Хевсурети
-
- Админ
- Сообщения: 91235
- Зарегистрирован: 17 сен 2009, 12:26
- Награды: 5
- Откуда: Tbilisi
- Благодарил (а): 15688 раз
- Поблагодарили: 25091 раз
- Пол:
- Контактная информация:
Хевсурети
Отличные новые фото появились в сети про этот красивейший регион Грузии
Это праздник Шатилоба в селении Шатили
http://maps.google.ru/maps?f=q&source=s ... 77&t=p&z=9[/googlemap]









Это праздник Шатилоба в селении Шатили
http://maps.google.ru/maps?f=q&source=s ... 77&t=p&z=9[/googlemap]









დიდება საქართველოს! Слава Україні! Жыве Беларусь! Yaşasın Azərbaycan! қазақ халқына ынтымақ !
Putistan delenda est
Putistan delenda est
-
- Сообщения: 1869
- Зарегистрирован: 18 сен 2009, 03:17
- Награды: 3
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 90 раз
- Пол:
- Контактная информация:
Re: Хевсурети
Хевсуры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах
http://amina.com/kamina/23911.html - выставлено огромное кол-во фоток. Оружие, архитектура, одежда, старые фотки, современные фотки.
http://projet-unesco.ifrance.com/Khevsur_dialect.htm - а тут можно скачать классные видеозаписи, где хевсуры рассказывают о своем быте, обычаях. два в одном -послушать диалект и заодно информация
http://amina.com/kamina/23911.html - выставлено огромное кол-во фоток. Оружие, архитектура, одежда, старые фотки, современные фотки.
http://projet-unesco.ifrance.com/Khevsur_dialect.htm - а тут можно скачать классные видеозаписи, где хевсуры рассказывают о своем быте, обычаях. два в одном -послушать диалект и заодно информация
-
- Сообщения: 1869
- Зарегистрирован: 18 сен 2009, 03:17
- Награды: 3
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 90 раз
- Пол:
- Контактная информация:
Re: Хевсурети
Хевсурское оружие


http://amina.com/kamina/23911-p11.html
Хевсурское оружие
Нельзя рассказывать о Хевсуретии и оставить в стороне хевсурское оружие, своеобразное, не имеющее аналогов не только на Кавказе, но и во всем мире. Классифицировать оружие можно по-разному. Мы примем самую простую сис тему - разобьем все оружие хевсуров на наступательное и оборонительное. Ведь всякая война, всякий бой сводились к удару и защите от него. Можно было бы и этого не делать, но так нам будет легче разобраться. Даже просто перечислить все предметы хевсурского оружия и то удобнее, прибегая к простейшей системе.
Наступательное оружие: палаш или шашка (хмали), меч (дашна), кинжал (ханджари), поясной нож (урса), трость-палаш (хмалджоха), копье (шуби), копье-трезубец, кремневое ружье, кремневый пистолет (дамбача).
Оборонительное оружие: щит (пари), кольчуга (джачвис перанги), мисюрка или наплешник (чачкани), наручи (сам-клавени), кольчужные рукавицы (джачвис сапухреби), коль чужные поножи (сачернени), головные кольца (гирголиани куди). Перечень этот не совсем обычен. Нигде в Грузии, на Кавказе да, пожалуй, и в мире вы не найдете оружия, подобного боевым кольцам, головным кольцам, не встретите щитов, похожих на хевсурские, только хевсуры сражались на Востоке прямыми саблями - палашами.
Ношение хевсурами оружия вплоть до конца тридцатых годов нашего века, повседневное использование шлема и кольчуги обусловлены всем укладом жизни дореволюционной Хевсуретии и ее многовековыми традициями. Существова ние же до сегодняшнего дня хевсурского фехтования дает основание полагать, что рассказ о хевсурском оружии может представить некоторый интерес для читателя.
Хевсурский палаш нельзя назвать шашкой, ибо клинок у него прямой, а шашка всегда изогнута. Встречаются и здесь слегка изогнутые клинки, но и тогда такое оружие не шашка, поскольку рукоятки у хевсурских палашей и сабель всегда имеют форму иранского крыжа: широкая рукоять с выступа ющим на конце ее закругленным яблоком и крестовина.
Кавказская шашка хотя и вобрала в себя некоторые иранские и турецкие черты (от Ирана -узкое и малоискривленное лезвие без расширения у острия, а от Турции - раздвоение верхней части рукояти наподобие бедренной кости), но имеет и свои собственные, по которым ее можно отличить с первого взгляда. У кавказской шашки незащищенная рукоятка, на ней нет крестовины. В ножны клинок вкладывается по самую головку. Форма кавказской шашки, как известно, оказала определенное влияние и на формы русского холодного оружия. Она прочно прижилась и в Красной Армии.
Ножны хевсурских палашей заметно отличаются своей примитивностью от великолепных клинков и их рукояток. Ножны из дерева и кожи, с большим количеством медных накладок. Все это обычно заливалось и скреплялось варом. Конечно, бывают и исключения. У Берлина Чинчараули в Чие я видел палаш с ножнами, целиком украшенными «кубачинской чеканкой» - глубокой гравировкой по серебру с чернью и полировкой.
Изготавливали хевсуры сами и портупеи к своим хмали-палашам. Ремень такой портупеи покрывался сплошной чешуей серебряных или медных пластинок. Такая типично хевсурская портупея называлась кацими. Палаш висит на ней очень высоко (не у бедра, как всякая кавказская шашка, а у талии и почти горизонтально).
Кинжалы хевсуров, за редким исключением, не отлича ются от кинжалов всей Грузии. Чаще всего здесь можно найти кинжалы тбилисской работы. Для них характерен крупный, выполненный чернью на серебре орнамент с рисунком растений и их переплетениями. Хевсурские кинжалы по форме - камы, то есть прямые и обоюдоострые. Такая форма кавказских кинжалов очень стара, она почти точно повторяет форму бронзовых кинжалов знаменитой кобанской культуры (первое тысячелетие до нашей эры).
Рукоятки у кинжалов могут быть из кости или с костяны ми накладками, а могут быть и роговые. Клинки встречались тифлисские, кубачинские и амузгинские.
Хевсурский меч (дашна) - весьма своеобразное оружие, совмещающее в себе одновременно качества кинжала и палаша. По величине дашна представляет нечто среднее между ними. Носится меч на одной привязке и висит, как кинжал, вертикально. Хевсурский меч встречается теперь редко, гораздо реже, чем палаш или кинжал. Для дашны использовались обломанные клинки палашей, ножны имели такой же вид, как и у палашей, то есть с медными накладками по дереву и коже, а рукоятки были прямыми, кинжальными.
Мужчины, которым уже за пятьдесят, носили да и носят теперь поясной нож-урса. Он не столько служит оружием, сколько орудием в хозяйственных делах. Урса также атрибут возраста, символ мудрости. Если человек не носит уже кинжал, то и нападать на него нельзя, он уже старик, а не. воин. По форме современная урса ничем не примечательна - просто нож. Обычно прямой, лезвие с одной стороны, круглая рукоятка из рога, реже из кости. Старинная урса представляла собой складной нож, в котором лезвие убира лось в рукоятку, как у перочинного ножа.
Копье (шуби) не применяется уже довольно давно. Копье-оружие для войн, и годится оно главным образом для конного воина. В поединках парикаоба и кечнаоба копье участие не принимало. Наконечники копий обычно делали из обломков палашей, но иногда выковывались и специаль но.
Все огнестрельное оружие в Хевсуретии было привозным, тут его не делали. Ружья кавказского типа, с формами, заимствованными когда-то из Турции: очень длинный ствол с кремневым замком испано-мавританского устройства, уз кий приклад из древесины чинары с костяным затыльником, ствол прикреплен к ложу широкими серебряными обоймицами. Самым лучшим считалось ружье истамули, оно стоило 25 коров. Затем хирими-15 коров. Тушинское ружье - тушури стоило 10 коров. Ружье турецкое - стамбули ценилось ниже, за ним шло лезгинское (лекури) и на самом последнем месте стояло русское. Видимо, только оттого, что форма русского ружья была очень уж непривычна для кавказцев.
Пистолет, как и ружье, не входил по-настоящему в состав восточного вооружения. Он появился только в тех странах Востока, которые воевали с Западом, а именно в Малой Азии, в Египте и у нас на Кавказе. Как кавказская шашка пришла к русским, так и русские пистолеты, слегка видоиз менившись, прижились на Кавказе. Ничего принципиально нового в конструкции пистолетов не было внесено не только на Кавказе, но и на всем Востоке. Вся эволюция огнестрель ного оружия происходила в Европе, Азия получала готовые образцы и приспосабливала их под свои вкусы.
Хевсурский щит пари - вещь удивительная, ни на что не похожая. Он описан еще древними греками и сохранился в своем неизменном виде. Как это могло случиться, совершен но непонятно. Менялись размеры и формы мечей, появля лись одни совершенно новые виды холодного оружия, такие, как сабля или шпага, другие навсегда исчезали. Щит тоже много раз видоизменялся на Востоке. А вот хевсурский щит остался таким, каким был две тысячи лет назад.
Прежде всего, он круглый и маленький, в диаметре всего около тридцати сантиметров. Хевсуры говорят, что малый размер щита удобен, ибо всегда может быть под рукой. Он
кованый и ковался всегда здесь же, в Хевсуретя. Вид его предельно скромен. На хевсурских щитах никогда не бывало никаких надписей, девизов, украшений. Он плоский и сложен из нескольких слоев листового железа. Круглое основание называется пудзе. На него накладывается желез ный крест шириной в палец. На этом кресте сверху укрепля ется навершие в виде ромба или прямоугольника, а в центре - выпуклое яблоко величиной с грецкий орех - гумбатис вашли. Крест и ромб по краям придавливаются двумя кольцами, тоже шириной в палец. И теперь все это склепывается. Заклепки выступают на внешней стороне в виде шипов. По малому кругу идет тридцать заклепок.
У меня дома висят три хевсурских щита. Я сейчас снял их со стены и сосчитал заклепки. Действительно - тридцать. Столько же сантиметров в диаметре и такое же число заклепок. Не могу сказать, что бы это означало, но это так. С обратной стороны - подушка из кожи и войлока и на ней ручка. Кроме этого хевсурский щит имеет небольшой темляк, ремешок, на котором он висит на плече. Они куются в Хевсуретии до сих пор, ибо еще нужны для праздничной парикаобы.
Кольчуга, или кольчужная рубаха, - джачвис перанги долго использовалась на Востоке, можно сказать вплоть до нашего века, ибо она была одним из самых лучших изобретений человечества, защищающих от удара сабли. По сравнению с европейским пластинчатым доспехом она была легка, не стесняла свободы движений и при тщательном изготовлении предохраняла от любого холодного оружия. У хороших кольчуг утолщенные и старательно скрепленные кольца удваивались на груди, на воротнике и на плечах, то есть на наиболее подверженных ударам местах. Под кольчу ги, для смягчения ударов, надевались одежды из кожи и тонкого войлока.
Свою кольчугу я нашел на пороге одного хевсурского дома. Она была прибита на ступеньках, чтобы о нее вытирали ноги. В этом доме не было стариков и некому было надоумить молодых, недавно вернувшихся из армии ребят, что они выбросили вещь, не имеющую цены. Кольчуга оказалась очень старой, кованой. И наверное, одной из последних подобных кольчуг. Хотя, как знать? Еще в 1930 году Виктор Шкловский (1930) писал: «Я видел здесь кольчу ги, уже никому не нужные. Они лежали на грудах кизяка, как хлам».
Хевсурская мисюрка, или наплешник (чачкани), тоже весьма своеобразна и отличается от других грузинских военных головных уборов. Грузинские воины пользовались четырьмя их видами: остроконечный шлем (с бармицей, но без козырьков и наносников), невысокий уплотненный шлем - мисюрка, кольчужная сетка (чабалахи) и, наконец, комбинированный головной убор, состоящий из мисюрки и кольчужной сетки (бехтерца) с двумя отверстиями для глаз. Такая сетка ниспадала от мисюрки на плечи. Хевсурская мисюрка отличается от прочих плоским верхом. Она как перевернутое блюдце. Бывали у хевсуров мисюрки и медные, но такие встречаются редко.
Делали иногда из меди и наручи, хотя обычно они только оковывались медью по краям. При наличии щита пользовались одним наручем. Приходилось видеть и прекрасные серебряные наручи персидской и кубачинской работы. В самой Хевсуретии ковались наручи попроще, без всяких украшений, но только так, чтобы просматривалась слоистость сварочной стали.
О кольчужных рукавицах и кольчужных поножах рассказывать особенно нечего, а вот головные кольца - гирголиали куда заслуживают того, чтобы сказать о них хотя бы несколько слов. Хевсурская шапка, как мы говорили, похожа на всем известную кубанку, что-то вроде низкой папахи из войлока. И вот в эту шапку специально вшивали металличе ские кольца-обручи. При неожиданной встрече с врагом такая шапка служила одновременно и шлемом.
Таково хевсурское старинное оружие.
- http://geography.su/books/item/f00/s00/ ... t014.shtmlНельзя рассказывать о Хевсуретии и оставить в стороне хевсурское оружие, своеобразное, не имеющее аналогов не только на Кавказе, но и во всем мире. Классифицировать оружие можно по-разному. Мы примем самую простую сис тему - разобьем все оружие хевсуров на наступательное и оборонительное. Ведь всякая война, всякий бой сводились к удару и защите от него. Можно было бы и этого не делать, но так нам будет легче разобраться. Даже просто перечислить все предметы хевсурского оружия и то удобнее, прибегая к простейшей системе.
Наступательное оружие: палаш или шашка (хмали), меч (дашна), кинжал (ханджари), поясной нож (урса), трость-палаш (хмалджоха), копье (шуби), копье-трезубец, кремневое ружье, кремневый пистолет (дамбача).
Оборонительное оружие: щит (пари), кольчуга (джачвис перанги), мисюрка или наплешник (чачкани), наручи (сам-клавени), кольчужные рукавицы (джачвис сапухреби), коль чужные поножи (сачернени), головные кольца (гирголиани куди). Перечень этот не совсем обычен. Нигде в Грузии, на Кавказе да, пожалуй, и в мире вы не найдете оружия, подобного боевым кольцам, головным кольцам, не встретите щитов, похожих на хевсурские, только хевсуры сражались на Востоке прямыми саблями - палашами.
Ношение хевсурами оружия вплоть до конца тридцатых годов нашего века, повседневное использование шлема и кольчуги обусловлены всем укладом жизни дореволюционной Хевсуретии и ее многовековыми традициями. Существова ние же до сегодняшнего дня хевсурского фехтования дает основание полагать, что рассказ о хевсурском оружии может представить некоторый интерес для читателя.
Хевсурский палаш нельзя назвать шашкой, ибо клинок у него прямой, а шашка всегда изогнута. Встречаются и здесь слегка изогнутые клинки, но и тогда такое оружие не шашка, поскольку рукоятки у хевсурских палашей и сабель всегда имеют форму иранского крыжа: широкая рукоять с выступа ющим на конце ее закругленным яблоком и крестовина.
Кавказская шашка хотя и вобрала в себя некоторые иранские и турецкие черты (от Ирана -узкое и малоискривленное лезвие без расширения у острия, а от Турции - раздвоение верхней части рукояти наподобие бедренной кости), но имеет и свои собственные, по которым ее можно отличить с первого взгляда. У кавказской шашки незащищенная рукоятка, на ней нет крестовины. В ножны клинок вкладывается по самую головку. Форма кавказской шашки, как известно, оказала определенное влияние и на формы русского холодного оружия. Она прочно прижилась и в Красной Армии.
Ножны хевсурских палашей заметно отличаются своей примитивностью от великолепных клинков и их рукояток. Ножны из дерева и кожи, с большим количеством медных накладок. Все это обычно заливалось и скреплялось варом. Конечно, бывают и исключения. У Берлина Чинчараули в Чие я видел палаш с ножнами, целиком украшенными «кубачинской чеканкой» - глубокой гравировкой по серебру с чернью и полировкой.
Изготавливали хевсуры сами и портупеи к своим хмали-палашам. Ремень такой портупеи покрывался сплошной чешуей серебряных или медных пластинок. Такая типично хевсурская портупея называлась кацими. Палаш висит на ней очень высоко (не у бедра, как всякая кавказская шашка, а у талии и почти горизонтально).
Кинжалы хевсуров, за редким исключением, не отлича ются от кинжалов всей Грузии. Чаще всего здесь можно найти кинжалы тбилисской работы. Для них характерен крупный, выполненный чернью на серебре орнамент с рисунком растений и их переплетениями. Хевсурские кинжалы по форме - камы, то есть прямые и обоюдоострые. Такая форма кавказских кинжалов очень стара, она почти точно повторяет форму бронзовых кинжалов знаменитой кобанской культуры (первое тысячелетие до нашей эры).
Рукоятки у кинжалов могут быть из кости или с костяны ми накладками, а могут быть и роговые. Клинки встречались тифлисские, кубачинские и амузгинские.
Хевсурский меч (дашна) - весьма своеобразное оружие, совмещающее в себе одновременно качества кинжала и палаша. По величине дашна представляет нечто среднее между ними. Носится меч на одной привязке и висит, как кинжал, вертикально. Хевсурский меч встречается теперь редко, гораздо реже, чем палаш или кинжал. Для дашны использовались обломанные клинки палашей, ножны имели такой же вид, как и у палашей, то есть с медными накладками по дереву и коже, а рукоятки были прямыми, кинжальными.
Мужчины, которым уже за пятьдесят, носили да и носят теперь поясной нож-урса. Он не столько служит оружием, сколько орудием в хозяйственных делах. Урса также атрибут возраста, символ мудрости. Если человек не носит уже кинжал, то и нападать на него нельзя, он уже старик, а не. воин. По форме современная урса ничем не примечательна - просто нож. Обычно прямой, лезвие с одной стороны, круглая рукоятка из рога, реже из кости. Старинная урса представляла собой складной нож, в котором лезвие убира лось в рукоятку, как у перочинного ножа.
Копье (шуби) не применяется уже довольно давно. Копье-оружие для войн, и годится оно главным образом для конного воина. В поединках парикаоба и кечнаоба копье участие не принимало. Наконечники копий обычно делали из обломков палашей, но иногда выковывались и специаль но.
Все огнестрельное оружие в Хевсуретии было привозным, тут его не делали. Ружья кавказского типа, с формами, заимствованными когда-то из Турции: очень длинный ствол с кремневым замком испано-мавританского устройства, уз кий приклад из древесины чинары с костяным затыльником, ствол прикреплен к ложу широкими серебряными обоймицами. Самым лучшим считалось ружье истамули, оно стоило 25 коров. Затем хирими-15 коров. Тушинское ружье - тушури стоило 10 коров. Ружье турецкое - стамбули ценилось ниже, за ним шло лезгинское (лекури) и на самом последнем месте стояло русское. Видимо, только оттого, что форма русского ружья была очень уж непривычна для кавказцев.
Пистолет, как и ружье, не входил по-настоящему в состав восточного вооружения. Он появился только в тех странах Востока, которые воевали с Западом, а именно в Малой Азии, в Египте и у нас на Кавказе. Как кавказская шашка пришла к русским, так и русские пистолеты, слегка видоиз менившись, прижились на Кавказе. Ничего принципиально нового в конструкции пистолетов не было внесено не только на Кавказе, но и на всем Востоке. Вся эволюция огнестрель ного оружия происходила в Европе, Азия получала готовые образцы и приспосабливала их под свои вкусы.
Хевсурский щит пари - вещь удивительная, ни на что не похожая. Он описан еще древними греками и сохранился в своем неизменном виде. Как это могло случиться, совершен но непонятно. Менялись размеры и формы мечей, появля лись одни совершенно новые виды холодного оружия, такие, как сабля или шпага, другие навсегда исчезали. Щит тоже много раз видоизменялся на Востоке. А вот хевсурский щит остался таким, каким был две тысячи лет назад.
Прежде всего, он круглый и маленький, в диаметре всего около тридцати сантиметров. Хевсуры говорят, что малый размер щита удобен, ибо всегда может быть под рукой. Он
кованый и ковался всегда здесь же, в Хевсуретя. Вид его предельно скромен. На хевсурских щитах никогда не бывало никаких надписей, девизов, украшений. Он плоский и сложен из нескольких слоев листового железа. Круглое основание называется пудзе. На него накладывается желез ный крест шириной в палец. На этом кресте сверху укрепля ется навершие в виде ромба или прямоугольника, а в центре - выпуклое яблоко величиной с грецкий орех - гумбатис вашли. Крест и ромб по краям придавливаются двумя кольцами, тоже шириной в палец. И теперь все это склепывается. Заклепки выступают на внешней стороне в виде шипов. По малому кругу идет тридцать заклепок.
У меня дома висят три хевсурских щита. Я сейчас снял их со стены и сосчитал заклепки. Действительно - тридцать. Столько же сантиметров в диаметре и такое же число заклепок. Не могу сказать, что бы это означало, но это так. С обратной стороны - подушка из кожи и войлока и на ней ручка. Кроме этого хевсурский щит имеет небольшой темляк, ремешок, на котором он висит на плече. Они куются в Хевсуретии до сих пор, ибо еще нужны для праздничной парикаобы.
Кольчуга, или кольчужная рубаха, - джачвис перанги долго использовалась на Востоке, можно сказать вплоть до нашего века, ибо она была одним из самых лучших изобретений человечества, защищающих от удара сабли. По сравнению с европейским пластинчатым доспехом она была легка, не стесняла свободы движений и при тщательном изготовлении предохраняла от любого холодного оружия. У хороших кольчуг утолщенные и старательно скрепленные кольца удваивались на груди, на воротнике и на плечах, то есть на наиболее подверженных ударам местах. Под кольчу ги, для смягчения ударов, надевались одежды из кожи и тонкого войлока.
Свою кольчугу я нашел на пороге одного хевсурского дома. Она была прибита на ступеньках, чтобы о нее вытирали ноги. В этом доме не было стариков и некому было надоумить молодых, недавно вернувшихся из армии ребят, что они выбросили вещь, не имеющую цены. Кольчуга оказалась очень старой, кованой. И наверное, одной из последних подобных кольчуг. Хотя, как знать? Еще в 1930 году Виктор Шкловский (1930) писал: «Я видел здесь кольчу ги, уже никому не нужные. Они лежали на грудах кизяка, как хлам».
Хевсурская мисюрка, или наплешник (чачкани), тоже весьма своеобразна и отличается от других грузинских военных головных уборов. Грузинские воины пользовались четырьмя их видами: остроконечный шлем (с бармицей, но без козырьков и наносников), невысокий уплотненный шлем - мисюрка, кольчужная сетка (чабалахи) и, наконец, комбинированный головной убор, состоящий из мисюрки и кольчужной сетки (бехтерца) с двумя отверстиями для глаз. Такая сетка ниспадала от мисюрки на плечи. Хевсурская мисюрка отличается от прочих плоским верхом. Она как перевернутое блюдце. Бывали у хевсуров мисюрки и медные, но такие встречаются редко.
Делали иногда из меди и наручи, хотя обычно они только оковывались медью по краям. При наличии щита пользовались одним наручем. Приходилось видеть и прекрасные серебряные наручи персидской и кубачинской работы. В самой Хевсуретии ковались наручи попроще, без всяких украшений, но только так, чтобы просматривалась слоистость сварочной стали.
О кольчужных рукавицах и кольчужных поножах рассказывать особенно нечего, а вот головные кольца - гирголиали куда заслуживают того, чтобы сказать о них хотя бы несколько слов. Хевсурская шапка, как мы говорили, похожа на всем известную кубанку, что-то вроде низкой папахи из войлока. И вот в эту шапку специально вшивали металличе ские кольца-обручи. При неожиданной встрече с врагом такая шапка служила одновременно и шлемом.
Таково хевсурское старинное оружие.


http://amina.com/kamina/23911-p11.html
-
- Сообщения: 1869
- Зарегистрирован: 18 сен 2009, 03:17
- Награды: 3
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 90 раз
- Пол:
- Контактная информация:
Re: Хевсурети
О хевсурских талавари
http://geography.su/books/item/f00/s00/ ... t013.shtml


http://amina.com/kamina/23911-p13.html
http://geography.su/books/item/f00/s00/ ... t013.shtml
В селении Верхнее Барисахо нам показали замечательную хевсурскую одежду. В одном из домов происходила генеральная уборка. Синяя домотканая одежда, разукрашенная вышивками из красного и желтого шелка, висела всюду - на плетнях, на перилах балкона и просто на вбитых в стену гвоздях. На палках плетня горели в солнечном свете красно-сине-желтые носки, с балкона свисали расшитые черкески (чохи) с кармашками для газырей по сторонам груди, которые в первую очередь определяют всякую кавказскую одежду. Чохи, как и расшитые хевсурские рубахи, были повешены на продетых в рукава прямых палках, что подчеркивало их несколько непривычный для нас покрой: рукав у всех вещей пришит под прямым углом. Позже я узнал, что такой покрой очень стар. В давние времена им пользовались народы Передней Азии. Рубашку и чоху типа хевсурских носили еще хетты, ассирийцы и вавилоняне.
Дочка хозяйки, светловолосая девочка лет двенадцати, держала на коленях свою ярко расшитую рубашку, пришивала к ней монеты, среди которых попадались не только современные гривенники, но и серебряные монеты с двуглавым орлом. В чертах ее лица не было ничего типично хевсурского, при других обстоятельствах ее вполне можно было бы принять за московскую школьницу. Монеты вскоре были пришиты, и мы попросили девочку надеть свою рубаху, которую она называла садиацо. Мы принялись ее фотографировать, а хозяйка тут же предложила надеть такую же рубаху одной из моих студенток, и вскоре, весело смеясь, они все вместе стали обряжать и меня. Габриэль давал пояснения:
- Наш полный одежда талавари называется. Талавари - это все будет: ботинки, ноговицы, рубашка, шаровар, чоха, шапка...
Длинная, чуть выше колен рубашка из очень толстой и плотной домотканой шерсти синего цвета была щедро расшита крестом. Все знают, наверное, с детства, что вышивки рисунков наносятся маленькими крестиками. Красным и желтым шелком расшиты по синему фону грудь, спина, воротник, обшлага рубахи. И не только шелком, но и мелким бисером. Расшиты с таким искусством, что диву даешься. Это как раз и есть народное искусство в его чистейшем виде.
У рубах ворот сзади высокий, доходит, чуть ли не до затылка, а спереди, с правой стороны, глубокий застегивающийся вырез. Грузинский ученый-оружейник К. К. Чолокошвили (1961) утверждает, что правая сторона застежки рубахи на груди хевсура обусловлена «обычаем ношения под рубахой с левой стороны тайного нагрудного щита (убис пари)». Есть у хевсурской рубахи, как и у чохи, еще одна интересная особенность - рукава под мышками не сшиты. Руки легко поднимаются, и к тому же хорошая вентиляция. В Грузии такой покрой распространялся и на кольчуги. Одна из легенд рассказывает, что враги грузинского царя Вахтанга Горгасали воспользовались этой особенностью покроя грузинской одежды и послали отравленную стрелу в его правую подмышку.
Вся хевсурская одежда расшита крестами. Это нельзя не заметить. Я говорю теперь уже не о технике вышивки, а об орнаменте. Кресты на груди, кресты на рукавах, кресты на спине. По ним всегда легко было отличить хевсура.
- Когда хевсурский ребята поехали в Тбилиси поступать в институт, они надевали этот рубашка. Я сам такой рубашка надевал, и меня принимали в институт. Только теперь уже не принимают за такой рубашка,- и Габриэль обнажает свои ровные белые зубы.- Самый хороший одежда!
Одежда действительно хороша. Проста, легка, тепла и гигиенична. Легко стирается в холодной воде и долго служит. Она своеобразна и неповторима.
Радостно видеть, что в самое последнее время молодежь опять начинает шить себе в Хевсуретии национальные костюмы, собирать полный комплект талавари. Мы видели такой заново изготовленный костюм у многих молодых людей в Барисахо. Заказал себе талавари у известной мастерицы и Габриэль. Работа за изготовление костюма, хевсурская вышивка стоят дорого. Габриэль за одну только рубаху заплатил 300 рублей. На эти деньги он мог бы купить себе три европейских костюма. Значит, вновь ценится хевсурская одежда, значит, не исчезнут мастерицы, значит, обычай не умер. Но вернемся к самой одежде.
Ноговицы у хевсуров расшиты еще более нарядно, чем рубаха, они закрывают ноги от стопы до колен и стягиваются сзади подвязками. Обувь (джгани) изготавливалась из мягкой кожи, подошва для нее плелась из ремней. Шапка войлочная, низкая, напоминающая кубанку. Для предохранения от удара саблей в нее вшивались металлические кольца.
Женская рубаха (садиацо) шьется до пят, но поясом поднимается до икр. Она тоже расшита крестами. Воротник у девушек и молодых женщин до рождения ребенка застегивается наглухо. Это своеобразная эмблема чести. Поверх надевается незакрывающийся летний кафтан (кокло или папанаги). Тоже темно-синий и с крестами. На ногах высокие украшенные носки, на голове синий платок - мандели. Девушки носят специальный головной убор - сата-ура. И конечно, у женщин вся одежда украшена старинными монетами. Помимо этого - серебряные ожерелья, браслеты, кольца.
Дочка хозяйки, светловолосая девочка лет двенадцати, держала на коленях свою ярко расшитую рубашку, пришивала к ней монеты, среди которых попадались не только современные гривенники, но и серебряные монеты с двуглавым орлом. В чертах ее лица не было ничего типично хевсурского, при других обстоятельствах ее вполне можно было бы принять за московскую школьницу. Монеты вскоре были пришиты, и мы попросили девочку надеть свою рубаху, которую она называла садиацо. Мы принялись ее фотографировать, а хозяйка тут же предложила надеть такую же рубаху одной из моих студенток, и вскоре, весело смеясь, они все вместе стали обряжать и меня. Габриэль давал пояснения:
- Наш полный одежда талавари называется. Талавари - это все будет: ботинки, ноговицы, рубашка, шаровар, чоха, шапка...
Длинная, чуть выше колен рубашка из очень толстой и плотной домотканой шерсти синего цвета была щедро расшита крестом. Все знают, наверное, с детства, что вышивки рисунков наносятся маленькими крестиками. Красным и желтым шелком расшиты по синему фону грудь, спина, воротник, обшлага рубахи. И не только шелком, но и мелким бисером. Расшиты с таким искусством, что диву даешься. Это как раз и есть народное искусство в его чистейшем виде.
У рубах ворот сзади высокий, доходит, чуть ли не до затылка, а спереди, с правой стороны, глубокий застегивающийся вырез. Грузинский ученый-оружейник К. К. Чолокошвили (1961) утверждает, что правая сторона застежки рубахи на груди хевсура обусловлена «обычаем ношения под рубахой с левой стороны тайного нагрудного щита (убис пари)». Есть у хевсурской рубахи, как и у чохи, еще одна интересная особенность - рукава под мышками не сшиты. Руки легко поднимаются, и к тому же хорошая вентиляция. В Грузии такой покрой распространялся и на кольчуги. Одна из легенд рассказывает, что враги грузинского царя Вахтанга Горгасали воспользовались этой особенностью покроя грузинской одежды и послали отравленную стрелу в его правую подмышку.
Вся хевсурская одежда расшита крестами. Это нельзя не заметить. Я говорю теперь уже не о технике вышивки, а об орнаменте. Кресты на груди, кресты на рукавах, кресты на спине. По ним всегда легко было отличить хевсура.
- Когда хевсурский ребята поехали в Тбилиси поступать в институт, они надевали этот рубашка. Я сам такой рубашка надевал, и меня принимали в институт. Только теперь уже не принимают за такой рубашка,- и Габриэль обнажает свои ровные белые зубы.- Самый хороший одежда!
Одежда действительно хороша. Проста, легка, тепла и гигиенична. Легко стирается в холодной воде и долго служит. Она своеобразна и неповторима.
Радостно видеть, что в самое последнее время молодежь опять начинает шить себе в Хевсуретии национальные костюмы, собирать полный комплект талавари. Мы видели такой заново изготовленный костюм у многих молодых людей в Барисахо. Заказал себе талавари у известной мастерицы и Габриэль. Работа за изготовление костюма, хевсурская вышивка стоят дорого. Габриэль за одну только рубаху заплатил 300 рублей. На эти деньги он мог бы купить себе три европейских костюма. Значит, вновь ценится хевсурская одежда, значит, не исчезнут мастерицы, значит, обычай не умер. Но вернемся к самой одежде.
Ноговицы у хевсуров расшиты еще более нарядно, чем рубаха, они закрывают ноги от стопы до колен и стягиваются сзади подвязками. Обувь (джгани) изготавливалась из мягкой кожи, подошва для нее плелась из ремней. Шапка войлочная, низкая, напоминающая кубанку. Для предохранения от удара саблей в нее вшивались металлические кольца.
Женская рубаха (садиацо) шьется до пят, но поясом поднимается до икр. Она тоже расшита крестами. Воротник у девушек и молодых женщин до рождения ребенка застегивается наглухо. Это своеобразная эмблема чести. Поверх надевается незакрывающийся летний кафтан (кокло или папанаги). Тоже темно-синий и с крестами. На ногах высокие украшенные носки, на голове синий платок - мандели. Девушки носят специальный головной убор - сата-ура. И конечно, у женщин вся одежда украшена старинными монетами. Помимо этого - серебряные ожерелья, браслеты, кольца.



http://amina.com/kamina/23911-p13.html
-
- Сообщения: 193
- Зарегистрирован: 19 сен 2009, 12:47
Re: Хевсурети
Еще про Шатили
http://highlander-ge.livejournal.com/190589.html
и вообще много интересного про Грузию можно прочесть в дневнике у highlander-ge.
http://highlander-ge.livejournal.com/190589.html
и вообще много интересного про Грузию можно прочесть в дневнике у highlander-ge.
-
- Сообщения: 450
- Зарегистрирован: 17 сен 2009, 17:31
- Откуда: Moscow
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Хевсурети
Я знаю, что когда праздник какого-то региона, то к названию этого региона прибавляется -оба.
Так вот, недавно было Хевсуроба.
Много народу приезжало. Много туристов.
Если есть у кого видео, выкладывайте.
PS одна девушка, грузинка, она сама из западной Грузии, говорит, что естественно, все грузины мальчики очень красивые, но хевсуры - самые красивые ))) Вот так.
Так вот, недавно было Хевсуроба.
Много народу приезжало. Много туристов.
Если есть у кого видео, выкладывайте.
PS одна девушка, грузинка, она сама из западной Грузии, говорит, что естественно, все грузины мальчики очень красивые, но хевсуры - самые красивые ))) Вот так.
Мавр сделал свое дело, мавр может уходить
Re: Хевсурети
Название "Шатили" я воспринимаю на иврите, потому что "шатиль" שתיל означает:
растение, саженец; plant
сеянец, рассада, seedling
деревце, молодое деревце.

растение, саженец; plant
сеянец, рассада, seedling
деревце, молодое деревце.

-
- Сообщения: 1869
- Зарегистрирован: 18 сен 2009, 03:17
- Награды: 3
- Благодарил (а): 68 раз
- Поблагодарили: 90 раз
- Пол:
- Контактная информация:
Re: Хевсурети
занятно :)
кстати, где-то читал сравнение приветствий...
так вот у хевсур приветствие связано со словом "мир" -приблизительно - с миром пришел, с миром встречайте.
и вроде как у евреев тоже с этим словом связано ?
хотя большая часть приветствий, которые я могу вспомнить на других языках, связана именно со "здоровьем" :)
кстати, где-то читал сравнение приветствий...
так вот у хевсур приветствие связано со словом "мир" -приблизительно - с миром пришел, с миром встречайте.
и вроде как у евреев тоже с этим словом связано ?
хотя большая часть приветствий, которые я могу вспомнить на других языках, связана именно со "здоровьем" :)