Давид Строитель

Интересные события из истории
  • Реклама

Аватара пользователя

Автор темы
irakly
Админ
Сообщения: 80871
Зарегистрирован: 17 сен 2009, 12:26
Награды: 5
Откуда: Tbilisi
:
Фоторепортер Джентльмен
Благодетель Футболист
Активист
Благодарил (а): 11238
Поблагодарили: 18399
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Давид Строитель

Сообщение irakly » 19 окт 2009, 12:49

Давид IV Агмашенебели (Строитель)

Давид Строитель - Давид Строитель перед Дидгорской битвой.jpg
Давид Строитель - Давид Строитель перед Дидгорской битвой.jpg (238.49 КБ) 956 просмотров
Давид Строитель - Давид Строитель перед Дидгорской битвой.jpg
Давид Строитель - Давид Строитель перед Дидгорской битвой.jpg (238.49 КБ) 956 просмотров


1. Воцарение Давида IV. Изменение международной обстановки.

При воцарении Давида IV в Грузии была тяжелейшая ситуация. Царская власть фактически распространялась лишь на Западную Грузию. Кахети-Эрети вновь стремилось к обособлению, Тбилиси находился под властью мусульманского эмира, Картли и южная Грузия были разорены и опустошены турками-сельджуками. Население покидало свои обжитые места и переселялось в горы или укрывалось в крепостях. Давид Агмашенебели (Восстановитель или Строитель) прекрасно понимал, что, для того чтобы изгнать турок и объединить страну, в первую очередь необходимо было сломить самоуправство крупных азнауров и укрепить царскую власть. Особенно выделялся своей непокорностью представитель рода Багвашей Липарит V. Давид пленил его, но когда Липарит покаялся в своей строптивости, царь освободил его. Однако вскоре царь увидел, что клдекарский эристав вновь изменил ему и решил избавиться от него навсегда. Давид изгнал его из Грузии, а Клдекарское эриставство передал преданному царю азнауру. Некоторое время спустя царь расправился и с другим непокорным азнауром – владетелем Зедазенской крепости Дзаганом. Таким образом, дидебулы убедились в том, что Давид, в отличие от Георгия II-го, не потерпит измены.
Давид из верных ему азнауров организовал военные отряды, которые нападали на турок и уничтожали их. Была восстановлена дисциплина и наведен порядок в грузинской армии. Между тем на Ближнем Востоке сложилось положение, благоприятствующее борьбе Грузии против турок-сельджуков.
В 1092 году скончался султан Малик-шах и между его наследниками разгорелась ожесточенная борьба за власть, что сильно ослабило сельджукское государство. В 70-ых годах XI века в отдельное государство выделился Румский султанат. После смерти Малик-шаха распад сельджукского государства еще более ускорился. Но все же главным было то, что все внимание турок было перенесено на борьбу с крестоносцами.
В 1095 году во французском городе Клермоне римский папа Урбан II призвал народ двинуться в восточные страны на «освобождение гроба господня от рук неверных» – мусульман. По словам папы, все несчастья, обрушившиеся на страны Европы (неурожаи, массовые эпидемии чумы, войны) вызваны тем, что могилой Христа в Иерусалиме владеют мусульмане.
К этому периоду в европейских странах накопился огромный военный потенциал, увеличилось число рыцарей.
В 1096 году рыцари из разных стран Европы устремились на Восток. Они и составили главную силу крестовых походов. Так началось одно из важнейших событий в мировой истории – крестовые походы. Раньше всех к Иерусалиму двинулись бедняки и бездомные, но при первом же столкновении с сельджуками были полностью перебиты.
Отряды рыцарей из разных стран сошлись в столице Византии – Константинополе. Византийским императором в то время был Алексий I Комненос. Ему удалось на некоторое время приостановить падение империи и отразить нашествие кочевых племен – печенегов. Это был народ тюркского происхождения. Первоначально они жили между р. Волгой и Аральским морем. В IX веке они двинулись на Запад и стали совершать нападения на Византийскую империю. У западных границ империи печенеги были разбиты. После этого Алексий Комненос намеревался использовать крестоносцев против сельджуков. Однако собрать эту огромную военную силу в Константинополе (приблизительно 100 тысяч рыцарей) было делом небезопасным и византийцы поспешили перевести их в Малую Азию.
Первый крестовый поход завершился успешно. Крестоносцы в 1098 году взяли Антиохию, в 1099 – после ожесточенных боев освободили Иерусалим. На восточном побережье Средиземного моря крестоносцы основали свои царства и княжества (Иерусалимское царство, Антиохское княжество, Трипольское и Эдесское графства).
Царь Давид IV воспользовался тем, что турки-сельджуки были заняты войной с крестоносцами и прекратил им выплату дани.

2. Реформы Давида Агмашенебели.
Изменение международной обстановки в пользу Грузии несомненно имело важное значение. Несмотря на это, никакие успехи крестоносцев не могли вывести Грузию из тяжелейшего положения. Оставалось положиться на собственные силы.
В результате нашествий турок-сельджуков и ослабления царской власти был совершенно развален государственный аппарат. Необходимо было проведение реформ. Одной из важнейших была церковная реформа. Тяжелая ситуация в стране отразилась и на церкви. Духовенство состояло из недостойных лиц и противников царя. Церковную реформу попытался провести еще Баграт IV в 60-ых годах XI века, когда в Грузию приехал крупный церковный деятель Георгий Мтацминдели. Однако тогда замысел царя не был осуществлен, поскольку политическая обстановка была неблагоприятной.
Давид IV решил навести надлежащий порядок в церкви и с этой целью в 1104 году созвал церковный собор. Собор проводился в Руис-Урбниси. На этом соборе были приняты важные решения по различным вопросам, касающимся церковной жизни (ношение церковного украшения, венчание, рукоположение, освящение и др.).
Спустя некоторое время после Руис-Урбнисского собора Давид принял важнейшее решение. Он создал высшую должность мцигнобартухуцеса Чкондидели. Мцигнобартухуцеси был начальником царской канцелярии (ему подчинялись 26 служащих), а Чкондидели – один из самых влиятельных епископов. Царь объединил эти две должности и отныне любые церковные и светские дела мог разбирать мцигнобартухуцес епископ Чкондидский. Авторитет и влияние мцигнобартухуцеса-епископа Чкондидского еще больше возросли, когда царь подчинил ему и высшее судебное учреждение страны – «Сааджо Кари». Первым на эту должность царь назначил своего наставника Георгия Мцигнобартухуцеси.
Давид организовал полицейский аппарат «мстовари» (соглядатаи), с помощью которого царь имел возможность быть в курсе всех событий, происходящих внутри страны и за ее пределами.
Для борьбы с турками-сельджуками необходима была хорошо вооруженная и преданная царю армия. С этой целью царь провел военную реформу. Он создал личную царскую гвардию – монаспа. При Давиде грузинская армия делилась на три части: это были монаспа, гарнизоны, стоявшие в городах и крепостях и основная часть войска. Ясно, что вся тяжесть ложилась на основную часть. Военная реформа закончилась в 1118 году, когда Давид переселил с Северного Кавказа половцев. Давид, возможно по политическим соображениям, был женат на дочери половецкого князя Атрака Шараганисдзе (Шарукана) – Гурандухт.
Половцы были народом тюркского происхождения. Они жили на территории северного Казахстана. В середине X века половцы двинулись на запад и заняли обширные территории до самого Дуная, но создать единое государство не смогли.
В 1103-1116 годах половцы были неоднократно разбиты Великим Киевским князем Владимиром Мономахом. Переселению половцев в Грузию препятствовала война, которую они вели с осетинами. Царь Давид перешел на Северный Кавказ и подчинил себе осетин под условием вассальной зависимости. При Давиде влияние Грузии на Северном Кавказе еще больше усилилось. Здесь стали распространяться грузинская письменность, грузинский язык, культура, христианство. Все это еще больше сближало северокавказские народы с Грузией. Давид переселил в 1118-1120 годах в Грузию, примерно 40 тысяч семей. На северном Кавказе Давида сопровождал Георгий Мцигнобартухуцес Чкондидели, который здесь же и скончался. Каждая половецкая семья была обязана давать царю одного всадника. Возросший таким образом военный потенциал страны мог быть использован для борьбы как с внешними врагами, так и с некоторыми непокорными феодалами. С другой стороны, большая часть грузинского населения освобождалась от воинской службы и могла заниматься хозяйством, что способствовало экономическому подъему страны. Таким образом, сильная в военном отношении Грузия была бы надежно защищена от внешних врагов и пошла бы по пути своего дальнейшего развития.

3. Борьба с турками-сельджуками. Объединение страны.

В 1104 году сторонники царя – кахетинские дидебулы захватили в плен Кахети-Эретского царя Агсартана и привели его к царю. После этого Давид присоединил к себе Кахети-Эрети. Почувствовав опасность, грозившую ему в результате объединения страны, гандзийский атабаг направил против грузин огромное войско.
В 1104 году Давид одержал блестящую победу при Эрцухи. В 1110 году грузины взяли город Самшвилде. Струсившие турки поспешили оставить занятые крепости. В 1115 году был освобожден Рустави, а в 1117 году Давид IV занял расположенный на крайнем востоке город-крепость Гиши. В 1118 году грузинские войска освободили Лоре. Стало ясно, что настала очередь и города Тбилиси.
Усиление Грузии чрезвычайно встревожило турок-сельджуков. Они надеялись окончательно сломить Грузию, тем более, что им удалось не раз нанести поражение крестоносцам. Сельджукский военачальник Иль-Газ одержал победу над князем Антиохии Рожером, который погиб на поле боя вместе с другими рыцарями-крестоносцами. Можно предположить, что после этого боя состоялась тайная встреча Давида Агмашенебели и Иерусалимского царя Болдуин II-го (1119-1131). Участники Дидгорской битвы – крестоносцы-рыцари, видимо, прибыли в Грузию с Болдуином II-ым и остались здесь.
По приказу султана Махмуда Мухаммедовича была собрана 300-тысячная армия, которая под предводительством Иль-Газа двинулась на Грузию. Этой грозной силе противостояли 40 тысяч грузин, 15 тысяч половцев, 500 аланов (осетин) и 100 крестоносцев. Сражение произошло на Дидгорском поле. Как сообщает канцлер Антиохии Готье, царь Давид обратился к своим воинам со следующими словами: «Воины-христиане! Мы легко победим врага, если будем самозабвенно драться за Отечество наше. Одно я посоветую вам – дадим же всевышнему нашему обет, что из любви к нему все мы сложим голову на этом поле брани и не пропустим врага. И чтобы не бежать нам отсюда, завалим вход в ущелье деревьями».
12 августа 1121 года грузины под предводительством Давида Агмашенебели на Дидгорском поле одержали блестящую победу над турками. Враг не смог воспользоваться своим численным превосходством, так как царь вынудил турок драться в узком ущелье. Большую роль в победе сыграла самоотверженность 200 воинов, которые выполнили замысел царя. Своим внезапным нападением они внесли панику и замешательство в стане врага. В этот момент грузинское войско под командованием Давида и его сына Деметре атаковали сельджуков с двух сторон. Кровопролитная битва длилась несколько часов и закончилась блестящей победой грузин. В течение трех дней грузины по пятам преследовали беспорядочно отступающего врага и захватили большую добычу и множество пленных.
После Дидгорской победы в 1122 году Давид освободил город Тбилиси и столицу Грузии из Кутаиси перенес в Тбилиси. В городе был установлен мир и порядок. Всем жителям города, невзирая на религиозное вероисповедание, царь гарантировал неприкосновенность и покровительство. Мусульмане были обложены самым низким налогом – 3 динара, евреи платили 4 динара, а грузины – 5 динаров.
Как передает арабский историк Аль-Фарики, при Деметре I, в 1153-1154 годах в самом Багдаде так благожелательно не относились к мусульманам, как в Тбилиси.
В 1123 году Давид Агмашенебели освободил Дманиси. В 1123 году в Ширван вторгся султан Махмуд и послал Давиду наглый вызов: «Ты – лесной царь и никогда не выйдешь в поле, чтобы сразиться со мной. А если надумаешь и пожелаешь, пришли мне богатое подношение и выйди на встречу со мной». Царь Давид поспешно собрал 50-тысячное войско и двинулся к нему навстречу. Историк Давида пишет, что, узнав о надвигающейся силе, султан струсил и отступил назад.
В 1124 году Давид завоевал Ширван. В том же году представители армянской столицы Ани обратились за помощью к грузинскому царю и попросили освободить город от турок. Турки господствовали в Ани в течение 60-ти лет. Царь Давид освободил город и территории северной Армении присоединил к Грузинскому царству.
Великий царь Грузии Давид IV Агмашенебели скончался 24 января 1125 года. Он оставил своим потомкам Грузию, границы которой простирались «от Никопсии до Дарубанда и от Овсетии до Арагаца». Царя похоронили в Гелатском монастыре. Грузинская церковь причислила Давида к лику святых и днем его поминовения установила 26 января (8 февраля).

Карта Грузии времен Давида Строителя
Изображение
ძალა ერთობაშია!
Putistan delenda est

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Реклама
Аватара пользователя

Bergmann
Модератор
Сообщения: 52706
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация, западный спиральный рукав Галактики Млечный путь
:
Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 3353
Поблагодарили: 6617
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Давид Строитель

Сообщение Bergmann » 14 май 2010, 21:46

Ованнес Казарян КРЕСТОНОСЦЫ И ГРУЗИЯ (XII-XIII вв.)

http://www.templiers.info/web/a01.php?p ... -i-gruziya
მომავალ წელს - სოხუმში!
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
irakly
Админ
Сообщения: 80871
Зарегистрирован: 17 сен 2009, 12:26
Награды: 5
Откуда: Tbilisi
:
Фоторепортер Джентльмен
Благодетель Футболист
Активист
Благодарил (а): 11238
Поблагодарили: 18399
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Давид Строитель

Сообщение irakly » 28 июн 2010, 17:24

История одного мальчика

Журнал "Табула" || "Грузия Online"
Каха Бендукидзе

Хочу рассказать Вам историю про одного мальчика.

Он родился и вырос в Кутаиси. Тбилиси он недолюбливал с детства, зато любил лошадей. В своих юношеских мечтах он не раз представлял себе, как побеждает тбилисцев, сидя на вороном коне. Мальчик был крепким, часто дрался, ходил с большим ножичком, которым владел весьма недурно. Впрочем, он любил порядок был начитан, и когда ему исполнилось 16 лет, отец передал ему управление семейным бизнесом. Тут у нашего мальчика проявились управленческие таланты, дело пошло на лад.

Много идей посещали парня в те годы, много проблем приходилось решать.

В свое время отец объяснил ему, что, так как по происхождению они евреи, он назвал его еврейским именем. Хотя и крестил мальчика по православному. Одна бабушка у мальчика была армянкой, другая осетинкой. Первая жена армянкой, до тех пор, пока не выгнала его из дома и не ушла в монастырь, вторая жена была рождена по ту сторону хребта, где-то между Волгой и Доном. Вот и решил парень привезти в Грузию себе в помощники людей без роду, без племени, ибо особо не доверял кутаисцам, а уж тбилисцам тем более. В тех же людях он был уверен, знал точно – не предадут.

Несмотря на то, что он был глубоко верующим человеком, отношения с Церковью у него никак не складывались. Мало того, что Церковь постоянно поддерживала его конкурентов. До парня никак не могло дойти, почему любой разбойник, чтобы он не совершил, может воровать, грабить, совершать все мыслимые и немыслимые недостойные поступки, а потом, пожертвовав Церкви солидную сумму, быть прощенным и даже стать епископом. Не нравилось ему мздоимство в Церкви, ну никак не нравилось.

Да и свой бизнес он ставил куда выше, нежели Церковь.

Странные взгляды у него были и на налоги, вроде бы как своим нужно делать послабления. Ан, нет, он напротив считал, что свои никуда не денутся, а вот с чужеземцев надо бы брать меньше, чтобы приезжали и поддерживали его бизнес.

Многим он не нравился, многие боролись с ним, но если кто оказывался у него на пути, он без тени жалости уничтожал противника.

Что можно сказать о таком человеке?

Что может сказать о нем настоящий тбилисец, грузин во всех поколениях, тот кто, украв немало денег из казны, в приснопамятные времена Эдуарда Амвросиевича, сейчас сидит в ресторане и пьет тосты за величие Грузии. Пьет с чувством, из особых кубков, сокрушаясь о том, что соросовцы и либерасты продали Грузию. Отняли у него работу, а сейчас хотят отнять и Родину.

Что скажет об этом парне политик, у которого наверняка останется осадок не совсем правильного происхождения паренек, чужой какой-то.

Что скажет о нем грузинская мать, дающая наставления своему сыну – не вздумай, сынок, взять в жены армянку, русскую или мусульманку.

Что скажут православно – родительско – союзные – народно –православные - матери?

Что скажет тот, который считает, что только местный предприниматель спасет Грузию, а эти отвратительные власти только и делают, что ищут иностранцев?

Парень, о котором идет речь, стал царем Грузии в 1089 году.

• в 1103 году он созвал Руис-Урбниский собор, вычистил Церковь от священнослужителей, занимавшихся весьма неблаговидными делами, подчинил Церковь государству, то есть сделал то же, что спустя четыре века сделала Генрих XVIII в Англии, а потом и Петр I в России.
• в 1118 году он перевез в Грузи. несколько десятков кипчакских семей, которые составили значительную часть населения Грузии
• в 1122 году, после победы в Дидгорской битве, после кровопролитной осады взял Тбилиси. Спустя три дня после этого, он установил налог на проживание в Тбилиси – мусульманам три динария, евреям четыре динария, грузинам пять динариев.
• святой благоверный царь Давид IV Багратион преставился в 1125 году, 53 лет от роду, совершив множество больших дел и одержав много великих побед. Строитель (Созидатель) всея Грузии, царь абхазов, грузин, ранов, кахетинцев и армян, потомок библейского Давида, внук осетинки Борена и правнук армянки Мариан Арцруни, дочери армянского царя Русудан и Гурандухт, дочери кипчака Атракса.

http://www.apsny.ge/articles/1276894580.php
ძალა ერთობაშია!
Putistan delenda est

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

TutaRchela
Сообщения: 1847
Зарегистрирован: 04 мар 2010, 16:26
Награды: 3
:
Кавалерственная леди Благодетель
Активист
Благодарил (а): 43
Поблагодарили: 45
Пол:
Ukraine

Re: Давид Строитель

Сообщение TutaRchela » 29 июн 2010, 10:58

irakly,
А откуда у Давита Строителя такая не любовь к Тбилиси и тбилисцам? :smu:sche_nie:
Смелость не всегда кричит. Иногда это тихий голос, который говорит в конце дня "Я попробую еще раз завтра".

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
irakly
Админ
Сообщения: 80871
Зарегистрирован: 17 сен 2009, 12:26
Награды: 5
Откуда: Tbilisi
:
Фоторепортер Джентльмен
Благодетель Футболист
Активист
Благодарил (а): 11238
Поблагодарили: 18399
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Давид Строитель

Сообщение irakly » 29 июн 2010, 14:43

TibuaL писал(а):А откуда у Давита Строителя такая не любовь к Тбилиси и тбилисцам?

Просто к тому времени когда Давид стал царем Тбилиси более 200 лет был под арабами. Там жили арабы и называлось это образование - тбилисский эмират. Давид ненавидел оккупантов и мечтал освободить Тбилиси, что он собственно говоря и сделал.
"После Дидгорской победы в 1122 году Давид освободил город Тбилиси и столицу Грузии из Кутаиси перенес в Тбилиси. В городе был установлен мир и порядок. Всем жителям города, невзирая на религиозное вероисповедание, царь гарантировал неприкосновенность и покровительство. Мусульмане были обложены самым низким налогом – 3 динара, евреи платили 4 динара, а грузины – 5 динаров".
ძალა ერთობაშია!
Putistan delenda est

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Jordano
Сообщения: 1869
Зарегистрирован: 18 сен 2009, 03:17
Награды: 3
:
Джентльмен Благодетель
Активист
Благодарил (а): 68
Поблагодарили: 88
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Давид Строитель

Сообщение Jordano » 30 июн 2010, 18:26

более 200 лет был под арабами. Там жили арабы и называлось это образование - тбилисский эмират


кстати -чаще говорят, что это арабское или пост-арабское(ибо отделилось от халифата) полит. образование. Не понял только - турки его оставили в том виде каким он был?
Вроде (приблизительно) в 106Х -ых они его захватывали и даже передавали ганджинскому правителю -фадлуну.
Не ясно что было в промежутке между этими событиями и освобождением Тбилиси Давидом Строителем

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Jordano
Сообщения: 1869
Зарегистрирован: 18 сен 2009, 03:17
Награды: 3
:
Джентльмен Благодетель
Активист
Благодарил (а): 68
Поблагодарили: 88
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Давид Строитель

Сообщение Jordano » 17 ноя 2010, 18:09

О дидгорской битве, тамплиерах, болдуине и тактике Давида

http://bukioti.com/v-gruzii/didgorskaya ... ruzii.html

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Bergmann
Модератор
Сообщения: 52706
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация, западный спиральный рукав Галактики Млечный путь
:
Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 3353
Поблагодарили: 6617
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Давид Строитель

Сообщение Bergmann » 08 фев 2011, 21:37

Сегодня день упоминания величайшего царя Грузии - Давида Агмашенебели!

ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ

Изображение
Св. Давид IV Строитель. Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVI в.

[Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели; груз. დავით აღმაშენებელი] (ок. 1073 - 24.01.1125), блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.), сын груз. царя Георгия II, царь объединенной Грузии (1089-1125); политик и военачальник. Сведения о нем содержатся в пространном соч. «Жизнь царя царей Давида» неизвестного автора, которого принято называть «историком Давида», а также в греч., араб., арм., европ. источниках.

В нарративных и исторических источниках, в устных преданиях Д. С. именовался по-разному, однако довольно рано за ним прочно укрепился эпитет Агмашенебели (груз.- возобновитель, восстановитель, строитель), впервые упоминается в грамоте «царя царей Баграта», выданной в 1452 г. (Жордания. Хроники. Т. 2. С. 264-266), в «Истории Грузии» (XVII в.) Парсадана Горгиджанидзе, в офиц. груз. историографии - в «Новой Картлис Цховреба» Бери Эгнаташвили и в «Описании царства Грузинского» Вахушти Багратиони (оба XVIII в.).

В 1089 г., в условиях, когда нашествие турок-сельджуков привело к политическому кризису в Грузии, Георгий II отрекся от престола в пользу 16-летнего сына Давида и венчал его на царство. К началу царствования Д. С. Грузия и ГПЦ находились на грани полного уничтожения: туркам-сельджукам выплачивалась ежегодная дань, монастыри и церкви были ограблены, разрушены и сожжены, население, избежавшее смерти и плена, укрывалось в лесах и горах. Местные феодалы фактически не признавали власти царя и католикоса-патриарха, особенно к востоку от Лихского хребта - в Картли, Кахети-Эрети, Тбилисском эмирате. Они вступали в союзы с сельджуками и возводили на церковные кафедры своих ставленников, к-рых «историк Давида» называет «вертепом разбойников». «недостойные незаслуженно стали епископами, и от самих священников исходило всякое беззаконие и грех» (Жизнь царя царей. С. 327).

По восшествии на престол Д. С. провел ряд мер по укреплению царской власти: арестовал наиболее могущественного из груз. феодалов - клдекарского эристава Липарита Багваши, а после смерти его сына Рати упразднил Клдекарское эриставство и включил его в царский домен (Там же. С. 326), предпринял суровые меры по отношению к братьям Дзагану и Модисту, мухранскому и зедазенскому эриставам (Завещание царя Давида Мгвимскому мон-рю. 1984. С. 52-59).

В 1099 г., пользуясь ослаблением турок из-за войн с крестоносцами за Св. землю, Д. С. перестал выплачивать дань султану, добившись фактической независимости Грузии. Стремясь к освобождению и объединению груз. земель, Д. С. предпринял ряд военных операций. В 1103 г. была взята крепость Зедазени, в 1104 г. в состав Грузии включены Кахети и Эрети. В ответ атабаг Гянджи, получавший дань с Кахети и Эрети, направил против Грузии многочисленное войско, к-рое было разбито груз. войсками близ Эрцухи (Саингило, территория совр. Азербайджана).

Д. С. предпринял шаги по пути окончательного политического объединения страны: в 1110 г. грузины взяли имевшую стратегическое значение крепость Самшвилде (Квемо-Картли), после чего турки-сельджуки оставили все близлежащие крепости; в 1115 г. был освобожден Рустави; в 1116 г.- Тао (Юго-Зап. Грузия); в 1117 г.- город-крепость Гиши (Вост. Грузия); в 1118 г.- крепость Лоре (Квемо-Картли).

При Д. С. усилилось влияние Грузии на Сев. Кавказе, что повлекло за собой распространение Православия, груз. языка, письменности и культуры.

Усиление правосл. Грузии встревожило турок-сельджуков, по приказу султана Махмуда была собрана 300-тысячная армия под предводительством Ильгази, к-рая двинулась на Грузию. Ему противостояло объединенное груз. войско, включавшее, по сведениям арм. историка Матеоса Урхаеци, 40 тыс. грузин, 15 тыс. кипчаков, 500 аланов и 100 крестоносцев, к-рые, вероятно, прибыли в Грузию с посольством иерусалимского царя Балдуина II. Сражение состоялось на Дидгорском поле 12 авг. 1121 г. Царь заманил турок в узкое ущелье, где они не смогли воспользоваться своим численным превосходством, и разбил вражеское войско.

В 1122 г. Д. С. завладел Тбилиси, к-рый на протяжении 400 лет принадлежал мусульманам, и перенес туда из Кутаиси столицу Грузинского гос-ва. В 1123 г. освобождением Дманиси завершилось освобождение и политическое объединение Грузии.

В авг. 1124 г. к Д. С. прибыли послы из столицы Армении Ани с просьбой о помощи в освобождении города от турок-сельджуков, обещая Д. С. «сдать город». Как пишет «историк Давида», царь за 3 дня снарядил 60-тысячное войско, освободившее Ани и присоединившее его к Грузии. В том же году был присоединен Ширван.

В результате одержанных царем побед границы Грузинского царства расширились «от Никопсии до Дербентского моря и от Осетии до Арагаца» (Завещание царя царей Давида Гелатскому мон-рю. 1984. С. 62). Д. С. стал титуловаться как «царь абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян (Дундуа Г., Дундуа Т. 2006. С. 196-198).

В 1105 г. по инициативе Д. С. был созван Руис-Урбнисский Собор, 19 правил (уложений) к-рого установили основные дисциплинарные и адм. нормы ГПЦ. Почти полностью был сменен архиерейский состав: недостойные епископы были отлучены от Церкви, кафедры заняли единомышленники царя. Д. С. объединил в одном лице 2 должности: церковную (чкондидели - Чкондидский епископ) и гос. (мцигнобартухуцеси - канцлер). Став важнейшим лицом в гос-ве и Церкви после царя и католикоса-патриарха, чкондидел-мцигнобартухуцеси, должность которого занял воспитатель царя еп. Георгий, контролировал все ведомства центрального управления. Ему же царь вверил высший апелляционный суд (Жизнь царя царей. С. 327). Объединив под управлением одного архиерея 2 наиболее крупные епархии - Бедийскую (Зап. Грузия) и Алавердскую (Вост. Грузия), Д. С. еще более упрочил церковное единство в Зап. и Вост. Грузии.

Изображение
Крест св. Давида IV Строителя. IX–X вв. (ГМИГ)

При Д. С. был возобновлен мон-рь Шиомгвиме, по заказу царя Арсений Икалтойский перевел Типикон монастыря св. Симеона Столпника на Чёрной Горе (Сирия), по к-рому в Шиомгвимском монастыре совершалось богослужение до нач. XIX в. «Историк Давида» писал, что Д. С. «щедро одарил лавры, церкви и монастыри» не только Грузии, но и Византии, Афона, Сирии, Кипра, Палестины, а особенно «могилу Господа нашего Иисуса Христа». С крупным пожертвованием Д. С. также связаны строительные работы в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. Д. С. имел тесные связи с крестоносцами. Из письма (1108) кантора ц. Гроба Господня Ансенуса известно, что Д. С. передал им в дар крест, сделанный из частей Креста Господня. Этот крест, названный европейцами «Крестом Давида», хранился в соборе Парижской Богоматери во Франции (Авалишвили. 1989. С. 17-21).

Груз. гос-во при Д. С. отличалось веротерпимостью. Так, после присоединения Тбилиси царь предоставил тбилисским евреям и мусульманам определенные льготы. По словам араб. историка Мухаммада аль-Хамави, Д. С. часто вел беседы с гянджийским кади о догматах ислама (Мухаммад-ал-Хамави. 1960). Арм. летописцы лестно отзывались о нем, называя его покровителем и спасителем арм. народа (Вардан Великий. 1861. С. 146-147; Давлиниадзе. 1966. С. 248). Д. С. описывается в источниках как щедрый благотворитель и воин, милосердный к пленникам.

Д. С. вел обширную культурно-просветительскую деятельность как в самой Грузии, так и за ее пределами. В 1106 г. в Зап. Грузии близ Кутаиси им был основан мон-рь Гелати, где была образована академия. Из зарубежных мон-рей были приглашены ученые монахи: философ Иоанн Петрици, гимнограф и богослов прп. Арсений Икалтойский и др.

Д. С. был погребен, согласно его воле, под камнем при входе в Георгиевскую ц. Гелатского монастыря. В кон. XIII в. ГПЦ, сделав исключение из правила канонизировать только мучеников и преподобных, причислила Д. С. к лику святых как благоверного царя; тогда же ему была составлена служба, его мощи были перенесены под престол соборного Успенского храма Гелатского мон-ря.

Д. С. посвящены церкви в Грузии, в честь его названы мн. учебные заведения страны, об-ва, учреждения, проспекты, площади и улицы в груз. городах. Высшей наградой Грузинской АН является медаль св. царя Давида Агмашенебели.

Д. С.- автор покаянного канона и 2 духовных завещаний. «Покаянные песнопения, сложенные Давидом-царем» незадолго до кончины, сохранились в 15 списках, 3 из к-рых относятся к XIII в. (Кекел. А 85, А 290; Кут. 22), остальные - к более позднему периоду (Кекел. А 104, 518, 1290, S 149, 182, 1462, 4935, 4947; Kут. 94; РНБ. H 28; РНБ. № 5(25) коллекции М. Сабинина).

Изображение
«Покаянные песнопения, сложенные Давидом-царем». XIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе)

Канон написан на 7-й глас и состоит из 9 песней (2-я по традиции опущена). Каждая песнь состоит из 4 строф, 9-я - из 5. Как считают исследователи, канон Д. С. был создан под влиянием Великого канона прп. Андрея Критского, перевод к-рого по поручению Д. С. осуществил прп. Арсений Икалтойский. Это молитва смиренного царя перед Всевышним и Богородицей, в тексте отражены эсхатологические и философские взгляды Д. С. на человека, вселенную, сущность греха и покаяния. Канон зачитывают после литургии в день памяти Д. С. (26 янв.).

Завещания были составлены по приказу Д. С. мон. Арсением, которого мн. исследователи отождествляют со свт. Арсением Икалтойским. Завещание Шиомгвимской лавре (1123-1124) было написано перед походом в Ширван. Д. С. извиняется за поспешность, связанную с походом, благодарит монахов монастыря за оказанную ему помощь в борьбе с феодалом-сепаратистом, владетелем Зедазени и Мухрани Дзаганом, сообщает о том, что жертвует мон-рю обширные земли с крестьянами, а также освобождает монастырь от любых гос. и церковных налогов «на веки вечные». Шиомгвимский мон-рь как царский пользовался особым положением и расположением груз. царей до нач. XIX в.

Завещание Гелатскому мон-рю (1125) называют предсмертным, в нем речь идет о наследниках. Старшему сыну, царевичу Деметре (см. Дамиану-Димитрий), поручается закончить строительство гелатского Успенского собора, начатое в 1106 г. и доведенное до купола, и освятить храм.

http://www.pravenc.ru/text/168512.html
მომავალ წელს - სოხუმში!
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

sadanbekov
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 17 авг 2010, 10:22
Откуда: Kyrgyzstan
Благодарил (а): 1
Поблагодарили: 20
Пол:
Kyrgyzstan

Re: Давид Строитель

Сообщение sadanbekov » 26 мар 2011, 09:41

Давид IV Багратиони родился в 1073 года, умер в январе 1125 года. Короновался в 1089 году, согласно полному титулату, царем "абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян". Начав царствование, Давид IV получил разграбленную и разобщенную страну, большую часть которой контролировали сельджуки. Давид IV постепенно создавал свою армию, расширял контролируемую территорию, склонял к покорности феодалов, а в 1097 году прекратил выплату дани сельджукам и восстановил независимость Грузии. Инициировал собрание Руисско-Урбнисского Поместного Собора, на котором была упорядочена Грузинская Православная Церковь и реформировано ее руководство, одержал ряд побед в различных сражениях в процессе объединения грузинских земель и их освобождения от захватчиков.

К 1104 году Давид IV присоединил к своим владениям грузинские регионы Кахети и Эрети, а также другие земли. В том же году, сражаясь в первых рядах своего войска, одержал решающую победу над собранной турецким султаном армией - по свидетельству летописца, в тот день в ходе сражения под царем убили трех коней и он закончил битву на четвертом. В 1006 году Давид IV начал строительство Гелатского монастыря, в котором затем была основана Гелатская академия, в которой изучались богословские и светские науки и которая впоследствии стала одним из мировых центров просвещения своего времени. Давид IV известен как строитель городов, дорог, мостов, дворцов, караван-сараев, десятков храмов и монастырей, причем летописи говорят о том, что царь имел обыкновение лично участвовал в строительных работах в качестве простого каменщика. Не ограничиваясь Грузией, Давид IV создавал грузинские храмы в Греции, в Иерусалиме, в Болгарии, в Сирии, на Кипре, на Черной горе, в Палестине, на Синайской горе.

В 1118-1119 годах Давид IV переселил в Грузию около 40 тысяч семей половцев, которые были вытеснены из своих степей киевским князем Владимиром Мономахом. Из половцев в Грузии была основана первая регулярная армия, постоянно находившаяся на царской службе. Она пригодилась уже в 1121 году, когда против Давида IV выступило коалиционное войско мусульманских правителей, во главе которого был поставлен правитель Багдада, известный полководец Наджм ад-Дин Ильгази. В грузинских летописях сведения о произошедшей битве носят лаконичный характер, однако более подробные данные приводят армянский историк XII века Маттеос Урхаеци и канцлер Антиохийского княжества Готье, по данным которых, мусульманское войско насчитывало, соответственно, 560 тысяч и 600 тысяч человек, а численность грузинского войска, соответственно, 80 тысяч и 55 тысяч 600 воинов. Согласно более детальным данным Урхаеци, в войске Давид IV было 40 тысяч грузин, 15 тысяч половцев, 500 осетин и 100 франков. Несмотря на столь значительно численное превосходство, мусульмане были наголову разбиты грузинским войском в битве, которая получила название Дидгорской.

В начале 1122 года Давид IV освободил Тбилиси, который до того на протяжении четырехсот лет был под властью арабов, и вновь сделал город столицей Грузии. При этом царь проявил уважение к мусульманским жителям Тбилиси, запретив, в частности, христианам резать свиней в мусульманонаселенных районах. Согласно же установленному Давидом IV налоговому порядку, грузины должны были платить 5, евреи 4, а мусульмане 3 динария в год.

Давид IV известен как просвещенная личность. Согласно летописям, он даже в походы возил с собой нагруженных книгами мулов и верблюдов и при первой же возможности углублялся в чтение. На одном из созванных им соборов Давид IV, по просьбе армянских епископов, устроил диспут православных богословов с армянскими коллегами, который продолжался от рассвета до девяти часов вечера. Под вечер уставший от прений царь сам вступил в диспут и, согласно летописцу, оставил армянских богословов безответными "как когда-то Василий Великий в Афинах".

Перед смертью Давид IV составил ставший известным покаянный канон. Он скончался в Тбилиси - останки царя затем перевезли и похоронили в Гелатском монастыре. Народом Давиду IV было дано имя Агмашенебели, что с грузинского можно перевести приблизительно как Строитель и Возобновитель. После себя Давид Строитель оставил Грузию объединенным, централизованным, сильным и процветающим государством, территория которого простиралась от Черного моря до Дагестана, заложив основу тому, что при его внучке Святой Царице Тамар Грузия расширилась еще больше и вошла в свой Золотой Век, став могущественнейшей державой региона, оказывавшей влияние на весь Ближний Восток".

http://www.kavkazweb...pic.php?t=26186

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

sadanbekov
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 17 авг 2010, 10:22
Откуда: Kyrgyzstan
Благодарил (а): 1
Поблагодарили: 20
Пол:
Kyrgyzstan

Re: Давид Строитель

Сообщение sadanbekov » 26 мар 2011, 11:16

irakly писал(а):По приказу султана Махмуда Мухаммедовича была собрана 300-тысячная армия, которая под предводительством Иль-Газа двинулась на Грузию. Этой грозной силе противостояли 40 тысяч грузин, 15 тысяч половцев, 500 аланов (осетин) и 100 крестоносцев. Сражение произошло на Дидгорском поле.

Дидгорскому сражению посвящено много работ. Сведения о численности войска с обеих сторон в летописях разнятся.

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Вернуться в «История Грузии и других стран»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость