История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Интересные события из истории
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
агностик

Благодетель Военспец
Активист Шедеврал
Сообщения: 35328
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 5
Откуда: Bakı
Благодарил (а): 3315 раз
Поблагодарили: 4390 раз
Пол:
Azerbaijan

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение агностик »

Ara55 писал(а): Молодец что читал, а нам дай ссылки, чтобы не с твоих слов мы это знали.
Кстати о кызылбашах.
"Кызылбаши брили бороды, отпускали длинные усы, а на бритой голове оставляли чуб. "- ничего не напоминает ? )))
"В 1501 г. 7 тысяч кызылбашей разгромили 30-тысячное войско султана Альвенда Ак-Коюнлу" - получается украинские казаки разбили наших бедных коюнлу ? )))
Наконец венец всей этой катавасии "у турок термин(кызылбаши) стал употребляться лишь в отношении персов" .
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 ... 1%88%D0%B8
Кызылбаши, кизильбаши (от тюркск. «красноголовые», азерб. Qızılbaş, перс. قزلباش‎ [Qizilbāsh], тур. Kızılbaş) — первоначально объединение тюркских кочевых племён устаджлы, шамлу, румлу, афшар, зулькадар, текели, каджар и др.[1], говорившие на азербайджанском языке[2][3][4]. Позднее кызылбашами стали обозначать всех подданных Сефевидского государства, независимо от их этнической принадлежности (у турок термин стал употребляться лишь в отношении персов)[5].

Че сказать-то хотел?
Мы раздавим каждого, кто выступает против тюрков и тюркизма!
Ататюрк.

www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4
Аватара пользователя

Автор темы
агностик

Благодетель Военспец
Активист Шедеврал
Сообщения: 35328
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 5
Откуда: Bakı
Благодарил (а): 3315 раз
Поблагодарили: 4390 раз
Пол:
Azerbaijan

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение агностик »

Первые дипломированные юристы-азербайджанцы



Нармин Таирзаде

Социально-экономическое развитие Азербайджана в пореформенный период XIX в. вызвало острую необходимость в квалифицированных специалистах разного профиля.

По действовавшим Положениям о кавказских воспитанниках 1849 и 1868 годов кавказская администрация в зависимости от потребностей края определяла число мест в различных высших учебных заведениях России для представителей коренных национальностей и направляла их на учебу за счет казны. Долгое время единственным учебным заведением, где закавказская молодежь могла получить среднее образование, дающее право поступать в вуз, была Тифлисская мужская гимназия.

С распространением среднего образования в Азербайджане, с открытием гимназий и реальных училищ в Баку, Елизаветполе (Гяндже), Шуше, Эривани, Шамахе, Лянкяране заметно возросло число абитуриентов-азербайджанцев, поступавших в российские вузы. Доступ в средние учебные заведения был свободным для каждого, кто мог оплатить свое обучение и, что не менее важно, обеспечить свое содержание в продолжение всего курса.

Рост потребности в образовании вызвал усиление притока абитуриентов во все российские вузы, в том числе и университеты. На рубеже ХIХ-ХХ вв. крупнейшими из них являлись Санкт-Петербургский и Московский. Заслуженной славой пользовались также Киевский, Новороссийский (в Одессе), Харьковский, Казанский университеты, в которых обучались сотни студентов-азербайджанцев.

Значительно меньше их получало образование в Юрьевском (в Дерпте, ныне Тарту) и Томском университетах. Из существовавших стипендий азербайджанские студенты могли пользоваться кавказской стипендией, которую администрация края назначала детям военных и гражданских чиновников, беспорочно служившим в крае, и городской, определяемой городской управой.

При назначении стипендии принимались во внимание отсутствие или несостоятельность родителей. Размер стипендий в среднем составлял 300-350 рублей в год, из которых следовало платить за обучение, квартиру, студенческую форму, учебные принадлежности и т.д. Существовала еще институтская стипендия (350 рублей в год) при бесплатном обучении, но ее удостаивались только студенты-христиане.

Число несостоятельных учащихся, стремящихся к высшему образованию, с каждым годом увеличивалось. Азербайджанским студентам оказывали денежную помощь благотворительные общества («Ниджат», «Сафа» и другие), различные фирмы, предприятия, а также частные лица. Практиковались сборы пожертвований в большие праздники, в экстренных случаях – через газеты.

Среди азербайджанских предпринимателей высшему образованию среди соотечественников содействовали в той или иной степени Ш.Асадуллаев, Б.Ашурбеков, И.Гаджинский, А.Гулиев, М.Мухтаров, А.М.Нагиев, Г.З.Тагиев и другие. Помощь оказывалась единовременно на год или на весь срок обучения. Местные магнаты хорошо понимали необходимость развития образования для благополучия народа.

Источники свидетельствуют о неуклонном росте числа азербайджанцев, поступавших и оканчивавших вузы. Сотни студентов обучались в российских вузах, но диплома удостаивались наиболее целеустремленные, выносливые, обеспеченные материальной поддержкой. Первые азербайджанцы, направленные кавказской администрацией на учебу, в основном обучались в столичных университетах и Военно-медицинской академии. Наиболее престижными считались юридический и медицинский факультеты.

С введением новых судебных учреждений в пореформенный период на Кавказе резко повысился спрос на юристов разных квалификаций и рангов. В юристах нуждались государственные и общественные организации, предприятия, частные лица. Особенно велика была потребность в присяжных поверенных (адвокатах) и нотариусах.

Первым азербайджанцем, получившим высшее юридическое образование, насколько удалось установить, был уроженец Шеки Исмаил Ахундов. Как сын учителя азербайджанского языка и мусульманского вероучения Шамахинского четырехклассного училища он по окончании Тифлисской гимназии в 1863 году был отправлен за казенный счет учиться в Петербургский университет. Успешно завершив учебу в 1869 году, И.Ахундов вернулся в Азербайджан. В 90-х годах XIX в. он занимался адвокатской практикой в Гяндже.

Дипломов юриста были удостоены также выпускники Новороссийского университета Джумшуд Султанов (1874 г.) и Алескер Кадымбеков (1887 г.). В 1888 г. блестяще завершил курс юридического факультета Петербургского университета Али Мардан бек Топчибашев, впоследствии ставший видным общественным и государственным деятелем Азербайджана, председателем парламента Азербайджанской Демократической Республики.

В 1893 году завершил юридическое образование в Московском университете Исмаил Зиядханов, будущий член Государственной думы России и член правительства АДР.

С 90-х годов прошлого века наблюдается постепенный рост численности юристов, окончивших российские университеты. До конца века среди получивших юридическое образование были Алескер Хасмамедов, Халил Хасмамедов, Фаталихан Хойский, Абдулали Амирджанов. Этим людям принадлежит выдающаяся роль в национальноосвободительном движении, становлении азербайджанской государственности.

Контингент студентов юридического факультета наряду с непосредственно поступавшими пополнялся за счет студентов, переводившихся туда с других факультетов и вузов – подобные переводы имели широкое распространение. Юридический факультет открывал перед выпускниками путь к различным сферам государственной службы, чего нельзя сказать о выпускниках историко-филологического или физикоматематического факультетов. Азербайджанцы, как правило, не могли рассчитывать на штатные должности в средних учебных заведениях, поскольку воспитание верных самодержавию подданных доверялось лишь лицам христианского исповедания.

В последующие годы, особенно после 1910 года в общей массе азербайджанского студенчества юристы составляли довольно значительную прослойку.

Приводимые ниже данные дают некоторое представление о формировании этого отряда национальной интеллигенции.

За 1900-1918 гг. высшее юридическое образование получили: Асадбек Агабабабеков, Имамверди Адигезалов, Сабир Алибеков, Гашимбек Амирджанов, Азад Амиров, Асадулла Ахундов, Рашид Ахундов, Мир Юсиф Везиров, Мустафа Векилов, Ислам Гаджибеклинский, Юсуф Гаджикасумов, Садых Гаджинский, Абдул Касим Джафаров, Мамед Юсиф Джафаров, Адиль Зиядханов, Акпер Казиев, Касим Касимов, Зульфугар Макинский, Мирза Ибрагим Хан, Нариман Нариманбеков, Мирюсиф Мирбабаев, Гусейнбек Пашабеков, Ахмед Пепинов, Паша Полатханов, Искендер Рафибеков, Шафи Рустамбеков, Надир Султанов, Джалил Сафиев, Идаят Салех оглу Султанов, Аслан Сафикюрдский, Насреддин Сафикюрдский, Сейях Хамид, Рустам Хойский, Нурмамед Шахсуваров, Гамид Шахтахтинский, Гейдар Шахтахтинский, Мамай Шихлинский, Мустафа Эминов.

Таким образом, численность азербайджанцев, для которых установлена конкретная дата завершения юридического образования, к 1918 году достигла пятидесяти.

Из косвенных источников – научной литературы, мемуаров, сообщений родственников и старожилов выяснены имена юристов, которые также завершили юридическое образование. В их числе Исмаил Алиев, Рустам Ахундов, Бананярский, Аббаскули Гаджибеклинский, Джейхун Гаджибеков, Гара Гамзаев, Гусейн Кадымбеков, Али Аббас Кадымов, Паша Казиев, Юсуф Казиев, Асад Кенгерлинский, Али Кулибеков, Теймур Макинский, Могбиль Мамедов, Гара Мустафаев, Мамед Рафибеков, Ширин Сафаралибеков, Али Паша Султанов, Идаят Мехти оглу Султанов, Муса Султанов, Н.Фараджев, Фараджулла Шейхов, Алекпер Хасмамедов, Исмаил Шахмалиев, Махъяддин Шахмалиев и другие.

В рассматриваемое время судебные учреждения, а также предприятия и отдельные граждане имели возможность пользоваться услугами высококвалифицированных юристов, владевших азербайджанским языком, хотя численность их еще не могла удовлетворить растущие нужды. Получив высшее образование, азербайджанские юристы далеко не всегда могли реализовать свои профессиональные способности на родине.

Число мест в государственных судебных учреждениях было ограничено, и местная администрация внимательно следила за тем, чтобы юристы-мусульмане оставались в явном меньшинстве. Судебное ведомство обычно запрашивало руководство университета, который окончил кандидат, относительно его благонадежности, участия в студенческих волнениях и пр.

Известно, что многие из дипломированных юристов-азербайджанцев активно участвовали в освободительном движении. Это А.М.Топчибашев, Н.Сафикюрдский, М.Векилов, Ш.Рустамбеков, М.Эминов, П.Полатханов, Ш.Сафаралибеков и др., которые, как и в студенческие годы, продолжали заниматься публицистической, культурно-просветительской деятельностью, входили в состав благотворительных просветительных обществ, издавали газеты, журналы, литературные произведения на азербайджанском языке и т.д.

С образованием Азербайджанской Демократической Республики в состав правительства входили юристы А.Амирджанов, М.Векилов, М.Ю.Джафаров, И.Зиядханов, Т.Макинский, Р.Хойский, Шафи Рустамбеков, А.М.Топчибашев, Х.Хасмамедов, А.Сафикюрдский, Г.Шахтахтинский, Н.Шахсуваров. Кроме того, среди первых дипломатов АДР были известные деятели культуры, юристы по образованию М.Ю.Везиров, Дж.Гаджибеков, А.Зиядханов, А.М.Топчибашев.

Итак, в рядах яркой плеяды азербайджанской интеллигенции, сформировавшейся к 1918 году, выделялся отряд высокообразованных юристов, созидательная общественно-политическая деятельность которых не может быть приуменьшена.

https://azerhistory.com/?p=20089&fbclid ... AODVC0OnM8
Мы раздавим каждого, кто выступает против тюрков и тюркизма!
Ататюрк.

www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4
Аватара пользователя

Автор темы
агностик

Благодетель Военспец
Активист Шедеврал
Сообщения: 35328
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 5
Откуда: Bakı
Благодарил (а): 3315 раз
Поблагодарили: 4390 раз
Пол:
Azerbaijan

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение агностик »

Мы раздавим каждого, кто выступает против тюрков и тюркизма!
Ататюрк.

www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4
Аватара пользователя

Автор темы
агностик

Благодетель Военспец
Активист Шедеврал
Сообщения: 35328
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 5
Откуда: Bakı
Благодарил (а): 3315 раз
Поблагодарили: 4390 раз
Пол:
Azerbaijan

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение агностик »

Мы раздавим каждого, кто выступает против тюрков и тюркизма!
Ататюрк.

www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4
Аватара пользователя

Автор темы
агностик

Благодетель Военспец
Активист Шедеврал
Сообщения: 35328
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 5
Откуда: Bakı
Благодарил (а): 3315 раз
Поблагодарили: 4390 раз
Пол:
Azerbaijan

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение агностик »

Мы раздавим каждого, кто выступает против тюрков и тюркизма!
Ататюрк.

www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4
Аватара пользователя

Автор темы
агностик

Благодетель Военспец
Активист Шедеврал
Сообщения: 35328
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 5
Откуда: Bakı
Благодарил (а): 3315 раз
Поблагодарили: 4390 раз
Пол:
Azerbaijan

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение агностик »

История высокогорного села Хыналыг:
Мы раздавим каждого, кто выступает против тюрков и тюркизма!
Ататюрк.

www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4
Аватара пользователя

Bergmann

Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Сообщения: 56694
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация, западный спиральный рукав Галактики Млечный путь
Благодарил (а): 3596 раз
Поблагодарили: 8557 раз
Пол:
Georgia
Контактная информация:

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение Bergmann »

Суннитское население Карса называло азербайджанцев «шия» (редко использовали название «аджем»). Проживавшие в Ордубадском районе зоки именовали азербайджанцев курдами, а туркмены — армянами.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0 ... 1%86%D1%8B
მომავალ წელს - სოხუმში! أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Аватара пользователя

Автор темы
агностик

Благодетель Военспец
Активист Шедеврал
Сообщения: 35328
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 5
Откуда: Bakı
Благодарил (а): 3315 раз
Поблагодарили: 4390 раз
Пол:
Azerbaijan

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение агностик »

Мы раздавим каждого, кто выступает против тюрков и тюркизма!
Ататюрк.

www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4
Аватара пользователя

Автор темы
агностик

Благодетель Военспец
Активист Шедеврал
Сообщения: 35328
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 5
Откуда: Bakı
Благодарил (а): 3315 раз
Поблагодарили: 4390 раз
Пол:
Azerbaijan

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение агностик »

25 января - день рождения азербайджанского миллионера и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева (1821-1924):
Мы раздавим каждого, кто выступает против тюрков и тюркизма!
Ататюрк.

www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4
Аватара пользователя

Автор темы
агностик

Благодетель Военспец
Активист Шедеврал
Сообщения: 35328
Зарегистрирован: 28 ноя 2011, 17:40
Награды: 5
Откуда: Bakı
Благодарил (а): 3315 раз
Поблагодарили: 4390 раз
Пол:
Azerbaijan

История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы

Сообщение агностик »

Непростая жизнь изобретателя, капиталиста и мецената Муртузы Мухтарова
История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы - murtuza-muxtarov.jpg
История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы - murtuza-muxtarov.jpg (86.73 КБ) 226 просмотров
История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы - murtuza-muxtarov.jpg
История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы - murtuza-muxtarov.jpg (86.73 КБ) 226 просмотров
Г.Салаев

Много судеб молодых людей было скреплено в стенах Бакинского дворца счастья. А имя его создателя – Муртузы Мухтар оглу Мухтарова (1855-1920) в советские времена было почти забыто по той простой причине, что он был капиталистом.

Это был не только крупный бакинский нефтепромышленник, один из тех, кто создавал нефтяную индустрию Баку на рубеже XIX и XX веков, но и меценат. Благодаря своему трудолюбию он прошел весь путь от простого жителя поселка Амираджан до известного во всей Российской империи миллионера.

Муртуза начинал свою карьеру скромным продавцом керосина. 15-летним мальчиком в 1870 году он продал свою арбу, устроился рабочим на промысле в окрестностях селений Балаханы — Забрат, где вычерпывал вручную нефть из мелких колодцев вместе с младшим братом Балой Ахмедом, выполняя на промысле самую тяжелую и грязную работу. Способного, трудолюбивого молодого человека заметил владелец промысла Мартов.

Вскоре Мухтаров становится мастером, в его ведение передаются механические мастерские на промысле. Муртуза произвел в полумеханизированном станке «Молот» кое-какие усовершенствования, в результате чего станок стал значительно долговечнее, а Мухтарова стали наперебой приглашать на промыслы владельцы — как незаменимого мастера по ремонту и устранению неполадок на скважинах. Поднакопив денег, ему удалось купить участок земли. И тут выпал счастливый жребий — на участке нашли нефть. Природная смекалка помогла удвоить и утроить капиталы.

Вскоре он становится одним из влиятельнейших капиталистов Баку. В 1890 году он уже открыл частную бурильную контору, которую расширял год от года. Так, например, он взял подряд и успешно пробурил скважину глубиной в десятки метров. В 1891 году в Сабунчи был открыт механический завод Мухтарова (к 1913 году здесь работало 950 рабочих, годовой оборот составлял 1100 тыс. рублей).

Через четыре года (1895) он создает модернизированный станок ударного штангового способа бурения, на который получает государственный патент. Это изобретение он назвал «бакинской бурильной системой».

Станок Мухтарова был значительно совершеннее всех, известных ранее. Он автор и ряда других изобретений, повышающих скорость добычи нефти. В конце XIX века Мухтаров вводит в строй целый завод бурильного оборудования на Биби-Эйбате. Это было первое в России промышленное предприятие по производству нефтяного оборудования. Недалеко от завода он выстроил трехэтажное здание для рабочих и служащих. Это привлекло к нему лучшую рабочую силу и принесло дополнительную прибыль.

Станки, оборудование, выпускаемые на заводе Мухтарова, продавались на российском рынке, экспортировались за границу. Он и сам часто закупал машины и инструменты за рубежом, особенно в Америке. Даже после революции шли контейнеры с оборудованием на имя Муртузы Мухтарова. Во время бакинской декабрьской стачки 1904 года Мухтаров был избран в комиссию, образованную на общем собрании нефтепромышленников для выработки условий, которые могли быть предложены бастующим и для переговоров с ними.

В 1910 году по проекту Иосифа Плошко в Баку в стиле итальянского ренессанса был построен доходный дом, принадлежавший Мухтарову. На первом этаже дома располагались магазины и офисы, а на втором — жилые квартиры. Он являлся акционером Московско-Волжского нефтяного товарищества, администратором по делам бакинского общества русской нефти.

Мухтаров был не только промышленником, изобретателем, но и общественным деятелем и меценатом. Он был попечителем бакинского реального училища и Темир-Хан-Шуринской женской гимназии (Дагестан); почетным членом общества распространения грамотности и технических сведений среди горцев Терской области, Петербургского мусульманского благотворительного общества, а также почетным председателем «Нешр маариф» («Общества по распространению просвещения»), финансировал газету «Терекки», выходившую ежедневно в Баку. Строил школы и мечети, являлся учредителем 40 стипендий для высших и средних специальных учебных заведений.

Мухтаров взял на себя расходы за обучение в Московском медицинском институте Марьям Байрамалибековой, ставшей впоследствии известным педагогом, одной из первых в Азербайджане женщин — просветительниц. Он оплачивал учебу в саратовской консерватории будущей народной артистки Азербайджанской ССР Фатьмы Мухтаровой, слава которой гремела по всей России, а потом и по СССР.

Мухтаров был также большим эстетом и ценителем красоты. Обладая прекрасным природным вкусом, он хотел, чтобы все, что он делает или приобретает, было самым лучшим, самым красивым. В Кисловодске им был построен великолепный драматический театр. В Петербурге совместно с Г.З.Тагиевым он построил мечеть.

В начале 1890-х гг. им в Мардакяне была построена вилла. Это архитектурное сооружение на площади около 8 га вобрало в себя традиции садово-парковой архитектуры Ближнего Востока и положило начало строительству многих загородных вилл. В 1908 году на средства Мухтарова во Владикавказе была построена необычная по архитектуре и красоте мечеть в честь своей жены (Мечеть Мухтарова).
История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы - murtuza-muxtarov-2.jpg
История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы - murtuza-muxtarov-2.jpg (194.23 КБ) 226 просмотров
История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы - murtuza-muxtarov-2.jpg
История Азербайджана до 1918 года: вопросы и ответы - murtuza-muxtarov-2.jpg (194.23 КБ) 226 просмотров
По сообщению газеты «Приазовский край» на строительство мечети ушло 80 тыс. рублей, из которых более 50 тыс. внес Муртуза Мухтаров. Руководством и духовенством Владикавказа было решено назвать мечеть «Джума-мечеть Мухтарова» и увековечить его память надписью на мраморной доске в мечети. У главного входа в свое время висела доска с надписью на арабском и русском, гласившая: «Джума-мечеть имени Мухтарова 1906-1908». Позднее она была передана в краеведческий музей.Кроме того, на деньги Мухтарова также были построены в 1913 году маяк на Абшероне, здания в Кисловодске, во Флоренции. Мухтаров также активно участвовал в благотворительных обществах и не скупится на оказание материальной помощи. В 1908 году Мухтаров устроил угощение для 800 арестантов владикавказской тюрьмы.

В 1910 году на месте захоронения своего земляка- амираджанца, знаменитого богослова, поборника просвещения Ахунда Абутураба, Мухтаров воздвиг красивый мавзолей. Кстати, Ахунд Абутураб был столь почитаем миллионером Гаджи Зейналабдином Тагиевым, что он завещал похоронить себя у ног Абутураба, что было исполнено в сентябре 1924 года.

В 1911-1912 гг. по проекту архитектора И.К.Плошко Мухтаров построил в Баку дом, более известный как Дворец Мухтарова (позднее Дворец счастья). Это здание построено в стиле французской готики, что и определяло его сущность. Но это не только красивый дворец, это памятник любви Муртузы Мухтарова к красавице жене, осетинке Елизавете Тугановой, дочери Асламбека Туганова, первого осетинского генерала, которого еще при жизни считали патриархом осетинской военной интеллигенции.

После возвращения из свадебного путешествия по Италии Мухтаров задумал построить для любимой жены дворец, точь-в-точь такой же, каким она восхищалась в Венеции. Недолго думая, он решает возвести его напротив православного храма. Подрядчиками были братья Касумовы, выходцы из Нахчывана, которые основали в Баку строительное товарищество и прославились как хорошие строители.

Любовь и согласие четы Мухтаровых не омрачала даже бездетность. Все силы своих щедрых душ они отдавали друг другу и дарили чужим детям. В этом дворце они организовали пансион для девочек. А сами они усыновили детей брата Муртузы Мухтарова — Балы Ахмеда. Мальчик, правда, скончался маленьким. Осталась дочь Умия.
Жизнь Муртузы Мухтарова — нефтепромышленника и мецената, закончилась трагично. Апрель 1920 г., первые дни революции. Во двор дворца въехали конные красноармейцы с постановлением об аресте хозяина и его семьи. Услыхав шум, он вышел на балкон. Возмутившись подобной наглостью, он спросил незваных гостей, как они осмелились въехать на лошадях во двор, устланный дорогим итальянским мрамором. Ответом был русский мат, на что Муртуза, не теряя самообладания, достал револьвер и застрелил посланников, оставив последнюю пулю для себя.

Он был похоронен во дворе мечети, которую он построил за 10 лет до своей смерти в 1910 году у себя на родине в Амираджане. Спустя более половины столетия дочь другого бакинского миллионера — Шамси Асадуллаева, приехав уже в независимый Азербайджан, в Баку из Америки, в одном из своих интервью как-то сказала, что из всех бывших бакинских миллионеров уважения достоин лишь Мухтаров.

Супругу Мухтарова Лизу ханым после гибели мужа поселили в подвале собственного дома, но в Баку оставаться становилось опасно, и фиктивно обвенчавшись с одним из турецких дипломатов, она выезжает в Стамбул. Однако ее спутник, «истинный мужчина», обманом завладев ее последним ларчиком с драгоценностями, скрылся.

О дальнейшей ее судьбе в эмиграции известно немногое. Дабы не подвергать опасности своих оставшихся тут родственников, она писем не писала. Как рассказывала покойная Фаиза Туганова, известный гинеколог и родственница Елизаветы Мухтаровой, та прожила во Франции до середины 50-х годов. Складывается впечатление, что судьба, одарив поначалу без меры, теперь с особой изощренной беспощадностью расправлялась с Мухтаровыми. Не пощадила она и их любимую дочь — Умию.

Похоронив в Турции скоропостижно скончавшегося от скарлатины мужа, Умия возвращается в Баку, где вскоре, по мусульманским законам того времени, выходит замуж за брата своего покойного мужа, Алескера Ахмедова, который был значительно моложе нее.

Умия ханым получила хорошее музыкальное образование и обладала красивым голосом. С 30-х годов она работала в Театре оперы и балета. И даже участвовала в первой Декаде азербайджанского искусства в Москве. Но ей всю жизнь приходилось скрывать свое происхождение. В анкетах, в главе «родители» писала: отец — буровой мастер.

Ее сын Муртуза участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен, после войны поступил в МГУ на юридический факультет. Потом долгое время работал в ЦК КПСС. Во время афганской войны был военным советником. Скончался в должности генерал-майора. А его сын, единственный прямой наследник Мухтарова – Владимир Ахмедов – кадровый российский дипломат, работал в одной из восточных стран.
https://azerhistory.com/?p=10693&fbclid ... 9KN_KhIq5E
Мы раздавим каждого, кто выступает против тюрков и тюркизма!
Ататюрк.

www.youtube.com/watch?v=N4C-N2AliX4
Ответить