Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Антипропаганда
  • Реклама

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение Samegrelo » 22 авг 2015, 20:17

Экскурс в историю: Эгрис-Абхазское королевство (было или не было?)
http://baltvilks.livejournal.com/72509.html#cutid1

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Реклама
Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение Samegrelo » 29 авг 2015, 02:57

https://www.youtube.com/watch?v=VAQmxmm5beM

«Мы русские в 5-м веке еще по деревьям лазали, а у вас уже храм в Пицунде стоял! Только о том, какое они отношение к храму в Пицунде имеют – этот вопрос лучше не ставить...
Или – серьезнейший вопрос: какое отношение те, кого мы сегодня называем абхазами, имеют к Абхазии?
Есть потрясающие древние храмы на территории Абхазии. Было православное Абхазское царство... Вопрос только в том: те, кто сегодня там живут, какое отношение к этому имеют?...
Сами себя эти люди называют Апсуа... А слово Абхазети – слово грузинское.... И те, кто себя раньше называли абхазами – это была часть грузинского этноса... Эти аутентичные абхазы были вырезаны или изгнаны турками в 16-м-17-м веках... А на опустевшие прибрежные земли турецкие власти спустили черкесов из гор...

Нынешние «абхазы» унаследовали только название – да и то не для с ебя, а для туристов... когда говорят на русском языке»

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение Samegrelo » 29 авг 2015, 23:48


Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение Samegrelo » 28 сен 2015, 13:41

ну, пафоса и Астамуру не занимать (кажется так зовут нашего абхазского визави?)
Ты, дорогой, очевидно еше очень молод и не был на этой войне, или был ребенком и участия не принимал.
Поэтому обращаюсь к тебе на ты, не сердись.
Говоришь, вечно с грузинами хипишевали? Да ладно. Откуда тогда столько смешаных браков, откуда такой высокий уровень жизни в советское время, когда вы были в составе ГССР? При чем тут это, поясню. Вы тогда жили в уникальных, тепличных условиях, и только в составе Грузии вы могли спокойно зарабытавать большие деньги, и не надо тут рассказывать про мандарины, все было совсем по другому. Была система обмана государства, которая функционировала во всем СССР, но только в Грузии люди чуствовали себя в безопасности, если знали меру. Фактически, это был островок нелегального, по советским законам, капитализма, но! Была круговая порука, все были родственниками и друзьями, в каждом дворе трехэтажные дома и по паре машин, а через речку, на российской стороне- мазанки и мотоциклы, в лучшем случае. Скажешь, не так?
В какой автономной ресублике СССР было столько своих ВУЗов, у каких малых народов были надписи на своем языке? Даже на Украине все вывески писались только на русском, за исключением пары городов.
Пойдем еше дальше, в начало ХХ века.
Почитай-ка вот это
...Постановление Абхазского народа совета о необходимости занятия сочинского и туапсинского округов

24 июня 1918 г
Абхазский Национальный Совет, обсудив политический момент и учитывая, во-первых, то, что большевистская анархия, которая раздирает Абхазию уже в течение трех месяцев 1, питается главным образом Сочинским и Туапсинским округами и, во-вторых, учитывая также то обстоятельство, что большевистское настроение создалось и поддерживается на почве продовольственных затруднений, возникающих с момента занятия порта Туапсе большевиками, прекратившими сообщение с Северным Кавказом и задерживающими продовольственные грузы, идущие с Северного Кавказа для Черноморского побережья Абхазии и Грузии, постановил: для водворения прочного порядка в Абхазии и разрешения продовольственного кризиса как в Абхазии, так и в Грузии признать необходимым занятие Сочинского и Туапсинского округов с портом Туапсе.2 О настоящем постановлении довести до сведения Правительства Грузинской Демократической Республики и командующего отрядом генерал-майора Мазниева.3

Подлинный подписал Председатель Абхазского Национального Совета
В.А.Шервашидзе
полностью http://georgia-888.livejournal.com/83929.html
воевали тогда вместе и против Деникина, и против большевиков, это позже вы решили перебежать к коммунистам, когда почуяли, куда ветер дует. И это не в упрек, все имеют право на самосохранение.
Но не надо рассказывать, что вы выиграли войну. Ее проиграли обе стороны. Помогли бы русские грузинам- было бы по-другому. И подонков было с обоих сторон немало.
Просто надо иногда оглядываться назад, мой друг


:C:

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение Samegrelo » 28 сен 2015, 16:44

Историческая теория от Эндрю Андерсена. Занимательно, на мой взгляд.

"Несомненно, в любом случае, что территория, в разное время называемая Колхидой, Лазикой, Западной Грузией и пр., ограниченная с северо-запада рекой Макопсе (бОльшую часть истории), с севера - Большим Кавказским хребтом, с востока - Лихским хребтом, с юга - Месхетским и юго-запада Понтийским хребтами, а с запада - рекой Калапотама, - исторически, экономически и культурно составляла единое целое, дробление которого, согласно китайской полит. философии "равносильно расчленению человеческого тела".

Эта страна иногда немного расширялась (на короткое время - аж до Анапы на северо-западе и до р. Гагуры на западе), но а в течение последних столетий все же несколько сжалась, и границы на северо- и юго-западе сдвинулись до Псоу и Чорохи соответственно. Но это сейчас не очень важно.

Как и всякая страна с достаточно динамичной экономикой, политически активная и находящаяся на важном перекрестке торговых путей и цивилизаций, Колхида-Лазика НЕ БЫЛА И НЕ МОГЛА БЫТЬ моноэтничной. Но это, конечно не значит, что в ней не господствовала та или иная культура. Достаточно общеизвестно, что в начале писаной истории преобладающей была греко-понтийская культура, а со становлением единой Грузии - культура грузинская.

Теперь сузим вопрос к той части Колхиды - Лазики - Западной Грузии, которая со времен Леона (а на самом деле и раньше) называется Абхазия (пределы которой тоже, кстати менялись). Кто там жил, скажем, в 6-м или 10-м веке? (не будем лезть в более древние века), А в 16-м? Кто и когда переселялся с Северного Кавказа? Насколько я понимаю (поправьте меня, если я неправ) знания об этом достаточно скудны и плохо систематизированы. Изначально такие знания черпаются из летописей. Грузинсккие летописи существуют, адыго-абхазских, увы, - нет (и сей факт сам по себе говорит о многом), но в грузинских летописях тоже написано об этом, как я знаю, маловато, ну и не все им готовы доверять, как и трудам Вахушти Багратиони.

В таком случае, чтобы подняться с уровня домыслов здесь должна была бы быть команда из, как минимум, ПЯТИ СПЕЦИАЛИСТОВ, каждый из которых хотя бы пару лет угробил на изучение Абхазии со своей профессиональной «колокольни». Здесь нужен историк, специализирующийся по региональной истории средних веков, историк, специализирующийся по новой истории региона (до к. 19-го века), археолог, искусствовед-фольклорист (который изучил бы абазо-абхазский эпос, если таковой имеется, а если нет, то хотя бы сказания и легенды абхазов, садзов и абазин) и искусствовед, специализирующийся по старинной архитектуре Абхазии, а лучше – Грузии и восточного Причерноморья. А еще не помешал-бы и ШЕСТОЙ специалист – по церковной истории. И вот эта команда могла бы серьезно разобраться в вопросе. Но только сдается мне, что такого всеобьемлющего исследования проведено не было. Да и кто даст на это деньги? Ведь многое упирается и менно в финансирование подобных проектов.

Поэтому приходится, домысливать на о снове тех скудных знаний, которые все же имеются.

Фактом остается то, что в период от начала христианизации, появления Андрея Первозванного и Симона Канаанита и до фрагментации Грузии в 16-м веке – на территории сивременной Абхазии доминировала грузинская церковь и в течение большей части указнного периода также и грузинский язык, как язык государства и культуры. Все существующие там храмы не отличаются принципиально по конструкции от других грузинских храмов, зато отличаются и от греческих, и от руин адыгских христианских храмов. Лапидарные надписи в Абхазии в основном грузинские. Адыгоязычных нет вовсе (Сегодня, как я знаю, надписи уничтожаются, а некоторые храмы уродуются путем присобачивания к ним среднерусских куполов-луковиц, совершенно нехарактерных для этих мест, но это не отменяет вышеназванных фактов).

Ну а в христианские времена везде в Европе языком народа становился язык церкви и просвещения, то всть в Абхазии – грузинский. А принятие определенного языка как правило соответственно изменяет принадлежность народа. Обычно достаточно было трех поколений, чтобы паства стала той же «национальности», что и пастыри. Примеров тому тьма! Навскидку – и менно так стали немцами полабские славяне и балто-пруссы, именно так стали русскими вологодские вепсы (близкие родственники эстонцев и финнов), именно так стали греками совсем даже не эллинские народы Малой Азии, ну и так далее... То есть независимо от языкового и расового происхождения подавляюшее большинство абхазов было блиее или менее грузинами. Но, кстати, среди разных народов всегдя есть значительный процент людей, которых в Прибалтике называют можжевельниками: это люди и семьи, которые могут достаточно легко менять свое «национальное самосознание» в зависимости от меняюшейся коньюнктуры. Так некоторые люди, считавшие себя немцами года до ... 1918, стали вдруг латышами и эстонцами во время освободительной войныв Эстонии и Латвии или чехами на момент создания Чехословакии. А еще раньше (отчастио вследствие серьезной пропаганды из России) часть словенцев вдруг резко вспомнили, что они, оказывается не совсем немцы... Многие греки в свое время стали турками, ну и так далее...

Похожие контр-процессы пошли и в Абхазии с укреплением турок на черноморском побережье и, в частности, в Абхазском княжестве. Поменялась коньюнктура, началась де-христианизация и, соответственно, - разгрузинивание (де-картвелизация) как тех, чьи предки когда-то стали грузинами, так и тех, чьи предки были грузинами всегда. Ну и .. . родичем адыгов стало быть престижнее, чем, скажем, мегрелом или греком. Коньюнктура продолжала быть достаточно неблагоприятной для грузин и в период русского правления в Абхазии, это тоже – известный факт, подтвержденный многочисленной литературой. Ну а в подсоветские годы все стало еще сложнее и запутаннее. То есть тут я хочу сказать, что НЕ ТАК ВАЖНО, КТО КЕМ БЫЛ ПО ДАЛЕКОМУ ПРОИСХОЖДЕНИЮ. ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ ТО, КОМУ КЕМ БЫЛО ВЫГОДНО СЕБЯ СЧИТАТЬ в разные времена И ПОЧЕМУ.

В общем все это даже не домысел а факт и расчет по простейшей «формуле». А теперь перейдем уже к ДОМЫСЛАМ относительно переселения.

Итак, с 16-го века начинается полный упадок Грузии и устанавливается гегемония турок-османов по всему черноморскому побережью. Абхазия постепенно становится отдельным и при этом крайне слабым государством, рядом с которым активизируются ставшие турецкими союзниками адыги, шапсуги и абаза. Переселяться на побережье с Северного Кавказа для пассионариев по-прежнему имеет смысл. Вместо Константинополя – Гюзель Истанбул, вместо Европы – блистательная Порта. И оно, наверняка идет. Только ассимилироваться, превращаясь в грузин, уже никакого смысла нет. Грузии почти что и не существует. Грузинская церковь - в упадке; священники в массе своей, по утверждению путешественников, превратились в некомпетентных пьяниц... То есть духовной и образовательной притягательности – никакой, а коньюнктурной и подавно.

Возрастяет влияние ислама. По идее всем имеет смысл становиться турками, но тут – незадача. Турок на восточном берегу маловато. Кое-какой элемент имеется в Анапе и Суджук-Кале (Новороссийск). В Сухум-Кале их почти нет. Но приобщиться к адыгам – прямой смысл. И приобщаются не только апсуа, но и грузины. На территории между Макопсе и Мзымта от грузин не осталось и следа. Несколько иначе в районе Гали-Самурзакано. Но там рядом – Мегрелия, которая слаба, но не настолько, чтобы совсем уж лишиться привлекательности. Однако очевидно, что пПродержись турецко-адыгское влияние на таком же уровне еще лет сто – де-каретвелизация могла бы стать полной и необратимой. НО... явились русские.

То, что произошло в российский и совдеповский периоды, - весьма противоречиво и сложно и, к сожалению, окончательно дезориентировало многих жителей. Но это все задокументировано и исследователю следует только систематизировать имеющуюся информацию. Вот, собственно и все. Хотя нет... не все...

Два месяца назад в ходе написания очередной статейки для американского журнала выяснил, что из ареала исторического проживания племен Абаза или Абазин, как их тепер- называют, (я писал выше, где они жили) исчезло 95% !!! Абазов, причем за каких-то два десятка лет! Подтверждено документами... Так вот меня терзают смутные сомнения, а все-ли из этих 95% отправились на тот свет или в Турцию? Не зацеполась-ли какая-то часть (пусть и небольшая) где-нибудь в Абхазии, среди родственных апсуа и абжуа? Я знаю также точно, что в русских архивах есть полная информация о том, кто куда и как двигался. Знаю и американского ученого, который недавно в этих архивах работал (познакомился с ним месяц назад на самой демаркационной линии, на реке Ингури). Ему бы в самый аккурат сделать такое исследование, но не вижу, кто бы это оплатил, а может-ли этот человек себе позжолить, делать такое исследование бесплатно,- не уверен.

А теперь – домыслы о переселении. Но... домыслы-то о ни домыслы, но основаны опять-таки на историко-экономической «формуле»: то, о чем я напишу ниже, НЕ МОГЛО НЕ ПРОИСХОДИТЬ, потому что это происходило везде в подобных раскладах и было также естественно, как мячу, брошенному вверх, падать вниз.
Переселение зихских (прото-адыгских и прото-абазгских) а позднее - адыгских и абазских элементов через Большой Кавказ происходило начинаяя с античных времен, продолжаясь во время грузинского расцвета и заканчиваясь русским периодом. Повторяю – оно наверняка имело места, потому что если бы этого не было, это было бы просто ненормально. Да оно и сейчас, собственно продолжается по сходным причинам.

По каким причинам?
Наименее значимая – это бегство от кровной мести. Ну такое переселение происходило и в обратном направлении. Те картвелы и не только, у которых были проблемы с законом или с кровниками, конечно переваливали на северные склоны Кавказа тоже. Но такое переселение шло в обоих направлениях, было незначительным и переселенцы, если их не убивали или не порабощали, очень быстро ассимилировались, т.к. старались, бо другого выхода не было.

Но основная причина переселения именно с Северно-Западного Кавказа в северо-западную Колхиду/Лазику/Западную Грузию/Абхазию – это пассионарность. Переселялись те, кому не нравилось прозябать в ушельях нынешнего Карачая и юго-востока Краснодарского края и в унылых степях верхожьев Кубани, Лабы и Кумы (названные земли – исторический ареал и менно абазов вплоть до второй половины 19-го века). Активных людей тянуло к центрам экономической и политической активности, а ближайшими такими центрами являлась как раз Колхида и то, что было на ее месте позже, а также – со времен Боспорского царства и позже – конечно Тамань и Крым. Но Крым и Тамань ближе и удобнее как раз для адыгов, а для абаза удобнее и ближе как раз Колхида. В этих центрах было где и с кем повоевать, было кого пограбить или поохранять, не говоря уж о том, что там были ворота в «большой мир»: оттуда можно было попасть в такие еще более важные и динамичные центры как Трапезунд, Константинополь, а то и в Италию махнуть. Короче, к югу от Кавказа было чем поживиться во всех смыслах.

Как к ним относились?
Думается, что нормально, то есть в низах - плохо. Простые трудяшиеся никогда не жалуют чужих, причем чем примитивнее жизнь, тем ненависть к чужакам бескомпромиснее. Ну а в местных верхах – хорошо. Активные северокавказцы были нужны настолько, насколько нужны были воины, телохранители, охранники и, наконец, даже матросы. А все это было нужно в тех краях почти всегда.

Ассимилировались-ли?
Ну, беглецы, конечно, ассимилировались и достаточно быстро (второе поколение обычно в таких случаях порывает с наследием полностью), а с пассионариями – сложнее. Пассионарии-наемники, конечно, асимилировались медленнее, потому как нужды особой не было, зато причины гордиться тем, кто ты и откуда – были. Но те, кто по разным причинам в конце концов оседал на земле и становился крестьянином – попадали в лоно грузинской церкви и... неизбежно ассимилировались. В таком с лучае полностью ассимилируется третье поколение. Очевидно, что ассимиляцияя (картвелизация) шла медленнее, а то и почти не шла также высоко в горах, потому что там можно жить в полной изоляции. Но там и мало кто жил.

Ну а приблизительно с 16-го века происходит смена коньюнктуры, цивилизационная переориентировка и ассимиляция начинает идти в обратном направлении, о чем – в продолжении напишу.


Чуть не забыл порекомендовать изданную полтораста лет назад книгу под названием "Краткая история грузинской церкви", написанная Платоном Иосселиани. Там хоть и поверхностно, но довольно много про Абхазию и абхазов в разные периоды истории. Я, правда, нашел там ошибки в плане истоических событий, но кто из нас совершенен?

Книгу, по-моему, должен прочитать каждый, кто интересуется прошлым Грузии, в т.ч. и Абхазии. У меня была она лет 30 назад, но сплыла в ходе моих кочевий. :(
Зато библиотека Гарвардского Университета ее оцифровала и запустила в интернет. Я сам ее на всякий случай скопировал и выложил на своем веб-ресурсе вот здесь:

http://conflicts.rem33.com/images/Georg ... _list.html

(в самом низу страницы)

Рекомендую настоятельно. Написана старым русским алфавитом, но читается легко и с интересом."
:C:

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

irakly
Админ
Сообщения: 77593
Зарегистрирован: 17 сен 2009, 12:26
Награды: 5
Откуда: Tbilisi
:
Фоторепортер Джентльмен
Благодетель Футболист
Активист
Благодарил (а): 9908
Поблагодарили: 16450
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение irakly » 02 окт 2015, 17:29

Карта 1774 года. Опять на территории нынешней оккупированной Абхазии нет никакой Абхазии. Только Мингрелия :-):
И Крым какой совсем "ненаш".

Image
ძალა ერთობაშია!
Putistan delenda est

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

IrakliGe
Модератор
Сообщения: 26063
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 17:04
Награды: 5
Откуда: ს ა ქ ა რ თ ვ ე ლ ო
:
Писатель Фоторепортер
Джентльмен Благодетель
Активист
Благодарил (а): 1907
Поблагодарили: 5621
Пол:
Georgia

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение IrakliGe » 02 окт 2015, 19:09

Только кому мы это доказываем ?
Мы то сами хорошо знаем,что этот регион - неотъемлемая часть нашей страны,а тех,кто сам закрывает свои глаза,их никакими картами не пробъёшь :-):
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение Samegrelo » 13 окт 2015, 15:45


Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение Samegrelo » 13 окт 2015, 20:52

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ АБХАЗИИ В XV-XVIII ВВ.
Очертания территории Абхазской автономной республики в основном повторяют очертания абхазского княжества начала XIX в., границы которого сложились после распада единого грузинского царства и бурных феодальных междоусобиц, этнополитических процессов XV-XVIII вв. на этой северо-западной окраине Грузии.

В 70-80-е годы XV в. Грузия окончательно распалась на отдельные царства и княжества. В Западной Грузии образовалось Имеретское царство, вассалами которого считались приморские грузинские княжества - Гурия, Мегрелия (груз. Самегрело, Одиши) и Абхазия (груз. Апхазети).

Территория современной Абхазии к моменту распада единого грузинского царства входила в состав двух разных грузинских земель - Одиши и Абхазии. Львиная часть этой территории от р. Энгури до речки Анакопиис-цкали (современная р. Псирцха-цкали – груз. вода, река), включая Анакопию (ныне Новый Афон), принадлежала Одиши. На правом берегу Анакопиис-цкали побочная ветвь Главного Кавказского хребта доходила до моря. Отсюда до р. Псоу и дальше на северо-запад была расположена Абхазия. Правителями Одиши были князья Дадиани, Абхазии - представители княжеского рода Шарвашидзе. Шарвашидзе еще долго, считали себя одновременно вассалами как имеретских царей, так и правителей Одиши.

В XV в. р. Анакопиис-цкали служила и своеобразной этнической границей. На ее правом берегу жили абхазы, а на левом - начинались грузинские поселения. (Об этом подробно ниже).

Эта река была также своеобразной межой и в церковном устройстве Западной Грузии. Сама Абхазия в церковном отношении управлялась непосредственно абхазским, т.е. западногрузинским католикосом, а территория между реками Анакопиис-цкали. и Энгури была разделена на паству отдельных епископов того же католикоса. Между реками Анакопиис-цкали и Кодори лежала епархия Драндского епископа, между реками Кодори и Моквис-цкали - Моквского, а между Моквис-цкали и Дадис-цкали (совр. Эрис-цкали) - Бедийского. За рекой Дадис-цкали начиналась епархия Цаленджихского епископа, резиденция которого находилась уже на левом берегу реки Энгури1.

К северу от Сухуми Главный Кавказский хребет подходит почти к самому Черному морю. Так что в границах XV-XVI-вв. Абхазия была исключительно горной страной, многими нитями связанной с западным Кавказом. Это обстоятельство сыграло определенную роль в ее взаимоотношениях с другими землями Западной Грузии, особенно с Одиши.

Взаимоотношения низменных, равнинных регионов и горных регионов самой Грузии и сопредельных стран по другую сторону Кавказского хребта всегда играли важную роль в истории этой страны. Временами «равнина» распространяла свое политическое и экономическое влияние на горные области, временами же «горы» начинали давить на «равнину». Последнее наступление «гор» произошло в XIV-XVI вв. после резкого изменения геополитической ситуации на Северном Кавказе. Вытесненные монголо-татарами в горные ущелья северокавказские племена стали обращать свои взоры на юг, пытаясь компенсировать потерю низинных земель за счет стран Закавказья (Южный Кавказ), в первую очередь Грузии. Одним из первых усиление давления северокавказских племен ощутило на себе грузинское Причерноморье.

В IX-XIV вв. Грузия занимала значительную часть северо-восточного Причерноморья до р. Никопсиса (современная Нечепсуху). Здесь же проходила северо-западная этническая граница абхазов. Дальше, до Азовского моря, по обоим склонам Кавказского хребта жили черкесо-адыгские племена, которых грузины называли джиками и кашагами, а западноевропейцы - джиками и черкесами. Почти до второй половины XIV в. они признавали верховную власть грузинских царей. Со второй половины XIV в. грузинское влияние на западном Кавказе стало ослабевать. Воспользовавшись этим, джики, жившие на берегу Черного моря, на своих судах стали нападать на приморские грузинские села.

В начале, в Грузии нашлись силы для обуздания джикских пиратов. Под руководством владетеля Мегрелии Вамека II Дадиани (1384-1396 гг.) был осуществлен успешный поход на Джикети (страна джиков) т.е. прибрежную Адыгею. Сведения об этом походе сохранились в надписи южного притвора Хобского монастыря: «Во имя господа нашего Христа, эриставт-эристави и мандатуртухуцес Вамек после отца своего, эриставт- эристава Дадиани Гиоргия напал на Джикети, за их неверие и предательство... Победил и разрушил, и негодными стали их крепости, доступные и неприступные, силой покорил и опустошил все труднодоступное владение многих джикских владетелей. Кого мог, взял в заложники, остальных обратил в бегство»2.

Успешный поход владетеля Мегрелии почти на сто лет приостановил набеги джиков на грузинское Причерноморье, но с начала XVI в. эти набеги возобновились с новой силой3. В ответ, в январе 1533 г. под руководством владетелей Одиши и Гурии, Мамиа III Дадиани и Мамиа I Гуриели был совершен поход на Джикети, который завершился поражением грузин. Мамиа III Дадиани погиб на поле битвы, а Мамиа Гуриели попал в плен. Грузино-джикский конфликт закончился лишь в 1558 г., когда джики дали обещание воздерживаться от морских набегов на Грузию, что и выполняли почти целое столетие4.

В войне против джиков Абхазия выступала как составная часть Грузии. Тем не менее, поход грузин в 1533 г. на Джикети был проигран из-за предательства абхазских феодалов5. Это было грозным симптомом.

В 20-30 гг. XIV в. граница между Одиши и Апхазети, по-прежнему проходила по реке Анакопиисцкали. «...Гурия граничит с Трапезундтом. От Гурии до Сухуми (расположена) Дадьянская земля, Сухуми в древности был портом. Здесь к морю спускается ветвь Эльбрусской горы. За ней лежат абхазские земли», - читаем в донесении одного турецкого разведчика 30-х годов XVI века.6 «Дадьянской землей» турки называли Мегрельское княжество. Под «ветвью Эльбрусской горы» турецкий разведчик подразумевает боковую ветвь Главного Кавказского хребта, которая, как отмечалось, доходит почти до морского берега на правом берегу р. Псирцха.

В середине XVI в. западногрузинские княжества освободились от прямого сюзерената имеретских царей. Одиши же, наоборот, сохранила некоторое влияние на Абхазию, хотя ее владетели «выполняли не каждое распоряжение Дадиани»7.

В 1573 г. в Западной Грузии разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты как абхазы, так и западнокавказские племена. Гиорги Гуриели «Привлек войско, напал на Дадиани в Зугдиди, сразился с ним и Дадиани, но в битве был побежден и бежал Гиорги Дадиани в Апхазети, а Дадианом сел брат его Мамиа... Потом Гиорги Дадиани собрал вспомогательное войско из абхазов, джиков и черкесов и пришел в Одиши. Мамиа Дадиани известил об этом Гуриели и Гуриели послал войско свое. Сразились Мамиа (Гуриели) с Гиорги Дадиани, вновь Гиорги потерпел поражение и ушел в Апхазети» - читаем в сочинении Вахушти Багратиони8. Лишь после 1578 года Гиорги Дадиани помирился с братом и добился своего признания во владетельских правах.

В 1578 году началась очередная ирано-турецкая война, главной ареной которой стало Закавказье. Летом 1578 г. в Сухумской бухте появилась турецкая эскадра, которую вел назначенный султаном на должность Сухумского бейлербея Хайдар-паша. (Этот паша, черкес по происхождению, ранее управлял Батумским санджаком.) Паше была предоставлена возможность сойти на берег и приступить к выполнению своих обязанностей. В сентябре 1578 г. в своем отчете Лала-паша, военачальник турецкой армии в Закавказье, специально отмечает факт создания Сухумского бейлербейства.

В турецких архивах не сохранилось ни одного дефтера XVI в. с описанием Абхазского или Сухумского вилайета. (Видимо, османы тогда вообще не составляли описи этого края). Вероятно, Сухумский бейлербей Хайдар-паша не смог с самого начала наладить эффективное управление этой страной, и его власть распространялась только на Сухуми и его окраины. В 1580 г. Сухумское бейлербейство было упразднено и турецкая администрация была отозвана из Апхазети. По-видимому, османы покинули Сухуми в том же году9.

В специальной литературе принято считать, что владетели Абхазии полностью освободились от сюзеренитета владетелей Одиши приблизительно в 1611-1615 гг10. На самом же деле это случилось раньше, в 1578-1580 гг. после упразднения Сухумского бейлербейства. С этого времени Сухуми уже не входит в состав Одиши, и граница между Апхазети и Мегрелией проходит южнее Сухуми.

В XVI в. абхазы занимались пиратством на Черном море. Но, в отличие от джиков, они на турецкий берег юго-восточного Причерноморья обычно нападали в составе одишских войск.11 С обретением полной независимости объект нападений абхазов стал меняться. Так, например, по свидетельству Вахушти Багратиони, в 1591г. абхазы «напали на судах на Гурию. Атаковал их Мамиа, сын Гуриели, одолел и перебил всех»12. Вскоре стали постоянными набеги абхазов на южных соседей, в частности на Одиши.

В источниках не сохранились сведения о нападениях абхазов на Мегрелию в XV-XVI вв. Исключение составляет сообщение о том, что в 1454 году, абхазы, вслед за турками, напали на входящий в то время в состав Одиши Сухуми и разграбили его13. Перманентные набеги абхазов на Одиши начинаются с-20-х годов XVII столетия. Поводом для них стало жестокое отношение и развод правителя Одиши Левана II

Дадиани (1611-1657гг.) со своей первой женой, дочерью удельного князя восточной части Абхазии Сетемана Шарвашидзе, формально подчинявшегося своему старшему брату, владетельному князю всей Абхазии, Реальные причины таких набегов, видимо, следует искать в резких Изменениях социальной и геополитической ситуации в самой Абхазии.

Под влиянием черкесо-адыгских племен социальное развитие Абхазии с XIV-XV вв. пошло вспять. Так что в XVII веке «социальная структура абхазского общества рассматриваемого периода более соответствовала недоразвитым горским обществам, нежели развитым феодальным отношениям, господствовавшим в развитых областях»14.

В XIV-XVI вв. черкесо-адыгские племена стали продвигаться на юго-восток и постепенно занимать северо-западную часть Абхазии. Так что Джикети в XVII-XVIII вв. начиналась уже не на правом берегу р. Никопсиса, а гораздо южнее - на правом берегу р. Бзыбь. Пытаясь компенсировать такую потерю, абхазы с помощью тех же джиков и других западнокавказских племен стали нападать на Одиши, желая прорваться к Колхидской низменности.

Первые набеги абхазов на Мегрелию были отбиты и одишский князь вновь восстановил свой суверенитет над Абхазией. Для этого Левану II Дадиани пришлось по крайней мере дважды совершить поход на Абхазию 15. «Абхазы не миролюбивы и, кроме того считали себя обиженными Дадианом тем, что он позорным образом прогнал свою жену, дочь их князя, - пишет современник этого события, итальянский миссионер Арканджело Ламберти, - за это абхазы... в то время, когда Дадиани был занят делом усмирения в собственном государстве, они все нападали на границы Мегрелии, которые всецело разорили и жителей сделали своими рабами и переселили в Абхазию.

Дадиани, как только избавился от внутренних бунтовщиков, тотчас же выступил в поход против абхазов, которых он так притеснил, что они изъявили покорность и обязались платить дань. Но так как этот народ... не имеет ни денег, ни товаров, чтобы ими платить дань, то Дадиани наложил на них дань известным числом охотничьих собак и соколов»16. «Изъявление покорности» не помешало абхазам продолжать свои опустошительные набеги на Мегрелию. В ответ на это Левану II Дадиани пришлось при огромном напряжении людских и материальных сил княжества построить на границе с Абхазией целый комплекс оборонительных сооружений: «В одном месте, - пишет Арканджело Ламберти, - возвести стену длиною в 60 тысяч шагов ... на определенном расстоянии в ней находятся башни, занимаемые значительной стражей стрелков. Чтобы в них не было недостатка, одишские епископы, князья и знатные вельможи разделили между собой очередь помесячно, так что каждый помесячно охраняет это место своими людьми»17.

Оборонительный комплекс, называемый ныне «Келасурской», а иногда по недоразумению «Великой абхазской стеной», имел длину около 60 км, в виде полукруга опоясывал Одиши с северо-западной стороны от устья р. Келасури до истоков р. Галидзга близ Ткварджи (ныне Ткварчели). Установлено, что эта стена не была сплошной. Имея около 275 башен, из 60 км лишь 25 занимала стена. Наиболее укрепленным был левый берег р. Келасури. В других местах укреплены были, в основном, выходы из ущелий, по которым проходили дороги, идущие с гор в

низину18.

Итальянские миссионеры, жившие в первой половине XVII столетия в Западной Грузии, границей между Одиши и Абхазией называют р. Кодори, хотя отмечают, что Драндский монастырь и его окрестности входили в состав Мегрелии и Драндская епископская кафедра по- прежнему продолжала функционировать. Поэтому сообщения этих миссионеров нуждаются в уточнении: после возведения Келасурской стены граница между этими двумя княжествами проходила не по р. Кодори, а по р. Келасури, по линии этой стены19.

Как уже отмечалось, этническая граница между абхазами и грузинами с XV в. проходила по реке Псирцха (Анакопиисцкали). В XIII-XV вв. Сухуми был преимущественно грузинским городом. Об этом узнаем, во-первых, из письма католического епископа Себастополиса (Сухуми) Петруса Геральди, посланного им на родину, в Англию в 1330 г. В этом письме он сообщает, что живет в бедственном положении в Себастополисе, в «нижней Иберии» (т.е. Грузии, Т.Б.) и по воскресеньям получает «подношения от какого-нибудь бедного грузина». Из этого же письма явствует, что в Сухуми в то время проживало определенное число иудеев и мусульман20. О мусульманах Сухуми сообщает и арабский географ Абу-ль-Фида (1273-1331гг.), называя Сухуми «грузинским городом»21.

В XIII-XV в. в Сухуми жили и западноевропейцы, в основном генуэзцы, имевшие в городе в 1331-1474 г. свою торговую факторию. Абхазы впервые зафиксированы в Сухуми лишь в 1454 г., когда они вместе с турецким флотом напали на город и разорили его22. После перехода г.Сухуми в руки абхазов, этническая граница между абхазами и грузинами стала проходить южнее этого города. В начале XVII столетия она проходила по р. Келасури. Население же между р. Келасури и р. Энгури оставалось исключительно грузинским, о чем единодушно свидетельствуют как грузинские, так и иноязычные «источники. В 1654 г. в Неаполе вышла книга итальянского миссионера Арканджело Ламберти «Описание Колхиды, называемой ныне Мегрелией». К книге прилагается карта Одишского княжества первой половины XVII в. На этой карте между упомянутыми реками не нанесено ни одно название, которое можно истолковать как абхазское. На территории Одишского княжества западнее р. Энгури в XVI-XVII веках проживало много дымов церковных крестьян. В большом приходском реестре абхазского или западногрузинского патриаршьего престола дается подробный список этих дымов по отдельным деревням. Как названия деревень, так и фамилии церковных крепостных крестьян исключительно грузинские23.

В 1657 г. Леван II Дадиани скончался. После недолгой смуты на престол с помощью имеретского царя Александра III вступил двоюродный брат умершего Вамек III Дадиани. Вначале абхазы собирались выступить' против него, но вскоре примирились с ним и признали его верховенство. В этом не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что брат нового владетеля был женат на дочери удельного абхазского князя. Абхазы были на стороне одишского владетеля в битве с гурийцами при Бандза (1658г.). Они принимали также участие в последнем неудачном походе Вамека III Дадиани на Гурию 24.

В 1660 т. после смерти имеретского царя Александра III в Западной Грузии Началась новая междоусобица. В начале Вамек III Дадиани добился больших успехов и стал даже претендовать на имеретский престол, но потом потерпел поражение от царя Картли Вахтанга V. Последний посадил на имеретский престол своего сына Арчила, а мегрельский престол передал племяннику Левана II - Левану III Дадиани. Абхазы отказали Вамеку III в помощи и приветствовали нового одишского владетеля, признавая его верховенство. На самом деле, по свидетельству побывавших в 1664-1665 гг. в Грузии Макария Антиохийского и Павла Алеппского, верховную власть нового мегрельского князя признавала лишь восточная Абхазия. Жители же западной Абхазии вместе с представителями других западнокавказских племен, продолжали совершать постоянные набеги на Одиши25.

В 1663 г. имеретский престол вновь занял сын Александра III имеретского - Баграт III. Вскоре между ним и одишским князем началась бесконечная междоусобица, которая закончилась лишь в 1680 г. после смерти одишского князя. Междоусобица сильно ослабила Одиши. «Келасурская стена» уже не функционировала и Мегрелии все труднее становилось противостоять натиску абхазов, которые, по свидетельству патриарха Досифея, в 70-е годы XVII столетия почти беспрепятственно опустошали всю страну от Сухуми до рек Риони и Цхенисцкали, грабя храмы и монастыри, уводя в плен огромное количество жителей26.

В 1681 г. умер Леван III Дадиани. Вскоре погиб и его наследник. Фактическим правителем Одиши стал его везир, представитель незнатной фамилии - Кациа Чиковани, получивший титул Липартиани. После смерти последнего княжеством стал управлять его сын Гиорги Липартиани. Все знатные фамилии Мегрелии выступили против него. Неурядицы в княжестве еще больше разрослись. Этим обстоятельством воспользовались абхазские феодалы. Еще при жизни Кациа Чиковани сын владетельного абхазского князя Сарек Шарвашидзе завоевал северо-западную часть Мегрелии и провозгласил себя князем Одиши. Его правление продолжалось несколько лет.

Утверждение Сарека Шарвашидзе в северной части Мегрелии не избавило этот край от дальнейших набегов абхазских феодалов. Еще при его жизни они вторглись в северную часть Мегрелии и подвергли ее разорению 27. Тем временем междоусобица в Западной Грузии продолжалась. Гиорги Липартиани был занят своими притязаниями на власть, защита же северо-западных границ княжества его не волновала. Вначале на мегрельский престол он посадил своего ставленника Левана IV Дадиани (1684-1696гг.), а позже стал управлять княжеством от своего имени. За это время абхазы прочно утвердились в северо-западной части Мегрелии. После смерти Сарека Шарвашидзе его владение было включено непосредственно в состав Абхазии. После смерти абхазского владетеля Зегнага Шарвашидзе его княжество было разделено на уделы между его сыновьями. Старшему из них досталась собственно Абхазия от р. Бзыбь до р. Кодори, а завоеванная абхазами мегрельская территория была разделена между двумя младшими сыновьями. Средний сын получил область между реками Кодори и Галидзга (т. н. Абжуа - средняя область, буквальный перевод с грузинского - Шуа сопели), а младший сын Квапу - территорию между р. Галидзга и р.Энгури28.

К началу XVIII в. Гиорги Липартиани окончательно утвердился на одишском престоле и попытался отвоевать захваченные абхазами земли. За помощью он обратился к Гиоргию Абашидзе, регенту имеретского царя. В 1702 г. «зимой Липартиани попросил его помощи против абхазов, ибо захватили они (земли) до р. Эгриси, разоряли Одиши убийствами и пленениями. Согласился Абашидзе, собрал войско и вступил в Апхазети. Не смог устоять Шарвашидзе, опустошил Апхазети... помирил Липартиани и Шарвашидзе, отнял захваченную землю»29 Успехи грузин историк преувеличивает. На самом деле, власть владетеля Одиши после этого стала распространяться на область между реками Галидзга и Энгури, но Квапу Шарвашидзе сохранил свой удел, признав лишь верховную власть князя Одиши.

Квапу Шарвашидзе скончался в 1704 г., ему наследовал сын Мурзакан. От имени последнего в 20-40 гг. XVIII столетия территория между р. Галидзга и р. Энгури стала называться Самурзакано, что по-грузински значит «область Мурзакана»30.

Прорвавшиеся с гор к равнинам, абхазы и представители западнокавказских племен стали селиться на обретенных ими землях. Во второй половине XVII в. в Абхазии уже не функционировала официальная церковь, поэтому церковная иерархия на завоеванной территории была упразднена. «Однако в Одиши было бедствия больше, - пишет об этих событиях Вахушти Багратиони - особенно, абхазов. Ибо приходили они на судах и по суше, опустошили и захватили (земли) вплоть до Эгриси и поселились абхазы сами, в Дранде и Мокви не стало больше епископов»31.

Трагически сложилась судьба коренного грузинского населения на территории, завоеванной абхазами. Большая часть из них была продана в рабство. В этом отношении показательна судьба населения деревни Нажаневи, где из 60 дымов церковных крестьян, живших здесь до XVII в., к 1706 г. не проданных оставалось всего 7 дымов. Спасти их от продажи в рабство удалось лишь переселением этих дымов в восточную часть Мегрелии32.

Избежавшее продажи грузинское население в основном покинуло свои родные очаги и переселилось в другие части Одиши. Они забирали с собой священные церковные книги, иконы и другие предметы христианского культа. На территории между реками Келасури и Галидзга удержалась лишь самая малая часть коренного населения. Постепенно они стали ассимилироваться с пришельцами. Этот процесс

не был завершен и в XIX в. Исключение составило Самурзакано, где коренное грузинское население оставалось в огромном большинстве.

На территории между реками Галидзга и Энгури в основном сохранились старые названия местностей. В старой Самурзакано как макро, так и микротопономика и ныне почти исключительно грузинская, чего нельзя сказать о территории между реками Келасури и Галидзга. Пришедшие сюда абхазы часть топонимов оставили почти без изменения (Пшафи, Мокви, Дранда и др.), часть же переделали на абхазский лад или перевели на абхазский язык. Например, грузинское «Сатамашиа» (место для игр) превратилось в «Тамыш» - «Мармарискари» - в «Мармаль Абаа», «Чала» (роща) - в «Чилоу» или «Члоу», «Зегани» (плато, возвышенность) - в «Загани», «Ткваджа» - в «Ткварчели». Абхазское название «Агубедиа» - буквальный перевод с грузинского Шуа Бедиа (Среднее Бедиа) и т.д.

Этот процесс продолжался до последних дней. Так, например, лишь в 1978 г. грузинское «Квитаули» превратилось в абхазское «Кутол». Многие старые макротопонимы окончательно исчезли и очень трудно их локализовать. Так, например, деревня Галидзга ныне называется Беслахубой, Тилити-Абаажваху и т. д.

После бурных событий конца XVII - начала XVIII вв. наступательный порыв абхазов иссяк и на северо-западной границе Одиши утвердилось относительное спокойствие. Самурзакано признавало верховную власть князей Самегрело, а между Одиши и Абхазией царил мир.

В конце 70-х годов XVIII в. спокойствие было нарушено. Абхазы вновь перешли в наступление. «В то время Абхазией управляли Зураб, Келеш Ахмед-бей и Бекир-бей. Они собрали джиков, аланов, зухуа и мазума и вместе с ними и абхазов, и направились против Дадиани. От Дадиани отложилось его владение в Самурзакано» - пишет Нико Дадиани. Решающая битва произошла в 1779 или 1780 году на левом берегу Энгури в селении Рухи. На стороне абхазов, как видно из записи Нико Дадиани, были представители западнокавказских племен, которые, по свидетельству грузинского поэта Бесики, очевидца этой битвы, говорили по крайней мере на шести языках34.

Битва окончилась победой Грузии. Абхазы были вынуждены окончательно отказаться от Восточной Мегрелии.

В начале ХIХ в. Самурзакано вновь отошло к Одишскому княжеству. В состав Абхазии оно было включено лишь в 1867 году, после образования Сухумского округа.
http://caucasushistory.com/index.php?act=news&id=408

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Samegrelo
Сообщения: 3766
Зарегистрирован: 07 мар 2015, 02:26
Награды: 1
Откуда: Грузия, Очамчири
:
Джентльмен
Благодарил (а): 534
Поблагодарили: 369
Пол:
Georgia

Re: Абхазия никогда не входила в состав Грузии?

Сообщение Samegrelo » 13 окт 2015, 21:01

Все что кажется чужим наше общее и родное - Флаг Сухуми
А вот интересная информация по геральдике. В книге К. А. Иванова, Флаги государств мира (М., 1971 г.) имеется свод флагов XIV века. Среди них вот такая вещь:

Ладонь - это символ Дадиановского Сухуми.

Вернёмся к книге "Диоскуриада-Себастополис-Цхум". Вот ещё несколько цитат:

Как известно, на территории Севастополиса (Цхуми) располагалась генуэзская торговая фактория. Вот цитата одного из генуэзских документов (1472 г.):
«…довольны тем, что вы писали нам о надеждах на прочный мир с Бендиано князем Севастополиса»

Герардо Пинели (последний протектор генуэзской фактории в Севастополисе):
«28 июля 1455 года абхазы напали на город и основательно его разграбили».

В первой половине XVII века «побывавший в Мегрелии иерусалимский патриарх Досифей свидетельствовал: “абхазы опустошили Мокви, Зугдиди и всю страну от Диоскурии до Гипиуса”».

Иными словами, в это время Мегрелия простиралась от Сухуми до Цхенис-Цхали.

«В непосредственной близости от города \Сухуми\ в то время Леван Дадиани ведёт строительство Келасурской стены, а на западной оконечности Сухумского мыса появляется гумистинская крепость».

Автор флага Абхазии - В.В.Гамгия. В 1998 году была выпущена почтовая марка с его портретом.Мамука Гонгадзе в своем письме "Вексиллографии" приводил интересный факт о флаге Сухума: на древних картах-портоланах 14-15 веков местоположение Сухума обозначал флаг с четырьмя диагональными зелеными полосами.Некоторые считают ладонь династической эмблемой династии Ширвашидзе.

В Грузии же историки склонны считать ладонь общегрузинской царской эмблемой.Семь пятиконечных звёзд символизируют семь регионов исторической Абхазии: Садзен, Бзир, Гомаа, Абжва, Самурзакан, Дал-Цабал, Пшой-Айбга.

А вот современный флаг Абхазии
Я же говорил - все что кажется чужим наше общее и родное
http://giorgi-chachba.livejournal.com/94450.html

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Вернуться в «FAQ»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость