Местное самоуправление

Политика. Обсуждение политической ситуации в Грузии и вокруг нее
Аватара пользователя

Автор темы
Stio

Джентльмен Благодетель
Военспец Тренер
Сообщения: 4491
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:56
Награды: 4
Благодарил (а): 504 раза
Поблагодарили: 709 раз
Пол:
France

Местное самоуправление

Сообщение Stio »

Дорогой Батоно ИРАКЛИ!
Возможно,размещение этой темы не здесь,но то оставляю на Ваше усмотрение...
Также,допускаю,что где-то на Вашем обширном ПОРТАЛЕ уже было нечто подобное...
Но мне, как юристу,представляется,что МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ,как основа общества (нормального), более чем важное звено для познания во благо самих ГРАЖДАН,но всюду для СРАВНЕНИЯ...
Я начинаю со Швейцарии,кою полагаю одной из лучших,затем оборотимся ко Франции...


КАК ОРГАНИЗОВАНО МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШВЕЙЦАРИИ
3 АПРЕЛЯ 2018, ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ


Политическая жизнь в Швейцарии проходит на трех уровнях: конфедерация, кантоны и общины. В соответствии с принципом субсидиарности именно общины Швейцарии издавна понимаются как первоначальные ячейки общества. Швейцарец рассматривает себя, прежде всего, как члена общины, затем уже как гражданина кантона и, соответственно, Швейцарии.

Большое значение МСУ в Швейцарии имеет два важных следствия. Во-первых, гражданство Швейцарии предоставляется на местном уровне. То есть, чтобы стать гражданином страны, нужно стать членом общины, и вопрос о принятии новых членов решается местными властями. Во-вторых, политические деятели всегда начинают свою карьеру на местном уровне, переходя затем на кантональный и позднее на федеральный уровень.

Для Швейцарии характерно многообразие форм местного самоуправления. Каждый кантон самостоятельно определяет вопросы организации местного самоуправления, поэтому практически в каждом кантоне своя система и свои особенности. В некоторых кантонах муниципалитеты большие и влиятельные, в других кантонах это местные объединения, не имеющие никакой власти. Самый большой муниципалитет — город Цюрих (более 300 тыс. жителей), в самом маленьком муниципалитете Ларгарио (кантон Тессин) проживает 10 жителей. Получается, что в некоторых общинах проживает намного больше жителей, чем в маленьких кантонах; в других же население не превышает 100 или 200 человек. Больше половины общин насчитывает в среднем до 1000 жителей. Большие города с населением в 10 тыс. жителей составляют лишь 4% от общего числа общин. В этих городах сконцентрировано около половины всего населения Швейцарии. Размеры территории общин варьируются от 0,3 кв. км до 282 кв. км. По сравнению с другими европейскими странами, исключая Францию, Грецию и Исландию, среднестатистический размер территории швейцарских общин самый маленький.

Автономия общин считается государственно-правовым принципом на уровне Конституции, и нарушение ее может вызвать со стороны соответствующей общины обращение с иском в федеральный суд. Но принцип автономии общин был внесен в Федеральную конституцию только в 2000 году.

Фактически общины — это образования с ограниченной автономией. Они подчиняются законодательству соответствующего кантона и федерации. На общины возлагаются все те задачи, которые по весомым причинам не относятся к компетенции более крупных политических единиц.

То, какие конкретно задачи относятся к компетенции общины, определяется кантональным правом. Как правило, задачи охватывают следующие сферы:

учет населения (регистрация рождений, смертей, браков; регистрация миграции);

организация народной школы. Община не может устанавливать учебную программу в целом, но она вольна в выборе учителей, установлении расписания уроков, заработной платы, а также в строительстве школьных учреждений;

взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных). Община взыскивает налоги, определяемые вышестоящей политической единицей, и имеет право взимать местный коммунальный налог. Это означает, что в зависимости от положения, численности населения и имущественной структуры общины налогообложение для конкретных жителей Конфедерации может быть весьма различно. Это означает также, что власти общины должны отчитываться перед жителями этой общины (которых — особенно в сельской местности — они часто знают лично), куда пошли деньги, полученные от налогов;

организация выборов и голосований. Община несет ответственность, к примеру, за предоставление подходящего помещения для избирательного участка, помощников при проведении выборов и т.п.;

социальное обеспечение. Забота о бедных, попечение о малолетних и несовершеннолетних и т.п.;

регулирование определенных областей строительной деятельности, в частности строительный надзор и благоустройство местности;

выполнение «повседневных задач», таких, как служба местной полиции, водоснабжение, пожарная охрана, удаление сточных вод, вывоз мусора, устройство мест для переработки особых отходов, организация общественного транспорта, решение проблем частного транспорта, устройство мест для проведения досуга (например, спортивных сооружений).

Правовая организация общин различна и зависит от географического положения и размера территории. Постоянно действует правление общины — исполнительный орган, состав которого может варьироваться от 3 до 9 человек. Законодательная же власть может быть представлена собранием жителей либо парламентом общины, который избирается путем тайного голосования. И законодательное собрание, и правление избираются сроком на четыре года.

Общинная автономия в Швейцарии не означает полной самостоятельности общин. За общинами осуществляется наблюдение и со стороны государства, и со стороны кантонов. Контроль производится за законностью актов, целесообразностью или своевременностью принятия тех или иных мер. Иногда контроль ведет к ограничению общинной автономии, в этом случае проверяющие органы исходят из интереса кантона или всего государства. Существуют оговоренные законом механизмы прямого вмешательства в дела общины со стороны кантона и государства, вплоть до отмены принятых общиной актов.

Кантон контролирует деятельность общинного самоуправления через префектов или свой департамент по делам общин. Должность префекта, существующая в большинстве кантонов, является организующим звеном, обеспечивающим координацию в деятельности кантональных органов и местного самоуправления.

Для выполнения задач, которые лучше решать сообща, несколько общин часто создают объединения целевого назначения (например, по вопросам водоснабжения, строительства домов для престарелых, госпиталей, очистных сооружений).

Общее количество общин в Швейцарии постепенно сокращается вследствие слияния маленьких общин с большими. На сегодняшний день насчитывается около 2900 общин.

Оргинал:
http://www.gmu-countries.ru/europa/swit ... algov.html

Макар Иванович Тонин
Аватара пользователя

irakly

Фоторепортер Джентльмен
Благодетель Футболист
Активист
Админ
Сообщения: 91235
Зарегистрирован: 17 сен 2009, 12:26
Награды: 5
Откуда: Tbilisi
Благодарил (а): 15688 раз
Поблагодарили: 25091 раз
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Местное самоуправление

Сообщение irakly »

Макар Иванович, раздел как раз тот и тема важная. Без местного самоуправления не может быть настоящей демократии. Это один из основополагающих элементов.
დიდება საქართველოს! Слава Україні! Жыве Беларусь! Yaşasın Azərbaycan! қазақ халқына ынтымақ !
Putistan delenda est
Аватара пользователя

Автор темы
Stio

Джентльмен Благодетель
Военспец Тренер
Сообщения: 4491
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:56
Награды: 4
Благодарил (а): 504 раза
Поблагодарили: 709 раз
Пол:
France

Местное самоуправление

Сообщение Stio »

Это исследование по МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ Франции написано глубоким знатоком по сей теме - ПЕТРОМ ФИЛИППОВЫМ...
Вот его профиль из "Ежедневного журнала":


ПЕТР ФИЛИППОВ

Родился в 1945 г. в семье военного моряка. По первой специальности — радиоинженер. По второй — экономист-математик. Диссертация была посвящена математическому доказательству краха социализма. Защититься не дали. Затем стал работать у академика Аганбегяна в его журнале «ЭКО» завотделом по Северо-Западу. Верил, что придет время перемен и надо готовиться.

В 1987-1988 гг. собирал в дюнах на берегу Ладоги в палатках семинар «Будущее правительство реформ», учил Гайдара и Чубайса работать с парусами. Обсуждали, что надо будет делать, когда придет время.

Организовал кооператив «Последняя надежда» для выращивания тюльпанов в теплице. Все заработанные деньги ушли на Ленинградский народный фронт (ЛНФ) и первую в России частную газету «Невский курьер». Был одним из организаторов клубов «Перестройка» (питерского и московского), ЛНФ и «Демократической России».

Избран депутатом Ленсовета (председатель Комиссии по промышленности) и народным депутатом РФ (председатель подкомитета по приватизации). Автор и соавтор законов «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности», «О приватизации». В 1992 назначен Борисом Ельциным руководителем Аналитического центра Администрации президента по социально-экономической политике. Предложил Ельцину организовать циклы передач о порядках, принятых в развитых странах, но получил отказ: «Нам не нужен новый отдел пропаганды ЦК!».

Создавал с Гайдаром партию «Правое дело». Организовал Ассоциацию приватизированных и частных предприятий, был президентом Фонда правовой экономики, издавал справочники по социально-экономическим проблемам России. По просьбе Ельцина создал с женой в 1991 г. издательство «Норма», в котором вышли более 300 книг либеральной направленности. Руководитель проекта «Уроки 90-х»: издали более 130 тыс. книг для учителей истории, запустили сайт "ru-90.ru".

Руководитель питерского независимого Центра по изучению методов борьбы с коррупцией. Убежденный противник «капитализма для своих» и сторонник честной конкуренции, свободного доступа граждан к информации органов власти, жесткого контроля за бюрократией, права граждан на иски в защиту общественных интересов, права граждан на частное обвинение по всем статьям УК. Уверен, что рано или поздно россияне добьются равенства перед законом, а для суда закон станет выше указаний начальства. Оковы рухнут и свобода... Но для этого придется совершить невозможное: изменить подданическую культуру россиян.


САМОУПРАВЛЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ.
14 ФЕВРАЛЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ



Современная французская системы местного самоуправления берет начало с законов о децентрализации от 1982-1983 гг. Эти законы позволили провести настоящую децентрализацию: местные органы самоуправления стали независимыми от государства, контроль которого осуществляется теперь в форме юридического контроля.

По Конституции 1958 г. «территориальными образованиями являются коммуны, департаменты, регионы, местные образования с особым статусом и заморские территории». Сегодня во Франции насчитывается 22 региона, 100 департаментов и 36 600 коммун.

Коммуны имеют широкие полномочия, в частности в сфере услуг для населения, часть из которых связана с ролью мэра как представителя государства на местном уровне:

Гражданское состояние: регистрация рождений, браков и смертей.
Выборы: организация выборов, ведение избирательных списков.
Социальная помощь: ясли, помощь пожилым людям, некоторые дома престарелых, поддержка общественных организаций. Коммунальный центр социальной помощи собирает заявки, анализирует потребности и работает на местном уровне. Он тесно сотрудничает с департаментом.
Образование: строительство, оборудование, управление детскими садами и начальными школами.
Обустройство и эксплуатация: застройка (разработка планов застройки, выдача разрешений на строительство), создание и эксплуатация рекреационных зон, содержание местного дорожного фонда, уличного освещения, зеленых насаждений, общественных зданий коммуны, общественного транспорта.
Полномочия в сфере водоснабжения, оздоровления окружающей среды и уборки мусора.
Защита общественного порядка при существовании, в отдельных случаях, муниципальной полиции.
Культура: оборудование культурного и спортивного назначения (музеи, библиотеки, медиатеки, спортивные залы, бассейны, катки...); муниципальные музыкальные школы; досуговые центры.
Поддержка жилого фонда, экономики и туризма.
Муниципальные архивы.
В некоторых коммунах: международная деятельность.


Коммуна во Франции — единственная административно-территориальная единица, где нет отдельного государственного властного органа, то есть теоретически мэр в своём лице сочетает главное должностное лицо местного самоуправления и представителя государственной власти. Но чтобы избежать сочетания в одном лице функций государственной исполнительной власти и местного самоуправления, многие функции государственной исполнительной власти, принадлежавших мэру, с 1983 года переданы в функции местного самоуправления. То есть роль коммуны как государственного административной единицы очень уменьшилась, коммуна стала реально автономным территориальным коллективом.

Важными элементами коммуны как юридической реальности являются: название, территория, численность населения. Поскольку именно эти элементы идентифицируют коммуну как отдельное базовое звено местного самоуправления, законы предусматривают специальные процедуры возможных изменений названия или территории и предусматривают обязательную периодическую перепись населения.

Межкоммунные отношения объединяют все формы сотрудничества между коммунами. В 1992 и 1999 гг. межкоммунное сотрудничество было усилено принятием законов, направленных на лучшую его организацию и на его стимуляцию в ситуации раздробленности коммун. По отношению к территориальным образованиям (коммунам, департаментам, регионам) межкоммунное сотрудничество имеет ограниченную компетенцию (по принципу специализации). Сами коммуны решают, какие компетенции ему передать. Эти компетенции больше не являются компетенциями коммун (принцип эксклюзивности).



Муниципальный совет

Состав муниципального совета

Закон устанавливает численность муниципальных советников в зависимости от количества населения коммуны. Советником (депутатом) муниципального совета может стать любой налогоплательщик коммуны, но закон устанавливает правила невыборности и несовместимости мандатов.

Выборы муниципальных советников проводятся раз в 6 лет одновременно по всей Франции по мажоритарной системе в два тура, по закрытым спискам для коммун с населением свыше 30 тыс. человек и по открытым спискам для других коммун.

Кодекс законов о коммуне детально регламентирует правила организации и проведения заседаний муниципального совета, в том числе для обеспечения гласности и открытости заседаний. По закону заседания совета должны проводиться не реже одного раза в три месяца. Заседание созывает мэр по собственной инициативе в зависимости от потребности. Он также обязан созвать заседание совета по требованию префекта или половины членов совета.

Кворум для заседания — половина членов совета. Советник, который не может присутствовать на заседании, может письменно поручить другому советнику проголосовать от его имени.



Полномочия муниципального совета

Финансовые полномочия. Принятие бюджета и определение ставок коммунальных налогов. Решение вопросов о необходимости займов. Утверждение отчетов об использовании бюджетных средств.

Полномочия в сфере общественных служб. Совет имеет право создавать или ликвидировать общественные службы коммуны, но законом установлено определённое ограничение самостоятельности в отношении определённых служб. По закону наличие некоторых служб является обязательным (похоронное бюро, службы сбора мусора и т.д.). Законом также запрещается создание определённых служб (обороны, юстиции) в сферах, не относящихся к компетенции коммун и противоречащих принципу единства государства. Такие ограничения устанавливаются также и в отношении права коммун создавать службы, занимающиеся экономической деятельностью.

В последний период, правда, стало допускаться создание общественных промышленных и торговых служб, если они не являются несовместимыми с принципом свободы предпринимательства. Например, когда это ведет к частному использованию общественного имущества или когда в этой сфере отсутствует частная инициатива.

Совет также может оказывать помощь как коммунальным, так и частным предприятиям, но, опять же, в условиях конкурса и гласности.

Полномочия в отношении имущества коммуны. Имущество коммуны делится на «общественное», то есть такое, которое предназначено исключительно для общественного пользования (дороги, кладбища, казармы и т. д.), и имущество «частное», которым коммуна распоряжается на правах частного собственника (луга, леса, дома и т. п.). Общественное имущество неотчуждаемое.

Совет принимает решение о покупке, продаже, аренде имущества и об отнесении имущества к категории «общественного».

Полномочия в сфере обустройства территории и городского строительства. Помимо определения направлений использования территории и принципов городского строительства совет имеет право разрабатывать и утверждать межкоммунальные планы обустройства территорий, но эта работа должна проводиться с участием центральной администрации, департамента, округа, других коммун. Муниципальный совет избирает мэра, его заместителей, формирует комиссии.

Несмотря на такие широкие полномочия, следует помнить, что большое влияние на принятие решений советом имеет мэр. С другой стороны, муниципальный совет, как и любой другой орган местного территориального коллектива, находится под административным контролем органов центральной государственной власти.

Контроль за деятельностью и решениями муниципального совета со стороны представителей центральной государственной администрации. Согласно закону 1982 года [3], префект утратил право контроля за решениями совета на предмет целесообразности, и хотя за префектом осталось право контроля решений на предмет законности, отмена незаконных решений возможна лишь административным судом. В то же время закон обязывает совет передавать принятые им решения представителю государства и решение совета считается вступившим в силу лишь после передачи его префекту и обнародования (например, опубликования).

Если префект считает решение незаконным, в течение 2-х месяцев со дня получения решения он может обратиться в административный суд для признания решения незаконным или срочного приостановления исполнения решения до окончательного рассмотрения его судом.

В случае необходимости, префект обоснованным постановлением может приостановить деятельность совета на срок не более месяца. Об этом префект сообщает министру внутренних дел.

Если совет не может обеспечить управление коммуной, он может быть распущен указом президента республики, если это одобрено на заседании Совета министров.

В течение недели после роспуска совета префект назначает специальную комиссию в составе от 3-х лиц для коммун до 35 тыс. жителей до 7-ми человек для коммун с большим населением. Не позднее чем за 2 месяца с момента роспуска должны быть проведены новые выборы. После создания нового совета комиссия прекращает свое существование.


Макар Иванович Тонин
Аватара пользователя

Автор темы
Stio

Джентльмен Благодетель
Военспец Тренер
Сообщения: 4491
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:56
Награды: 4
Благодарил (а): 504 раза
Поблагодарили: 709 раз
Пол:
France

Местное самоуправление

Сообщение Stio »

Небольшой фрагмент САМОУПРАВЛЕНИЯ в Швеции...
Замечу,почти идеальная страна для жизни КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА...
В любом возрасте...


ЗЕМСТВО И КОММУНА В ШВЕЦИИ
14 ФЕВРАЛЯ 2018, СЕРГЕЙ МАГАРИЛ



Современную Европу во многом создало земство — местное самоуправление, — реализующее стремление граждан жить в уютных, благоустроенных городах и деревнях: иметь хорошие дороги, современный сервис, школы, больницы, комфортный быт и социальное обеспечение. В России этого нет во многом из-за отсутствия реальных полномочий и средств у наших органов местного самоуправления.

Заглянем в типичную коммуну Херрюда (по-русски — муниципальный район) в регионе Вестра-Геталанд (по-русски — область). Годовой бюджет района 2,3 млрд крон (порядка 20 млрд руб.), из них 1,8 млрд — налоги. Количество предприятий — три с половиной тысячи.Самые большие статьи расходов коммуны — образование и социальная защита.Это в 8-10 раз превышает бюджет типичного российского района. Для сравнения: бюджет Кудымкарского района Пермского края — 850 млн руб. Предприятий — 850.

В местном собрании 51 депутат, представляющий 10 партий. Больше всего депутатов от Умеренной коалиции — 15 чел.; следом идут социал-демократы — 11 человек. Это правящая партия и оппозиция. По 5 мест имеют либералы и «Шведские демократы»; последние считаются радикальными националистами (они за духовные скрепы). Есть 3 депутата от Спортивной партии.

Типичный депутат Матс Вернер — социал-демократ, в прошлом учитель (30 лет стажа), сейчас ему 64 года и он на пенсии. Матс — заместитель председателя местного парламента, это его постоянная работа. Матс получает 35 тыс. крон (около 300 тыс. руб.). Это не так много, если сравнить с зарплатой инженера.Матс Вернер живет на окраине коммуны в поселке М. Ревланда (1,5 тыс. жителей). Он владелец двухэтажного дома, купленного в 1980-е годы, для чего была продана квартира в Гетеборге.На содержание двухэтажного дома и оплату коммунальных расходов уходит до 20% семейного дохода.

Жена Матса работает в соцзащите, каждый вечер она бегает по 8 км; младший сын водит машину «скорой помощи», средний сын — экономист в «Тойоте», старший — врач-физиотерапевт. Все живут отдельно; у Матса шестеро внуков.

По шведским традициям, возглавляет собрание депутатов коммуны представитель избранного большинства,и потому его заместитель — от оппозиции.(Оппозиция в Швеции — не Жириновский, она реальная!) Идея в том, чтобы оппозиция не только критиковала, но и несла свою долю ответственности за принимаемые решения. Эти же аргументы когда-то побудили и Матса вступить в Социал-демократическую партию. Он ходил на встречи жителей с депутатами, активно там выступал. И в 2005 г. один из партийцев сказал: «А что ты только критикуешь? Вступай и работай». И Матс решил попробовать.

Вначале был помощником депутата, потом был избран на освободившее место депутата; со временем стал лидером партийной ячейки. Как он сам говорит, «постепенно я врос в партию. Мне нравятся люди в партии, это настоящие идеалисты, воспринимающие политику всерьез». Однако эти идеалисты — народные депутаты имеют полномочия уволить главу администрации.

О своей работе Матс говорит как о будничной рутине: «Мы выделяем деньги, занимаемся планированием, а исполняет наши решения аппарат, чиновники. Я же не Путин, я не езжу на коне с голым торсом и не решаю все сам». В Швеции на всех уровнях голосуют только за партии. В отличие от Германии люди не выказывают предпочтения конкретному депутату от партии в списке ее кандидатов.

Характернаяповестка отчетарайонной администрации перед депутатами (2015 г.).

Помимо вопросов образования, соцзащиты, дорожного строительства и безопасности обсуждали также успехи:

- Сократили пищевые отходы до 180 кг на человека в год

- Уменьшили использования электроэнергии при строительстве новых объектов(не имея дефицита в энергоресурсах, их экономию шведы рассматривают как постоянно действующую программу)

- Проложили новые велодорожки, улучшили условия, тем самым увеличив число местных жителей, пользующихся велосипедами

- Сократили аварийность: время, проведенное без света, довели до 60 мин. на человека в год

- Изыскали возможность разместить 147 беженцев(первые два года проживания беженца коммуне помогает деньгами государство. Потом, если беженцу не нашли работу, все расходы ложатся на район).Не все шведы считают помощь беженцам «большой честью», но все же большинство готовы помогать. И помогать есть на что.

Дом престарелых коммуны Херрюда (социальная защита стариков). В доме проживает 40 человек. Содержание одного обходится в 70 тыс. крон в год. Оплата рассчитывается персонально для каждого, учитывая размер его пенсии. У человека на личные нуждыдолжно оставаться минимум 3500 крон. Реально постояльцы платят одну пятую или одну седьмую стоимости содержания. Каждый живет в отдельной квартире, а развлекаются в общих холлах. Квартиру в доме престарелых можно обставить своей мебелью. «Не человек приезжает в наше учреждение, а мы как бы приходим к нему домой, такой у нас принцип», — объясняет директор. Вообще-то шведы после 60 лет стариками себя не считают...


Макар Иванович Тонин
Аватара пользователя

Автор темы
Stio

Джентльмен Благодетель
Военспец Тренер
Сообщения: 4491
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:56
Награды: 4
Благодарил (а): 504 раза
Поблагодарили: 709 раз
Пол:
France

Местное самоуправление

Сообщение Stio »

САМОУПРАВЛЕНИЕ 19 августа 2018 г.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В НЬЮ-ЙОРКЕ
15 АВГУСТА 2018, МИХАИЛ ГОРНЫЙ
ZUMA/TASS

Как устроена система МСУ в крупных американских городах? Деятельность органов МСУ в США, так же как и в Германии, регулируется законами штатов, причем работает англосаксонская модель, т.е. используется принцип позитивного регулирования. Основным правовым документом является городская Хартия (аналог нашего устава МО), принимаемая в качестве закона штата. Рассмотрим популярную в США Модельную хартию города. Конкретные американские города берут из этого документа то, что подходит их условиям, и закрепляют в своих хартиях.

Хартия рекомендует примерный состав городского совета в 20-40 человек (отметим, что легислатуры штатов состоят из 100-150 депутатов), избираемых на 2-4 года. Документ рекомендует использовать пропорциональную систему выборов в различных ее модификациях. Хартия много места (и это особенность США) уделяет правам, обязанностям и ответственности депутатов. Депутатам запрещается занимать любую другую выборную должность, вмешиваться в оперативную деятельность исполнительной власти. Оговариваются условия, при которых депутат может лишиться мандата: городской совет определяет пригодность депутата, обосновывает необходимость лишения его полномочий. Большое внимание уделяется проблемам депутатской этики: совет специальным постановлением должен ввести запрет на использование депутатом своей должности в личных интересах, устанавливается система ответственности и наказаний за нарушения депутатской этики — вплоть до увольнения и запрета на пять лет занимать подобную должность. В остальном работа городских советов США подобна советам в других демократических странах.

Исполнительные органы в городах США сильно централизованы (это самое существенное отличие американской модели МСУ от других): в 90% американских городов население прямым голосованием избирает мэра, который является единоличным главой исполнительной власти более чем в 60% городов (модель «сильный мэр — совет»), в остальных 30% при избранном мэре главой исполнительной власти является менеджер, нанятый по контракту советом (модель «совет—менеджер»). Итак, наибольшее распространение в США получила система «сильный мэр — совет», а в крупных городах только она и применяется, причем в некоторых крупных городах используется ее модификация «сильный мэр — менеджер — совет», где мэр назначает менеджера по контракту.

Избирается «сильный» мэр, как правило, на четыре года. Мэр, хоть и «сильный», подотчетен и подконтролен совету. В Хартии прописывается порядок отстранения мэра от должности, в большинстве случаев это происходит по решению совета. Мэру предписывается руководствоваться кодексом этических норм, половина из которых связана с отношениями с депутатами.

МСУ в Нью-Йорке организовано согласно городской Хартии (объемный документ, занимающий более 340 страниц и содержащий 74 главы) и реализует модель «сильный мэр — совет». МСУ в городе Нью-Йорке более централизовано, чем в других американских городах. К основным предметам ведения городского управления относятся: образование, библиотеки, общественная безопасность, исправительные учреждения, социальные услуги, водоснабжение, рекреация и отдых, санитария и канализация и др.

Исполнительная власть Нью-Йорка состоит из мэра, общественного защитника (Public Advocate), казначея (Controller) и президентов каждого городского района. Мэр назначает руководителей примерно 50 городских департаментов, он также назначает нескольких вице-мэров, возглавляющих основные подразделения городской администрации и ответственных непосредственно перед мэром.

Мэр избирается всем населением на четыре года и является главой исполнительной власти города (городской администрации). Мэр отвечает за все городские службы, полицию и пожарную охрану, контролирует соблюдение всех нормативных актов города и графств в Нью-Йорке, руководит множеством общественных служб и распоряжается городской собственностью. В настоящее время мэр может занимать свой пост три срока, хотя раньше было только два.

Общественный защитник избирается всем населением и возглавляет офис «общественной защиты» (Offi ce of the Public Advocate). Основная обязанность общественного защитника — облегчать взаимодействия граждан с администрацией, рассматривать жалобы на городские службы, улаживать споры между жителями и городскими службами, исполнять функции городского омбудсмана, советовать мэру по вопросам взаимоотношений с городским сообществом. Общественный защитник по должности является членом всех комитетов Городского совета и обладает правом законодательной инициативы в совете. Общественный защитник стоит первым в списке на замещение должности мэра в случае невозможности или неспособности мэра продолжать исполнять свои функции до новых выборов.

Казначей — это главный финансовый чиновник, он также избирается всем населением города. Кроме того, что он управляет городским пенсионным фондом (90 млрд долл.), он консультирует мэра и Городской совет по всем финансовым вопросам, фискальной политике и др. Офис казначея обладает полномочиями контролировать все городские расходы и отвечает за проведение финансового аудита всех городских агентств. Казначей отвечает также за выпуск и обращение всех городских облигаций. Казначей — второй в списке на замещение должности мэра.

Административное деление Нью-Йорка необычно: город состоит из пяти районов (borough), являющихся частями графств штата НьюЙорк: район Манхэттен является одновременно графством НьюЙорк, район Куинс — часть графства Куинс, район Бронкс — часть графства Бронкс, район Стейтен Айленд — часть графства Ричмонд. Такое деление город получил в 1898 г., при этом МСУ в районах города было упразднено, тем не менее, в каждом графстве, куда входят городские районы, остаются свои окружные прокуроры и своя система судов.

Хотя пять городских районов и являются частями соответствующих графств, но данные графства по сути не имеют своей администрации. Каждый район выбирает всем населением президента района. Власть президента района крайне ограничена (последняя властная функция президентов районов назначать членов в Комитет по образованию была упразднена в 2002 г.). У района отсутствуют собственные доходы и полномочия по предоставлению услуг, нет там и представительных органов.

Президенты районов дают советы мэру по всем основным вопросам, касающимся районов: земельные вопросы (согласование планов строительства и земельного зонирования), защита интересов района (контроль за качеством ряда услуг, предоставляемых городом), ежегодный районный бюджет (определение приоритетных сфер муниципальных расходов). Кроме того, они распоряжаются небольшим бюджетом для проектов в каждом районе, назначают членов в советы округов (Community Board), в комиссии (по образованию, по планированию и по экономическому развитию) и являются председателями районных органов (Borough Boards).

Законодательная (представительная) власть в Нью-Йорке сосредоточена в Городском совете Нью-Йорка. Городской совет в Нью-Йорке — это однопалатный орган, состоящий из 51 депутата, избираемых всем населением соответствующего избирательного округа (в каждом проживает примерно 157 тыс. жителей). Депутаты избираются на четыре года.

Спикер совета выбирается депутатами и считается вторым лицом в городе после мэра.

Проекты, поддержанные простым большинством депутатов совета, направляются мэру, который может подписать их, и тогда проект становится законом города. Если мэр накладывает вето, совет имеет 30 дней на то, чтобы преодолеть вето 2/3 голосов депутатов.

В совете действуют комитеты, которые надзирают за исполнением соответствующих функций городской администрацией. Постоянные комитеты заседают не реже одного раза в месяц. Спикер совета, лидер большинства и лидер меньшинства являются по должности членами всех комитетов.

Нью-Йорк разделен на 59 административных округов (administrative district), в каждом из которых действует совет округа. Советом округа является местный представительный орган, который представляет интересы жителей города и местных сообществ. В каждом совете участвуют до 50 голосующих членов, причем каждый год происходит ротация половины состава. Голосующие члены совета назначаются президентами районов на два года (при этом можно входить в совет сколько угодно сроков). Кроме них дополнительно в совет по должности входят все члены Городского совета, избирательные округа которых покрывают часть административного округа. Они являются неголосующими членами совета. Советы округов имеют очень небольшие бюджеты, практически не имеют полномочий и теряют доверие жителей (некоторые из них).

Городской бюджет Нью-Йорка самый большой из муниципальных бюджетов США.

Город отдает больше, чем получает: ежегодно Нью-Йорк отдает в федеральный бюджет на 13,1 млрд долл. больше, чем получает от федерального правительства, в бюджет штата город отдает на 11,1 млрд долл. больше, чем получает. Налицо типичная ситуация для крупных городов: быть локомотивом и тащить за собой периферию.

В 2016 г. структура расходов сохранилась, сами расходы составили 72,1 млрд долл. США, а доходы — 68,3 млрд долл США94, что в 2,5 раза больше, чем бюджет Москвы.

Итак, в Нью-Йорке полноценное МСУ осуществляется на уровне всего города. На окружном уровне местные вопросы решают также общегородские муниципальные службы. Окружные органы МСУ являются крайне слабыми, не имеющими собственных средств и полномочий. Они во многом напоминают наши органы ТОС.


Ссылка: http://www.ej.ru/?a=note&id=32796
Аватара пользователя

Автор темы
Stio

Джентльмен Благодетель
Военспец Тренер
Сообщения: 4491
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:56
Награды: 4
Благодарил (а): 504 раза
Поблагодарили: 709 раз
Пол:
France

Местное самоуправление

Сообщение Stio »

САМОУПРАВЛЕНИЕ 12 августа 2018 г.

КАК ОТОБРАТЬ ЧИНОВНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ? ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
6 ИЮНЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

ZUMA/TASS

В парламентских республиках правительство формирует парламент. В президентских – его состав предлагает избранный народом президент, а утверждает парламент. При этом возникают две ключевые проблемы. Первая — подбор квалифицированных чиновников министерств, способных удовлетворить высокие требования к качеству управления. Вторая — контроль депутатов и самого общества за работой правительственной бюрократии. Практикуемая в России ставка на людей, прежде всего лояльных президенту или председателю правительства, с этой точки зрения предельно неэффективна. Но в мире есть и впечатляющие попытки повысить требования к уровню квалификации высших чиновников, поставить их под жесткий контроль общества.

Профессор А.В. Оболонский полагает, что примером может служить Великобритания. Высокие моральные стандарты английских государственных служащих всегда были предметом национальной гордости. Но в начале 1990-х гг., как показали опросы, доверие к государственным служащим и институтам власти упало. Поэтому в1994 г. по распоряжению премьера Джона Мэйджера был образован Комитет по стандартам публичной сферы, в который вошли известные и независимые граждане с высокой моральной репутацией в обществе. В основу реформы госслужбы были положены скорее моральные ценности, чем организационные меры, последовавшие позже. Комитет сформулировал 7 стандартов поведения чиновников и политиков (министры являются членами парламента) Их обязали:

не использовать свое положение для приобретения финансовой и другой материальной выгоды для самих себя, своих семей и друзей;
не связывать себя финансовыми и иными обязательствами по отношению к сторонним лицам и организациям, которые могут оказать влияние на выполнение ими служебных обязанностей;
при решении служебных вопросов, включая назначения на должность, распределение государственных контрактов, рекомендации о награждении тех или иных лиц или предоставлении им льгот, основывать свой выбор на заслугах и достоинствах кандидатов;
быть подотчетны обществу за свои решения и действия, не препятствовать любой проверке, связанной с их служебной деятельностью;
проявлять максимально возможную открытость в своих действиях и решениях, обосновывать свои решения, ограничивать информацию лишь в случаях, когда этого определенно требует удовлетворение более широких общественных интересов;
заявлять о любых своих частных интересах, связанных с их официальными обязанностями, разрешать конфликты интересов способами, обеспечивающими защиту общественных интересов;
распространять эти принципы и утверждать их личным примером.
Для простых россиян, а тем более для наших чиновников такие принципы выглядят как несбыточная фантазия.

Организационные меры начали с реформы Комиссии по гражданской службе, существовавшей в Великобритании уже полтора века. Она была обычным бюрократическим ведомством по кадрам. Но в начале 1990-х в нее вместо чиновников включили авторитетных специалистов «со стороны», обладающих опытом работы в общественном и частном секторах. Это известный журналист, вице-президент университета, административный директор Британского музея, сотрудники консультативных и инспекционных фирм, бывший член совета британской ветви фирмы «Макдональдс» и др. Одиннадцать членов Комиссии назначаются на 5-летний срок и работают по совместительству. То есть кадры для госслужбы подбирают не сами чиновники, а представители общества, т.е. потребители государством услуг.

Комиссия по гражданской службе имеет статус независимого агентства, в полномочия которого входят:

окончательное рассмотрение и утверждение на основе принципов меритократии (власти умных) кандидатур на 600 должностей, входящих в перечень старших гражданских служащих;
издание и доведение до общего сведений Кодекса найма служащих, регулирующего процедуры найма на всех уровнях госслужбы;
контроль за соблюдением Кодекса кадровыми службами государственных учреждений;
популяризация примеров положительной практики найма;
рассмотрение в качестве высшей инстанции жалоб на нарушение Кодекса.
Комиссия имеет штат сотрудников, которые работают весьма эффективно. Претенденты отбираются по конкурсу, с ними проводятся собеседования. При отборе старших служащих ведомств в заседаниях Комиссии участвуют постоянные секретари этих ведомств (главы аппарата) и сотрудники их кадровых служб. Но ни они, ни министры не имеют права решающего голоса, отбор осуществляют только члены Комиссии. Проведение конкурсов на остальные должности (кроме высших) доверен кадровым службам самих министерств и ведомств. Но, во-первых, Комиссия их жестко контролирует, а, во вторых, и в этом случае министры не имеют права влиять на подбор сотрудников.

В чем смысл этого английского опыта? В том, что не высокопоставленные чиновники, а само общество, через своих авторитетных представителей, отбирает претендентов на государственную службу. Эта процедура логично дополняет давно существующую в Великобритании систему политической конкуренции на честных выборах депутатов парламента. Что мешает россиянам перенять этот опыт? Как нам отказаться от формирования российских органов власти «по понятиям», исходя из личной преданности?


Ссылка: http://www.ej.ru/?a=note&id=32557
Аватара пользователя

Автор темы
Stio

Джентльмен Благодетель
Военспец Тренер
Сообщения: 4491
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:56
Награды: 4
Благодарил (а): 504 раза
Поблагодарили: 709 раз
Пол:
France

Местное самоуправление

Сообщение Stio »

САМОУПРАВЛЕНИЕ 27 августа 2018 г.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПАРИЖЕМ
26 АВГУСТА 2018, МИХАИЛ ГОРНЫЙ


Париж — столица Франции, где распространена континентальная модель МСУ с сильным государственным контролем (наполеоновская модель), город-миллионник с районным делением. Париж является одновременно муниципалитетом и департаментом (департамент Сены), а также входит в регион Большого Парижа. В городе имеется двухзвенный аппарат управления: политические и административные органы. Районы города являются субъектами МСУ, но с ограниченными правами, так же, как в Берлине и Гамбурге. Хотя во Франции работает континентальная модель, а в Германии смешанная, системы управления их столиц очень похожи, что свидетельствует об устойчивости и эффективности такого управления.

Париж раньше управлялся по специальной системе, обеспечивающей строгий контроль со стороны правительства. Должности мэра не существовало, городом управляли префект Парижа и префект полиции, которые назначались правительством. С 1975 года Париж одновременно и город, и департамент, руководит которыми парижский мэр во главе Парижского совета, заседающего 11 раз в году, при этом его сессии могут продолжаться два дня и открыты для публики. Первый мэр Парижа был избран только в 1977 году. Мэр имеет широкие полномочия, однако до сих пор Париж остается единственным городом во Франции, где муниципальная полиция подчиняется напрямую не мэру, а полицейскому префекту, назначаемому президентом Республики.

В 1982 году во Франции был создан дополнительный уровень управления — регионы, границы одного из них (lle-de-France) совпали с границами Большого Парижа. Наряду с Парижем в него входят семь других департаментов с общим числом коммун 1279. При этом различные уровни не соподчинены друг другу, перечень полномочий и источники доходов каждого из них законодательно закреплены.

К полномочиям региона относятся разработка общерегиональных программ и планирование экономического, социального и культурного развития, а также предоставление ряда услуг регионального значения, в том числе: софинансирование строительства дорог, разработка программ по улучшению качества окружающей среды, обеспечение образовательного процесса, содержание садов и парков и т.д.

Регионы также распределяют между муниципалитетами и департаментами финансовую помощь, поступающую от центрального правительства.

За департаментами закреплены полномочия по содержанию дорог, находящихся в их ведении, содержанию общеобразовательных школ, организации мероприятий в сфере культуры и искусства и т.д.

Кроме того, к полномочиям регионов и департаментов относится координация деятельности органов МСУ, расположенных на их территории.

Парижский совет насчитывает 163 депутата, избираемых населением. Депутаты участвуют в работе Муниципального совета (решает городские проблемы) и Генерального совета (решает проблемы департамента).

Вновь избранный Парижский совет в свою очередь избирает мэра города и около 40 его заместителей, отвечающих за конкретный сектор: экономическое развитие города, транспорт, международные отношения, равенство полов, школы и забота об окружающей среде. Мэр по должности становится также президентом Генерального совета.

Муниципалитет (коммуна) с 1964 года носит официальное название Виль де Пари. В 2005 году он насчитывал почти 40 тыс. служащих, занятых в 3 тыс. муниципальных служб города. У городского муниципалитета в собственности находятся здания мэрии города и 20 мэрий округов, музеи, библиотеки, спортивные сооружения, школы, детсады и пр. К основным полномочиям парижского муниципалитета относятся: разработка местных планов землепользования, строительство дорог местного значения, предоставление транспортных услуг населению, обеспечение дошкольного и начального образования, предоставление услуг в сфере культуры, содержание и развитие муниципальных библиотек, музеев и архивов, создание спортивных центров для молодежи, предоставление услуг полиции, газо-, электро- и теплоснабжения.

Город разделен на 20 округов, в каждом из которых также имеются районный совет и мэр. Советы районов состоят из 20 человек, 2/3 их членов избираются по пропорциональной системе, остальными являются члены городского совета, избранные на территории района. Мэр и его заместители избираются советом, при этом сам мэр и один из его заместителей в обязательном порядке должны быть членами городского совета.

Компетенция советов определена не четко: они в соответствии с принципом негативного регулирования, действующим во Франции, могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом, в интересах и на благо жителей (как в Гамбурге). К собственным полномочиям районов относится согласование планов развития района и условий приема населения в различные учреждения социальной сферы. Советы также могут вмешиваться в решение всех вопросов местного значения, их представители имеют право выступать на заседаниях муниципального совета и направлять письменные обращения на имя мэра города. Районы могут выполнять также полномочия, делегированные с городского уровня.

Бюджеты районов являются неотъемлемой частью городского бюджета, из которого средства на финансирование деятельности районов выделяются в виде грантов. Размер грантов определяется в процессе переговоров между городским советом и советами районов.

Отличительной особенностью системы управления Парижем является нечеткое разграничение компетенции различных уровней МСУ. Местные проблемы решаются в процессе взаимных дискуссий. Чиновники и депутаты всех уровней МСУ вовлечены в процесс обсуждения проектов и планов. В системе управления в основном преобладает совместная деятельность, партнерские отношения сочетаются с иерархическими.

Бюджет Парижа в 2016 году был полностью сбалансирован и составил 11,9 млрд долл. США,что более чем в два раза меньше чем бюджет Москвы.


Ссылка:
http://www.ej.ru/?a=note&id=32842
Аватара пользователя

Автор темы
Stio

Джентльмен Благодетель
Военспец Тренер
Сообщения: 4491
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:56
Награды: 4
Благодарил (а): 504 раза
Поблагодарили: 709 раз
Пол:
France

Местное самоуправление

Сообщение Stio »

САМОУПРАВЛЕНИЕ 06 сентября 2018 г.
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛОНДОНЕ
4 СЕНТЯБРЯ 2018, МИХАИЛ ГОРНЫЙ


Лондон — столица Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, страны, где действует англосаксонская модель МСУ, город-миллионник, город с районным делением. В Лондоне после реформы 1986 г., которая ввела одноуровневую систему МСУ в метрополитенских округах (аналог наших муниципальных районов), был ликвидирован Совет большого Лондона, и город управлялся советами 32 районов города и корпорацией Лондонского сити.

С конца XIX в. предпринимался ряд усилий по централизации городского управления Лондоном. Определенное объединение административных функций было достигнуто благодаря Закону об управлении метрополисом 1855 г. В 1888 г. был сформирован Совет Лондонского графства. В 1899 г. а состав Совета Лондонского графства были включены 28 метрополитенских городов. К середине 1960-х гг. территория Лондона находилась в юрисдикции почти 90 местных органов власти.

В 1965 г. Совет Лондонского графства был заменен Советом большого Лондона, в юрисдикцию которого вошли территории площадью в 1595 кв. км. Этот Совет передал административные функции 32 новым муниципальным районным советам. Реорганизация привела к ликвидации исторически существовавшего графства Мидлсекс и перекройке границ соседних графств, однако Лондонский сити сохранил за собой многие права и привилегии. Сити, получивший статус города в XII столетии, управляется корпорацией, возглавляемой выборным лордом-мэром. К функциям Совета большого Лондона были отнесены такие виды деятельности, как стратегическое планирование, пожарная охрана и борьба с наводнениями. Остальные районы метрополитенского ареала остались под юрисдикцией граничащих с ним графств. Территория, которая находится под контролем столичной полиции, приблизительно совпадает с территорией большого Лондона, за исключением Сити, у которого имеется своя собственная полиция. Столичная полиция, которая подчинена министру внутренних дел, а не начальнику полиции, как это принято в других районах страны, также отвечает за раскрытие особо тяжких преступлений (местная полиция должна обращаться за помощью в Скотленд-Ярд).

До 1986 г. Лондон имел двухзвенную систему управления. В 1986 г. такая система была упразднена, а управление столицей распределено между 32 районными советами и корпорацией Лондонского сити. Однако с 2000 г. на территории лондонской агломерации вновь существует единый выборный представительный орган — Собрание большого Лондона (Great London Assembly), который обладает почти теми же полномочиями, что и Совет большого Лондона в период его существования. Тем самым восстановлена двухуровневая система МСУ: городской уровень и районный уровень.

Собрание большого Лондона состоит из 25 депутатов, выбранных на четыре года. На городском уровне Собранием решаются вопросы стратегического планирования, осуществляется контроль по вопросам экономического развития, полиции, пожарной службы, транспорта. Собрание имеет также некоторые полномочия в сфере культуры, экологии, СМИ и др.

Кардинальным нововведением, принятым на референдуме, является решение о прямых выборах мэра большого Лондона. Это должностное лицо возглавляет исполнительную власть агломерации. Мэр большого Лондона обладает следующими собственными полномочиями, определенными актом правительства (напомним, что в Великобритании действует принцип позитивного регулирования — полномочия органа власти детально определяет только закон):

управление городским транспортом;
территориальное планирование;
экономическое развитие;
охрана окружающей среды;
руководство полицией;
руководство пожарной охраной;
управление культурой, спортом, СМИ.
Таким образом, произошла беспрецедентная децентрализация власти: почти все полномочия переданы мэру органами государственного управления. Мэр избирается сроком на четыре года и обладает большими полномочиями, чем Собрание. Так, Собрание не имеет права отклонить предложенный им проект бюджета. Единственная возможность — предложить до голосования альтернативный бюджет, который должен быть принят не менее чем 2/3 депутатов Собрания. Мэр большого Лондона и Собрание большого Лондона вместе образуют Администрацию большого Лондона (Great London Authority). Итак, на городском уровне в Лондоне сегодня реализована уникальная модель МСУ, напоминающая модель «сильный мэр — совет».

На районном уровне (32 муниципальных округа и Сити) действуют избираемые жителями окружные муниципальные советы. Исполнительную власть в районах осуществляют администрации, возглавляемые нанятым по контракту менеджером. В Сити администрации нет, власть осуществляет Корпорация Лондона — традиционный орган власти, сохранившийся со Cредних веков и возглавляемый выборным лорд-мэром.

В компетенцию каждого лондонского муниципалитета входит: жилищное строительство и планирование, обеспечение людей жильем, система образования, общепит, защита интересов потребителей, наличие лекарств и других медикаментов в местных аптеках, охрана окружающей среды, уборка мусора, чистка улиц, поддержание в хорошем состоянии дорог, парков, музеев, библиотек, общественных купален, бань, кладбищ, предоставление социальных услуг инвалидам и тяжелобольным, обеспечение местами для парковки машин, соблюдение правил гигиены труда на предприятиях данного района. Полномочия советов по исполнению своей компетенции подробно и исчерпывающим образом определяет закон.

Депутаты муниципальных советов избираются на четыре года. Руководит работой как Собрания большого Лондона, так и Муниципального совета избираемый ежегодно председатель, который является членом партии большинства (как правило, лейбористом либо консерватором). По закону он не принимает участия в политической деятельности и выполняет функции спикера. В Собрании председатель называется лорд-мэром (как в Сити). Заместитель председателя — представитель оппозиции. Ключевая фигура и в Собрании, и в совете — лидер фракции большинства, это политический лидер, выступающий от имени фракции и отстаивающий линию партии в Собрании или совете. У него есть заместитель и секретарь. Помимо фракции большинства имеется оппозиционная фракция, критикующая городскую политику правящей фракции. Кроме этого, как правило, имеется еще фракция либерал-демократов (третья значимая партия в Великобритании, но значительно уступающая и лейбористам, и консерваторам). Данные фракции также имеют лидеров, заместителей и секретарей. Основной формой работы и Собрания, и советов является сессия.

Депутаты обладают значительной свободой в принятии решений и выполнении обязанностей. Некоторые решения принимаются всем представительным органом на сессиях, решение других возлагается на специально созданные комитеты. Комитеты могут создаваться по любому вопросу и заседать сколь угодно долго. Как и в английском парламенте, партийный состав комитета должен соответствовать соотношению политических сил в Собрании и совете.

Сессии муниципальных советов, как правило, проводятся два раза в месяц и длятся не более шести часов. Ведут заседания совета его председатель и глава исполнительной власти (Chief Executive). Вопросы готовятся к сессии в комитетах совета. Интересная особенность: председатель по должности является членом всех комитетов, а лидеры фракций — членами всех комитетов с правом совещательного голоса. Заседание комитетов проводятся, как правило, раз в неделю.

За участие в работе совета депутаты получают вознаграждение, имеется небольшая группа (руководители совета, председатели комитетов), которая работает постоянно и получает зарплату.

Заседания и Собрания, и советов, и комитетов, как правило, являются открытыми, причем присутствующие не депутаты вправе принимать участие в обсуждении, но не имеют права голосовать при принятии решения.

Структура исполнительной власти утверждается Муниципальным советом, по представлению главы исполнительной власти, которого совет нанимает по контракту на определенный срок, таким образом в муниципалитетах Лондона главой исполнительной власти является управленец-профессионал. Структура исполнительной власти предельно проста: она состоит из департаментов, руководителей которых нанимает и увольняет глава и которые соответствуют комитетам совета. Представители департаментов являются консультантами комитетов совета, поэтому готовящиеся в совете решения, которые обязательны для исполнительной власти, согласованы с департаментами и обеспечены городским бюджетом. Отметим, что хотя исполнительная власть формируется советом, т.е. отражает вкусы партийного большинства, она обязана по закону не вмешиваться ни в какие политические дискуссии и обслуживать весь совет.

Итак, в Лондоне, в отличие от Парижа и Гамбурга, компетенция органов МСУ общегородского и районного уровней четко определена и разграничена законом. Отличительной особенностью работы лондонской системы местной власти является то, что на разных уровнях МСУ реализованы различные модели: на общегородском уровне функционирует система, похожая на модель «сильный мэр — совет», а на районном — «совет—менеджер». Всем Лондоном управляет избираемый населением политический лидер, а муниципалитетами — управленцы-профессионалы.

Бюджет Лондона в 2016 г. был полностью сбалансирован, составил 25,6 млрд долл. США93 и равен бюджету г. Москвы.


Ссылка: http://www.ej.ru/?a=note&id=32853
Аватара пользователя

Автор темы
Stio

Джентльмен Благодетель
Военспец Тренер
Сообщения: 4491
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:56
Награды: 4
Благодарил (а): 504 раза
Поблагодарили: 709 раз
Пол:
France

Местное самоуправление

Сообщение Stio »

САМОУПРАВЛЕНИЕ 25 ноября 2018 г.
ПРИМЕР РЕФОРМЫ ПОЛИЦИИ В ГРУЗИИ
19 НОЯБРЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ



Грузия совсем недавно считалась синонимом коррупции, кавказского кумовства и милицейского беспредела, ассоциировалась с грузинскими ОПГ и ворами в законе. В этой стране часть преступного мира влилась в полицию, а сама полиция срослась с профессиональными криминальными группировками, с коррумпированными правительственными чиновниками и политиками. Уровень доверия полиции в Грузии был одним из самых низких в мире — 5% в 2003 году.

Пришло время реформ. В августе 2004 года в один день в Грузии были уволены все 15 тыс. сотрудников дорожной инспекции — немало для страны с населением 4,5 млн человек. ГАИ как одна из самых коррумпированных государственных служб была ликвидирована. Три месяца ситуацию на дорогах Грузии не контролировал никто. И ничего страшного не случилось, более того, грузины говорят, что страна ощутила колоссальное облегчение. Ведь гаишники фактически были на «самообеспечении», обирали местных и проезжавших транзитом иностранных водителей, стояли чуть ли не за каждым поворотом. Так, машину, которая двигалась по 400-километровой трассе Тбилиси–Батуми, не нарушая правил, гаишники останавливали через каждые 3 километра с одной целью — получить мзду за проезд.

При реформе использовали американский опыт. Вместо дорожной полиции и оперативной службы была создана патрульная полиция, которая не только контролирует трассы и улицы, но и решает мелкие конфликты. Выделена криминальная полиция — служба детективов и участковых инспекторов. Теперь в Грузии нет следователей. Ведь грузинские следователи, как и их коллеги из других стран СНГ, занимались в основном перекладыванием бумаг, копированием документов, полученных от работников первичного звена. Теперь работу следователя выполняют участковые инспекторы, а по сложным делам работают детективы. Большей части полномочий в ведении самостоятельного следствия лишена и прокуратура, она лишь поддерживает обвинение в суде.

Экипажи из двух человек патрульной полиции курсируют по определенным маршрутам, перекрывающим весь город, обязательно с включенными проблесковыми маяками. Кроме наблюдения за движением полицейский патруль обязан реагировать на правонарушения на улице, бытовые конфликты, драки, изнасилования, пропажи мобильных телефонов, на звонки по телефону экстренной помощи. Ближайшему экипажу отводится несколько минут, чтобы прибыть на место происшествия. Полицейские патрули все время видны на улице, хотя во всей Грузии всего 220 машин, в 4 раза меньше, чем до реформы, и гораздо меньше, чем в других странах.

В патрульных машинах установлены видеокамеры, разговоры экипажа записываются. Полицейские имеют право задерживать и опрашивать людей только в определенном секторе обзора камеры. Выезд на линию машины с неисправной камерой может привести к увольнению экипажа и работника, выпустившего машину. В распоряжении патруля имеются алкометры. Нетрезвых водителей в первый раз наказывают штрафом в 200 лари (120 долларов), во второй — лишением прав на год. Есть подразделения на скутерах, которые быстро преодолевают любую пробку.

В патруле обычно два полицейских, они постоянно меняются, устоявшихся пар не существует, чтобы не возникало желания покрывать противозаконные дела друг друга. Более того, если патрульный совершил неблаговидный поступок или преступление, напарник обязан доложить об этом. Недонесение чревато тюрьмой, тем более что напарник может оказаться «подставой» Генеральной инспекции.

Постепенно начальники и коллективы прекратили покрывать провинившихся коллег. Если раньше предателем считали того, кто «заложит» своего, то теперь — того, кто не удержался от взятки и подставил своих коллег.

Отобранным по четким критериям грузинским полицейским была в разы повышена заработная плата. При средней зарплате в Грузии 200 долларов участковый инспектор зарабатывает 400-500 долларов в месяц, патрульный — 600-1000, начальники отделов и детективы до 2000 долларов. Плюс медицинская страховка, страховка на случай гибели или увечья и премии, которые могут быть довольно существенными в зависимости от выслуги лет, от участия в раскрытии преступлений. Причем жалование не зависит от числа составленных протоколов или выписанных штрафов.

Мало просто уволить всех коррупционеров и поставить честных полицейских. При сохранении прежних стимулов и принципов работы порочная структура быстро «переваривает» новичков. У грузинского полицейского до реформы не было шансов избежать коррупции в условиях, когда в полиции действовала схема: из 10 лари 2 оставались у гаишника, а 8 уходили наверх, вплоть до министра. Та же пропорция существовала во всех государственных учреждениях.

Взятки полицейские перестали брать не потому, что им зарплату повысили — не такую уж большую зарплату получает патрульный, а потому, что начальники перестали требовать с подчиненных мзду. Были созданы условия, при которых потребность во взятках исчезла, брать их стало чрезвычайно сложно, и за взяткой теперь неотвратимо следует суровое наказание.

Для выявления и пресечения коррупции в МВД было организовано постоянное провоцирование полицейских на взятки сотрудниками службы собственной безопасности — Генеральной инспекции. Примерно 100 ее сотрудников придумывали и использовали изощренные способы выявления тех, кто извлекал доход из своей работы в полиции, совершал преступления и правонарушения, торговал силовыми услугами. Работники Генеральной инспекции не только не испытывали угрызений совести от того, что провоцировали своих коллег на правонарушения, а потом сажали их за это, но и гордились своей работой, поскольку «очищали систему от предателей, от коррупции». Новые законы в Грузии приравняли коррупцию и даже мелкие правонарушения к серьезным преступлениям, которые приводят к длительному заключению: например, за взятку в 50 долларов можно получить 10 лет, за кражу мобильного телефона — 5 лет. В 2005 году посадили более 200 сотрудников полиции, в 2006 году — еще больше, и даже в 2010 году все еще арестовывали или увольняли по 2-3 полицейских в месяц. Это был сигнал обществу: ситуация в Грузии действительно меняется.

В начале 2004 года в новом МВД были объединены полиция, Министерство государственной безопасности, Департамент экстренных ситуаций, Департамент охраны нефтепровода и Департамент охраны государственной границы. За безопасность внутри страны отвечает один орган — МВД. Это позволило уменьшить число чиновников, рациональнее расходовать бюджетные средства. Общий штат МВД Грузии был сокращен с 75 тыс. до 26 тыс. человек, не считая 4 тыс. сотрудников Департамента охраны госграницы и 13 тыс. сотрудников вневедомственной охранной полиции, которую нанимают бизнесмены и иностранные дипломатические представительства. В оперативной службе 17% составляют женщины — рекордно высокий показатель для Европы.

МВД не должно вмешиваться в частный бизнес, поэтому в нем ликвидировали департамент, отвечающий за расследование экономических преступлений. Хозяйственные и экономические преступления переданы в ведение финансовой полиции — специального органа Минфина.

Раньше камеры предварительного заключения (КПЗ) подчинялись полицейским управлениям, что позволяло им чинить произвол. Чтобы избежать этого и контролировать ситуацию, в МВД создали специальное Управление по надзору за соблюдением прав человека, которому подчинили все КПЗ в стране. Омбудсмену и правозащитникам дали право посещать КПЗ и колонии в любое время. Служителей закона обязали составлять рапорты о физическом состоянии арестованных. Подозреваемым разрешили во время допроса использовать свою записывающую аппаратуру. Ратифицировали факультативный протокол Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

По ТВ показывали десятки сюжетов, как за взятки арестовывают чиновников, судей. Через полгода «героями» антикоррупционных роликов стали те, кто предлагает взятку. Спустя год чиновники уже как огня боялись тех, кто приносил им деньги. Тут же начинали звонить в полицию с криками, что пришли осквернить их честь. А все потому, что в каждую госструктуру, будь то мэрия, правительство или полиция, регулярно наведываются работники спецслужб и предлагают деньги за решение проблемы. При виде взяткодателя в голове одна мысль: это проверка. После того как тысячи людей загремели на большие сроки, взятки и брать, и давать боятся. Причем разницы нет, на какой сумме погоришь. Мелкий чиновник за то, что потребовал у водителя маршрутки 50 лари (около 30 долларов) за лицензию, получил 9 лет, неделю центральный канал показывал его лицо. Жить в стране, где нет коррупции, огромное удовольствие.

В Грузии для децентрализации МВД важные полномочия передали региональным и районным управлениям полиции, а также местным полицейским участкам. Сейчас они могут проводить самостоятельную финансовую и кадровую политику. Руководитель регионального или городского управления полиции самостоятельно нанимает сотрудников в штат и решает, на что тратить выделенные управлению средства.

Прошло больше десяти лет, сменилось правительство. Но по отзывам посетивших Грузию сегодня, ситуация с правоохранительными органами фактически не изменилась. Доверие жителей Грузии своей полиции самое высокое в мире.

____________________________________________

Коварский Н. Порядок по-грузински // Forbes. 06.07.2010. – http://www.forbes.ru/ekonomika-column/v ... -gruzinski


Фото: May 26, 2016 - Tbilisi, Georgia - A tourist takes a selfy with two Police officers in front of the new Police car showed to public, as many people gathered in Tbilisi center for a popular celebrations, as Georgia Celebrates its Independence Day.


Ссылка:
http://www.ej.ru/?a=note&id=33134
Аватара пользователя

Автор темы
Stio

Джентльмен Благодетель
Военспец Тренер
Сообщения: 4491
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 20:56
Награды: 4
Благодарил (а): 504 раза
Поблагодарили: 709 раз
Пол:
France

Местное самоуправление

Сообщение Stio »

ЧТО ДЕЛАТЬ? 18 декабря 2018 г.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ДВИГАТЕЛЬ ШВЕДСКОГО ПРОГРЕССА?
12 ДЕКАБРЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ



Дайджест по работе Г. Веттерберга[1]. Глобальный капитализм и социальное благополучие — шведский опыт. Подготовили Сергей Магарил, Петр Филиппов



Истоки шведской модели государства восходят еще к XV в., когда в скандинавских странах происходили жестокие конфликты между аристократией, королевской властью и городами. Сравним: в Дании (как и в России, и во многих европейских странах) крестьянам в ту эпоху было запрещено иметь оружие, и несколько веков Дания оставалась классическим феодальным государством. А в Швеции, возможно, сыграли свою роль традиции викингов, крестьянство было настолько сильным, что феодалам не удалось его разоружить. Часть феодалов вынуждена была вступать в союз с крестьянством, чтобы проложить себе путь к власти. Но то же самое сделал и король, поскольку хотел утвердить свою власть. Его сословными противниками были те самые феодалы и, вообще, землевладельческая аристократия. Чтобы получить рычаги давления на аристократию, король также вынужденно вступал в союз с крестьянством.

Это конкурентное взаимодействие трех сил и создало то динамическое равновесие, которое стало основание государственного порядка Швеции:

- Парламент, где была представлена каждая губерния, с ним король вступал в переговоры и заключал соглашения (пока не был лишен таких прав);

- Развитая система правосудия, в соответствии с которой в каждой губернии и был суд, а в составе присяжных всегда были крестьяне. Это создавало возможность для крестьян инициировать судебные разбирательства против аристократов и привлекать их к ответственности;

- Местное самоуправление (ассамблеи), развивавшееся с XVI в. и укреплявшееся в течение несколько столетий.

Подобная структура институтов вынуждала шведское правительство веками децентрализовывать структуру принятия решений, в отличие от других европейских государств. Важно, что децентрализация власти означала передачу полномочий не отдельным лицам, а территориальным сообществам. Так, например, церковные приходы, т.е. территориальные общины брали на себя ответственность в вопросах образования, дорожной инфраструктуры и даже начала(!) военных действий. Подобная децентрализация полномочий — была не только представительством интересов социальных групп, она стала реальной системой безопасности шведского общества, позволяя ему избегать социальных потрясений и революций. В итоге, к началу XIX в. в Швеции уже существовала развитая политическая культура участия граждан в управлении общественной жизнью. Об этом, например, свидетельствует избрание еще в 1809 г. шведским риксдагом (парламентом) первого омбудсмена юстиции. (Сравните с нашими омбудсменами и нынешней массовой апатией россиян, нежеланием брать ответственность за судьбу страны и гибель человечества в результате ядерной войны, которой угрожает миру Путин.)

С тех пор вмешательство центра в жизнь общества остается малозначительным. И сегодня муниципалитеты и лены (губернии) в Швеции обладают высокой степенью автономии. Местные власти ответственны за две трети государственных услуг. Они, например, определяют ставку подоходного налога(!). Поэтому у людей есть сильная мотивация знать, кто избран депутатом в местные органы власти, как депутат выполняет свои обязанности. Добавим, что рядовые шведы имеют полный доступ к информации органов управления и реально контролируют работу избранной власти. В Швеции приняты законы, которые препятствуют богатым людям и компаниям финансировать избрание послушных им депутатов. В Швеции парламент просто не может быть похож на Государственную думу России. В этом парламенте не заседают спортсмены, обычно у депутатов ученая степень по экономике или юриспруденции.

Важно и то, что источники происхождения доходов депутата, дорогого имущества или акций прозрачны для всех граждан. Взятки, коррупция в таких условиях предельно затруднены. Опросы общественного мнения показывают: шведы осведомлены о политике и своих политиках больше, чем в других странах Евросоюза.

Муниципальные и парламентские выборы в Швеции проводятся в один день, и в них участвует 81-82% населения. (В России явка едва переваливает за 50%.) Избиратели ведут себя активно, хотя физическая активность самих политических партий в настоящее время гораздо ниже, чем 40 лет назад. Сказывается влияние интернета. Но в то же время становится все больше групп местных активистов.

Во многих современных обществах распространено противопоставление «мы» – граждане и «они» – власть, бюрократия. Люди не доверяют властям, стремятся обмануть функционеров правящего режима, чтобы уйти от излишних налогов и не быть обманутыми. Скандинавские страны, напротив, отличает высокий уровень доверия властям. Граждане доверяют местным ассамблеям и профсоюзам, поскольку они сами участвовали в честных выборах, в распределении полномочий, но главное – они реально контролируют работу органов власти.

В период становления либеральной демократии Швеция отнюдь не была богатой страной. Как же удалось Швеции добиться нынешнего благополучия? В средине XIX в. в Швеции была введена система свободной торговли с Европой. Было принято решение построить сеть железных дорог, чтобы объединить протяженную, но малонаселенную страну. Потребовались государственные инвестиции, так как в то время шведский частный капитал был еще слаб и не мог участвовать в строительстве дорог (в Европе таким строительством, как правило, занимался частный капитал).

Для развития промышленности нужны были образованные люди. Поэтому была проведена реформа образования. Началась интенсивная эксплуатация природных ресурсов, обнаруженных благодаря развитию геологической науки. Большую роль сыграла предпринимательская активность шведов, они не ждали подачек от государства и проявляли инициативу. Все эти факторы обеспечили бурный рост экономики. До 1970 г. развитие Швеции могло быть сопоставимо только с развитием Японии.

В настоящее время Швеция характеризуется предельно конкурентной экономикой. Шведские социал-демократы вовремя поняли, что большевики неправы, что нельзя резать голову курице, несущей золотые яйца. Ведь конкуренция – сильнейший двигатель прогресса! В отличие от СССР, шведскому народу не была навязана госсобственность на землю и на предприятия, там не было Госплана, административно-командная система не транжирила национальные ресурсы. Сегодня шведские предприятия, стремясь соответствовать мировому технологическому уровню, используют новейшие идеи и технологии. Сравните хотя бы автомобили Volvo и «Волгу». Но чтобы шведское общество социального благоденствия осталось не просто мечтой, необходимо было адаптироваться к очень жесткой конкуренции мирового рынка. Пример такой адаптации – компания ИКЕА. За 50 лет с момента основания она не просто выжила, но стала одной из крупнейших торговых сетей в мире.

Известно, что каждые 10-15 лет в мире происходит финансовый кризис, но и он приносит пользу. Швеция извлекла уроки из кризиса 1990-х гг. Тогда шведы начали лихорадочно откладывать деньги «про запас», в стране возник кризис сбыта. Снизились показатели экономики, существенно возросла безработица. Но в последующие годы Швеция ошибок не повторила, поняла, как надо поддерживать национальную экономику и сбалансированный бюджет. Благодаря этому Швеция вышла из мирового финансового кризиса в лучшем состоянии, чем другие страны Евросоюза.

В Швеции принята эффективная система социальной защиты. Даже когда предприятия закрываются, люди могут рассчитывать на поддержку государства. Шведы спокойно воспринимают сокращение, зная, что в течение года они будут получать достаточно высокое пособие по безработице, позволяющее им за это время трудоустроится. Впрочем, был период, когда шведская социально-экономическая модель давала сбои, поскольку социальные пособия оказались избыточно щедрыми. Люди не работали, предпочитая получать хорошие пособия. Но ведь шведская социальная система подразумевает, что основная масса населения должна трудиться! Именно благодаря этому те немногие, кто пока не трудоустроен, могут получать надежную поддержку. Сегодня этот перекос устранен. С безработицей помогает справиться и развитая система образования, и профессиональной переподготовки. Человек, потерявший работу в одном секторе экономики, может перейти в другой сектор, который развивается.

Швеция наглядно демонстрирует: развитое местное самоуправление – важнейшее условие функционирования свободного общества. Но, для того, чтобы общество было либеральным, люди должны видеть, что они участвуют в управлении и обладают реальной возможностью влиять на решения в местных делах. Для сравнения: по данным соцопросов, до 90% россиян, участников соцопросов, заявляют, что у них нет возможности/ресурсов повлиять на решения властей; поэтому до 80% россиян не чувствуют ответственности за происходящее в России, за свое будущее и будущее своих детей. Тогда чего ждем?

Бывали времена, когда в Швеции самоуправление становилось сильнее или ослабевало. Но оно присутствовало всегда. Чтобы жить достойно, люди должны чувствовать свою причастность к принимаемым решениям и контролировать органы управления. Только так можно преодолеть отчуждение народа от власти.


Ссылка: http://www.ej.ru/?a=note&id=33219
Ответить