Дагестан - уникальное созвездие народов

Дагестанцы, лезгины, аварцы
Ответить
Аватара пользователя

DonnaMa

Кавалерственная леди
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 15 май 2012, 14:18
Награды: 1
Откуда: Тбилиси-Москва-Лион
Благодарил (а): 731 раз
Поблагодарили: 527 раз
Пол:
Georgia

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение DonnaMa »

Бэлла писал(а):Ну и конечно же знаменитое стихотворение Расула Гамзатовича
Так как форум все же о Грузии, позволю выложить стихотворение Гамзатова
посвященное грузинским девушкам :smu:sche_nie:
Р.С Бэлла, очень интересная тема! :-):


Грузинским девушкам




Могу поклясться именем поэта,
Что на манер восточный не хитрю,
Ведь я сейчас – прошу учесть вас это –
Не за столом грузинским говорю.

Известен всем того стола обычай:
Поднявший тост имеет все права
На то, чтобы слегка преувеличить, –
Лишь выбирай пообразней слова.

Но я в стихах так действовать не в силах.
О, девушки грузинские, не лгу,
Что вас, очаровательных и милых.
Я позабыть в разлуке не могу.

Зачем у вас так много цинандали
Мужчины пьют? Их не пойму вовек.
Меня лишь ваши очи опьяняли,
А за столом я стойкий человек.

Хоть дикарём меня вы назовите,
Хоть пожелайте мне упасть с горы,
Но я бы вас, уж вы меня простите,
Не выпустил из дома без чадры.

Ей-богу, не шучу я. В самом деле,
Завидно мне, что вновь одной из вас
Счастливец на проспекте Руставели
Свидание назначил в этот час.

Припомнив стародавние обиды,
Вы нынче отомстили мне сполна
За то, что вас аварские мюриды
В седые увозили времена.

Как вы со мной жестоко поступили:
Без боя, обаянием одним,
Мгновенно сердце бедное пленили
И сделали заложником своим.

Но чтобы мне не лопнуть от досады
И не лишиться разума совсем,
Одену вас я в горские наряды,
Назначу героинями поэм.

В ущельях познакомлю с родниками,
Ведя тропинкой, что узка, как нить,
И будете вы жить над облаками
И в дымных саклях замуж выходить.

В поэмах тех узнают вас грузины,
Но – верю – не обидятся в душе
И не найдут достаточной причины,
Чтоб обвинить аварца в грабеже.

Пусть продолжают думать на досуге,
Что на заре глубокой старины
Им были за особые заслуги
Волшебные создания даны.

Искрятся звёзды над вершиной горной.
О девушки грузинские, не лгу:
Я пленник ваш, я ваш слуга покорный,
Живущий на каспийском берегу.

Мне ваши косы видятся тугие,
Мне ваши речи нежные слышны.
Но всё, что я сказал вам, дорогие,
Держите в тайне от моей жены!
Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка. Коко Шанель
Аватара пользователя

Автор темы
Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение Бэлла »

DonnaMa,

Спасибо милая! Как же я могла забыть об этом прекрасном стихотворении! :kan-tsi:
الله أكبر
Изображение
Аватара пользователя

Автор темы
Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение Бэлла »

Лезгины

Лезги́ны (самоназвание: лезги, лекь; мн. числ. — лезгияр,лекьер; лекь в переводе орел) один из коренных народов Кавказа. исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана, на территории Кавказской Албании.В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Хивский районы, также проживают в Рутульском, Тарумовском, Кизлярском, Хасавюртовском районах. В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Геокчайском, Агдашском и Кахском районах и во всех крупных городах. Являются вторым по численности народом Азербайджана. Лезгины являются самым крупным из лезгинских народов, к которым также относятся табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, удины, арчинцы, крызы, будухи, хиналугцы.

Антропологически современные лезгины являются представителями кавкасионского типа. У небольшой части лезгин, проживающих на территории Азербайджана просматриваются элементы каспийского типа.

Лезгинский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Лезгинский язык делится на 3 наречия: кюринское, самурское и кубинское. Кюринское наречие включает в себя гюнейский, яркинский и курахский диалекты; самурское — докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект. Помимо этого имеются самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский.
С 10 в. н.э. имеют письменность, сначала – арабскую тану (цифару), а с 15 в. – аджам (собственная графика). В 1905 году царское правительство, с целью облегчения русификации народа, предприняла попытку создать лезгинскую письменность на основах, разработанных бароном П. К. Усларом, в рамках чего в том же году была издана «История восьми пророков, упоминаемых в Коране», а в 1911 году — «Кюринская азбука». Однако эта попытка потерпела неудачу. В 1928 году для лезгинского языка был введён латинский алфавит, а в 1938 году — новый алфавит на основе кириллицы. В основу литературного лезгинского языка лёг гюнейский диалект кюринского наречия.

Предки лезгин поклонялись языческим богам, свидетельство об этом сохранила лезгинская мифология. Определенное распространение получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам.

Литературв.
Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос «Шарвили», который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к ХI — ХII вв. Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале XX века начинает своё творчество поэт-ашуг Сулейман Стальский, прозванный М. Горьким «Гомэром XX века». Поэт своим творчеством поднял фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами.


Два трагических момента Российской государственности (1917 и 1991 г.г.) страшным образом сказались на судьбе лезгинского народа.
В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала разделились административными границами в пределах единого политического пространства СССР. С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между южными и северными лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг с одной стороны вновь появившихся суверенных государств, а с другой стороны властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе, не смог сплотиться как единый этнос.


У лезгин большое распространение получили такие виды декоративно-прикладного искусства, как художественная керамика, ковроткачество, резьба по дереву и по камню, орнаментация тканей.

Крупнейшим центром лезгинской керамики на протяжении столетий был аул Испик, где изготовлялась поливная (глазурованная) бирюзовая керамика, украшенная крупными черными расписными узорами, и большие блюда с рельефными изображениями коней и птиц, покрытые коричнево-зеленой глазурью. Здесь создавались также фигурные сосуды в виде животных – барана, собаки, оленя. Иногда лепные фигурки животных украшали плечики кувшинов.

Часто лезгины использовали роспись керамических изделий цветными глинами. На старинной лезгинской керамике узкие полосы орнамента покрывали поверхности кувшинов и тарелок, создавая богатый «ковровый» узор. Керамика с такой росписью изготавливается в лезгинских аулах и в настоящее время.
الله أكبر
Изображение
Аватара пользователя

Автор темы
Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение Бэлла »

Наиболее древним и широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства у лезгин является ковроделие. Этот излюбленный народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение. Язык, узор, колорит его были близки и понятны каждому. Такому широкому развитию ковроделия у лезгин издавна способствовали обилие местного сырья - шерсти и натуральных красителей, развитие животноводства и земледелия, но более всего - талант, художественная одаренность, вкус и мироощущение горянок.
Дагестан - уникальное созвездие народов - wm_61_20130527_7.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - wm_61_20130527_7.jpg (236.87 КБ) 2877 просмотров
Дагестан - уникальное созвездие народов - wm_61_20130527_7.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - wm_61_20130527_7.jpg (236.87 КБ) 2877 просмотров
В исторических источниках сохранились многочисленные сведения о высокоразвитом производстве ковров в лезгинских селах Дагестана и о вывозе их в разные страны. В старинном народном эпосе особо восхваляются пурпурные лезгинские ковры.
Дагестан - уникальное созвездие народов - wm_61_20130527_14.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - wm_61_20130527_14.jpg (226.72 КБ) 2877 просмотров
Дагестан - уникальное созвездие народов - wm_61_20130527_14.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - wm_61_20130527_14.jpg (226.72 КБ) 2877 просмотров
Лезгинские ворсовые ковры экспонировались на Парижской международной выставке художественных изделий (1938), где дагестанским коврам была присуждена золотая медаль и диплом первой степени. В 1939 г. на Нью-Йоркской выставке были представлены ворсовые ковры Ш. Рамазановой из Микрахской ковровой артели. Большой славой пользовались лезгинские ковры на Брюссельской международной выставке (1958).
Дагестан - уникальное созвездие народов - y_aa38f77e.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - y_aa38f77e.jpg (107.62 КБ) 2877 просмотров
Дагестан - уникальное созвездие народов - y_aa38f77e.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - y_aa38f77e.jpg (107.62 КБ) 2877 просмотров
Искусство ковроделия лезгин живет и по сей день в Дагестане. Мастерицы создают свои лучшие ковры, сохраняя преданность классическим традициям, при этом древние мотивы, композиции приобретают новый смысл. Однако они сегодня нуждаются в серьезной государственной поддержке. С переходом на рыночные условия хозяйствования государственная поддержка ковровых предприятий была приостановлена. Многие предприятия перестали существовать, объемы производства ковров и ковровых изделий падают с каждым днем, финансовое положение ковровых предприятий, а следовательно и обеспеченность работой ковровщиц ежегодно ухудшается. Экспорт ковров прекратился.
الله أكبر
Изображение
Аватара пользователя

Автор темы
Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение Бэлла »

Мухаммад Ярагский
Дагестан - уникальное созвездие народов - Мухаммад_ярагский1.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - Мухаммад_ярагский1.jpg (42.33 КБ) 2870 просмотров
Дагестан - уникальное созвездие народов - Мухаммад_ярагский1.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - Мухаммад_ярагский1.jpg (42.33 КБ) 2870 просмотров
(1771—1838)
Основатель мюридизма на Кавказе и учитель имама Шамиля, а также всех имамов Дагестана и Чечни. «Каждый, кто хоть однажды услышал проповеди шайха Мухаммада, превращается в тигра Ислама и непобедим в битвах с врагом», — говорил имам Шамиль.

Лезгин по национальности. Учился в примечетской школе, в медресе отца Исмаила. Большое значение для формирования его мировоззрения имело обучение у известных дагестанских учёных. Есть сведения о том, что он учился у Саида Хачмасского, Саида Шиназского, Хасана Кудалинского, Мухаммада-эфенди Ахтынского, а также в Согратлинском медресе. Он получил фундаментальные знания по арабскому языку, философии, логике, риторике, теологии. Обучение у учителей разных национальностей закладывало в нём основы интернационализма.
По описанию немецкого ученого Гакстгаузена, «Ярагский был весьма замечательной наружности, высокого роста, худощав, имел выразительное лицо, умные глаза, совершенно белью волосы и короткую седую бороду».
В 1821 г. царь Александр I запретил кавказским мусульманам совершать хадж без разрешения военного командования. Николай I без обиняков требовал от фельдмаршала Паскевича «усмирения навсегда горских народов или истребления непокорных». Колониальная военщина и поддерживавшие ее местные ханы, беки, князья часто попирали адатные и шариатские нормы поведения. Ярагский был потрясен поступком хана, который выколол глаза мулле из Магарамкента за отказ выпить вместе с ним водку. Возмущало верующих попрание мусульманских брачно-семейных норм. Пример аморальности подавал Ермолов, который за 7 лет трижды «женился» на несовершеннолетних кумычках, одна из которых была засватана.
Особое внимание Ярагский обратил на подбор высших руководителей вооруженной борьбы горцев. Примечательно, что движение горцев в 20-50- гг. XIX в. возглавили образованнейшие люди (редчайший случай в мировой истории). Магомед Ярагский, Джамалудин Казикумухский, Гази-Магомед, Гамзат-бек, Шамиль были крупными учеными, являлись блестящими ораторами, пламенными пропагандистами, людьми с глубокими нравственными убеждениями, честными, храбрыми. Они имели большие книжные коллекции, писали научные труды, стихи, знали несколько восточных языков, в том числе арабский, на котором писали научные труды, статьи, стихи, вели переписку.
Царское правительство, желая обезглавить движение горцев, расходовало большие деньги для физического устранения руководителей их борьбы. За голову Ярагского было назначено вознаграждение, но желающих убить его не нашлось. Все попытки четырех главнокомандующих Кавказской армией (Ермолов, Паскевич, Розен, Головин) расправиться с Ярагским ни к чему не привели, горцы не выдали его. Когда в 1825 г. Ярагского арестовали и посадили в Курахскую крепость с тем, чтобы под усиленной охраной доставить в Тифлис к Ермолову, этот план сорвался, он был освобожден своими соратниками. С целью дискредитации Магомеда Ярагского, имперские шовинистические круги утверждали, что в Дагестане не было почвы для возникновения его учения, оно инспирировано извне. К сожалению, эта лживая версия о внешнем происхождении учения Ярагского перекочевала в труды некоторых дагестанских авторов, изданных в последнее время. С этой версией связано создание образа фанатика Ярагского. По утверждению официальных кругов, мусульманский фанатизм - альфа и омега всех восстаний, что война идет между полумесяцем и крестом. Народные массы, отвергающие колониализм и выступающие с оружием в руках, представлялись фанатиками, которых надо уничтожить. Царские власти считали, что фанатики во главе с Ярагским мешали им приобщить горцев к цивилизации. К сожалению, отдельные дагестанские историки и философы в своих трудах, изданных в 90-х гг. XX в., солидаризуясь с идеологами колониализма, тоже пишут, что «дагестанские горы прочно были окутаны фанатизмом».
Многое из того, о чем страстно мечтал Ярагский, в беспрецедентно короткие исторические сроки стали реальностью в имамате, благодаря гению реформаторской деятельности Шамиля. Учение Ярагского не было разрушительным, оно стимулировало лучшие человеческие начала, оно было созидательным по сути. Оно учило, что жить в рабстве - все равно, что быть социальным алкоголиком, жить в иллюзиях, не ведая позорнейшего своего положения.

Радостно сознавать, что попытки ученых и деятелей изгнать из истории великого сына Кавказа потерпели крах. Магомед Ярагский вернулся к нам во всем своем величием, занял достойное место в славной истории народов Кавказа.
الله أكبر
Изображение
Аватара пользователя

Автор темы
Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение Бэлла »

Балакиши Али-бек Арабли́нский
Дагестан - уникальное созвездие народов - Balakishi_Arablinski.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - Balakishi_Arablinski.jpg (43.46 КБ) 2868 просмотров
Дагестан - уникальное созвездие народов - Balakishi_Arablinski.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - Balakishi_Arablinski.jpg (43.46 КБ) 2868 просмотров
(30 августа 1828 — 1 января 1902гг)
военачальник Русской Императорской Армии, генерал-лейтенант.

Бакинская газета «Каспий» от 20 января 1902 года в некрологе отметила, что «славный сын лезгинского народа Алибеков-Араблинский от подпоручика поднялся до генерал-лейтенанта».
В детстве, проявив незаурядные способности, он привлёк внимание уездных властей, которые рекомендовали его на учёбу в 1-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге, который он успешно окончил в 1848 году и был выпущен с чином корнета (13 июля).

Араблинский участвовал в подавлении восстания в Венгрии в 1849 году. 18 сентября 1851 года произведён в поручики. Участник Крымской войны 1853—1856 годов. 5 декабря 1854 года «за отличие по службе» произведён в штабс-ротмистры, 24 января 1858 года — в ротмистры, 12 января 1859 года — в майоры. В 1860 году за отличие в делах против горцев был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, в 1862 году — ордена Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом.

С 24 января 1864 года по 18 апреля 1866 года занимал должность начальника Кайтаго-Табасаранского округа. 1 сентября 1865 года за отличие произведён в подполковники, 16 сентября 1871 года — в полковники. Участник Хивинского похода 1873 года, за проявленные отличия в марте 1874 года награждён орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами.

Участник Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, командир 3-го Кавказского линейного батальона (с 9 января 1877 года по 18 февраля 1878 года). В сентябре 1877 года «за 25-летнюю безупречную службу в офицерских чинах» был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. В январе 1878 года «за отличие в делах с неприятелем» был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени с мечами. 18 февраля 1878 года был назначен командиром 160-го пехотного Абхазского полка. В декабре был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость»[7].

12 марта 1887 года был произведён в генерал-майоры с назначением командиром 1-й Закаспийской стрелковой бригады. Высочайшим приказом от 25 мая 1888 года назначен командиром 2-й бригады 21-й пехотной дивизии и занимал эту должность в течение десяти лет, получив за свою службу ордена Святого Станислава 1-й степени и Святой Анны 1-й степени.

3 августа 1898 года Араблинский был произведён в генерал-лейтенанты с увольнением от службы с мундиром и пенсией[8].

В 1898 году указом российского императора 70-летнему Балакиши Араблинскому выделили крупный земельный участок в 6 км от Дербента. Здесь он построил себе имение, а вокруг него образовалось небольшое поселение. Железнодорожная станция и посёлок в честь российского генерала были названы Араблинкой. Здесь он прожил последние четыре года жизни и скончался 1 января 1902 года. 3 января 1902 года генерал-лейтенант Араблинский был похоронен на мусульманском кладбище Кырхляр в городе Дербенте.
الله أكبر
Изображение
Аватара пользователя

Автор темы
Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение Бэлла »

Етим Эмин
Етим Эмин (настоящее имя Магомед-Эмин, сын Севзихана)
Дагестан - уникальное созвездие народов - cut_300_416_Emin1.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - cut_300_416_Emin1.jpg (17.75 КБ) 2863 просмотра
Дагестан - уникальное созвездие народов - cut_300_416_Emin1.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - cut_300_416_Emin1.jpg (17.75 КБ) 2863 просмотра
(1838-1884гг)
Магомед-Эмин родился в 1837 году в ауле Цилинг в семье кадия (судьи) Савзихана. Учился в медресе ученого-арабиста Агамирза-эффенди в селении Кеан. Заменил отца в суде, но вскоре вынужден был оставить эту должность. Етим Эмин стал первым среди лезгин кто стал писать стихи на родном языке, применяя арабский алфавит. Взял себе псевдоним Етим, что означает «сирота». Он осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие обездоленным («Крик о помощи» и т. д.). Етим Эмин протестовал против национального гнёта («Восстание 1877 г.»), мечтал о справедливом обществ, строе («Друзьям», «Миру»). Популярны его лирические стихи. Етим Эмин утвердил в лезгинской поэзии новые формы, в том числе восьмисложную силлабическую строку и рефренную рифму.
الله أكبر
Изображение
Аватара пользователя

Автор темы
Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение Бэлла »

Сулейман Стальский
Дагестан - уникальное созвездие народов - full_1_1_stalskiy.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - full_1_1_stalskiy.jpg (124.81 КБ) 2852 просмотра
Дагестан - уникальное созвездие народов - full_1_1_stalskiy.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - full_1_1_stalskiy.jpg (124.81 КБ) 2852 просмотра
(18 мая 1869 — 23 ноября 1937)
Лезгинский поэт-ашуг, основоположник лезгинской, дагестанской, досоветской поэзии, один из крупнейших дагестанских поэтов XX века, народный поэт Дагестанской АССР (1934).
Сулейман Стальский родился 18 мая 1869 года в ауле Ашага-Стал (отсюда Стальский) Кюринского округа Дагестанской области, в бедной крестьянской семье. По этнической принадлежности — лезгин. Мать умерла рано, и до 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошёл одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет работал по найму. Был рабочим нефтяных промыслов в Баку, работал в Самарканде на железной дороге, батрачил у богатеев. Годы скитаний не прошли даром. Сулейман хорошо узнал жизнь и стал известен как ашуг (бродячий певец), в 1909 году, вызвав на соревнование других народных певцов.
Излюбленная форма стиха у Стальского — обычные ашугские «рубаи»: три строки рифмованные, одна свободная (в различных комбинациях). М. Горький на 1-м съезде писателей назвал Сулеймана Стальского «Гомером XX века».

«В далеких горах Дагестана есть аулы златокузнецов, канатоходцев, лудильщиков. Как ни странно, есть в Дагестане и аул поэтов. В этом ауле почти в каждом доме живёт певец. Обыкновенный певец, прежде чем начать песню, спрашивает у народа, какую песню петь: о любви или ненависти, о радости или печали? Народ просит певца петь о любви, но так, чтобы там была и ненависть; петь о ненависти, но так, чтобы там была и любовь; петь о печали, но так, чтобы там было и немного радости; петь о радости, но так, чтобы там было хоть немного грусти. Эти требования, которые веками предъявлял маленький дагестанский народ к своим ашугам и певцам, и определяют сущность и характер настоящей, большой поэзии. Без боли, без радости не рождаются стихи и поэмы. „Одной и той же иголкой шьют в горах и свадебные платья, и саван. Так и перо поэта должно передать все чувства сердца“, — сказал Эффенди Капиев.


КАВКАЗ
Шумит базар на все лады,
Народ стоит толпой, Кавказ!
Нам всем не миновать беды, —
Что сделали с тобой, Кавказ?

Идет нужда, идет война,
Страна Кюре разорена.
Как велика твоя вина, —
Для всех ты кровля в зной, Кавказ

Ты гонишь к нам и ос и пчел,
И яблоки бессильных сел
Срывает всяк, кто б ни пришел, —
Все в сад заходят твой, Кавказ!

Всем дань платя — ты разорен.
Кто б ни пришел — тот компаньон,
И ежегодно кроит он
Тебя на свой покрой, Кавказ!

Всем обещаешь ты, но лжешь.
Ты на «калтах»-седло похож:
Его и так и сяк кладешь —
Оно все служит, мой Кавказ!

По свету о тебе молва,
Что у тебя одни слова,
А вот работа какова?
Она позор сплошной, Кавказ!

И все у твоего стола,
Компания тут не мала:
Верблюда, лошадь и осла —
Всех накормил травой Кавказ.

Как потаскуха, нежный взгляд
Даришь любому — он и рад,
Все день и ночь к тебе спешат,
И окружен толпой Кавказ.

Мне б самый тяжкий из камней,
Чтобы убить тебя верней.
Ты лишь квашня, и тесто в ней
Любых сортов, дурной Кавказ!

Кто ни придет на твой порог —
Накинет на тебя платок.
И сам базар не в прежний срок, —
Во вторник он — такой Кавказ!

С одним поплачет, заведет
С другими ссору в свой черед.
Меняя мужа каждый год,
Стал ветреной женой Кавказ.

И, размышленьями влеком,
Я, Сулейман, пою о том,
Что стал для всех ты ручейком
И чужаков поишь, Кавказ!
الله أكبر
Изображение
Аватара пользователя

Автор темы
Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение Бэлла »

zen,
Дагестан - уникальное созвездие народов - Emre_crop.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - Emre_crop.jpg (35.7 КБ) 2839 просмотров
Дагестан - уникальное созвездие народов - Emre_crop.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - Emre_crop.jpg (35.7 КБ) 2839 просмотров
Emre Belözoğlu - турецкий футболист лезгинского происхождения, полузащитник. Игрок клуба «Фенербахче» и сборной Турции. Включён в список ФИФА 100.
Дагестан - уникальное созвездие народов - 480px-Hadise_Açıkgöz.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - 480px-Hadise_Açıkgöz.jpg (55.02 КБ) 2840 просмотров
Дагестан - уникальное созвездие народов - 480px-Hadise_Açıkgöz.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - 480px-Hadise_Açıkgöz.jpg (55.02 КБ) 2840 просмотров
Hadise Açıkgöz - турецко-бельгийская певица лезгино-кумыкского происхождения, выступающая в стиле R&B. В основном известна как Хадисе. Родом из Турции, но живёт в Бельгии. Также Хадисе представляла Турцию на Евровидение-2009 в Москве с песней Düm Tek Tek, где заняла 4-е место.
الله أكبر
Изображение
Аватара пользователя

Автор темы
Бэлла

Писатель Кавалерственная леди
Благодетель
Модератор
Сообщения: 6256
Зарегистрирован: 29 май 2013, 13:18
Награды: 3
Откуда: Дагестан
Благодарил (а): 5064 раза
Поблагодарили: 2819 раз
Пол:
Kazakhstan

Re: Дагестан - уникальное созвездие народов

Сообщение Бэлла »

Кумыки
Дагестан - уникальное созвездие народов - 739548357.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - 739548357.jpg (15.73 КБ) 2824 просмотра
Дагестан - уникальное созвездие народов - 739548357.jpg
Дагестан - уникальное созвездие народов - 739548357.jpg (15.73 КБ) 2824 просмотра
Кумы́ки (самоназвание: кум. Къумукълар) — тюркоязычный народ, один из коренных народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии (сёла Кизляр, Предгорное, Малый Малгобек п. Калининский, микрорайоны Кирзавод и Янги-юрт г. Моздок в Моздокском районе) и в Чечне - терские кумыки(Грозненский и Гудермесский районы — сёла Виноградное и Брагуны)
Второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе, являясь при этом крупнейшим тюркским народом на Северном Кавказе и третьим по численности народом Дагестана. Территория их традиционного расселения — Кумыкская плоскость и предгорные районы Дагестана. Предки кумыков, очевидно, входили в государственные объединения скифов, киммерийцев, гуннов, савир, барсил, булгар; особенно большую роль в истории кумыков сыграли хазары и кыпчаки.

Антропологически у кумыков представлен каспийский подтип европеоидной расы. Сюда же включают азербайджанцев, курдов Закавказья, цахуров, татов-мусульман. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы

В XVIII-XIX вв. существовали такие политические образования, как Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, Засулакская Кумыкия - Эндиреевское, Костекское и Аксаевское владения, в нынешней Чечне - Брагунское княжество; южные кумыки входили в Кайтагское уцмийство. Особое место занимал Тарковский шамхал, суверенитет которого признавался другими кумыкскими и иными владетелями. В социальном отношении кумыкское общество состояло также из дворян, узденей различных категорий, крестьян разной степени зависимости и др.
С XVI в. фиксируются тесные торговые и дипломатические отношения кумыков с Россией, которые усилились с постройкой Терского городка (1589г.) в устье Терека. В начале ХIХв. Кумыкия была присоединена к России. После образования Дагестанской области (1860г., центр г. Темир-Хан-Шура) фактически ликвидируется политическая власть шамхала, ханов и биев; вместо прежних владений были созданы округа: из Кайтагского уцмийства и Табасарана был образован Кайтаго-Табасаранский округ, из Тарковского шамхальства, Мехтулинского ханства и Присулакского наибства - Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской области; на территории Эндиреевского, Аксаевского и Костекского владений образуется Кумыкский (позднее - Хасавюртовский) округ Терской области. Кумыки составляли основное население (более 60%) Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского округов, а в Кайтаго-Табасаранском округе - ок. 15% населения. В 1920г. при создании Дагестанской АССР Хасавюртовский округ вошел в состав республики, т.е. было восстановлено административное единство большей части территории проживания кумыков (за исключением брагунских и моздокских).

Кумыки разговаривают на кумыкском языке, принадлежащем к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Также кумыкский язык является одним из старописьменных литературных языков Дагестана. Среди диалектов кумыкского языка выделяются кайтагский, терский(моздокские и брагунские кумыки), буйнакский и хасавюртовский, причём два последних легли в основу литературного кумыкского языка. На протяжении XX века письменность кумыкского языка менялась дважды: традиционная арабская графика в 1929 году была заменена сначала латинским алфавитом, затем в 1938 году — кириллицей. Наиболее близок к кумыкскому языку карачаево-балкарский, крымско-татарский и караимский языки.
Кумыкский танец, имевший около 20 вариантов, относится к типу лезгинки, он отличается рядом особенностей, характерных развитой хореографии.
Субэтносы кумыков - башлынцы, казанищенцы, эндиреевцы сохранили специфические черты в культуре, быте, языке, фольклоре.

С VIII-XII веков среди кумыков получило распространение мусульманство суннитского толка со всеми присущими ему особенностями. Есть сведения о том, что до этого периода определенное распространение получило христианство, а среди верхушки Хазарии - и иудаизм. Очевидно, раннее проникновение в край ислама обусловлено тем, что языческие верования кумыков сохранились относительно плохо, институт шаманства как таковой практически не фиксируется, хотя и сохранились рудименты аналогичных институтов (халмач, этне). Фольклорно-этнографический материал позволяет говорить о поклонении кумыкских племен верховному богу Тенгири, божествам и духам Солнца, Луны, Земли и Воды и т.д.
الله أكبر
Изображение
Ответить