лиахви и включая истоки Терека. Но для правителей России очень скоро стало очевидно, что округ был искусственным объединением высокогорных ущелий, разделенных между собой труднопроходимыми хребтами, и большую часть года всякая связь между ними была прекращена. Поэтому спустя два года Осетинский округ разделили на Осетинский и Горный округ. Горный округ объединял участки Хеви, Мтиулети и Ксани, в который входили не только населенное осетинами Жамурское ущелье, но и грузинские села, расположенные у истоков Ксани. К нему же присоединили Нарский участок, входящий в Горский уезд. С 1847 года, когда была создана Кутаисская губерния, западную часть Двалети, в частности, Мамисонское ущелье включили в Рачинский уезд. Значительные изменения были осуществлены в 1859 году: участки Нара и Мамисони отторгли от Тбилиской и Кутаисской губернии и присоединили к Осетинскому военному округу левого крыла Кавказской линии; а оставшуюся территорию Осетинского округа сделали участком и подчинили Горскому уезду.

Как видим, в середине XIX века для сел, населенных осетинами, создаются отдельные административные единицы с этнонимическими названиями, а Двалети административно отторгнута от Грузии и присоединена к Осетии. Непреодолимые препятствия на пути еще более далеко идущих шагов создавал Кавказский хребет.

Но этот же географический фактор способствовал созданию термина «южные осетины» (к 30-м годам XIX века) и «Южная Осетия» (середина XIX века), которые уже к концу XIX века укоренились в лексике как русских, так и грузинских деятелей. Только лишь после Февральской революции 1917 года в России, и особенно после большевистского переворота, для большей части грузинской общественности стало очевидно, что эти безвредные географические факторы таили в себе также и политическую опасность. Именно поэтому представители правительства Демократической Республики Грузия разъясняли своим русским коллегам: «…В границах Грузии существует не Южная Осетия, а находящиеся на территории Грузии осетинские поселения…» Абсурдность существования Южной Осетии как политической единицы хорошо понимали и грузинские большевики. «Южной Осетии, как единой географической единицы, не существует. Есть только населенные осетинами отдельные районы, которые не имеют никаких отношений друг с другом ни географически, ни экономически. Каждый из этих районов в отдельности представляет собой неделимую органическую часть различных географических и хозяйственных провинций»,- читаем мы в заключении Народного комиссара внутренних дел. Абсурдность идеи понимали и сами осетины. Именно поэтому их лидеры с таким ожесточением требовали присоединения равнины Шида Картли, Цхинвали и прилегающих к нему сел, поскольку в противном случае, по их же признанию, Южную Осетию ожидал полный культурный и экономический крах. В оккупированной и советизированной Грузии набирали силу политические соображения, и была создана Юго-Осетинская автономная область, которая и по занимаемой территории и по своему статусу намного превышала «Осетию» и «Осетинский округ».

Такую трансформацию претерпел термин, ставший краеугольным камнем сепаратисткой идеологии в начале XX века.
http://rus.expertclub.ge/portal/cnid__9 ... fault.aspx

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Осетины и Грузия

Сообщение Samegrelo » 15 июн 2015, 19:30

Очередной миф о «геноциде осетин меньшевистской Грузией»
Известно, что человеческая фантазия безгранична. Но автор статьи «91 год геноциду южных осетин» Л. Джиоев при освещении истории переходит границы допустимого. В статье он отмечает: «В июне исполняется 91 год геноциду южных осетин, учиненному грузинским правительством меньшевиков в 1920 году. В прошлом юбилейном году эта дата прошла как-то незамеченной. Практически без внимания этот исторический эпизод остается пока и в году нынешнем. А ведь геноцид 1920 года куда более очевиден, чем многие преступления, творимые грузинским правительством в последующие «союзные» времена. Собственно, 1920 год стал кульминационным в политике националистического террора по отношению к южным осетинам в Грузии. После провозглашения независимого грузинского государства в 1917 году правительство Ноэ Жордания и не думало предоставлять национальные права народам, включенным в состав грузинских земель царской Россией. А ведь само название «Южная Осетия» более чем конкретно указывало на инородность этого национально-территориального образования в составе нового грузинского государства. Навязывание грузинской государственности встречало понятное неприятие в Южной Осетии. Первый погром в мятежном регионе грузинские власти устроили в марте 1918 года. Следующие вооруженные вторжения произошли в мае и декабре 1919 года. Тогда Южная Осетия была фактически оккупирована меньшевистскими войсками. От Цхинвала до села Уанел везде стояли грузинские гарнизоны, - добавляет Л. Джиоев.

Л. Джиоев говорит откровенную ложь, так как никакой «Южной Осетии» в природе не существует. Термин «Южная Осетия» - совершенно неестественен с исторической точки зрения и, соответственно, неприемлем, поскольку под этим термином подразумевается населенная осетинами историческая территория Грузии – Шида Картли. «Южной Осетией», совершенно незаконно, в обход норм международного права, была названа исконно грузинская земля, которая постепенно была занята осетинами из Северной Осетии. Факт поселения осетин на территории Грузии подтверждают многие грузинские и иностранные авторы.

Начнем с того, что осетинские общины Шида Картли были неотъемлемой частью Картлийско-Кахетинского царства. В 1801 году они вместе с Восточной Грузией вошли в состав Российской империи. После объявления Грузией независимости и в 1918-1921 годы, когда она представляла собой демократическую республику, на населенной осетинами территории Шида Картли, по указке большевистской России, восстания против независимости Грузии были организованы несколько раз. Известно, что большевистская власть Советской России враждебно встретила восстановление государственной независимости Грузии и создание Демократической республики. Затянувшийся внутриполитический кризис и международная обстановка вынудили Россию официально признать вековое стремление грузинского государства к национально-политической свободе. Параллельно большевистское руководство России вело легальную или нелегальную работу по возвращению Грузии в состав империи. Для осуществления этого плана Россия выделяла огромное количество денег, помогала оружием и другими средствами сепаратистским силам, противостоявшим руководству Демократической Республики Грузия, которые управлялись по инструкциям Ленина и Центрального Комитета партии большевиков. Несмотря на то, что согласно Договору между Грузией и Россией от 7 мая 1920 года Россия безоговорочно признавала государственную независимость Грузии и брала на себя обязательство не вмешиваться во внутренние дела государства, большевистское руководство России до этого времени и в последующий период подрывало устои независимости страны.

Л. Джиоев неверно употребляет термин «меньшевистское правительство». Правда, во главе нового Грузинского государства стояли грузинские социал-демократы (т.н. меньшевики), но их было значительно больше, чем большевиков – соответственно, Грузинское государство, которое получило международное признание со стороны множества государств, называлось Демократической Республикой Грузия.

Стремления осетинских сепаратистов, подстрекаемых российским правительством, в свое время жестко раскритиковал уполномоченный министерства земледелия и Союза крестьян А. Фарниев. Он даже опубликовал статью в газете «Эртоба» («Единство»). В ней А. Фарниев обвиняет историка Н. Джиоева и других осетинских сепаратистов, которые требовали отделения от Грузии. В статье А. Фарниев пишет: «…В прошлом году (имеется в виду 1918 год – Л. С.) 5 июня в Джаве, на первом съезде представителей Закавказья, Н. Джиоев нерешительно поставил вопрос об отделении-независимости осетин, на что собрание ответило отказом. Так, будьте осторожны, взвесьте все, не идите на поводу безответственных политиканов, не забывайте, что вы, осетины, не проживаете на одном месте, и не так легко создать отдельное государство и содержать его… Единственной недоступной крепостью наши националисты считают Джавское ущелье. В этом ущелье проживают осетины, которых примерно: в Джавской общине – 700 дворов, в Рокском ущелье – 400 дворов, если в каждом дворе считать в среднем по 10 душ, то всего их может быть 16 000. А в Тбилисской и Кутаисской губерниях проживает не менее 100.000 душ. Так, кому мы доверяем интересы 84.000 осетин, к кому же им примкнуть… Думаю, те, кто мечтают о создании независимого государства осетин, ничего не понимают или специально хотят столкнуть друг с другом грузинскую и осетинскую демократию и погубить то, чего добился народ» (А. Фарниев, Осетины в Грузии (Возможна ли независимость осетин в Грузии, и кто ее требует?), газ. «Эртоба», №119, 11 июня, 1918).

Правительство Демократической Республики Грузия, мероприятия которой Л. Джиоев называет «политикой террора», решало вопросы национальных меньшинств с учетом национальных интересов Грузии. В связи с этим вопросом не лишено интереса мнение тогдашнего председателя Конституционной комиссии Павле Сакварелидзе. На одном из заседаний Конституционной комиссии он заявил: «… Наша задача сегодня – создать единый, крепкий национальный организм и избежать тех причин, из-за которых он слабеет и разрушается. Поэтому мы должны заявить: тут мы не допустим создания другой нации, не допустим создания государства в государстве, мы не допустим ни курий, ни автономий и вообще, организаций публично-правового типа… Мы говорим, что Грузия – национальное государство, здесь грузин 95% и даже больше. Поэтому мы стоим на почве национального государства и с точки зрения его интересов изучаем вопрос национальных меньшинств…. Мы допустим все, но не допустим создания публично-правовой организации».

В мае 1918 года суверенные права Грузии были восстановлены на всей земле грузинской, которая с XIX века находилась под владычеством России, в том числе - в населенной осетинами Шида Картли. Вся эта территория оказалась под юрисдикцией Демократической Республики Грузия естественным образом, грузинское руководство распространило на этой части грузинской территории собственные полномочия законным образом, как на одну из своих исторических провинций.

В связи с мероприятиями, проведенными правительством Демократической Республики Грузия для решения аграрного вопроса в Осетии, член национально-демократической партии Александр Асатиани писал: «Севернее Цхинвали, в горной местности, расположенной у истока Лиахви, расположено около 130-и маленьких осетинских сел, численность населения которых составляет примерно 1500 дворов. Самое большое и значительное село – Джава, где расположена канцелярия районного комиссара. Весь этот район называют районом горной Осетии. Все проживающие здесь осетины – крестьяне. Единственными князьями на этой территории являются Мачабели, собственностью которых и является вся эта земля примерно в 70 000 десятин. В старое время Мачабели жаловались, что якобы осетины были их крепостными, но осетины оказались сильными в защите своих прав. Избрали мужчин, которые неустанно и упорно собирали бумаги и во всех учреждениях доказывали свои права. Добрались даже до самого петербургского сената. Вместе с тем, правительство хорошо понимало, что в тех недоступных местах, где проживали эти осетины, трудно одной только силой подчинить этот упрямый народ и поэтому постановило: объявить осетин свободными крестьянами, назначить всем Мачабели пожизненную пенсию в 5 000 рублей в год при условии, что они откажутся от своих жалоб с требованием признать осетин их крепостными. Мачабели не имеют права изгонять осетин из этих мест, а осетины же обязаны выплачивать Мачабели ежегодно десятую часть всего урожая. Эту десятую часть они должны сдавать на месте, не обязаны относить ее непосредственно Мачабели. Этот последний пункт имел очень большое значение. Из-за бездорожья князья не могли из этих горных районов доставить оброк в село Тамарашени, где проживали сами Мачабели. Поэтому в большинстве случаях натуральный оброк заменялся деньгами, да и то в очень малых размерах. Так, например, село Джавистави выплачивало 97 рублей в год. Часто бывало, что князья вообще не брали никакого оброка… И теперь именно эти земли (Самачабло – Л.С.) согласно закону №24 января 1919 года объявлены полной собственностью проживающих на ней осетин, к тому же совершенно безвозмездно. Эти земли были отняты у Мачабели Демьяновым, Жирновым и другими землевладельцами, которые теперь от работников-осетин не смогут потребовать ни гроша, не то чтобы десятой части. Этим землевладельцам не останется ни пяди земли, а осетинским крестьянам передадут акты, подтверждающие их собственность на эту землю. Так, и кто же создал эти законы? – социал-демократ министр Хомерики; кто утвердил? – парламент Грузии, большинство которого составляли социал-демократы. Осетины Самачабло должны хорошо это запомнить…» (А. Асатиани Аграрная реформа в Осетии, газ., «Эртоба», №32, 9 февраля, 1919).

Л. Джиоев считает такую аграрную политику Демократической Республики Грузия преступлением, которое, по его мнению, вызвало «понятное сопротивление» со стороны осетин.

Несмотря на множество уступок со стороны правительства Демократической Республики Грузия, осетины требовали еще большего и продолжали бороться. Требования о создании автономной единицы на исконной грузинской земле проходили на фоне вооруженных восстаний. Осетины, проживавшие в Цхинвальском и Джавском районах, с оружием в руках выступили против независимой Грузии. Восстание началось 14 марта 1918 года в селе Эредви, 18 марта восставшие заняли поселок Цхинвали и объявили там советскую власть. Восставшие в пытках убили Георгия Мачабели, Сандро Кецховели, Петрэ Ефремидзе, Косту Казиева, Котэ Церцвадзе. Их целью было установить советскую власть, отделить несуществующую «Южную Осетию» от Грузии и присоединить ее к Советской России. 8 мая 1920 года осетины объявили советскую власть в селе Роки, а Советскую Осетию объявили частью РСФСР. Для оказания помощи повстанцам из Северной Осетии прибыли отряды, перешедшие туда после поражения восстания осетин в Шида Картли в 1919 году. Вооруженные силы Демократической Республики Грузия, во главе которых стоял Валико Джугели, подавили восстания осетин. Грубое вмешательство России во внутренние дела Грузии четко проявились в ноте Народного комиссара иностранных дел РСФСР Чичерина правительству Демократической Республики Грузия от 17 мая 1920 года. В ней говорилось: «…Мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела...".

Именно так был поставлен вопрос перед законным правительством Грузии правительством РСФСР, прозванным внешней, третьей силой, и комментарии в связи с этим, мы думаем, излишни. Приведем лишь ответную ноту правительства Грузии от 20 мая 1920 года. В ней говорилось: "Правительство Грузии крайне озадачено той частью Вашей ноты, в которой говорится о намерении правительства Грузии подавить силой оружия Советскую Республику в Южной Осетии. Считаю своим долгом обратить Ваше внимание на то, что в пределах Грузии нет Южной Осетии, а существуют осетинские села, которые расположены в Горийском уезде Тифлисской губернии. Эти села представляют бесспорную территорию Грузии... Эта территория по договору находится в пределах грузинских границ, и другой власти на этой территории, кроме как власти Грузинской Демократической Республики, допускать нельзя".

Осетины, спровоцированные нотой российского руководства, 7 мая 1920 года взяли Цхинвали. На следующий день на многочисленном митинге был зачитан приказ ревкома «Южной Осетии» следующего содержания: «Восставшие крестьяне изгнали из «Южной Осетии» меньшевистские войска Грузии и объявили советскую власть на территории от Они до Душети». Если бы не вмешательство извне, правительству Демократической Республики Грузия всегда удавалось подчинить осетинских сепаратистов, что становилось предметом критики грузинских руководителей со стороны осетин. Этой перманентной борьбой против Грузии по заданию Москвы руководил Кавказский краевой комитет РКП (б), который издавал приказы о начале или прекращении каждого восстания.

25 февраля 1921 года Красная Армия Советской России захватила Демократическую Республику Грузия, в результате Грузия потеряла свою государственность. Подстрекаемое российским руководством движение осетинских сепаратистов, которое приняло особо выраженный характер с 1917 года, после установления в Грузии советской власти, в апреле 1922 года, увенчалось созданием незаконной т.н. «Юго-Осетинской» автономной области.

Осетинские авторы оценивают историю тенденциозно, односторонне и не учитывают условий, в которых была создана т.н. «Юго-Осетинская автономная область». Они апеллируют только лишь результатами и в качестве материала используют искаженные исторические факты советской историографии. Это облегчает достижение цели и вводит международное сообщество в заблуждение. На самом же деле самим руководителям большевистской России стало трудно задействовать декрет от 20 апреля 1922 года, ценой большой фантазии и усилий им удалось на заселенной осетинами грузинской территории создать новую искусственную административную единицу.

Л. Джиоев лжет, когда заявляет, что «Грузинская армия и тогда не испытывала недостатка ни в кадровых офицерах, ни в боеприпасах, орудиях, пулеметах и бронепоездах, которыми так широко снабжали ее западные союзники». Известно, что 20 марта 1920 года глава Демократической Республики Грузия Ноэ Жордания обратился к дипломатическим представителям Англии, Франции, США и Италии в Тбилиси с заявлением, в котором с горечью отмечал, что Грузия не получила от Запада ни одного патрона для защиты собственных границ и собственными силами сопротивлялась внутренним и внешним врагам.

Л. Джиоев выдвигает очередное обвинение и говорит, что «руководство Демократической Республики Грузия выселяло осетин, а места их проживания заселяло грузин из соседних районов Грузии». Частичное заселение ущелий Рокского и Мамисонского перевалов грузинами служило только укреплению границ Грузии, очистке от ненадежных элементов, замедлению гражданского противостояния и созданию гарантий безопасности страны и было обусловлено недоверием к осетинам, как к ненадежным элементам. Восстания осетин Шида Картли 1918-1920 годов совпали с критическим для Грузии моментом, и центральная власть Грузии посчитала необходимым должным образом укрепить пограничную полосу.
Также преувеличены приведенные Л. Джиоевым цифры, касающиеся т.н. геноцида осетин. По показаниям очевидцев, общее количество беженцев, перешедших в Северную Осетию во время этих событий, достигало 20-и тысяч. (Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института краеведения, вып. II, Сталинир, 1935, стр.122, 127). В воспоминаниях восставших в 1920 году осетинских большевиков, которые были опубликованы в 1935 году, сказано, что «мятежники потерпели незначительные потери, восставшие отступали с боями, прикрывая беженцев, перешли перевалы».

Путем фальсификации исторических фактов Л. Джиоев пытается состряпать «новую» историю, в основе которой лежат частные интересы. Именно такая фальсифицированная история должна встать на службу сепаратисткой политики. Такой путь совершенно неприемлем и губителен. Ошибки прошлого ни в коем случае не должны повториться.

http://rus.expertclub.ge/portal/cnid__8 ... fault.aspx

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Осетины и Грузия

Сообщение Samegrelo » 15 июн 2015, 19:58


Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Осетины и Грузия

Сообщение Samegrelo » 15 июн 2015, 21:05

Ещё раз о Южной Осетии
В марте 1920 года постановлением т.н. Юго-Осетинского национального совета был созван новый самозванный «революционный комитет Юго-Осетии», т.е. ревком, объявивший столицей город Цхинвали - город, в котором проживало всего несколько осетинских семей. Кто направлял это осетинское движение в Шида Картли, хорошо видно из того факта, что 28 октября 1920 года Кавказское бюро ЦК РКП (б) в присутствии осетинских делегатов рассмотрело вопрос «О присвоении Юго-Осетии автономии» (Е.Джиоева, «Борьба трудящихся Южной Осетии за ликвидацию культурной отсталости», Тбилиси, 1971 г., стр.8). И это происходит после того, как РСФСР официально признала Грузинскую Демократическую Республику договором от 7 мая 1920 года, ее территориальную целостность, обязуясь не вмешиваться во внутренние дела Грузии.

Немного истории по этому поводу. Данные исторических и литературных источников с древних времен до XIX века, опубликованных осетинскими учеными Г. Тогошвили и И. Цховребовым (Цхинвали, 1962 г.), еще раз доказывают, что употребление термина «Южная Осетия» в адрес Шида Картли или Самачабло не подтверждается ни одним письменным документом. Среди многочисленных государственных и общественных организаций, представленных в двухтомнике, составленном И. Цховребовым, «Южная Осетия» зафиксирована только в документах «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» (1860-1900 гг.), что лишний раз свидетельствует о приоритете этого общества в деле присвоения чужеродного названия солидной части территории Шида Картли. В кавказской русской периодической прессе, более чем в 500 публикациях, посвященных вопросам истории, этнографии и быта осетин, публиковавшихся с 1828 по 1915 годы, термин «Южная Осетия» встречается всего лишь тринадцать раз со следующими интервалами - в 1830, 1873, 1883, 1891, 1900 и 1909 годах.

Исходя из всего этого, можно утверждать, что с 1860 года (когда «Южная Осетия» впервые появилась в официальных документах) начинается внедрение этого этнического термина в географический лексикон тогдашней России. Не исключено, конечно, что в некоторых архивных материалах и в дореволюционной периодической прессе можно найти еще отдельные случаи употребления термина «Юго-Осетия» в адрес Шида Картли. Но они никак не подтверждают закономерность его использования в отношении этого исторического уголка Грузии.

На фоне вышесказанного вполне понятно, почему этнический термин «Южная Осетия» чужд таким крупным кавказоведам, какими были академик Н.Дубровин, профессора М.Ковалевский, В.Миллер, П.Уварова, Л.Загурский, для которых Осетия - это страна, находящаяся за Главным хребтом Кавказа, а появление осетинской диаспоры в Шида Картли - следствие малоземелья и исторических невзгод, обрушившихся на страну иронов в ХVII-ХIХ вв.

Факт формирования округов на базе горных сел Восточной Грузии следует оценивать как часть захватнической политики, проводимой русским правительством по отношению к горскому населению. Учреждение в 40-х годах XIX века на территории Грузии Осетинского округа, носящего чужеродное название, представляло собой практическое осуществление далеко идущих политических планов по принципу «разделяй и властвуй». В нужное время «Осетинский округ» должен был стать плацдармом для разжигания конфликта между грузинами и осетинами. Об этой политике царского правительства упоминает в своем труде осетинский ученый и политический деятель А.Галазов: «С одной стороны, царизм не желал, чтобы южные осетины полностью растворились в грузинском народе и, на всякий случай, Южную Осетию хотели сохранить как своеобразный плацдарм, с которого также можно было бы давить на строптивых грузинских правителей» (А.Галазов, «Народы-братья. Языки-братья», Орджоникидзе, 1987 г.).

Осетины, живущие на территории Грузии, никогда не создавали ни независимой, ни зависимой собственной политической единицы. Никогда не существовало двух Осетий, как не существовало двух Франций, двух Россий, двух Украин и т.д. Истории известна лишь одна Осетия и ее южная граница проходит по вершинам Главного кавказского хребта.

Юридически термин «Южная Осетия» был узаконен ЦИК и Советом народных комиссаров Грузии в апреле 1922 года декретом №2, согласно которому, древнейшая провинция Грузии, без каких бы то ни было исторических и правовых оснований, объявлялась «Юго-Осетинской автономной областью». Декрет представлял собой вознаграждение за службу, которую сослужили Центру большевики-осетины Шида Картли, по его же наущению трижды подняв в 1918-1920 гг. восстание против Грузинской Демократической Республики и, в дальнейшем, способствуя ее оккупации российской Красной Армией.

Правительство Грузии тогда направило против восставших регулярные войска и Народную гвардию. Юго-Осетинский ревком обратился за помощью к Советской России. Г.Чичерин писал правительству Грузии в ноте от 17 мая 1920 г.: «...Мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию, где провозглашена Советская республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела» («Борьба за победу Советской власти в Грузии», стр. 579).

Но именно такая позиция советского правительства являлась неприкрытым вмешательством во внутренние дела Грузинской республики с явным нарушением статей второй и третьей договора от 7 мая тогоже 1920 г., по которым РСФСР признавала Южную Осетию неотъемлемой частью Грузии (Архив внешней политики СССР, ф. 148, оп. 3, п. 4, д. 39, л. 9; исследования доктора и/н, профессора А.Ментешашвили «Осетинский сепаратизм в 1918-1920 гг.»).

История повторяется. Об этом свидетельствуют события, развернувшиеся в Грузии в 90-х. годах прошлого столетия в связи с начавшимся распадом советской империи. И тогда осетинские экстремисты, как и в 1918-1920 гг., выдвигали лозунг о «присоединении Южной Осетии к России», повышении ее статуса до «независимой республики». Беспочвенность такого требования осетинских сепаратистов отмечает известный российский ученый, член-корреспондент Академии наук России, заведующий отделом этнографии народов Кавказа Института этнологии и антропологии С.Арутюнов в интервью журналу «Родина»: «Вспомните, как разгорелся этот чудовищный пожар в Южной Осетии - только потому, что Осетия провозгласила себя независимым от Грузии государством. Конфликт был неизбежен, если учесть, что это никакая не Осетия, а самая что ни на есть исконная Центральная Грузия, где в последнее время стало преобладать осетинское население. Конечно, осетины имеют право там жить, но провозглашать свое государство на этой территории они не имеют права. Другое дело - Северная Осетия» (Журнал «Родина», 1992 г. № 1, стр. 71). А профессор В.Абаев писал в «Независимой газете» от 22 января 1992 г.: «Главный Кавказский хребет - естественная граница между Грузией и Осетией, и всякая попытка размыть эту границу повлечет за собой состояние перманентного конфликта между грузинами и осетинами... Надо, прежде всего, покончить с разговорами об отторжении Южной Осетии от Грузии. Ни одно грузинское правительство с этим никогда не согласится и будет право потому, что это будет означать нарушение территориальной целостности Грузии. Кто хочет мира между южными осетинами и грузинами, должен навсегда отвергнуть идею присоединения Южной Осетии к Северной. Кто хочет мира между Грузией и Россией, также должен оставить эту идею. Такова реальность».

А сейчас давайте вспомним заявление, написанное еще в 1921 году жителями грузинских сел: «...Наше положение ужасное, мы являемся беженцами, покинувшими свои жилища. Три месяца прошло после прихода осетин и того, как мы покинули свои дома... В Цхинвали сожжено 78-80 домов, а что уцелело, скот и вещи, увезено в Джавский район... Когда мы просим вернуть отобранное, нам отвечают побоями и угрозами. За это время убито 32 человека, некоторых сожгли, а некоторых забили до смерти, насилуются женщины, матери, дети... Наша жизнь здесь становится невозможной, так как до полудня они нападают на нас, тащат все, что осталось в наших разграбленных селах, разрушают дома... Войско, которое стоит сегодня в Цхинвали, тоже беспокоит нас. Солдаты врываются в дома и притесняют нас. Требуют продукты, скот, портят посевы и виноградники... уверенные в своей безнаказанности» (Центральный государственный архив новейшей истории Грузии, ф. 281, оп. 2, д. 3, л. 164; Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, ф. 85, оп. 15, д. 261; Газ. «Ахалгазрда комунисти» от 20 января 1990 года).

После этого проходит «каких-то» 70 лет и... вот вам - газета «Вестник Южной Осетии» за август 1991 года, №3. В публикации «Лучше всего – военная демократия» на вопрос корреспондента «откуда у боевиков оружие» и знают ли «и МВД, КГБ и военные об этом?», один из респондентов отвечает: «Ну и пусть знают. Нас это не волнует. Пока Юго-Осетия козырь у Центра против Грузии - нас никто не разоружит. Грузия подпишет Союзный договор – мы спрячем оружие – пусть отнимают у дураков, которые пьют и палят в потолки.
– Значит, вы понимаете, что нами играют?
– А кто из нас тупой? Если Москва нас втихаря продаст, то Гамсахурдиа при невмешательстве военных постарается сразу покончить с нами навсегда…, а если военные опять уползут в казармы, то на этот раз жертв будет много и с нашей и с их стороны. Сейчас невозможно сказать, что будет... Посмотрим».

Вот где, оказывается, собака зарыта. «Пока Юго-Осетия козырь у Центра против Грузии», боевики могли бесчинствовать, пользоваться поддержкой военных – «миротворцев». Политика «разделяй и властвуй» – всегда жива! Дальше – хуже. После августа 2008 года - - опять разграбленные села, разрушенные и сожженные дома..., опять русские солдаты врываются в села, прилегающие к оккупированной территории, и притесняют мирных жителей. Опять требуют продукты, угоняют скот, портят посевы и виноградники... И опять - уверенные в своей безнаказанности. Ведь они «МИРОТВОРЦЫ» - и поэтому обязаны вооружить «мирных собратьев своих» для «защиты исконно осетинских» земель от «грузинского ига». Ведь «...пока сильна Россия, Грузия не посмеет развязать новую агрессию в отношении Южной Осетии, потому что ей тогда придется столкнуться с российскими пограничниками, военной базой и всей российской военной мощью...», – гордо заявляет Ю.Танаев, «глава военного ведомства Южной Осетии».

Заметьте – «пока сильна Россия». А затем что, будем искать новых «хозяев», что ли? Ведь изменить другому народу, а тем более соседу - для вас дело «святое». И после всего этого Путин гордо (а гордо ли?) заявляет корреспонденту грузинского телеканала «Рустави-2»: «...у нас очень ясная стратегия. Международное общество должно или поддержать один из ключевых принципов международного права и защитить территориальное единство признанных государств, или проблема национального самоопределения станет актуальной. Абхазия и Южная Осетия признали себя давно, однако мы не хотели ссориться с Грузией и стояли за целостность этого государства. Да, Россия поддерживала территориальную целостность Грузии, несмотря на то, что эти республики заявляли о своей независимости, но безответственные действия грузинского правительства изменили ситуацию радикально. У нас просто не было другого выбора - и мы приняли это решение, о котором вы все прекрасно знаете…».

Да, русское руководство явно обижено – но на что? За стремление Грузии в Европейский дом или в НАТО? Но ведь такого стремления Грузия не проявляла в 90-х годах прошлого века, и тем более - в начале двадцатого столетия. Или России все еще не дает покоя само существование ГРУЗИНСКОГО ГОСУДАРСТВА?

В общем так, друзья мои. Не надо ходить вокруг да около, да еще прикрываясь якобы «гуманными» лозунгами. Грузия всегда была комом в горле у русских (но не у народа). Откройте действительную сущность своих желаний. Признайте, что в действительности вам хочется иметь плацдармы для разжигания конфликтов между кавказскими народами и на Черном море. А может - чем черт не шутит - и на более южном направлении! И что именно этим целям служит подписанное недавно соглашение России с т.н. Южной Осетией и Абхазией, предусматривающее создание российских военных баз «для совершенствования военной инфраструктуры» данных регионов.


А тем, кого действительно интересует, что происходило в Грузии в течение последних 100-150 лет и кому, в конце концов, принадлежат эти земли, предлагаю ознакомиться с научными исследованиями по вопросам происхождения и развития топонимов в Шида Картли, расселения осетин в регионе, о культурно-этнических процессах, об истории зодчества и эпиграфике, и др.
http://rus.expertclub.ge/portal/cnid__2 ... fault.aspx

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Вернуться в «FAQ»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость