Банковская система Грузии

Экономика, финансы, рынки
  • Реклама

Аватара пользователя

Bergmann
Модератор
Сообщения: 50950
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация, западный спиральный рукав Галактики Млечный путь
:
Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 2937
Поблагодарили: 5707
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Банковская система Грузии

Сообщение Bergmann » 27 июн 2010, 19:42

Банковская система Грузии присоединилась к международному стандарту IBAN

Изображение

ТБИЛИСИ, 5 мая /Новости-Грузия/. Банковская система Грузии присоединилась с мая 2010 года к международному стандарту банковских номеров IBAN, сообщили Новости-Грузия в Национальном Банке Грузии.

Национальный банк Грузии, Ассоциация банков Грузии и грузинские коммерческие банки оформили 4 февраля 2010 года меморандум о сотрудничестве в использовании банковских счетов в формате IBAN.

Переход со старых счетов на новый формат будет осуществляться поэтапно в соответствии со сроками, установленными Национальным банком.

IBAN представляет международный стандарт банковских номеров, который учредил европейский комитет банковских стандартов.

Регистрацию форматов осуществляет Международное общество межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT). В 49 стран используют номера банковских счетов в формате IBAN, причем в постсоветском пространстве стандарт внедрен только в странах Балтии.

С помощью нового формата будет осуществлена минимизация операционных рисков, улучшено качество обслуживания, а внедрение стандартизации номеров счетов поможет клиентам осуществлять перечисления в банки иностранных государств без дополнительных реквизитов, что приведет к уменьшению комиссионных во время банковских платежей.
http://www.newsgeorgia.ru/politics/2010 ... 63524.html
მომავალ წელს - სოხუმში!
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Реклама
Аватара пользователя

Bergmann
Модератор
Сообщения: 50950
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация, западный спиральный рукав Галактики Млечный путь
:
Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 2937
Поблагодарили: 5707
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Банковская система Грузии

Сообщение Bergmann » 27 июн 2010, 19:55

Fitch подтвердило рейтинги Грузии на уровне "B+" со "стабильным" прогнозом

Изображение

25 мая. FINMARKET.RU - Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Грузии в иностранной и национальной валюте на уровне "B+". Одновременно агентство подтвердило краткосрочный РДЭ страны в иностранной валюте на уровне "B" и рейтинг странового потолка "BB-". Прогноз по долгосрочным РДЭ - "стабильный", говорится в сообщении агентства.

В Грузии идет экономическое восстановление, и, по прогнозам Fitch, рост ВВП в 2010 г. составит 6% в сравнении с сокращением на 3,9% в 2009 г. Также отмечаются первые признаки улучшения показателей в сфере торговли. Так, экспорт товаров увеличился на 55% в 1 кв. 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущего года, в то время как рост импорта составил лишь 6%. Чистые прямые иностранные портфельные инвестиции повысились до 7,7% ВВП во 2 половине 2009 г. с 4,9% в 1 половине 2009 г. В то же время у Грузии большой дефицит счета текущих операций на уровне 12% ВВП в 2009 г., что делает страну в высокой степени зависимой от внешнего финансирования. Потребуется сильное восстановление притока капитала в частный сектор, так как средства от МВФ и из других официальных источников финансирования уменьшатся ориентировочно с 2012 г., в то время как выплаты по внешнему долгу резко увеличатся в 2013 г. (когда наступает срок погашения суверенных еврооблигаций на $500 млн). Чистый внешний долг в 49% ВВП по состоянию на конец 2009 г. заметно выше десятилетнего медианного показателя в 15% для стран с рейтингом в категории "B".

Грузия имела значительный дефицит бюджета в размере 9,2% ВВП в 2009 г., и ей необходимо в течение ряда лет осуществлять программу усиления бюджетной дисциплины, чтобы вернуть государственные финансы на стабильный курс. Обнадеживающим моментом является то, что такой процесс уже идет, и правительство согласилось с рекомендациями МВФ по снижению дефицита до 6,8% в 2010 г. и до около 2,5% к 2013 г. На фоне истории быстрого роста реальных расходов и увеличения бюджетного дефицита в 2003-2008 гг. Fitch считает позитивным фактором в плане доверия к программе то, что государство планирует использовать более высокие доходы от более сильного роста ВВП для ускорения сокращения дефицита. Государственный долг является умеренным на уровне 35% ВВП на конец 2009 г. (ниже десятилетнего медианного уровня для стран с рейтингами категории "B" в 42%), и значительная часть долга привлечена на льготных условиях при длинных сроках погашения, отсрочках и низких процентных ставках.

Негативные риски в банковском секторе, испытавшем значительное отрицательное воздействие глобального финансового кризиса, ослабли. Сектор имеет хорошую капитализацию и ликвидность, и качество активов стабилизировалось. В то же время банковская система характеризуется высокой долларизацией, что делает макрофинансовую стабильность более уязвимой к шокам и снижает эффективность кредитно-денежной и валютной политики. Политический риск является высоким и оказывает воздействие на суверенный рейтинг. Fitch не ожидает возобновления военного конфликта с Россией или сильного повышения внутренней политической нестабильности, однако нельзя исключать возможность резких потрясений.

/Финмаркет/
Источник - IFX-News
http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=1507597
მომავალ წელს - სოხუმში!
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
SergiyUA
Сообщения: 635
Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:38
Награды: 1
Откуда: Україна
:
Джентльмен
Благодарил (а): 19
Поблагодарили: 27
Пол:
Ukraine

Re: Банковская система Грузии

Сообщение SergiyUA » 27 июн 2010, 21:54

Bergmann,
спасибо! h_i

Что смутило именно в этой статье.
Датирована она мартом 2010 года, а оперирует данными статистики за 2005-2006 года.
К чему бы это? :du_ma_et:
Неужели нет более свежих данных, скажем за 2008-2009 год? :ne_ne_ne:

В других статьях, что мне попадались в интернете отмечается весьма высокая "долларизация" банковской системы Грузии.
Т.е. физические лица предпочитают держать долгосрочные депозиты в долларах США и Евро, а в Лари совсем мало и на короткий срок.
Интересно было бы ознакомится хотя бы с общей картиной по выданным грузинскими банками кредитам.
Предполагаю, что они в большинстве своём тоже валютные.
Украина на эти грабли уже наступала.
ОЧЕНЬ больно!
Не ищите злого умысла в том, что можно объяснить глупостью.

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Bergmann
Модератор
Сообщения: 50950
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация, западный спиральный рукав Галактики Млечный путь
:
Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 2937
Поблагодарили: 5707
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Банковская система Грузии

Сообщение Bergmann » 27 июн 2010, 22:00

SergiyUA писал(а):Датирована она мартом 2010 года, а оперирует данными статистики за 2005-2006 года.

Меня тоже смутило... Пишет в 2010-м о 2005-м...
მომავალ წელს - სოხუმში!
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
SergiyUA
Сообщения: 635
Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:38
Награды: 1
Откуда: Україна
:
Джентльмен
Благодарил (а): 19
Поблагодарили: 27
Пол:
Ukraine

Re: Банковская система Грузии

Сообщение SergiyUA » 27 июн 2010, 22:02

Bergmann,
ещё раз спасибо! h_i

Касаемо стандарта банковских номеров IBAN, то с этой информацией я знаком.
По сути своей всё правильно и позитивно.
Но на надёжность банковской системы это мало как влияет.
Скажем, без особого труда можно найти ряд банков, накрывшихся медным тазом, у которых было всё в порядке с международным стандартом нумерации счетов.
Не ищите злого умысла в том, что можно объяснить глупостью.

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Bergmann
Модератор
Сообщения: 50950
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация, западный спиральный рукав Галактики Млечный путь
:
Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 2937
Поблагодарили: 5707
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Банковская система Грузии

Сообщение Bergmann » 27 июн 2010, 22:14

Оценка страновых рисков банковского сектора: политические и экономические потрясения препятствуют развитию молодой банковской системы Грузии

(Перевод с английского)
Дата публикации: 30-07-2009 MSK

Основные факторы, влияющие на рейтинг

Позитивные факторы:

* ухудшившиеся, но все еще хорошие перспективы долгосрочного макроэкономического роста;
* более высокое качество регулирования, чем в соседних странах региона, и недавние успехи в проведении структурных реформ.

Негативные факторы:

* неопределенность политической среды;
* высокая волатильность бизнес-цикла под влиянием внешних стресс-факторов;
* высокий уровень долларизации;
* быстрорастущие и не проверенные временем кредитные портфели, которые в настоящее время находятся под влиянием стрессовой ситуации;
* отсутствие вторичного рынка для государственных ценных бумаг и других денежных инструментов препятствует управлению ликвидностью.

Резюме

По мнению Службы кредитных рейтингов Standard & Poor's, кредитоспособность банковского сектора Республики Грузия отражает высокий риск, о чем свидетельствует оценка страновых рисков банковского сектора (так называемая оценка BICRA). Грузия отнесена к группе 9 (из 10 групп, где 1-я наиболее высокая). Банковская и финансовая система Грузии по-прежнему невелика и недостаточно развита вследствие гиперинфляции и политических потрясений 1990-х гг. Банковская система характеризуется высоким уровнем концентрации: в конце 2008 г. на долю шести банков приходилось 80% активов системы.

Оценка BICRA учитывает значительные отраслевые и экономические трудности, с которыми сталкивается молодая и быстро развивающаяся банковская система, характеризующаяся работой в среде с высокими политическими и макроэкономическими рисками, низким уровнем стабильности денежно-кредитной политики, о чем свидетельствует высокая инфляция, и значительной долларизацией операций. Оценка BICRA также отражает быстрый рост кредитных портфелей, основная часть которых не проверена в условиях экономического спада, и ухудшение ликвидности, гибкость которой ограничена отсутствием вторичных рынков долговых обязательств. Положительное влияние на оценку BICRA оказывает высокий потенциал макроэкономического роста в долгосрочной перспективе и более высокое качество регулирования по сравнению с другими странами региона.

Из других стран в ту же группу, что и Грузия (Правительство Грузии; В/Стабильный/В), входят Беларусь, Босния и Герцеговина, Ливан, Нигерия и Азербайджан (дополнительную информацию об оценках BICRA можно найти в статье «Оценки странового риска банковских систем, проведенные Standard & Poor’s: подведение итогов за год», опубликованной 9 августа 2009 г. в RatingsDirect).

Финансовый профиль банковской системы оценивается как адекватный: в мае 2009 г. регулятивный норматив достаточности капитала составлял 17,3%, обеспечивая достаточную защиту в условиях стрессовой среды. Однако система является чувствительной к внешним шоковым факторам, и во 2-м полугодии 2008 г. понесла убытки после военных действий с участием России. Поэтому по итогам года общие убытки банковской системы Грузии составили 215,74 млн лари (130 млн долл.). Быстрый рост кредитования традиционно скрывал проблемы с качеством активов, однако кредитные портфели проходят проверку в условиях ситуации, на которую оказали влияние военные действия и спад в мировой экономике. Ожидается, что показатели качества активов будут быстро ухудшаться — по мере замедления роста кредитования в условиях наблюдающегося снижения экономического роста (в мае 2009 г. доля проблемных ссуд составляла 16,9%, доля просроченных ссуд — 5,13%), особенно учитывая высокую концентрацию в секторе розничного кредитования.

Экономический риск

Экономика Грузии стабилизируется после кратковременных, но напряженных военных действий с участием России в середине 2008 г. Иностранная помощь, объем которой оценивается в 4,5 млрд долл. (23% ВВП), будет способствовать обеспечению значительных потребностей правительства во внешнем финансировании и восстановлению поврежденных объектов инфраструктуры. Ожидается, что в 2009 г. показатель ВВП в целом не изменится после резкого снижения с более чем 12% в 2007 г. до примерно 2% в 2008 г. Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) обеспечил значительную поддержку впечатляющего экономического роста в стране в течение последних нескольких лет. Однако в настоящее время негативное виляние на экономику Грузии оказывают мировой финансовый и экономический кризис, а также последствия вооруженного конфликта с Россией в августе 2008 г. Приток ПИИ во 2-м полугодии 2008 г. (338 млн долл.) сократился более чем в 2 раза по сравнению с 1-м полугодием (942 млн долл.), при этом портфельные инвестиции также снизились. Мы ожидаем, что в результате этого сокращения внешнего финансирования темпы роста экономики в краткосрочной перспективе будут более умеренными — менее 5%; положительное влияние на рост будет оказывать приток финансовых средств от доноров, который составлял в среднем почти 10% в 2003-2007 гг. Однако если правительство сохранит впечатляющие темпы реформ, направленных на улучшение рыночной ориентации институциональной структуры и деловой среды, это может способствовать восстановлению доверия инвесторов и возврату к значительному притоку частного капитала, который наблюдался в последние годы. Одним из недостатков является узкая структурная база экономики Грузии. Кроме того, повышение качества законодательной базы и появление сильной и сплоченной оппозиции будут способствовать ослаблению опасений инвесторов относительно возможности повторения внутренних политических потрясений наподобие тех, что происходили в ноябре 2007 г.

Операционная среда по-прежнему характеризуется высокими рисками для банков вследствие слабой структуры экономики страны, несмотря на хорошие перспективы, обусловленные реформами, которые правительство начало проводить в 2003 г. Период политической и экономической нестабильности в период правления бывшего президента Эдуарда Шеварнадзе завершился в 2003 г. «революцией роз». С 2003 г. хорошие перспективы экономического роста, поддерживаемые политической готовностью проводить взвешенную финансовую политику и рыночные структурные реформы, создали возможности для развития банковской системы. Для институциональных и инфраструктурных изменений необходима устойчивая политическая и финансовая поддержка, направленная на совершенствование распределения финансовых ресурсов и повышение уровня финансового посредничества. Узкая база экономики, низкий доход на душу населения и высокий уровень безработицы сдерживают проникновение банковских продуктов и диверсификацию выручки. Такое положение дел усугубляется значительной долей «теневой» экономики. Улучшение ситуации зависит от успехов страны в повышении уровня рыночной ориентации институциональной структуры и деловой среды Грузии, что будет стимулировать приток иностранных инвестиций, а также от укрепления правовой системы. Обращение взыскания на залог или другие формы обеспечения могут оказаться затруднительными.

Высокая волатильность бизнес-цикла зависит от внешних стресс-факторов

Поскольку Грузия относится к странам с уровнем доходов ниже среднего, ее экономика демонстрирует волатильность на протяжении бизнес-циклов под влиянием внешних стресс-факторов. Экономика страны в значительной степени зависит от колебаний объема производства в сельскохозяйственном секторе, что может негативно повлиять на показатели общего объема производства и торговый баланс. Кроме того, страна сильно уязвима к внешним стресс-факторам, в частности из-за структуры торговли и высокого уровня импорта энергоресурсов.

В последние три года уровень инфляции в экономике Грузии превышал 9%, однако после сокращения внутреннего спроса и снижения цен на продукты питания и энергоносители инфляция составила 5,5% в конце 2008 г. и снизилась до 2,1% в феврале 2009 г. Это значительно ниже целевого показателя 9%, установленного Национальным банком Грузии на 2009 г. В результате Центральный банк стал проводить менее жесткую денежно-кредитную политику, снизив ее основной показатель (ставку рефинансирования) до 6,5% в марте 2009 г. с пикового значения 12% в апреле 2008 г.

Правительство реализует стратегию, в соответствии с которой бюджетная политика используется для поддержания внутреннего спроса, что привело к увеличению дефицита бюджета расширенного правительства почти до 8% ВВП в 2008 г., хотя гибкость валютного курса поддерживает внешнюю стабильность. Взаимодействие этих двух направлений политики будет иметь большое значение для ослабления давления на валютном рынке, но может вызвать ответные требования к властям, поскольку поддержка валютного курса может потребовать ужесточения денежно-кредитной политики, в то время как стабилизация экономики страны может вызвать необходимость более значительной поддержки ликвидности.

Уязвимость к изменению потоков капитала

Экономика Грузии уязвима по отношению к «бегству» иностранного капитала, так как имеет большой объем ПИИ, которые могут продемонстрировать отрицательную динамику вследствие геополитических рисков, однако поддерживаются политической готовностью руководства страны проводить реформы. Положительное влияние на экономику Грузии будет оказывать иностранная помощь, размер которой оценивается в 4,5 млрд долл. (23% ВВП) и которая будет способствовать удовлетворению значительных потребностей правительства во внешнем финансировании и восстановлению инфраструктуры, поврежденной в ходе военных действий с участием России.

Положительное влияние на экономику Грузии оказал значительный приток ПИИ; страна заняла 18-е место среди 178 стран, включенных в исследование Всемирного банка “Doing Business 2008”, намного опередив все страны региона, которым присвоены аналогичные рейтинги. Значительный приток капитала, который в первое время поступит от доноров, но в конечном счете, как ожидается, будет замещаться финансовыми потоками восстанавливающегося частного сектора, должен и в дальнейшем обеспечивать высокий уровень импорта капитала, способствуя сохранению дефицита счета текущих операций на уровне почти 20% ВВП. Вместе с тем 35% внутреннего долга кредитуется из внешних источников, что свидетельствует об уязвимости канала кредитования к волатильным условиям внешнего финансирования.

Иностранный капитал имеет большое значение для банковской системы Грузии, что обусловлено относительно высоким уровнем чистого внешнего долга финансового сектора (в конце 2008 г. — 10% ВВП) и активным притоком ПИИ в банковский сектор. Основная часть долгового финансирования поступает от международных организаций, что в некоторой степени смягчает риск рефинансирования. Кроме того, часть средств поступает от материнских организаций грузинским дочерним банкам. В ноябре 2008 г. число банков, созданных с участием иностранного капитала, достигло 17 (годом ранее их было 14), включая два отделения иностранных банков. Пять из них (T.C. Ziraat Bankasi A.S., Кавказский банк развития, HSBC Bank PLC, банк «Кор» и Народный банк Казахстана «Халык») созданы исключительно за счет иностранного капитала.

Проводящиеся реформы должны привести к устойчивому притоку ПИИ в долгосрочном плане, особенно в такие отрасли, как транспорт, энергетика, сельское хозяйство, сектор услуг (в частности, в торговлю). Однако для привлечения более значительного объема частных внутренних и венчурных ПИИ Грузии по-прежнему необходимо улучшить институциональную и правовую структуру и деловую среду с целью ускорения темпов либерализации экономики и укрепления финансового сектора. В отличие от соседних России, Украины и Казахстана политическая готовность к проведению реформ в Грузии остается высокой. Реализация программы рыночных реформ способствовала росту экономики в несельскохозяйственных отраслях и приводит к сокращению неформального сектора экономики. Тем не менее, темпы роста по-прежнему зависят от внешних условий.

Высокая подверженность кредитному риску портфеля розничных кредитов

Грузинские банки подвержены высокому кредитному риску вследствие наличия непроверенных временем и быстро сформированных кредитных портфелей в условиях продолжающегося экономического спада, высокого уровня концентрации в розничном сегменте кредитования и неэффективной регистрации залогового обеспечения и реализации прав кредиторов.

В 2008 г. качество активов незначительно снизилось, однако уровень проблемных ссуд остается контролируемым (в мае 2009 г. доля проблемных ссуд составляла 16,9%, покрытие резервами — 67% по сравнению с 3,8% проблемных ссуд годом ранее). Объем проблемных ссуд может вырасти в результате последствий политического конфликта с Россией, а также повышения «выдержанности» кредитов в случае стабилизации роста кредитования на фоне экономического спада. Недавно образованное кредитное бюро для розничного сегмента кредитования будет способствовать контролю проблем, связанных с качеством активов. Однако неэффективная регистрация залогового обеспечения и реализация прав кредиторов, а также медленные судебные процедуры являются препятствием для повышения качества активов. Практически все кредиты выдаются частному сектору, что отражает структуру корпоративной собственности в Грузии: доля розничного сегмента кредитования в Грузии является значительной (в конце 2008 г. — 58,5%), что намного больше, чем в России (26%) и на Украине (23%).

По нашему мнению, такая концентрация является высокой, учитывая низкий показатель ВВП на душу населения, в то время как кредитная культура и системы андеррайтинга все еще находятся в процессе становления, отражая начальную стадию развития банковских операций.

Доля валовых проблемных активов составляет 35-50%

Standard & Poor’s анализирует структуру и результаты экономики той или иной страны, чтобы получить представление о характере и уровне экономического риска, учитываемого при оценке кредитоспособности ее банковского сектора в целом. Одним из ключевых аналитических показателей, который отражает относительный экономический риск, является гипотетический уровень валовых проблемных активов (ВПА) в финансовой системе в рамках обоснованного — но некатастрофического — сценария экономической рецессии. Эта оценка выражается в процентах от суммы внутренних кредитов частному сектору и государственным нефинансовым организациям. Проблемные активы включают просроченные ссуды, реструктурированные активы (с измененными первоначальными условиями договора), недвижимость в залоге и прочие активы, взысканные для возврата ссудной задолженности, а также проблемные активы, переданные в управление специальным компаниям. Кроме того, показатели ВПА отражают стоимость и уровни проблемных активов, имевших место в банковской системе в прошлом.

Мы полагаем, что уровень проблемных активов банковской системы (так, как они описаны выше) может повыситься в период рецессии в Грузии в случае реализации обоснованного наихудшего сценария. По нашим оценкам, уровень ВПА в банковской системе Грузии может достичь 35-50% — аналогично Исландии, Казахстану, Черногории, России, Тунису и Украине. На этом уровне доля ВПА составит 12-17% ВВП. Наша оценка основывается на высоких рисках относительно молодой и быстро растущей банковской системы, непроверенной платежной культуры, новых непроверенных временем кредитных портфелей, значительного объема кредитования розничному сектору и неопределенной политической и макроэкономической среды. Высокая доля кредитов в иностранной валюте и слабая система обращения взыскания на залоговое обеспечение обусловливают дополнительное повышение кредитного риска. В конце 2008 г. доля кредитов в иностранной валюте составляла 72,1% кредитного портфеля.

Отраслевой риск

Динамика конкуренции

Банковская и финансовая система Грузии по-прежнему невелика и недостаточно развита после периода гиперинфляции 1990-х гг. и нескольких лет политических потрясений. В последние четыре года уровень финансового посредничества быстро повышался: после 2004 г. удельный вес кредитов в ВВП увеличился в 3 раза (с 11% до 33% в конце 2008 г.). Хотя с 2003 г. доверие к банкам резко повысилось, удельный вес кредитов в ВВП остается относительно низким по сравнению с такими странами региона, которым присвоены аналогичные рейтинги, как Казахстан, Россия и Украина. Однако, учитывая сложные условия внешнего финансирования и ужесточение принятых банками критериев кредитования, уровень финансового посредничества вряд ли существенно повысится в среднесрочной перспективе, несмотря на относительно сильное доверие к банковской системе и сокращение доли «теневой» экономики. Рост кредитов несколько стабилизировался после политического конфликта с Россией, после того как в течение трех предшествующих лет темпы роста превышали 10%, при этом основным фактором роста оставался сектор розничного кредитования. Несмотря на замедление во 2-м полугодии, рост кредитов за весь 2008 г. по-прежнему оставался высоким (25,7%), однако ожидается, что он снизится в 2009 г.

В ноябре 2008 г. банковский сектор Грузии насчитывал 20 банков, а также 24 небанковских депозитарных организации и 15 организаций микрофинансирования, поэтому банковская система оценивается как перенасыщенная, особенно учитывая низкий уровень финансового посредничества и относительно высокую концентрацию. Один филиал приходится в среднем на каждые 8300 человек — это выше, чем в Турции и на Украине, но ниже, чем в Европе. Банковская система отличается высокой концентрацией: шесть крупнейших банков контролировали более 80% совокупных активов.

Однако у этих банков по-прежнему отсутствуют надежные стратегические инвесторы, которые имеются в странах Центральной Европы. «Карманные» банки в Грузии не преобладают — в отличие от стран региона, которым присвоены аналогичные рейтинги (например, Россия).

Ожидается, что консолидация банковской системы Грузии продолжится, особенно вследствие повышения требования к минимальному размеру капитала до 12 млн лари.

Операционная гибкость

Гибкость грузинских банков с точки зрения адаптации к переменам в операционной среде оценивается как достаточная. Standard & Poor’s полагает, что этому способствуют изменения регулирования и высокий уровень капитала, но в то же время отрицательное влияние на этот показатель оказывает отсутствие вторичного рынка для государственных ценных бумаг и высокий уровень долларизации. Изменения в регулировании включают постепенное снижение консервативных требований Национального банка Грузии (НБГ) к показателям достаточности капитала и ликвидности (в частности, требование о 200%-ном взвешивании по риску для кредитов в иностранной валюте). Вместе с тем банки поддерживают адекватный уровень достаточности капитала (в мае 2009 г. достаточность нормативного капитала составляла 17,3%), хотя увеличение доли кредитов привело к ухудшению показателей ликвидности, и будет постепенно уменьшать эту «защитную подушку» в долгосрочном плане. В течение последнего года динамика депозитов была неустойчивой: грузинские банки потеряли 13,4% клиентских депозитов после военных действий с участием России (август 2008 г.), но восстановили весь этот объем к декабрю 2008 г. Тенденция к снижению возобновилась в январе 2009 г., и к апрелю 2009 г. объем депозитов сократился на 17,4% по сравнению с пиковым значением в июле 2008 г., после чего снова начал восстанавливаться. Учитывая высокий уровень стресса, который стал проверкой для банковской системы, эта динамика по-прежнему свидетельствует об относительно высоком уровне доверия населения к банковской системе. Как и у других стран региона, которым присвоены аналогичные рейтинги, одной из проблем является несовпадение активов и обязательств по срокам погашения; в Грузии это обусловлено краткосрочным характером сбережений и растущей долей долгосрочного кредитования (75% кредитов выданы на срок более одного года). Доля долгосрочных иностранных заимствований, привлеченных не от международных финансовых организаций, по-прежнему невелика, но, по нашим ожиданиям, должна увеличиваться (на долю депозитов приходилось 50% обязательств банковской системы). Валютный риск сохраняется вследствие высокого уровня долларизации. Значительный потенциал роста банковской системы потребует управленческой и финансовой поддержки. Поскольку ресурсы обоих видов поддержки в стране относительно невелики, необходимость в них приведет к увеличению иностранного участия. Положительное влияние на рентабельность банковской системы оказывает высокая процентная маржа, но система является уязвимой к внешним потрясениям и требует диверсификации, учитывая давление со стороны маржи. Во 2-м полугодии 2008 г., после политических потрясений с участием России, банковская система понесла убытки, что привело к необходимости значительно увеличить расходы на формирование резервов на возможные потери по ссудам. Поэтому по итогам года общий убыток банковской системы составил 215,74 млн лари (130 млн долл.), в то время как в 2007 г. прибыль составила 109,28 млн лари (66 млн долл.).

Отсутствие вторичного рынка для государственных ценных бумаг и других денежных инструментов препятствует управлению ликвидностью банковской системы.

Регуляторная среда

В настоящее время уровень банковского регулирования и надзора в значительной степени соответствует стандартам ЕС, что содействует развитию банковской отрасли в Грузии.

Надзор со стороны НБГ еще недостаточно развит, но уже находится на более высоком уровне по сравнению со странами региона, которым присвоены аналогичные рейтинги. С 2000 г. НБГ проводит оценку банков по нескольким параметрам: капитал, активы, управление, собственные средства и ликвидность (система CAMEL) для определения их результатов и рекомендуемых мер. Кроме того, НБГ использует методы стресс-тестирования, рекомендуемые Международным валютным фондом. Ранее он принял эффективные меры в отношении проблемных банков. НБГ также активно проводит политику противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Хотя банковское регулирование соответствует западным нормам, правоприменение не является жестким.

Готовность государства оказывать поддержку банковской системе

В соответствии с нашей методологией Standard & Poor’s относит Грузию к категории стран, «готовых оказать поддержку» банковской системе. По нашему мнению, существует высокая вероятность того, что правительство будет спасать проблемные банки, имеющие стратегическое значение, но исходя из политики пруденциального регулирования в основном станет решать проблемы до их обострения.

Несмотря на довольно ограниченные возможности правительства в отношении поддержки банковской системы в случае системного кризиса, учитывая умеренный, но растущий уровень государственного долга, мы полагаем, что оно примет участие в спасении системообразующих банков. Банковская система Грузии характеризуется очень высокой долей частных банков и их автономностью, что предполагает ограниченное вмешательство государства в случае возникновения проблем. Однако при необходимости — с целью предотвращения нарастающих проблем в банковской системе — правительство готово вмешаться. Поддержка, вероятнее всего, будет оказана 10 крупнейшим банкам. Банковский надзор направлен на быстрое и эффективное выявление и решение проблем в целях предотвращения их распространения на всю банковскую систему. Ожидаемая поддержка подкрепляется отсутствием системы страхования вкладов в Грузии, которая вряд ли будет образована до дальнейшей консолидации банковской системы. Возможная государственная поддержка касается конкретных мер — рекапитализации, поддержки ликвидности или приобретения проблемных активов, которые будут предотвращать банкротство банков. Государственная поддержка всех банков, оказавшихся в стрессовой ситуации, маловероятна при любых обстоятельствах. Тем не менее, НБГ может усилить регулирование банков и поддержать ликвидность в банковской системе в случае возникновения временных проблем с ликвидностью и операционных трудностей.

Приложение 1. Основные данные о банковской системе Республики Грузия (на конец 2007 г.)

Количество банков
20

Совокупный объем вкладов
3,0 млрд лари (1,8 млрд долл. США) по состоянию на май 2009

Объем вкладов на душу населения
700 лари (425 долл. США)

Валютный курс
1,645 лари / 1 долл. США

Форма регулирования
Национальный банк Грузии отвечает за пруденциальное регулирование и лицензирование банков в Грузии, а также за мониторинг их ликвидности, валютных операций и денежно-кредитную политику.

Глава Центрального банка
Давид Амаглобели, исполняющий обязанности президента Национального банка Грузии, член Правления Национального банка Грузии
Георгий Глонти, вице-президент Национального Банка Грузии, член Правления Национального банка Грузии

Приложение 2. Рейтинги Правительства Грузии (по состоянию на 17 октября 2008 г.)

Кредитные аналитики
Тревор Каллинан, Лондон, (44) 20-7176-7110;
Фрэнклин Гилл, Лондон, (44) 20-7176-7129

Суверенные рейтинги
В/Стабильный/В

Обоснование

Экономика страны стабилизируется после коротких, но интенсивных военных действий с Россией, и поддерживается приблизительно 3 млрд долл. (24% ВВП) иностранной помощи, которые помогут профинансировать значительные внешние потребности Грузии и восстановить разрушенную инфраструктуру.

ВВП на душу населения в стране, по оценкам, составляет 2 852 долл. в 2008 г., что является относительно высоким уровнем, и ожидается, что он будет расти, если правительство продолжит следовать прежнему курсу проведения впечатляющих рыночных реформ, направленных на улучшение качества институциональной и бизнес-среды в целях восстановления доверия инвесторов и увеличения потока прямых иностранных инвестиций, которые способствовали значительному росту экономики на протяжении последних лет.

Тем не менее ограничивающим рейтинги фактором является «узкая» экономическая структура. Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается геополитическими рисками, обусловленными напряженными отношениями с Россией, которые также усугубляются слабыми внешними показателями Грузии: совокупные валовые потребности во внешнем финансировании оцениваются на уровне около 133% поступлений по счету текущих операций и доступных резервов в 2008 г. Более того, укрепление законодательной власти и появление более сильной и сплоченной оппозиции снизит опасения инвесторов в отношении повторения ноябрьского кризиса 2007 г.

Значительные потоки капитала, которые первоначально поступают от донорских организаций, но в конечном счете будут замещены денежными потоками возрождающегося частного сектора, будут продолжать стимулировать высокий уровень импорта капитала, поддерживая дефицит по счету текущих операций на уровне выше 20% ВВП. Вместе с тем 35% внутренних кредитов профинансировано извне, что подчеркивает неустойчивость каналов кредитования, связанную с волатильностью ситуации на мировых финансовых рынках.

Ожидается, что в результате августовского конфликта дефицит вырастет до 7,9% ВВП в 2008 г. (сравнительно с 4,8% в 2007 г.). Вместе с тем значительная иностранная помощь, обещанная Грузии в следующие два года, будет использована для финансирования большинства инфраструктурных расходов и, таким образом, облегчит давление со стороны долга расширенного правительства.

Прогноз

Прогноз «Стабильный» отражает наши ожидания относительно продолжающегося роста реального ВВП на душу населения вместе с обещанной значительной донорской помощью, что будет позитивно влиять на государственные и внешние финансы. Тем не менее уровень рейтингов будет по-прежнему ограничен низкой диверсификацией экономической базы и геополитическими рисками.

Дальнейшее расширение дефицита внешних балансов в условиях отсутствия компенсирующего недолгового финансирования будет негативно влиять на рейтинги. Давление на рейтинги может также усилиться, если дефицит бюджета расширенного правительства останется на прежнем (или более высоком) уровне, что приведет к увеличению долгового финансирования. Вместе с тем возвращение к предконфликтным темпам роста и притоку прямых иностранных инвестиций будет поддерживающим фактором рейтинга.



* Оценки странового риска банковских систем, проведенные Standard & Poor’s: подведение итогов за год // RatingsDirect, 9 августа 2009 г.

Для получения более подробной информации:
Магар Куюмджян, Лондон, (44) 20-7176-7217
Остен Коль-Будро, Милан, (3) 02-72-111-260

Адреса электронной почты аналитиков:
magar_kouyoumdjian@standardandpoors.com
austen_koles-boudreaux@standardandpoors.com
FIG_Europe@standardandpoors.com
http://www.standardandpoors.ru/article. ... 507&sec=pr
მომავალ წელს - სოხუმში!
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
SergiyUA
Сообщения: 635
Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:38
Награды: 1
Откуда: Україна
:
Джентльмен
Благодарил (а): 19
Поблагодарили: 27
Пол:
Ukraine

Re: Банковская система Грузии

Сообщение SergiyUA » 27 июн 2010, 22:20

Касаемо сообщения "Fitch подтвердило рейтинги Грузии на уровне "B+" со "стабильным" прогнозом"...
Я не экономист, но смущает то что автор статьи оперирует только относительными цифрами и избегает озвучивать абсолютные.
Например:
Bergmann писал(а):экспорт товаров увеличился на 55% в 1 кв. 2010 г. относительно аналогичного периода предыдущего года, в то время как рост импорта составил лишь 6%.

При этом НЕ приводятся абсолютные цифры по экспорту/импорту.
Невозможно понять на сколько существенно показатели 1 квартала влияют на общую картину текущего торгового баланса, который у Грузии давно и сильно перекошен в сторону импорта.
Так же не ясно за счёт чего (каких товарных группы) достигнут такой показатель.
По сути от такого рода цифр и информации больше тумана чем ясности. :ne_vi_del:

На а рейтинги...
То такое. f_x
Не ищите злого умысла в том, что можно объяснить глупостью.

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Bergmann
Модератор
Сообщения: 50950
Зарегистрирован: 20 сен 2009, 23:20
Награды: 5
Откуда: Российская Федерация, западный спиральный рукав Галактики Млечный путь
:
Юморист Фоторепортер
Благодетель Активист
Шедеврал
Благодарил (а): 2937
Поблагодарили: 5707
Пол:
Georgia
Контактная информация:

Re: Банковская система Грузии

Сообщение Bergmann » 27 июн 2010, 22:25

SergiyUA писал(а):Касаемо сообщения "Fitch подтвердило рейтинги Грузии на уровне "B+" со "стабильным" прогнозом"...

В Фитче пацаны за базар отвечают... h_i a_p
მომავალ წელს - სოხუმში!
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.
Изображение

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
SergiyUA
Сообщения: 635
Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:38
Награды: 1
Откуда: Україна
:
Джентльмен
Благодарил (а): 19
Поблагодарили: 27
Пол:
Ukraine

Re: Банковская система Грузии

Сообщение SergiyUA » 27 июн 2010, 22:28

Bergmann, h_i :cool_cool:
Аналитика S&P пожалуй самая толковая и наиболее объективная из того что я встречал в интеренете.
Не ищите злого умысла в том, что можно объяснить глупостью.

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост

Аватара пользователя

Автор темы
SergiyUA
Сообщения: 635
Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:38
Награды: 1
Откуда: Україна
:
Джентльмен
Благодарил (а): 19
Поблагодарили: 27
Пол:
Ukraine

Re: Банковская система Грузии

Сообщение SergiyUA » 28 июн 2010, 20:16

Сегодня не поленился - сделал несколько звонков в грузинские банки.
Из них я понял, что Фонда гарантирования вкладов, или как оказалось более удобно говорить грузинским банкирам "страховки вкладов" - в настоящий момент в Грузии вероятнее всего не существует.
Во всяком случае мне такого обнаружить не удалось. :ne_vi_del:

Отдельная благодарность сотрудникам грузинских банков за терпение и настойчивость!
Мой вопрос "со старта" долго не могли понять, по нескольку раз переключали, видимо подбирали достаточно "русскоязычного" сотрудника.
Несколько рас переспрашивали, уточняли, долго и неоднократно держали на "холде"... в общем по разговорам "натикало" более часа.

Зато теперь есть информация. :)
Не ищите злого умысла в том, что можно объяснить глупостью.

Ссылка:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост


Вернуться в «Экономика»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость